Случайные археологические находки, кам. и бронз. скульптуры, украшения, предметы вооружения, быта и др. вещи, обнаруж. населением во время полевых и строит. работ. Не имеют привязки к конкретным археол. памятникам; правильно составл. легенды условий залегания и обнаружения, однако являются источником информ. о социальной структуре древнего об-ва, уровне развития пр-в (гончарстве, металлургии древней), воен. деле и архитектуре. Большинство С. а. н,— вотивные предметы (приносимые на свящ. место с целью получить от божества исцеление или удовлетворение просьбы, а также во исполнение обета, в благодарность).
Каменная плитка с изображением головы барана. Найдена в 1958 близ Троицка, на угодьях совхоза им. Ленина, рядом с савроматским погребением. Выполнена из мелкозернистого песчаника зеленовато-серого цвета в технике резьбы и шлифовки. Изделие (40×31×9,5 см) овальное в плане; боковые стенки слегка выпуклые, с прямыми гранями. Ниж. поверхность плоская, наверху — округлое углубление (диаметр 15 см, глуб. 1,6 см), смещенное к краю. Голова ж-ного, изображ. на плитке, приподнята, отделена от ниж. поверхности плитки ступенькой. Морда сложно моделирована: нос с горбинкой, ниж. губа и подчелюстное пространство провисают. Губы, переданные выпуклой полосой, сверху и снизу подчеркнуты желобками. Овальные глаза — в виде бугорков, ноздри — в виде ямок с выпуклым краем. Ниж. поверхность головы сужена к носу, имеет слегка углубл. середину и V-образный контур. Рога переданы выступающим рельефом, надо лбом разделены пропилом шир. 0,8 см; основание подрезано прямой линией, завитки опускаются на переднюю сторону плитки, в центре очень высокие (поднимаются на 2—2,5 см). В ниж. части изделия и между рогов ж-ного имеются следы темно-коричневой краски, в верх. части — неск. продольных царапин, на краю лев. рога и на лев. боковой поверхности — сколы. Плитка хранится в фондах ЧОКМ. Подобные находки обнаружены в междуречье Исети и Миасса, на Ниж. Оби, в Ср. Поволжье, Сев. Казахстане, Сев.-Вост. Прикаспии, Закавказье и Иране; на небольшой глуб. (часто на пашне), рядом с археол. памятниками (от энеолита до раннего жел. века), нередко с др. предметами (что, вероятно, объясняется их связью с жертв. комплексами). Могли использоваться в культовых церемониях для растирания краски или ароматич. веществ, разжигания огня и ладана, в качестве подставок для глиняных курильниц. Большинством исслед. считаются жертвенниками. Датируются эпохой бронзы — ранним железным веком (2—1 тыс. до н. э.). Более 100 лет хранятся в западносиб., урал. и казахстанских музеях.
Бронзовая подвеска. Представляет собой изображение жен. лица в головном уборе; выполнена из белой бронзы. Передняя часть подвески (12,4×5,5 см, толщина до 0,4 см) оформлена в виде сердцевидной выемки; глаза и рот обозначены овальными ложбинами. Глаза широко посаж.; широкие скулы оконтурены. Надбровные дуги органично связываются с верх. частью переносицы; являются 1-м (ниж.) из 6 горизонтальных брусковидных ярусов (выс. 0,5 см), украшающих головной убор (по центру и краям ограничены вертикальными валиками). Головной убор — с продолжением в ниж. части в виде наушников и нащечников, подвяз. под подбородком декоративным узлом и скрепл. асимметричной ромбич. бляшкой-застежкой (3×2,5 см). Центр ее украшен щитком, имеющим форму, близкую к ромбу или стилиз. под голову зверя (лисы, волка, медведя) с мордой, опущ. вниз (изображения такого рода распространены в угорском и пермском звериных стилях). Наушники и нащечники, обрамляющие лицо, декорированы горизонтальными желобками, к-рые продолжают ритм горизонтальных ярусов-желобков, изображ. в верх. части головного убора. Подвеска датирована 9—11 вв. Хранится в фондах Варненского краеведч. музея.
