Высшее образование


Высшее образование, подготовка в вузах специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, образования, культуры. Предусматривает получение совокупности систематизир. знаний и практич. навыков, позволяющих решать теоретич. и практич. задачи по профилю подготовки. В 1930-е гг. в связи с бурным развитием экономики Урала подготовка специалистов с В. о. стала рассматриваться как проблема первостепенного хоз. и полит. значения. В Челябинской обл. начало формированию высшей техн. профес. школы было положено открытием Урал. ин-та механизации сельского хозяйства (пост. СНК СССР от 1 июня 1930). Преобразов. в 1940-е гг. в Чел. ин-т механизации сельского хозяйства (ЧИМСХ), а в 1990-е гг. в ЧГАУ (см. Челябинский агроинженерный университет), он подготовил св. 30 тыс. специалистов для агропром. комплекса региона и России. В апр. 1929 пост. СНК РСФСР был создан Урал. вет. ин-т (Троицк, позднее ТВИ; ныне Уральская академия ветеринарной медицины). Формирование гуманитарного высшего профес. образования в Челябинской обл. началось с развитием народного образования, к-рое требовало подготовки учител. кадров. В 1932 был создан Магнитогорский вечерний пед. ин-т (см. Магнитогорский университет), в 1934 — ЧГПИ (см. Челябинский педагогический университет).

Высшая школа в период Великой Отечественной войны. На 1 янв. 1941 в Челябинской обл. было 10 вузов: МГМИ, МГПИ, ТВИ, ЧГПИ, ЧИМСХ (с 1946 — ЧИМЭСХ), учител. ин-ты в Чел. (в т. ч. иностр. яз.), Златоусте, Магнитогорске, Шадринске; в них обучалось 4 тыс. студентов. С началом войны мн. преподаватели, сотрудники, студенты добровольцами ушли на фронт (так, за годы войны из ЧГПИ в армию ушло более 500 чел.). Числ. студентов сокращалась: весной 1942 в МГПИ обучалось 558 студентов (до начала войны — 1517); в ЧГПИ кол-во студентов и преподавателей сократилось за этот период более чем вдвое; из ЧИМСХ выбыло 44% уч-ся. Часть студентов совмещала работу и учебу. Ухудшилась материальная база: в зданиях вузов разместились оборонные заводы, госпитали, воен. учреждения: в ЧГПИ и ЧИМСХ — патронный завод (№ 541), в МГПИ — танк. уч-ще. Изменилось содержание уч. процесса. Были введены сокращ. уч. планы, сокращ. сроки обучения (пед. вузы — с 4 лет до 3, мед.— с 5 до 3,5); кол-во уч. часов в неделю увеличилось с 36 до 42; были сокращены каникулы, производств. практика, сроки подготовки и защиты дипломов, что отрицательно сказалось на качестве подготовки специалистов. В воен. условиях вводились дисциплины: воен. топография, служба противовозд. и противохим. обороны, а также 110-ч программа военного всеобуча и 80-ч допризывная подготовка. Вузы Чел. обл. продолжали науч. деят-сть, участвовали в общест. и культ. жизни, помогали фронту и тылу. В ЧИМСХ кафедра технологии металлов создала цех по изготовлению контрольно-измерит. инструментов для боеприпасов; группа ученых (рук. проф. Н. В. Комар) выполнила заказ на передвижную вагранку для арт. рем. баз. При ин-те работали курсы трактористов и комбайнеров (рук.: проф. М. П. Сергеев, доцент К. Г. Колганов); окончившие их студенты работали в свободное от учебы время в колхозах и совхозах, систематически оказывали техн. помощь МТС Багаряк. и Увел. р-нов. В 1944, несмотря на сокращение уч. площадей, было сохранено оборудование мастерских и лабораторий, посевные площади учхоза увеличились с 350 до 500 га (что обеспечивало не только уч. процесс, но и дополнит. питание студентов и преподавателей). ТВИ в 1943 занял 1-е место в соревновании вет. ин-тов страны, выпустил очередной сборник науч. трудов. Ученые занимались улучшением кормовых ресурсов; оказывали зоотехн. помощь, обследовав за годы войны 530 х-в области. В 1944 ТВИ был награжден Почетной грамотой Наркомзема СССР и ден. пр. за 1-е место среди вет. и за 2-е — среди с.