Профессиональное образование


Профессиональное образование, подготовка специалистов начальной, ср., высшей квалификации для работы в определ. области деят-сти. От общего образования отличается характером и направленностью знаний, умений и навыков, получаемых учащимися, формированием личностных установок, необходимых для профес. адаптации. Профес. обучение осуществляется в разветвл. сети вузов (см. Высшее образование), учреждений СПО и НПО, ин-тах повышения квалификации специалистов, уч. центрах переобучения безработных, на курсах профес. подготовки; наряду с гос. действуют негос. учебные заведения, а также отделения и филиалы центр. (моск.) и заруб. учебных заведений, центры дистанционного обучения. (См. также: Военное образование; Дополнительное профессиональное образование взрослых; Музыкальное образование и просвещение; Художественное образование.)

Исторический очерк. В феод. период профес. подготовка осуществлялась преим. вне учебных заведений — в форме ученичества (путем усвоения профес. навыков в совместной практич. деят-сти обучающего с обучаемым). В отношении частной ремесл. пром-сти ученичество было узаконено Ремесл. уставом. В Чел., по данным 1862, из 59 ремесленников 3 имели учеников. Путем производств. ученичества формировались кадры низшего и ср. звена горнозаводской промышленности. Для обучения работников на заводы приглашались иностр. мастера (см. Немецкие мастера), урал. мастеровые командировались на ведущие отеч. и заруб. предпр. В заводских цехах получали первые профес. навыки воспитанники горнозаводских школ (см. Горнозаводская система образования). Учащиеся Златоустовского окружного училища (открыто в 1848) привлекались к практич. работам в заводских цехах, выпускники поступали в заводские конторы чертежниками, писарями, счетоводами. Казаками, прошедшими обучение на заводах и в ремесл. мастерских, комплектовалась сотня мастеровых (см. Оренбургское казачье войско: войсковое х-во и быт населения). В 1-й пол. 19 в. малочисл. учреждения П. о. принадлежали гос-ву; осуществляли, как правило, целевой набор учащихся, в т. ч. из городов и селений Южного Урала (Казанская и Оренб. фельдшерские школы, Оренб. уч-ще земледелия и лесоводства). В России П. о. получило активное развитие в 1860-е гг., в период экон. и социальных реформ. Гос. политика в области П. о. не имела четкой стратегии и представляла собой совокупность инициатив разных ведомств. Нек-рые министерства (напр., воен. и юстиции) учредили школы в целях решения насущных экон. задач; Мин-во просвещения руководствовалось задачей создания учебных заведений (альтернативных гимназиям и вузам) для детей из непривилегир. слоев об-ва. В развитии П. о. значит. была роль общественности, к-рой прав-вом были делегированы функции инициирования, устройства и финансирования спец. учебных заведений (регулирующая функция и надзор оставались в руках гос-ва). Общест. движение за развитие ПТО объединяло педагогов, деятелей гор. и земского (см. Земства) самоуправления, техн. интеллигенцию, отд. предпринимателей. На территории, ныне входящей в Челябинской обл., в 1860—80-е гг. самостоят. профтехшкол открыто не было. Получили распространение учреждения дополнит. П. о.— ремесленные классы (отделения) при общеобразоват. уч. заведениях [при Ново-Троицкой школе бр. Подвинцевых, Верхпеурал. гор. уч-ще, Троицкой школе Об-ва попечения о нар. уч-щах, станичных школах ОКВ (см. Оренбургское казачье войско: образование и культура) и др.]