Сигаевская подвесная бронзовая бляшка. Представляет собой композицию всадника и коня, оконтур. в ниж. части своеобразной рамкой. Рамка изображает земную поверхность, передний боковой край начинается от морды лошади, имитируя поводья узды. Задний боковой контур начинается от хвоста, где имеет соответствующие насечки, имитирующие хвостовую часть и верх крупа (подобные насечки имитируют гриву лошади). От хвостовой части рамка опускается к колену задней ноги ж-ного, смыкаясь с ним. Вероятно, является символич. изображением змеи или дракона, хватающего коня за морду (хорошо показаны его передние лапы, упирающиеся в колено одной из передних ног лошади). Всадник имеет большую голову, не симметричную относительно туловища. На голове — пластинчатый шлем, изображ. в виде опущ. вниз лепестков. Контур лица широкоскулый, вытянутый по вертикали. Глаза широко посаж., изображены овальными вырез. желобками; разрез глаз широкий. Хорошо прослеживается вырез. аналогичными желобками широкий в переносице и ноздревой области массивный пос. Лицо ближе всего к урало-алтайскому антропологич. типу. Контуры рук и груди переданы 2 округлыми сквозными отверстиями (диаметр 0,3 см), к-рые, вероятно, служили для подвязывания. Обе ноги спущены с одного бока от седла, показаны схематично. В ниж. части живота лошади заметны контуры нагрудного и подбрюшного ремня упряжи. Подвески, подобные Сигаевской (7,7×5,1×0,3 см), широко распространены среди памятников угров Зап. Сибири, а также в комплексах ср.-век. мадьяр и башкир на территории Южного Урала и Поволжья (Веселовский, Бирский, Танкеевский могильники, Шутовский клад и др.), где датированы в пределах 9—11 вв. Нек-рыми исслед. предположительно считаются изображениями женщины-всадницы — богини Умай из тюрк. и башк. эпоса. Подвеска хранится в фондах ЧОКМ.
Финно-угорская бронзовая антропоморфная фигура. Приобретена урал. краеведом В. П. Бирюковым у археолога Е. М. Берс (проживавшей в Шадринске). Судя по записи в книге поступлений от 18 авг. 1938, найдена в Златоустовском горном округе. Фигура выс. 31,5 см, толщиной ок. 5 мм, весом ок. 250 г. Туловище расширяется кверху; большая голова завершается рядом вертикальных рубчиков. Справа по крайним 7 рубчикам под небольшим углом проходит валикообразная «змейка», над к-рой расположен диск диаметром 1 см. Лицо с длинным прямым носом. Глаза и рот переданы в виде кругов и овала из рельефных валиков. Руки короткие, трехпалые. Ниже рук, поперек туловища, 5 полосок-валиков. Ниже справа — зооморфная фигура (возможно, волк). Технология изготовления фигуры — плоское литье в двустворчатой форме с негативом на матрице и плоской крышкой. С 1937 находка хранится в фондах ЧОКМ. Имеет сходство с антропоморфными изображениями, найденными в Зап. Сибири, а также с группой т. н. древовидных идолов Сев. Урала (с р. Адуй, из дер. Панкина, со ст. Исеть). Адуйский идол был найден в расщелине скалы Адуйский камень на р. Адуй (терр. совр. Свердловской обл.) в кон. 19 в., передан в музей УОЛЕ (Екатеринбург) чл. об-ва Н. К. Оржешко-Острейко. Др. идол обнаружен археологом А. А. Берсом в лесу у ст. Исеть в 1936. Чел. антропоморфная фигура идентична фигуре со ст. Исеть. В каталоге Е. М. Берс описываются литейные формы, найд. на оз. Багаряк в 1911 и 1914 (хранятся в музее РАН). Подобные формы обнаружены у дер. Аршинка и на памятнике Березки II (см. Берёзки). Относятся к терр., занимаемой в раннем жел. веке племенами иткульской культуры, связаны с очагами древней металлургии или культовыми местами, располож., как правило, на возвыш. местах. Фигура из фондов ЧОКМ может быть датирована 5—3 вв. до н. а. Ассоциируется с т. н. мировым древом — характерным для мифологич. Осознания угров образом, воплотившим в себе Куниверсальную концепцию мира. Образ мирового древа восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени (автохтонные сиб. и нек-рые др. народы). По мифам финно-угорских народов, в частности обских угров, на вершине дерева находился дом Солнца и Луны. Середина дерева — ствол — ассоциировалась с человеком, иногда с жертв. или тотемным ж-ным. Валикообразные полоски на стволе могли означать лестницу, ведущую в «верхний мир», или являлись символом душ человека-дерева.
