Скульптура


Скульптура (лат. sculpture, от sculpo — «высекаю, вырезаю»), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — «леплю»), вид иск-ва, осн. на принципе объемного, физически 3-мерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в С — человек, реже — ж-ные (анималистич. жанр), еще реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Гл. выразит. средства С.: постановка фигуры в пространстве; передача движения, позы, жеста; светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы; архитектонич. организация объема, зрит. эффект его массы, весовых отношений; выбор пропорций, специфич. в каждом случае характер силуэта. Различают 2 осн. разновидности С.: круглую С. (свободно размещается в пространстве) и рельеф (изображение располагается на плоскости, образующей его фон). К произв. круглой С. относятся: статуя (фигура в рост), группа (2 или неск. фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значит. меньше натур. величины), торс (изображение человеч. туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д. Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архит. плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.); по выс. и глуб. изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), высокие (горельеф), углубл. и контррельефы. По содержанию и функциям С. делится на монумент.-декоративную, станковую и т. н. С. малых форм. Монумент.-декоративная С. (см. ниже) рассчитана на конкретное архит.-пространств. или природное окружение; носит ярко выраж. общест. характер. (См. также Градостроительство и архитектура.) Станковая С. носит более камерный характер; ей присущи интерес к внутр. миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. С. малых форм включает широкий круг произв., предназнач. преим. для жилого интерьера; во мн. смыкается с декоративно-прикладным иск-вом. (См.: Музей декоративно-прикладного искусства Урала; Центр декоративно-прикладного творчества); к С. малых форм принадлежат также камеи, плакетки, геммы. В сравнении с др. видами изобразит. иск-ва С. имеет ряд преимуществ: способность к передаче натур. (а не иллюзорного) объема, к широким идейным обобщениям; активное воздействие на градостроит. и общест. среду (см. Ландшафтная архитектура). Развитие С. на территории Челябинской обл. исторически происходило неровно: в период 1920-х — сер. 1950-х гг. этот вид иск-ва значит. отставал от живописи и графики в количеств. и качеств. отношении, что было связано со специфич. особенностями С. (материальная затратность, потребность в спец. мастерских и др.). В 1920—40-е гг. особо сказывалась ограниченность гос. ден. средств. Конструктивизм в архитектуре не допускал использования монумент. и монумент.-декоративной С. Кол-во скульпт. работ, появившихся в этот период, невелико. Мн. произв. создавались как средство монумент. наглядной агитации и пропаганды коммунист. идей. Наибольшую известность на территории Челябинской обл. получил памятник в виде фигуры рабочего с винтовкой и молотом; в разработке модели принимал участие каслинский скульптор К. А. Клодт (см. Клодты); тиражир. в каслинском чугуне памятник был установлен во мн. городах Урала, в т. ч. в В. Уфалее, Златоусте, Каслях. В соответствии с полит. планом монумент. пропаганды сооружались памятники на братских могилах (см. Мемориальные захоронения). Творчество первого в Чел. профес. скульптора Т. В. Щелкан-Руденко (работала в Чел. в 1931—36) отличалось широтой диапазона (монумент.-декоративная и станковая С., пластика малых форм). Выполи. ею в 1935 шесть скульпт. портретов передовых рабочих экспонировались в отд. зале на зон. выставке «Урало-Кузбасс в живописи» (1936); сохранился цикл из 8 жен. статуй на тему «Материнство», предназнач. для оформления здания первого детского сада в рабочем поселке Станкостроя. Всесоюз. известность получила композиция Щелкан-Руденко «Ленин в детстве» (1936), тиражир. в каслинском литье; гипсовый подлинник статуи был переведен в мрамор и включен в постоянную экспозицию Центр. музея В. И. Ленина в Москве. В 1930-е гг. с Магнитогорском была связана творч. деят-сть профес. скульпторов Е. П. Блиновой и С. В. Кузнецовой, работавших в осн. в монумент.