Общество дошкольного воспитания


Общество дошкольного воспитания, общественная организация нач. 20 в. Устав утвержден 15 февр. 1910 оренб. губ. В. Ф. Ожаровским. На организационном собр. 4 апр. 1910 было сформировано правление, в состав к-рого вошли 9 чел.: учредители об-ва Г. В. Букарь, А. Я. Фридьев, чел. педагоги А. И. Балакина, Н. Н. Корытин, мед. работники Н. Л. Лебединский, Н. М. Шефтель и др. Предс. об-ва была избрана О. А. Герсеванова, ее зам.— Лебединский. Ежегодно в об-ве насчитывалось 150—200 чел. Среди чл. были общест. деятели, представители чел. интеллигенции: А. Г. Нестерович, Г. Д. Моргулис, В. А. Семеин, М. А. Минко и др. Средства об-ва складывались из членских взносов и благотворит. пожертвований горожан. В соответствии с уставом об-во должно было содействовать «распространению среди своих членов и вообще родителей правильных взглядов на воспитание детей на началах свободного развития индивидуальных особенностей, наклонностей, общественных навыков солидарности, а также свободного развития ума и детской пытливости». Рук. об-ва планировали развернуть среди родителей лекционную работу. В программе курса, предлож. Лебединским и опубл. в газ. «Голос Приуралья» (25 февр. 1911), было уделено внимание методике организации детских праздников, вопросам приобщения детей к рукоделию, труду и чтению, развития у них умств. и физ. способностей, постановки грамотной речи и хороших манер. Планировалось устройство материнских школ, детских садов, яслей, детских б-к, катков, горок, детских площадок. Предполагалось развернуть работу по оказанию помощи детям-инвалидам и сиротам. Районом деят-сти об-ва был объявлен Челябинский уезд. Мн. из намеч. удалось организовать в 1-й год. Так, в кон. 1909, до получения зарегистрир. устава, в Пушкинском сквере (ныне бульвар Славы) был организован каток для детей, работавший всю зиму. Гл. достижения об-ва — детские площадки, первый в городе и один из первых на Урале детский сад, где М. М. Станиловская, приглаш. из Москвы для рук-ва учреждением, совм. с чел. педагогами А. Ф. Раутциус и В. Ф. Сурьяниновой организовала работу в соответствии с последними достижениями пед. науки. Деят-сть детского сада была высоко оценена на 1-м съезде по эксперимент. педагогике и психологии (1911, Москва), где известный педагог И. И. Горбунов-Посадов «просил передать сердечный привет и пожелание успехов... всем сотрудникам Челябинского общества дошкольного воспитания как соратникам по работе». Первая детская летняя площадка — прообраз гор. летних лагерей — торжественно открылась 21 мая 1910 в присутствии педагогов города. Для рук-ва площадкой из С.-Петербурга были приглашены М. Л. Карпинская и Л. М. Гольденберг, выпускницы спец. Фребелевских курсов, готовивших специалистов по дошк. воспитанию детей. К работе на площадке были привлечены жит. Чел. Ц. Р. Ямпольская и Раутциус. Площадку посещали в ср. 280 детей, делившихся на 4 возрастные группы. Они занимались подвижными играми, рисованием, лепкой, вышиванием, плетением и огородничеством. Проводились экскурсии по окрестностям Чел. 18 июля 1910 состоялся детский праздник. В первый год существования площадки дети получали бесплатный чай. Необходимые для этого сахар и чай были выделены Об-вом потребителей (см. Потребительские общества), чайными т-вами «В. Высоцкий и К°» и «А. Кузнецов — А. Губкин». За посещение ребенком летней площадки взималась плата в размере 1 руб. в месяц, невысокая для того времени (напр., квалифицир. рабочий зарабатывал от 90 коп. до 1 руб. 30 коп. в день). При этом, по данным отчета об-ва за 1910, 43,2% детей вообще не вносили платы, остальные платили от 15 коп. до 1 руб. Организовывать работу летних площадок помогали рекомендации ведущих специалистов курсов П. Ф. Лесгафта, с к-рыми об-во поддерживало тесную связь. С их помощью были сделаны первые шаги в деле постановки физического воспитания чел. детей. Три площадки — в гор. саду (ныне парк им. А. С. Пушкина), Пушкинском сквере и Заречье — в 1911 посещало более 500 детей. Анализируя продел. работу, чл. об-ва отметили, что гл. в деят-сти площадок — улучшение здоровья детей и пробуждение у них интереса к окружающему миру. Для получения дополнит. средств правление организовывало различные меропр. Так, чл. об-ва В. К. Рогенгаген, Балакина и Т. В. Лебединская поставили пьесу «Кукольный переполох». По просьбе зрителей спектакль, в к-ром гл. исполнителями были чел. дети младших возрастов, был повторен. В марте 1911 чл. об-ва впервые в Чел. был организован Вербный базар, для к-рого были приобретены художеств. изделия из Японии, из Вятского кустарного музея; ученицы Чел. епархиального женского училища безвозмездно передали организаторам поделки, изготовл. своими руками. Вербный базар прошел в последние дни Вербной недели в чел. Нар. доме (см. Народные дома) и принес об-ву доход в 500 руб. В отчете об-ва за 1911 отмечалось: «Главной основой должно быть — дать детям толчок к самостоятельной пытливости и самодеятельности, причем не следует придавать этим занятиям характер обучения». В масштабах уезда программа реализована не была, гл. обр. из-за финанс. трудностей, пассивного отношения населения и негативного отношения со стороны властей (нек-рые активисты об-ва числились в списках подозреваемых по полит. мотивам). По сведениям, сообщ. в ст. «Без вести пропавшее общество» («Голос Приуралья», март 1913), об-во, «наобещав родителям, свернуло свою деятельность».