Православная культовая скульптура


Православная культовая скульптура, вид иск-ва, осн. на принципе 3-мерного (объемного) изображения фигур правосл. святых (см. Православие); произведения этого вида иск-ва. Одним из первых о рус. культовой дерев. скульптуре написал иезуит А. Поссевино, посетивший Россию в 16 в. Он упоминает скульпт. изображение св. Николая Мирликийского, к-рое видел в храме недалеко от Новгорода. Значит. коллекциями дерев. правосл. скульптуры располагают музеи Москвы, Новгорода, Пскова, Саранска; одна из наиб. крупных — Пермская — насчитывает более 300 произв., собр. искусствоведом Н. Н. Серебренниковым и его сподвижниками. Офиц. церковь выступала против размещения скульптур в храмах. Англ. путешественник С. Коллинз писал: «Допуская живопись в церквах, они (русские.— Авт.) не допускают ваяния, потому что римский обычай молиться статуям считают за идолопоклонство». Однако П. к. с., опиравшаяся на принцип физ. объемности, была более реалистичной и поэтому более понятной широким слоям населения, чем икона с ее обратной перспективой, учением о цвете и т. п. По сведениям Серебренникова, скульпт. композиции в церквах пользовались особым почетом, т. к. «во многих местах верили, что скульптуры — это живые божества, которые могут сделать людям добро и посылать несчастья»; поэтому духовенству «пришлось приспосабливаться к народным взглядам, пренебречь церковными правилами и для привлечения местного населения к христианству пойти на компромисс — допустить статуи в церквах и часовнях». В настоящее время выявлено 2 П. к. с., о к-рых достоверно известно, что они были изготовлены и в дальнейшем находились на территории, ныне входящих в состав Челябинской обл.,— «Иисус в темнице» и «Св. Николай Мирликийский». Традиционна композиция скульптуры «Иисус в темнице» (известна также как «Кундравинский Бог», «Агафьин Бог»), изготовл. из дерева в нач. 19 в. жителем ст-цы Степной (Троицкий уезд Оренб. губ.) отставным солдатом С. Лазаревым: сидящий Иисус Христос в терновом венце (первонач. по обе стороны от статуи Христа располагалась «стража» — 2 фигуры воинов). На предложение Лазарева поместить скульпт. группу в станичный храм был получен отказ. После смерти автора его произв. было продано жительнице ст-цы Степной А. Ф. Дмитриевой, к-рая передала скульптуру в церковь во имя Св. Параскевы Пятницы ст-цы Кундравинской Троицкого уезда. Обрушение здания храма в 1876 привело к уничтожению фигур стражников, скульптура же Христа почти не пострадала. Позднее «Иисус в темнице» был помещен в одну из кладовых вновь возвед. здания церкви. После закрытия храма в 1930-х гг. скульптуру перевезли в Миасский краеведч. музей, в 1959 — в ЧОКМ. Др. скульптура — «Св. Николай Мирликийский» — изображает одного из самых популярных на Руси святых, во имя к-рого освящен один из приделов собора в честь Рождества Христова (Челябинск). В этом храме и была размещена указанная композиция. В «Путеводителе по Уралу» журналист и краевед В. А. Весновский писал: «В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура св. Николая Чудотворца, в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из какой-то массы». Поверх левкаса, покрывающего дерев. статую, нанесен орнамент в виде жемчуга и др. изобразит. элементов, что придает скульптуре дополнит. парадность. На Св. Николае одежда из зеленого и кр. бархата. Митра украшена медными звездами и камнями (горный хрусталь, аметист), на ней изображены лики херувимов. Ныне скульптура хранится в ЧОКМ.