-декоративной пластике и оформивших ряд общест. зданий (клубы, школы, детские сады) и производств. корпусов (с использованием рельефов и статуй, изображающих фигуры ученых, рабочих, физкультурников, пионеров). Блинова выполнила также серию портретных бюстов ударников Магнитостроя для Всесоюз. выставки «Индустрия социализма» (1937). В середине 1950-х гг. наметился перелом в развитии С., связ. с приездом в Чел. большой группы выпускников ср. и высших спец. учебных заведений (В. А. Авакян, И. В. Бесчастнов, Э. Э. Головницкая, Л. Н. Головницкий, В. С. Зайков, Б. А. Маганов, Е. И. Макаров, Г. П. Панов, А. П. Суленёв); в Златоуст — В. П. Жарикова (см. Жариковы), в Касли — А. С. Гилёва и А. В. Чиркина. Период 1950—80-х гг. стал плодотворным в регион. истории С.; он отмечен как разнообразием творч. индивидуальностей, так и серьезными качеств. достижениями, успехами на респ. и всесоюз. выставках. Молодые скульпторы решительно брались за сложные ист. темы, разработку образов современников. От гипса они перешли к использованию металла, камня, дерева, керамики, исконно урал. чугуна и мрамора. К отливке скульптур привлекались Каслинский и Кусинский заводы, для к-рых чел. скульпторы выполнили десятки моделей кабинетного литья (см.: Каслинское литы; Кусинское литьё). В осуществлении монумент. и монумент.-декоративных проектов участвовали местные архитекторы. В монумент. С. особенно успешной была деят-сть Авакяна, Головницких, Зайкова, Маганова, Макарова. Л. Н. Головницким созданы работы большого общест. звучания, в частности пам. «Орлёнок» (1958), ставший неотъемлемой культ. достопримечательностью Чел. и вошедший в число лучших монумент. произв. сов. С. В 1959 Головницкий в соавторстве с Зайковым осуществил проект пам. Ленину на пл. Рев-ции в Чел., завершившего архит. ансамбль гор. центра. Ленину В. И. памятники занимали ведущее место среди воплощ. в монумент. пластике образов политических деятелей; ему посв. работы Авакяна (1961, Аргаяш), А. С. Гилева (1957, Касли), Головницкой (1970, Южноуральск), Зайкова (1966, Аргаяш), Макарова (1967, Аша) и др. Темы рев. прошлого, образы политических деятелей, героев Гражданской войны занимали значит. место в творчестве скульпторов-монументалистов. Так, Жариковым созданы монументы «Юным борцам за власть Советов» (Златоуст. 1962) и «1903 год» (1967; установлен на месте расстрела Златоустовских рабочих); последнему свойственно использование символики и обобщ. форм. Оригинальностью пластич. решения отличается Цвиллингу С. М. памятник работы Макарова (1964, Чел.). Среди наиб. интересных в художеств. плане монументов: мичману Павлову С. Д. памятник (1971, Троицк; авт. Головницкая); пам. М. И. Калинину (1976, Чел.; авт. Бесчастнов и Маганов; мрамор); пам. С. М. Кирову (1985, Чел.; авт. Головницкая; кованая медь); памятник чел. железнодорожникам «На новый путь» [1986, Чел.; С. Я. Савочкин (см. Савочкины), арх. В. Н. Фитковский; кованая медь, мрамор] и др. В 1975, в день празднования 30-летия Победы сов. народа в Вел. Отеч. войне, в Чел. был открыт пам. «Танкистам-добровольцам» на месте их торжеств. проводов 9 мая 1943; авт. Головницкий воплотил в нем идею единства фронта и тыла. Этой же теме посв. его наиб. выдающееся монумент. произв. «Тыл — фронту» («Тыл и фронт»; 1979) в Магнитогорске; памятник явился завершением триптиха [«Воин-освободитель» в Берлине и «Родина-мать» в Сталинграде (авт. Е. В. Вучетич), «Тыл и фронт»]. Теме Великой Отечественной войны посв. монумент. работы Авакяна (1965, Копейск), В. П. Бокарева (1970, пам. «Подвиг» в Чел.), Гилева (1985, Касли), Головницкой (1975, мемориал «Память» в Чел.), Зайкова (1965, Варна), Маганова (1980, Златоуст), Макарова (1971, Троицк), Панова (1967, Верхнеуральск), С. Я. Савочкина (терр. ЧВВАКУШ, 1966) и др. Тема героич. труда южноуральцев нашла воплощение в ряде работ, в частности Головницкого («Палатка первых строителей», 1966, Магнитогорск; арх. Е. В. Александров), Зайкова («Первым комсомольцам — строителям Магнитки», 1966, Магнитогорск; «Сказ об Урале», 1967, Чел., арх. Александров; «Слава отважным», 1983, Чел., арх. Александров). Жариков в созданном им для привокзальной площади Златоуста пам. «Иванко-Крылатко» (1984) воплотил легендарные представления о творчестве безымянных златоуст. мастеров. Неск. памятников в области посв. ученым: К. А. Тимизяреву (1970, пос. Тимирязевский Чебаркул. р-на; авт. Суленев), Аносову П. П. памятник, Курчатову И. В. памятники, Редикорцеву И. И. памятник и др.; деятелям отеч. культуры (см., напр., Чайковскому П. И. памятник); Головницкими создан пам. А. С. Пушкину (1983, Чел.). В станковой С. 1950—80-х гг. ведущее место занимали портрет и жанровая пластика. Углубл. работа над портретом выдвинула перед скульпторами задачу поэт. осмысления повседневных труд. будней, физ. и духовной красоты сов. человека-творца. Осн. внимание в этом жанре уделялось образам современников: сел. тружеников, рабочих, строителей, представителей творч. интеллигенции, воинов, детей. Среди лучших портретных работ — произв. Авакяна («Телятница Емельянова» и «Пастух Хакимов», оба 1973), Бесчастнова («Колхозница Кульдяева», 1969; «Горновой Филимонов», 1978; «Бажов», 1984), Зайкова («Валя» и «Доярка Прутова», оба 1957; «Машинист Кривсун», 1964; «Животновод Лискин», 1964; «Батыр Садыков», 1974), Макарова (портрет артиста И. Е. Рагозина, 1955; «Томочка», 1955; «Курсант Шагин», 1957), П. Я. Фоминых («Пионер Сережа», 1956; «Конструктор Мамин», 1974). Жанровой станковой С. свойственны повествоват. начало, развернутость сюжета, сложность композиционно-пространств. построения. Композиционные произв. Авакяна выделяются стремлением к выразительности движения, поэтизацией человеч. тела («Целинник» и «Студентка-строительница», оба 1957; «Скорбящая», 1967; «Узник», 1969; «Рабочая трибуна», 1975; «Сварщик-верхолаз», 1976). В жанровых композициях Головницкой всегда присутствуют светлые лирич. интонации: так, в скульптуре «Свинарка» (1957) воплощен обаят. образ сел. труженицы. Рев. романтикой овеяна скульпт. композиция Головницкого «1929 год. Межи перепаханы» (1960), в к-рой дух сурового времени коллективизации передан многоплановостью пространств. построения, пластич. выразительностью жестов и поз, обобщ. тяжеловесностью форм; острый социальный конфликт положен в основу его работы «Двадцатые годы» (1967), в к-рой философия борьбы получила морально-этич. истолкование. Жанровым композициям Макарова свойственны лирич. мотивы («Девочка со скакалкой», 1960; «Зимушка-зима», 1964). Работа Фоминых «В дозоре» (1959) интересна мастерским использованием белого мрамора, в к-ром переданы цвет и фактура снега, запорошившего полуфигуру пограничника. Значит. идейно-творч. задачи ставили перед собой и скульпторы, работавшие в пластике малых форм. Разнообразные по тематике произв. тиражировались в каслинском и кусинском литье. Среди наиб. известных — работы Гилева («Соколята», 1968), Чиркина («Наездница Елена Петушкова», 1973). Статуэтки Маганова «Идущая» (1967), «Кузнец» (1969), «Молодежная бригада» (1974) интересны свом изяществом и развитым образным видением автора; работы Суленева «Академики И. В. Курчатов и А. А. Иоффе» (1974) и «Конюх Петрович» (1976) — свободным владением мат-лом, умением выразить характерность героев в ритмич. рис. композиции; работы А. П. Кудрявцева «Гончары» (1974), Материнство» (1975), «Листопад» (1977) — тонкой образностью, разнообразием пластич. приемов, остроумием и свежестью восприятия натуры. В кон. 20 — нач. 21 вв., с изменением политико-экон. ситуации в стране, практически прекратилось гос. финансирование работ в сфере монумент. и монумент.-декоративного иск-ва. Наметились резкие изменения в идейном содержании скульпт. творчества. Коммерциализация иск-ва стала серьезным препятствием для продолжения работы мастеров старшего поколения, наиб. творчески зрелого. Востреб. направлениями в С. стали изготовление настольных или настенных миниатюр из драгоценных металлов и камней, а также надгробных памятников для состоят. заказчиков. Среди скульпт. произв. кон. 20 — нач. 21 вв., наиб. значит. в идейно-художеств. отношении, выделяются памятники: «Воинам-землякам, погибшим в Афганистане» (1991, Аша; скульптор Маганов, арх. А. Н. Аристов; бронза, бетон); «Никто не создан для войны», посв. военнослужащим, погибшим в Афганистане и Чечне (2004, Карталы; авт. М. П. Евдокимов); устроителю края И. И. Неплюеву (2002, Троицк; авт. Жариков); св. Иоанну Златоусту (2004, Златоуст; авт. Жариков); в Чел.— Глинке М. И. памятник, Прокофьеву С. С. памятник. (См. также Памятники истории и культуры.)