-х. вузов страны. С воен. пр-вом был тесно связан МГМИ. Зав. кафедрой обработки металлов давлением МГМИ М. И. Бояршинов участвовал в осуществлении идеи Н. А. Рыженко по прокатке брони на блюминге. Доцент А. А. Безденежных, зав. кафедрой металловедения Г. И. Заморуев работали в броневом бюро ММК (см. Бюро специализированные). Н.-и. сектор ин-та выполнил 204 работы для фронта и восстановления экономики после освобождения страны; его успехи были отмечены Всесоюз. к-том по делам высшей школы при подведении итогов н.-и. работы машиностр. и металлург. вузов. Выпускники МГМИ, связ. с оборонной пром-стью, были востребованы на пр-ве; числ. его студентов возросла в 1941— 45 с 465 до 910, преподавателей — с 69 до 106 чел. В Челябинской обл. было полностью или частично эвакуировано 16 вузов: Запорожский машиностр., Киевский мед., Ленингр. электротехн., Моск. автодорожный, Ростовский машиностр., Сталинградский механич. ин-ты (в Чел.); ленингр. библ., пед. и учител. ин-ты (в Кыштым); Днепропетровский металлург. ин-т (в Магнитогорск), Ленингр. химико-технолог. ин-т (в с. Чаша), Моск. полиграф. ин-т (в Шадринск), Полтавский с.-х. ин-т (в Курган) и др. Не все эти вузы возобновили работу на Урале как самостоят.: часть студентов и преподавателей влилась в местные учреждения, др. не набирали студентов до реэвакуации. (См. Эвакуация и реэвакуация.) Наиб. плодотворно работали в годы войны, а в послевоен. годы дали начало новым вузам Киевский мед., Полтавский с.-х., Сталинградский механич. ин-ты. Киевский мед. ин-т прибыл в Чел. в окт. 1941 (1376 студентов, более 100 преподавателей, 320 чел. обслуживающего персонала); в теч. недели был организован уч. процесс с помощью рук-ва области. В 1942 Киевский мед. ин-т выпустил 473 врача, из к-рых 300 после выпускного вечера отправились на фронт; 10 лучших выпускников продолжили учебу в аспирантуре. В 1942—43 коллектив вуза разработал 97 науч. тем; важных результатов добились Б. Н. Маньковский, Ф. А. Удинцев и др. С сент. 1944 на базе этого вуза был открыт Чел. мед. ин-т (ныне Челябинская медицинская академия), где работали 138 преподавателей, из них 37 профессоров и доцентов. В 1944 состоялась 1-я науч. студенч. конф. при кафедре общей хирургии (проф. Б. М. Городинский). На базе Сталинградского механич. ин-та, прибывшего в Чел. осенью 1942, в дек. 1943 был образовав Чел. механико-машиностр. ин-т (с 1951 ЧПИ; см. Южно-Уральский университет). Первый выпуск составил 12 чел.: по кафедре танков — 6, технологии машиностроения — 5, прокатки — 1. В 1944/45 уч. году сдавали экзамены 507 абитуриентов на 350 мест. Результаты научных работ ин-та были востребованы заводами области и всего Урала. Особый вклад внесли В. А. Добровольский, Г. З. Нессельштраус, А. Н. Рабинович, В. В. Синеуцкий, И. И. Чернобыльский и др. В 1944 на заведование кафедрой танков был приглашен гл. конструктор Кировского завода Н. Л. Духов. Ленингр. вузы в Кыштыме не только продолжили науч. и уч. работу, но и стали центрами культурной жизни города: проводили концерты, лит.