. В уч-щах и на ремесл. отделениях велось обучение неск. (2—5) ремеслам, чаще — столярному, токарному по дереву, сапожному, слесарному, кузнечному, переплетному. Во мн. жен. школах было введено преподавание кройки, шитья и вязания. К нач. 1880-х гг. приобрели актуальность вопросы упорядочения организационного устройства и пед. профилирования многочисл. профес. школ, выработки общего перспективного плана П. о. Началась унификация подготовки специалистов для различных сфер экономики. В 1880—90-е гг. министерствами были разработаны новые типы учебных заведений для соответствующих отраслей х-ва, деят-сть их регламентирована. Мин-во гос. имуществ осуществило реформу с.-х. лесохоз., а МПС — ж.-д. образования. Мин-вом народного просвещения был реализован масштабный проект, касающийся обучения кадров для фаб.-зав. пром-сти. «Основными положениями о промышленных училищах» (1888) было установлено 3 типа учебных заведений для подготовки мастеров и рабочих пром. предпр.: ремесл., ср. и низшее техн. уч-ща. Позднее ведомство просвещения учредило упрощ., требовавшие меньших финанс. затрат, типы учреждений для подготовки ремесленников и работников мелкой кустарной пром-сти — школы ремесл. учеников (1893) и низшие ремесл. (1895). Общее заведование делом П. о. в системе народного просвещения было вверено особому отделению (1893), состоявшему в управлении одного из чл. Сов. Мин.; в 1898 при отделении образована инспекция для надзора за пром. уч-щами. Мин-во финансов в 1896 провело реформу коммерч. школы, утвердив новые типы учебных заведений: коммерч. уч-ще, торг. школа и курсы. Т. о., система П. о. имела гос.-общест. характер, являлась ведомств.-отраслевой по структуре. В 1890-е гг. в ведении Мин-ва народного просвещения состояло св. 60 техн. и ремесл. уч-щ, ряд ремесл. классов и отделений при общеобразоват. уч. заведениях. Значит. кол-вом уч-щ ведали Мин-ва земледелия и финансов, техн. ж.-д. уч-щами — МПС, землемерными — Мин-во юстиции; техн. уч-щами по подготовке специалистов для флота и армии — мор. и воен. мин-ва. После издания положений о школах ремесл. учеников и низших ремесл. школах Мин-во народного просвещения предписало регион. органам управления уч. заведениями «рассмотреть вопрос об открытии таковых школ, для чего... войти в сношение по сему делу с местными обществами и выяснить размер пособий, которые эти общества могут пожертвовать на их устройство и содержание». Благодаря усилиям представителей уч. администрации, владельцев Симского горного округа — Балашёвых, Миасского сел. об-ва и местных золотопромышленников, Челябинской городской думы были созданы низшие ремесленные школы в Симском (1898), Миасском (1899) заводах и в Чел. (1903). Заслуга основания торговой школы в Чел. (1909) принадлежала биржевому к-ту (см. Биржа). В 1909 в Златоусте по инициативе органов местного самоуправления и горных властей ремесл. уч-ще было преобразовано в среднее механико-техническое училище (с низшей ремесл. школой при нем), к-рое вплоть до 1917 оставалось единств. учреждением ср. ПТО на территории, ныне входящей в Челябинской обл. В кон. 19 — нач. 20 вв. значит. поддержку на земском и гос. уровнях получила идея использования П. о. как средства для решения социальных проблем на Урале: повышения благосостояния крест. населения, ликвидации безработицы и угрозы рев. взрыва на заводах в годы кризиса. В крае создавалась сеть учебно-показательных мастерских и школ инструкторов по кустарному производству. Инструкторские школы должны были готовить квалифицир. техников, организаторов для мелкой кустарной пром-сти; они были адаптированы к местным кустарным промыслам. Главным управлением землеустройства на Урале было открыто всего 3 уч. заведения такого типа, в т. ч. школа инструкторов по с.-х. машиностроению в Каслях (1909) и школа инструкторов по металлообработке в Катав-Ивановском заводе (1913). Новые ремесл. отделения были созданы при Чумлякском 2-классном, Катав-Ивановском высшем начальном уч-щах и др. Для девочек наряду с рукодельными отделениями при общеобразоват. школах открывались (на местные средства) спец. уч. заведения. Рукодельные школы были учреждены в Чел. Церк.