Сельскохозяйственное образование на Южном Урале, процесс и результат усвоения систематизир. знаний, умений и навыков, необходимых для работы в области сельского хозяйства; подготовка специалистов для с. х-ва, просветит. деят-сть по распространению агрономич. знаний среди сел. населения. В систему С. о. Российской Империи входили: высшие и ср. учебные заведения, низшая с.-х. школа (с.-х. уч-ща, школы 1-го и 2-го разрядов, практич. школы и курсы). Развивалась система внешк. образования, представл. нар. и начальными 1-, 2-годичными с.-х. школами (где крестьяне осваивали основы агрономич. знаний без отрыва от собств. х-ва), чтениями, курсами, публичными лекциями и т. д. В кон. 19 — нач. 20 вв. становлению С. о. способствовали правительств. меропр. (в частности, агр. реформа П. А. Столыпина), увеличение ассигнований, развитие товарно-рыночных отношений в рос. с. х-ве, формирование гос. и общест. агрономической службы, внедрение новых технологий и культур в помещичье и крестьянское хозяйство, рост общест. интереса. (См. также Оренбургское казачье войско: войсковое хозяйство и быт населения, раздел «Агрономическая служба в ОКВ».) К 1915 в стране действовало 341 с.-х. уч. заведение (22896 уч-ся), большинство из к-рых находилось в ведении Мин-ва земледелия. В 19 в. специалисты в области сельского хозяйства готовились преим. в уч. заведениях С.-Петербурга, Москвы, Казани; центрами агрономич. науки были Моск. с.-х. ин-т (в 1894—1915 выпустил 1538 агрономов) и Петровская с.-х. академия (имела статус общест. уч. заведения). Наряду с гос. уч. заведениями в губерн. и уездных городах открывались частные и общест. курсы для подготовки агрономов, полеводов, пчеловодов и т. д. Краткосрочные курсы и чтения были организованы в большинстве рос. губерний; числ. их слушателей за 1-е десятилетие 20 в. выросла с 31,6 тыс. до 1,5 млн чел. На Южном Урале до 1866 можно было получить С. о. в Оренб. уч-ще земледелия и лесоводства (готовившем по 4-годичному курсу обучения кадры для разведения лесов на Новой пограничной линии); с 1901 — и в Уфим. землемерном уч-ще, а также в 6 спец. школах (в т. ч. Оренб. войсковой с.-х. школе, открытой в 1909). С 1893 знания по огородничеству и садоводству были включены в программу проводившихся в Оренбургской губернии учител. курсов, выпускники к-рых получали право преподавания соответствующих «ремесел». При содействии Оренб. губерн. и войсковых властей, земств, кооп. и общест. орг-ций (обществ сельского хозяйства) развивалось внешк. образование; в селах и станицах ОКБ устраивались курсы по полеводству, жив-ву и маслоделию; выпускались спец. лит-ра и периодич. издания. В 1917 был поднят вопрос об открытии новых с.-х. учебных заведений (в т. ч. 3 — на войсковой терр.), введении соответствующих предметов в программы нар. школ и начальных уч-щ, организации при школах культ. (образцовых) х-в. С.-х. дисциплины были введены в программу обучения на естественнонауч. ф-те Чел. нар. ун-та (1919; см. Народные университеты), Оренб. высшей вольной школы (1918) и др. учебных заведений, к-рые действовали вплоть до отступления белых с терр. Южного Урала. По окончании Гражданской войны начала складываться новая, сов., система образования, в т. ч. профес. (см. Профессиональное образование). Ныне в Челябинской обл. действуют Уральская академия ветеринарной медицины, Челябинский агроинженерный университет, 4 НИИ (Научно-исследовательский институт ветеринарной санитарии, гигиены и экологии; Научно-исследовательский институт механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства; Научно-исследовательский институт плодоовощеводства и картофелеводства; Научно-исследовательский институт сельского хозяйства). Подготовку специалистов для Агропромышленного комплекса осуществляют 18 учебных заведений НПО: аграрный техникум (Троицк), агролесохоз. колледж № 133 (Верхнеуральск), 16 профес. уч-щ (в т. ч. в Варн., Кизил., Нагайбак., Окт., Соснов., Уйском р-нах).