-муз. тематич. вечера силами студентов, преподавателей и чл. их семей. В 1943 пед. ин-т им. А. И. Герцена, отмечая свое 25-летие, выпустил сборник ученых записок. Филологи подготовили книгу о сказах П. П. Бажова, произв. Д. Н. Мамина-Сибиряка. В 1943 были созданы отделы школ и вузов в обкомах партии. С 1943 постепенно начали возвращать вузам здания, улучшать жил. условия преподавателей и студентов, обеспечивать по возможности всем необходимым уч. процесс. Новые ф-ты открылись в МГМИ (строит.) и в ЧИМСХ (электрификации); в 1944 — лечебный факультет ЧГМИ. Учител. ин-т иностр. яз. в Чел. был преобразован в один из ф-тов ЧГПИ. Во мн. вузах были организованы аспирантуры. На янв. 1945 в вузах Чел. обл. насчитывалось 15 лауреатов Гос. пр., 1 академик (чл.-корр. АН архитектуры СССР А. И. Неровицкий, МГМИ), 26 д-ров наук, 23 доцента. К концу войны в области работало 10 вузов, где обучался 5521 студент. В условиях войны вузы области подготовили более 3 тыс. специалистов.

Вузы Челябинской области. Самым крупным вузовским центром является Чел., за ним следуют Магнитогорск, закрытые города (Озерск, Снежинск, Трехгорный), а также Сатка, Аша, Златоуст. Троицк: В 1950—60-е гг. началась история ин-тов, работающих для укрепления обороны России и тесно связ. с МИФИ (см.: Озёрский технологический институт; Снежинская физико-техническая академия; Трёхгорный технологический институт). В эти же годы на Южном Урале активно формировались высшие уч. заведения Мин-ва обороны. Три воен. ин-та (см.: Челябинское высшее военное авиационное Краснознамённое училище штурманов; Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище; Челябинское высшее военное командное училище) за годы развития выпустили неск. тысяч офицеров танк., автомоб. войск, штурманов воен. авиации. Науч. потенциал воен. вузов направлен на разработку и создание оборонных технологий, укрепление материально-техн. базы воен. отраслей, укрепление воен. мощи страны. В 1976 на Южном Урале появился первый классич. ун-т — ЧелГУ (см. Челябинский университет), гл. задачей к-рого стало удовлетворение потребностей в кадрах (математиков, физиков, химиков) для работы в крупнейших научного центрах, экономистов, способных решать проблемы регион. экономики, филологов, историков. В 1970—90-е гг. были открыты крупные филиалы рос. вузов. Так, 21 мая 1975 был подписан приказ ректора высшей школы проф. движения ВЦСПС об открытии в Челябинского филиала заочного отделения этой школы (ныне Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений). В эти же годы начинают активно развиваться Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Чел. филиал Моск. ун-та коммерции (ныне Челябинский институт Российского торгово-экономического университета). Получили новый статус музыкальное училище им. П. И. Чайковского, Снежинский физико-техн. ин-т МИФИ, Магнитогорский техн. ин-т, ТВИ, Чел. ин-т физической культуры. Появился ряд новых вузов, готовящих необходимых региону специалистов: Урал. филиал МАДИ — ГТУ (см. Московский автомобильно-дорожный институт — государственный технический университет), Челябинский институт путей сообщения, Челябинский юридический институт МВД России (ЧЮИ) и др. Администрация Чел. выступила одним из учредителей Юж.-Урал. профес. ин-та. В 1990-е гг. на рынке образоват. услуг появился ряд негос. вузов; среди них Челябинский гуманитарный институт, Челябинский институт экономики и права, Уральский институт бизнеса и др. Система высшего профес. образования представлена в Челябинской обл. 45 гос. вузами и их филиалами, отнес., кроме Мин-ва образования, к 5 отраслевым мин-вам; 28 негос. вузами и их филиалами. Вузы Чел. обл. ведут подготовку по широкому спектру специальностей всех отраслей (пед., техн., экон., мед., с.