-приходским попечительством церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в с. Куртамыш — на средства сел. об-ва. Для распространения с.-х. знаний использовались различные формы внешк. работы. Уч. начальство поощряло устройство при сел. начальных школах садов, огородов и пасек, куда для практич. работ привлекались учащиеся. Для подготовки сел. учителей, призванных передавать ученикам и с.-х. знания, периодически проводились летние курсы. При поддержке Войскового хоз. правления ОКБ в 1910 в ст-цах Нижнеувельская и Травниковская организовывались с.-х. курсы для учителей станичных каз. школ. Курсы по пчеловодству для сел. учителей Челябинского уезда устраивались летом 1914 при Пивкинском 2-классном уч-ще. Чел. об-во сельского хозяйства (см. Общества сельского хозяйства) в 1911—13 при финанс. поддержке прав-ва организовывало зимние с.-х. курсы в ст-це Еткульской, сс. Долгодеревенском, Куртамыш, на к-рых прошли подготовку 120 крестьян. (См. также Сельскохозяйственное образование.) Размер платы за обучение в уч-щах, содержавшихся полностью или частично на средства казны, утверждался для техн. уч-щ министром народного просвещения, для ремесл.— попечителями учебных округов; в уч-щах, созданных на средства об-в, земств, сословий или частных лиц, размер платы — учредителями. Широко применялась практика установления целевых стипендий учащимся профес. школ. С 1894 уроженцы Златоустовского горного округа на казенный счет проходили обучение в Моск. Строгановском художеств.-пром. уч-ще. Чел. уездное земство содержало стипендиатов в Оренб. фельдшерско-акушерской школе. Стипендии были возвратными и отрабатывались по окончании обучения. В период формирования системы П. о. сеть учебных заведений значит. расширилась, вырос уровень материально-уч. организации. Специфика обучения определяла широкое применение таких методов преподавания, как экскурсии, лабораторные и практич. работы. Изделия учеников демонстрировались на традиционных ежегодных смотрах при школах, на регион. (Оренбург, 1898) и общерос. (Казань, 1909) выставках. На территории, ныне входящей в Челябинской обл., наибольшее распространение получили ремесл. уч. заведения; в то же время не было открыто ни одной с.-х., ж.-д., лесной, горно-техн., мед. школы. К 1917 получение П. о. не стало непременным условием профес. деят-сти. За весь период существования Златоуст. ремесленное училище окончили 263 чел., низшую ремесл. школу Миасского завода —170, Симского завода — 156, Чел.— 148; всего — 737. Значит. кол-во учеников отсеивалось до завершения курса, не все выпускники профес. школ в дальнейшем работали по специальности. (См. также Учительская семинария.)

Начальное профессиональное образование. В 1917—18 деят-сть низших ремесл. школ была прекращена; по решению прав-ва адм. А. В. Колчака шк. оборудование, педагоги и учащиеся эвакуированы в города Сибири (оборудование частично возвращено в 1920). Согласно положениям «О единой трудовой школе России» (см. Единая школа) и «О задачах профессионально-технического образования в России», опубл. 16 окт. 1918, П. о. можно было получить только по окончании 1-й и 2-й ступени школы. Все уч. заведения (в т. ч. и профес.) были переданы Наркомпросу, преобразованы в школы 1-й ступени, что привело к закрытию ремесл. уч-щ и низших ремесл. школ. В янв. 1920 при Наркомпросе был создан Главпрофобр, задачей к-рого являлась организация системы П. о. Тогда же были созданы школы ученичества массовых профессий (ШУМП) при Златоуст. машиностр. заводе и при ж.