Монументально-декоративная скульптура. Произв. этой группы могут находиться на фасадах, фронтонах, порталах общест. зданий или у входов в них (выполняют декорирующую функцию и одноврем. символизируют назначение сооружения или славную веху в его деят-сти); отдельно, но близ архит. сооружения; на адм. границах населенных пунктов (въездные знаки, отражающие преобладающую специализацию в труд. деят-сти жит., осн. богатство региона и др.). Среди выразит. образцов монумент.-декоративной С. работы: «Музыка» (центр. композиция на фронтоне Челябинского театра оперы и балета; 1954, бетон; Г. В. Нерода, арх. Н. П. Куренной); «Рабочий» (лев. композиция на фронтоне Челябинского театра оперы и балета; Ш. А. Муратов, арх. Куренной); «Танец» (прав. композиция на фронтоне театра оперы и балета; И. М. Рукавишников, арх. Куренной); «Искусство принадлежит народу» (композиция на гл. фронтоне ДК металлургов в Аше; 1955, бетон; Фоминых, М. И. Цепелев); «Экономика Страны Советов» (композиция на лев. фронтоне ДК металлургов в Аше; Г. П. Панов, П. Т. Трофимов); «Революция» (композиция на прав. фронтоне ДК металлургов в Аше; Панов, Трофимов); «Мир» (композиция на фронтоне ДК ЧМК; 1957, бетон; А. В. Врубель, арх. А. И. Зайцев); «Мир» (композиция на фронтоне ДК им. Ильича в пос. Потанино; 1957, бетон; Цепелев); композиция на фронтоне ДК железнодорожников в Чел. (1958, бетон; Головницкий, Зайков, Цепелев; арх. Ф. Л. Серебровский); «Танцующие девушки» (рельеф фонтана в сквере на пл. Рев-ции в Чел.; 1958, бетон; Бесчастнов, Н. И. Кондратьев); «Труд и Искусство» (композиция фронтона ДК горняков в Бакале; 1960-е гг., бетон; Цепелев); рельефы фасада ДК горняков в Бакале (1980-е гг., бетон; Е. И. Макаров, Кондратьев); «Рабочий» (композиция у входа в ДК машиностроителей в Симе; 1963, бетон; Суленев); «Работница» (композиция у входа в ДК машиностроителей в Симе; 1963, бетон; Жариков); «Шахтеры» (въездная группа, Копейск; 1967, бетон; Панов, Головницкая); «Олень» (въездной знак, автотрасса Миасс — Златоуст; 1968, металл; Жариков); «Юность», (композиция у ДК завода «Пластмасс» в Копейске; 1971, кованая медь, камень; Савочкин, арх. Б. А. Баранов); въездной знак на автотрассе Чел.— Копейск (1974, металл, бетон; М. Г. Семёнов); «Петрушка» (фасад Челябинского театра кукол; 1975, кованая медь; Савочкин); «150 лет городской клинической больнице» (хирургич. корпус Чел. ГКБ; 1978, кованый алюминий; Макаров); «Клоун» и «Эквилибрист» (фасад Чел. цирка; 1980, кованая медь, бронза; А. М. Шишакин; арх.: Ю. А. Мотов, Л. В. Онищенко, Я. И. Рувинов); «Утро Родины» (пос. Тимирязевский Чебаркул. р-на; 1980, кованая медь; Савочкин, арх. Баранов); «Живопись. Ваяние. Зодчество» (фасад выставочного зала СХ в Чел.; 1981, кованая медь; Кудрявцев, арх. Б. В. Петров); «Руки трудовые» (проходная ЧТЗ; 1983, кованая медь; Кудрявцев; арх.: А. П. Павлов, Фитковский); «Крылатый конь» (въездной знак, Златоуст; 1984, чугун; Жариков); «Бык» (животноводч. комплекс совхоза «Дубровский» в Красноармейском районе; 1985, бетон; Суленев, арх. И. С. Ли); «Крылатые львы» (солнечные часы на пл. Дома пионеров Правобережного района Магнитогорска; 1985, чугун; И. К. Логвиненко, арх. А. Г. Волобуев); оформление порталов и фронтона Челябинского театра драмы (1985—86, кованая медь, каслинское литье; Ю. В. Александров; арх.: В. Л. Глазырин, Ю. П. Перчаткин, Н. Н. Семейкин); герб г. Верхней Уфалей (фронтон краеведч. музея; 1986, кованая медь; Я. Х. Халиков); «Памятник Петру I» (рельеф-вариация; Ленингр. мост через р. Миасс в Чел.; 1999, чугун, мрамор; Е. В. Чиркин, арх. Н. В. Балухина); «Сфера Любви» (сквер к/т «Урал-КиноМАКС» в Чел.; 2000, кованая медь, оргстекло, бетон; В. Ф. Митрошин, арх. И. В. Юрчак); «Прометей» и «Ника» (фасад ЮУрГУ; 2003, кованая медь; Авакян).