-х., культуры и иск-ва, физической культуры и др.). В них сосредоточен крупный науч.-пед. кадровый потенциал, развиты науч. школы (см. Наука); обеспечивается тесная связь со всеми секторами экономики региона, готовятся специалисты с учетом меняющихся потребностей, условий социально-экон. развития. Среди образоват. учреждений, ведущих подготовку специалистов в области культуры, заметное место занимают ЧГАКИ (см. Челябинская академия культуры и искусств), МаГК (см. Магнитогорская консерватория) и Челябинский институт музыки. Высшая школа области включает в себя все категории: ун-ты, академии, ин-ты, филиалы, представительства. Среди вузов: 7 ун-тов (МаГУ, МГТУ, ЧГАУ, ЧелГУ, ЧГПУ, УралГУФК, ЮУрГУ), 4 академии (Снежинская гос. физико-техн. академия, Урал. гос. академия вет. медицины, ЧГАКИ, ЧГМА), 2 муз. вуза (Чел. ин-т музыки, МаГК), 3 воен. ин-та, ЧЮИ МВД, 9 филиалов крупнейших рос. ун-тов и ин-тов (Урал. социально-экон. ин-т Академии труда и социальных отношений, Урал. филиал МАДИ — ГТУ, Чел. ин-т Всерос. гос. торг.-экон. ун-та, Чел. ин-т путей сообщения, Чел. филиал Уральского педагогического университета, Челябинский институт Уральской академии государственной службы, Чел. филиал гос. ун-та РАО, 2 филиала МИФИ). К системе дополнит. профес. образования относятся вузы: Уральская медицинская академия дополнительного образования, Урал. отделение Рос. экон. академии им. Г. В. Плеханова, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинский институт развития профессионального образования. В вузах области обучается св. 150 тыс. студентов по более чем 400 специальностям. Ежегодно выпускается ок. 16 тыс. специалистов различных отраслей деят-сти. Числ. профессорско-преподават. персонала составляет ок. 6000 чел. В вузах области работает св. 500 д-ров наук, профессоров; ок. 2477 канд. наук, доцентов. Из них 50% имеют академич. звания различных рос. и междунар. академий. Вузы являются не только учреждениями В. о., но и центрами фундамент. и прикладных исслед. в различных областях науки. Приоритетными считаются фундамент. исслед. в области матем., физико-техн., хим., биол., гуманитарных и общест. наук. Широкое применение находят прикладные исслед. в направлениях производств. и информационных технологий. Науч. исслед. проводятся в тесном содружестве с ведущими в стране и регионе НИИ, КБ, предпр., академич. центрами, органами исполнит. и законодат. власти. Вузы Челябинской обл. являются участниками большого числа междунар. проектов, выставок, ярмарок (Брно, Ганновер, Дели, Дюссельдорф, Лейпциг, Пекин, София и т. д.). Ученые и студенты ежегодно принимают участие в междунар. конф. и семинарах за рубежом; проходят стажировки в ведущих научного центрах Великобритании, Германии, США, Сирии, Франции. В совр. условиях высшая школа Южного Урала активно осваивает и внедряет новые информационные технологии, электронные учебники и библ. каталоги, дистанционное обучение, мультимедийное оборудование. Студенты активно защищают свои права; участвуют в фестивале «Весна студенческая». Студенты спорт. вузов и ф-тов — постоянные чл. олимпийской сборной России и олимпийские чемпионы. Сборная команда Клуба весёлых и находчивых «УЕздный город» (Челябинск, Магнитогорск) при финанс. поддержке губ. Чел. обл. П. И. Сумина и прав-ва области становилась победителем в высшей лиге ТВ КВН.