-д. мастерских ст. Чел. ШУМП «Вулкан», позднее преобразов. в школу ФЗУ «Красный Октябрь», долгое время вела подготовку квалифицир. рабочих для железных дорог и была единств. в Чел. Позднее в Каслях, Катав-Ивановске, Златоусте (1922), Кыштыме (1925), Усть-Катаве, Бакале (1929) были созданы школы ФЗУ. В 1929 по решению прав-ва школы ФЗУ и др. учебные заведения, занимавшиеся подготовкой кадров, были переданы в ведение отраслевых комиссариатов. По состоянию на 1 янв. 1933 на территории современной Челябинской обл. действовало 55 школ ФЗУ (в Аше, Бакале, Златоусте, Катав-Ивановске, Кусе, Магнитогорске, Миассе, Миньяре, Нязепетровске, Сатке, Симе, Троицке, Усть-Катаве, Чел., Юрюзани, др. городах и селах), где обучались 19317 чел. В годы первых 5-леток открылись школы ФЗУ на всех крупных предпр.; для них были построены новые, оснащ. совр. техникой здания. Отраслевая система подготовки кадров не устанавливала единых требований к квалификации выпускников; сроки и содержание обучения, числ. учеников определялись самими предпр. Указом Президиума Верх. Совета СССР (2 окт. 1940) была создана гос. система трудовых резервов; образованы уч. заведения нового типа — РУ, ж.-д. уч-ща (ЖУ) со сроком обучения 2 года и школы ФЗО с сокращ. сроком обучения (3—6 мес); введено гос. обеспечение учащихся формой, питанием, уч. пособиями; предусмотрена обязат. производств. отработка в теч. 4 лет. 13 окт. 1940 создано Чел. управление труд. резервов (нач. облуправления А. Н. Тихомиров). Первый набор учащихся осуществлялся по комс. путевкам. С началом Великой Отечественной войны в уч. заведениях труд. резервов был введен порядок воен. времени: организован призыв молодежи в РУ, ЖУ, школы ФЗО (по повесткам); отменены каникулы, экзамены и теоретич. занятия. Освоение профессий осуществлялось в ходе производств. обучения и практики. Мастерские РУ и ЖУ выпускали мины, снаряды, детали для «катюш», инструмент. В 1942 в Челябинской обл. были эвакуированы учащиеся и мастера 53 РУ и школ ФЗО из Белоруссии, Ленинграда, Прибалтики, с Украины. В 1942—43 обл. управление труд. резервов возглавлял П. С. Бережной. В 1942 Указом Президиума Верх. Совета большая группа сов. преподавателей и учащихся была награждена орд. и мед:, в т. ч. 16 чел. из Чел. обл. За годы войны звания Героя Советского Союза удостоены 38 выпускников профес. учебных заведений Чел. обл.; К. А. Евстигнеев, С. В. Хохряков — дважды. 2 окт. 1943 РУ № 13 Магнитогорска «за успешное выполнение заданий правительства по подготовке квалифицированных рабочих-металлургов и отличное выполнение заданий силами учащихся по выпуску металла и проката для нужд обороны страны» было награждено орд. Трудового Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны значит. расширилась сеть учебных заведений труд. резервов. Были открыты 12 РУ, 4 ЖУ и 18 школ ФЗО. По окончании Великой Отечественной войны ускор. развитие получили РУ строит.-монтажного профиля: ПУ-71 (1945), ПУ-25, ПУ-60, ПУ-64, ПУ-65, ПУ-68 (1946) Чел.; ПУ-62 Златоуста (1946); ПУ-38 и ПУ-49 (1947) Миасса; ПУ-50 Бакала (1947); ПУ-56 Копейска (1947); ПУ-72 (1947) и ПУ-53 (1952) Магнитогорска; ПУ-14 Коркино (1948); ПУ-52 В. Уфалея (1960). В 1954 для подготовки рабочих кадров на базе ср. образования был создан новый тип уч. заведения — техн. уч-ща (ТУ). С введением в СССР обязат. 8-летнего образования (дек. 1958) все ремесл., ж.-д. уч-ща и школы ФЗО были преобразованы в ПТУ; обл. управление труд. резервов стало называться управлением ПТО. Принятие пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О дальнейшем развитии системы профтехобразования в СССР» (1969), предусматривавшего переход уч-щ на подготовку рабочих кадров со ср. общим образованием, потребовало создания дополнит. уч.