Народный контроль


Народный контроль в СССР, система, сочетавшая гос. контроль и общест. инспекцию на местах. Осуществлялся Н. к. за работой аппаратов управления, должностных лиц предпр., колхозов, учреждений и орг-ций. Предшественники Н. к.— РКИ (1920—34), комиссии сов. контроля (1934—62), к-т парт.-гос. контроля (1962—65). В дек. 1965 ЦК КПСС принял решение о преобразовании органов парт.-гос. контроля в органы Н. к. Порядок образования, функции, полномочия, задачи и организация деят-сти органов Н. к. регламентировались Положением об органах Н. к. в СССР (дек. 1968) и законом СССР «О народном контроле в СССР» (30 нояб. 1979). Органы Н. к. формировались Советами деп. трудящихся и нар. деп. разных уровней на сессиях или избирались труд. коллективами. Структура органов Н. к. Чел. обл. включала обл., гор. и районные к-ты, группы Н. к. (в 1970-е гг. их насчитывалось 7300) при поселковых и сел. Советах деп., посты в цехах предпр., в колхозах, учреждениях, орг-циях и воинских частях (10 500), внештатные отделы (464) пром-сти, транспорта и связи, стр-ва, гор. х-ва, торговли, общест. питания, бытового обслуживания, науки и культуры, здравоохранения и др. Нар. контролеры участвовали в рейдах по укреплению труд. дисциплины, улучшению качества продукции, контролировали ход капитального стр-ва, вносили предложения по совершенствованию структуры и удешевлению аппарата управления, вырабатывали предложения по устранению имеющихся недостатков и т. д. К массовым проверкам, рейдам, смотрам органы Н. к. привлекали тысячи трудящихся. Так, в проверке использования материальных ресурсов в 1973 участвовали 58 тыс. чел., к-рые внесли св. 41 тыс. предложений с экон. эффектом в 32 млн руб. В рек-ции ЧТЗ, переводе пр-ва на выпуск нового трактора Т-130 были задействованы 2100 нар. контролеров завода. Деят-сть 1200 нар. контролеров ММК способствовала улучшению использования вторичных энергоресурсов, экономии угля, мазута и т. д. В центре внимания сел. нар. контролеров в 1970-е гг. были вопросы охраны земель, эффективности использования орошаемых полей в пригородных районах, соблюдения земельного законодательства. Выявл. контролерами 20654 га пригодной для пахоты земли были вовлечены в оборот, засеяны. Наибольшую активность проявили райкомитеты Н. к. Кизил., Красноарм., Кунашак., Нагайбак. и Чесм. р-нов. В 1970—80-х гг. был обобщен положит. опыт деят-сти нар. контролеров Бакальского рудоуправления, ММК, ЧМЗ, трестов № 42 и «Магнитострой», Златоуст. локомотивного депо, ЧТЗ, совхоза «Россия» Соснов. района и нек-рых др. Напр., к 1979 в Магнитогорске работало 8 к-тов: 1 гор., 3 районных и 4 на крупнейших предпр.— ММК, тресте «Магнитострой», калибровочном и метизно-металлург. з-дах. К 1985 числ. нар. контролеров увеличилась в 3 раза (по сравнению с 1965) и составила 17 135 чел., внештатный актив — в 2,5 раза. Гор. КНК практиковал совместные с деп.— чл. постоянных комиссий гор. и районных Советов деп.— проверки на предпр. Так, в 1978—79 проведено 320 проверок и рейдов, в к-рых приняли участие 2200 активистов Н. к. и 978 специалистов нар. х-ва. Результаты проверок рассматривались в к-тах Н. к., на собр. труд. коллективов. Были привлечены к ответственности за грубейшие ошибки и упущения 36 должностных лиц. Комитеты, группы, посты Н. к. наделялись довольно широкими полномочиями: могли приостанавливать незаконные распоряжения должностных лиц, наносившие вред общест. интересам или ущемлявшие права граждан; налагать на виновных лиц взыскания или производить ден. начеты; вносить предложения об отстранении от занимаемых должностей лиц, допустивших срыв выполнения решений партии и прав-ва, нарушение социалист. законности, и т. п. Мат-лы проверок нередко выносились на обсуждение депутатских сессий, парт. к-тов, обсуждались на страницах печатных изд. Противодействие Н. к., преследование нар. контролеров строго наказывались. О своей деят-сти чл. групп и постов Н. к. не реже 1 раза в год отчитывались перед избравшими их коллективами или образовавшими их Советами деп. В общей сложности в системе Н. к. Чел. обл. в кон. 1980-х гг. было занято св. 118 тыс. чел., 63,5% из них были рабочие и колхозники. С началом перестройки стало очевидным, что Закон о Н. к., принятый в 1970-е гг., устарел. Тогда же КНК СССР пересмотрел приоритетные направления работы на период до 1990. Дальнейшее развитие Н. к. виделось через призму совершенствования демократии, самоуправления труд. коллективов. Начались эксперименты по созданию новой единой системы контроля. В дек. 1990 КНК СССР был преобразован в Контрольную палату СССР (ее возглавил проф. А. К. Орлов). В дек. 1991 в связи с прекращением существования СССР деят-сть палаты была свернута. В разные годы обл. КНК возглавляли П. А. Щербаков, В. И. Багриновцев. Среди активистов Н. к. рук. обл., гор. и районных комитетов: В. М. Балахнин (Аша), А. Д. Болотов (Челябинск), С. А. Галкин (Златоуст), В. Н. Гладышев, С. Ф. Илюшин (Челябинск), А. А. Литвиненко, Т. Ф. Матросов (Чебаркуль), А. С. Переведенцев (Челябинск), И. П. Панов, И. Б. Славянский (Красноармейский район), М. И. Смолин (Южноуральск), Ф. И. Афанасьев, Г. В. Вихров, М. Ф. Кириллов, А. И. Рубанов, Н. Е. Старцев (все — Магнитогорск) и др.