-материальной базы. В 1970—85 в Челябинской обл. было построено 56 типовых комплексов зданий ПТУ, 24 пристроя к действующим зданиям, что позволило всем 130 уч-щам перейти на подготовку рабочих с получением общего ср. образования. В 1976 на средства, заработ. на субботниках и воскресниках коллективами уч-щ области, в Чел. был построен ДК «Смена»; открыт филиал Всесоюз. ин-та повышения квалификации работников ПТО. В февр. 1979 создано НОУ ПТО, ще занималось до 680 чел. В 1988 Чел. управление ПТО было упразднено, уч-ща переданы в ведение управления народного образования. В соответствии с законом Чел. обл. «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» (21 нояб. 1996) к учреждениям НПО относятся профессионального училища, лицеи, колледжи, образоват. подразделения предпр. (уч.-курсовые комбинаты). Профес. лицей (ПЛ) — уч. заведение непрерывного П. о., реализующее интегрир. уч. программы начального и ср. П. о. В лицее учащиеся приобретают конкретную профессию, повышают уровень квалификации. Профес. колледж (ПК) — образоват. учреждение, обеспечивающее ступенчатую подготовку кадров с различным уровнем образования и квалификации. По результатам экспертной проверки, лицензирования и аттестации ряд профес. уч-щ был преобразован в профес. лицеи и колледжи: ПЛ-5, 10, 68, 83, 92, 101, 102, профес.-пед. колледж, технолог. колледж сервиса при ЮУрГУ (Челябинск); ПЛ-13, 17, 41 (Магнитогорск); ПЛ-22 (Усть-Катав); ПЛ-40, 111 (Златоуст); ПЛ-16, 44, 46 (Озерск); ПЛ-120 (Снежинск); ПЛ-125 (Трехгорный); ПЛ-38, 89 (Миасс). Переход к рыночной экономике, появление различных форм собственности радикально изменили ситуацию в сфере НПО: прервалась связь уч-щ с предпр., обеспечивавшими производств. практику и рабочие места для учащихся. Отсутствие прогнозирования потребности в кадрах, их профес. направленности, уровня квалификации привело к стихийному набору учащихся, сокращению финансирования ПТУ, резкому снижению уровня профподготовки, переходу на платную форму обучения. Концепция модернизации рос. образования (принята 29 дек. 2001) на период до 2010 предусматривает сокращение сети учебных заведений в системе НПО за счет укрупнения и оптимизации содержания образоват. процесса (за 1992—2004 кол-во профес. уч-щ сократилось со 140 до 96). Уч. заведения НПО осуществляют подготовку по 90 профессиям, 280 специальностям, в т. ч. не включ. в федеральный перечень профессий: гравер, кузнец на молотах и прессах (кузнец-штамповщик), мастер коммунального х-ва, электромонтер пожарно-охранной сигнализации. Наметилась тенденция переориентации учреждений НПО на оказание образоват. услуг по профессиям малого и ср. предпринимательства, сферы обслуживания, ремесленничества. В профессионального училищах и лицеях обучается ок. 50 тыс. уч-ся. Среди выпускников учреждений НПО более 60 Героев Социалистического Труда. Учебный процесс осуществляет св. 6 тыс. мастеров и преподавателей, из них 193 имеют звание заслуженного учителя и засл. мастера производств. обучения РФ; 56% работников НПО имеют высшее образование, 35% — ср. спец. Повышением квалификации, организацией и проведением науч.-практич. конф. руководящих и пед. работников системы НПО «Инновации в системе начального профессионального образования» занимается Челябинский институт работников профессионального образования. В систему НПО Челябинской области входят: 96 гос., 53 муниципальных, 97 негос. образоват. учреждений, 16 уч.-курсовых комбинатов, обл. Дом творчества, ЧИРПО, учреждения дополнительного образования (ДК «Смена», Дом учащейся молодежи «Магнит»), 2 летних спорт.-оздоровит. лагеря. Статус профес. лицеев имеют 22 гос. образоват. учреждения НПО, колледжа — 3, техникума — 1. В коллективах художеств. и техн. творчества, спорт. секциях занимается ок. 15 тыс. уч-ся; ежегодно св. 40 тыс. чел. принимает участие в культмассовых меропр. Традиционными стали конкурсы профес. мастерства, олимпиады техн. творчества, выставки техн. и художеств. творчества, науч.-практич. конф. НОУ; фестивали художеств. творчества, состязания команд КВН, спартакиада учащихся.

Среднее профессиональное образование. В советский период была сформирована разветвл. сеть ср. спец. учебных заведений (ССУЗ), обеспечивающих подготовку кадров для нар. х-ва. В 1990-е гг., несмотря на нестабильную социально-экон. ситуацию в стране, сокращение финансирования и нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, система СПО Чел. обл. осталась одной из крупнейших в стране. В нее входили 63 учебные заведения, в т. ч. 7 пед. уч-щ. В 1999 при Гл. управлении профес. образования и науки администрации Челябинской обл. (с 2004 Министерство образования и науки) был создан отдел по работе с высшими и ср. профес. образоват. учреждениями. В настоящее время в 74 ССУЗ и 14 структурных подразделениях вузов обучается 74 тыс. чел. Ежегодный выпуск составляет ок. 21 тыс., из них св. 17 тыс. трудоустраиваются благодаря взаимодействию ССУЗ и департ. Федеральной службы занятости населения Челябинской обл. Уч. заведения СПО готовят специалистов ср. звена для работы в сфере пром-сти (61%), экономики и права (13%), стр-ва (7%), транспорта (4%), образования (6%), здравоохранения, физической культуры и спорта (6%), сельского хозяйства (2%), иск-ва и культуры (1%). Расположены они во мн. городах и районных поселках: Аше (1), Аргаяше (1), Златоусте (7), Катав-Ивановске (1), Копейске (3), Коркино (3), Кыштыме (2), Магнитогорске (8), Миассе (6), Озерске (2), Сатке (3), Симе (1), Троицке (4), Чебаркуле (1), Чел. (29), Усть-Катаве (1), Южноуральске (1). Из них 31 находится в ведении федеральных агентств (по образованию — 29; ат. энергии — 1; возд. транспорта — 1), 32 — обл. (Мин-ва образования и науки — 19; Мин-ва культуры — 4; Мин-ва здравоохранения — 9); 11 негос. образоват. учреждений (10 принадлежат физ. лицам, 1 — Чел. облпотребсоюзу). Двадцать семь учебных заведений имеют статус колледжа, реализуют образоват. программы СПО повыш. уровня. Учебный процесс осуществляют 3505 преподавателей (3297 — с высшим образованием). В Челябинской обл. действуют советы дир. ССУЗ, пед. колледжей, работают 16 методич. объединений преподавателей и рук. образоват. учреждений СПО, науч.-методич. объединение в системе ср. пед. образования. С принятием «Программы развития среднего профессионального образования Челябинской области на период до 2005 года» (2000), предусматривающей модернизацию системы СПО, в уч. заведениях было открыто св. 10 новых специальностей, в т. ч. «гостиничный сервис», «информатика», «информационная безопасность», «кинология», «организация обслуживания в сфере сервиса», «почтовая связь», «правоохранительная деятельность», «прикладная информатика», «садово-парковое и ландшафтное строительство». Модернизация регион.системы СПО потребовала применения новых технологий и средств обучения; развития многофункциональности учебных заведений; интеграционных процессов. В Чел. монтажном колледже (дир. И. И. Тубер) разработаны: концепция управления качеством подготовки специалистов с учетом гос. образоват. стандарта нового поколения, маркетинговая политика, автоматизир. программа мониторинга качества обучения; учрежден образоват. центр; налажено сотрудничество (в рамках непрерывного П. о.) по системе «среднее специальное учебное заведение — вуз». В Миасском пед. колледже (дир. М. А. Коваль) совм. с МаГУ разработан сопряж. уч. план по специальности «иностранный язык»; в Магнитогорском (В. П. Вишневская) совм. с УралГАФК и ЧГПУ — по специальностям «логопедия», «социальная дошкольная педагогика и психология», «социальная педагогика», «физическая культура» (см. Педагогические колледжи). Троицкий аграрный техникум вошел в состав Урал. гос. академии вет. медицины, образовав единый университетский комплекс. Модель модернизации образоват. процесса на основе единой информационной среды разработана в Чел. экономическом колледже (дир. В. И. Фофанов), удостоена диплома ВВЦ. В целях совершенствования регион.системы СПО на базе отд. учебных заведений создаются эксперимент. площадки для отработки и апробации новых образоват. программ, технологий, методов управления. Среди таких учебных заведений: Чел. пед. колледж № 1 (федеральная эксперимент. площадка по проблеме подготовки учителей иностр. яз. для сел. школы); Магнитогорский профессионально-педагогический колледж (эксперимент. площадка Управления СПО Мин-ва образования РФ по теме «Управление качеством образовательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования»). Чел. автотранспортный техникум — опорное образоват. учреждение Мин-ва образования и науки Чел. обл. по совершенствованию преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На базе Чел. радиотехнического техникума ведется эксперимент. работа по проблеме познават. компетентности в условиях СПО. Повышению качества подготовки специалистов способствуют проводимые на обл. уровне смотры, олимпиады, конкурсы среди учащихся, преподавателей и дир., в. т. ч. на получение пр. Законодат. собр. Чел. обл. и пр. губернатора Челябинской обл. работникам образования. Важное место в подготовке специалистов отводится воспитат. работе, к-рая ведется по новым вариативным программам, направл. на обеспечение социальной и профес. мобильности, студенч. самоуправления, организацию досуга. Используются различные формы внеуч. деят-сти, функционируют кружки по интересам, центры досуга, спорт. секции и др. В Чел. юридическом техникуме (дир. А. П. Солодовников) разработана система меропр., способствующих формированию гражд. ответственности и правового самосознания будущих специалистов. Опыт работы Златоуст., Троицкого и Чел. пед. колледжей по студенч. самоуправлению был одобрен и обобщен ЧИРПО. Одно из ведущих направлений деят-сти учреждений СПО — оказание социально-психол. поддержки учащимся. Ее осуществляют 15 штатных педагогов-психологов, 81 специалист службы сопровождения образования, а также 5 служб доверия, 16 кабинетов медико-психол. консилиума. Мат-лы, освещающие деят-сть системы СПО, публикуются в информационном бюллетене Мин-ва образования и науки и ЧИРПО. (См. также: Авиационный технический колледж гражданской авиации; Автомеханический техникум; Агролесохозяйственный колледж; Геологоразведочный колледж; Горно-керамический колледж; Горностроительный техникум; Горно-экономический колледж; Индустриальный колледж; Индустриальный техникум (Катав-Ивановск); Индустриальный техникум (Златоуст); Колледж искусства и культуры; Колледж культуры; Колледж права и экономики; Колледж промышленной автоматики; «Комитент»; Кооперативный техникум (Челябинск); Машиностроительный техникум; Медицинский колледж; Медицинские училища; Металлургический колледж (Челябинск); Металлургический колледж (Златоуст); Механический техникум; Музыкальный колледж; Политехнический техникум; Промышленно-гуманитарный техникум; Профессионально-педагогический колледж (Челябинск); Радиомеханический техникум; Строительный колледж; Татаро-башкирский педагогический техникум; Техникум лёгкой промышленности; Техникум пищевой промышленности; Техникум промышленности строительных материалов; Техникум текстильной и лёгкой промышленности; Технологический колледж сервиса; Торгово-экономический техникум (Златоуст); Торгово-экономический техникум (Магнитогорск); Уральский колледж; Художественное училище; Электрометаллургический техникум; Электромеханический техникум; Энергетический техникум (Челябинск); Энергетический техникум (Южноуральск); Южно-Уральский политехнический колледж; Юридический колледж «Ицыл».)