Бронзовая скульптура с р. Кумляк. Найдена школьниками с. Старый Кумляк в 150—300 м от левого берега р. Кумляк при впадении ее в р. Увельку. Скульптура (общая выс. 119 мм, шир. в районе локтевого изгиба 38,5 мм) круглая, выполнена из оловянистой бронзы. Представляет собой сложную композицию: фигура человека (одетого в облегающий костюм) с перевернутой головой, плечи к-рого переходят в личины. Прав. нога вытянута, лев.— резко изогнута в колене (стопа прижата к прав. седалищному бугру). Бедр. часть лев. ноги перевернута. Обе руки плотно прижаты к туловищу и изогнуты в локтях, образуя прямые углы между плечом и предплечьем. Лев. предплечье и кисти лежат спереди вдоль линии пояса, прав. часть закинута за спину. Форма кисти и пальцы хорошо помечены рельефом. Ладони обеих рук прижаты к туловищу. Крупная голова (выс. 36 мм) на уровне грудной клетки, подбородком вверх. Лоб низкий, срезан по линии бровей. Подбородок узкий, заостр., подтреугольной формы; нос длинный, прямой. Глаза переданы низким рельефом в виде овальных валиков. Уши ниже уровня глаз. «Пропилы» под носом передают объем скул и щек, возможно, усы, и оформляют контуры рта. Плечи фигуры переходят в личины (выс. 12 мм), располож. под углом 45° к осн. оси изделия. Личины овальной формы, со стороны спины похожи на кисти рук. Глаза и нос помечены грубыми выпуклостями, рот прочерчен впадиной. Скульптура выполнена в технике круглого литья, вероятно, в сложносоставной глиняной форме. Тонкие нити текстиля (на 1 см2 поверхности металла приходится 36—38 отпечатков нитей) хорошо прослеживаются с торцовой стороны предмета в районе лев. руки от плеча до локтевого сустава. Менее выраж. следы на др. частях изделия (прав. щека, прав. нога от паха вниз). Отливка сохранила нек-рые детали, связ. с проработкой литейной формы. На прав. ноге имеются глубокие поперечные борозды (6 шт., дл. 6—10 мм) и следы зачисток древнего происхождения, к-рые были оставлены в процессе изготовления макета и литейной формы. В верх. части скульптуры имеется полость (глуб. до 2,5 мм), у лев. плеча — боковое отверстие (диаметр 4 мм). Перемычка металла у подбородка образует отверстие, располож. по оси изделия и, возможно, предназнач. для его подвешивания. Сохранность скульптуры хорошая. Отд. участки поверхности (ноги, наиб. выступающий рельеф лица и спины) имеют хорошо выраж. светло-желтый металлич. блеск, небольшие изолир. друг от друга зоны покрыты темно-зеленой патиной. Хорошо прослеживаются участки темно-кр. охры. Фигура человека состоит только из прав. частей тела. Вероятно, автор скульптуры исходил из особенностей мировоззрения, связ. с понятиями «левый» и «правый». В мифологич. модели мира подчеркиваются противопоставления: верх — низ, добро — зло, мужское — женское, левое — правое и т. д. В индоевроп. представлениях левое — это грязное, греховное, правое — чистое. И в европ., и в азиат. мифах левое — признак нечистой силы. Со стороны, противоположной личине, изображен прямоугольник-короб, из к-рого выглядывают 2 асимметрично располож. головы: слева — голова черта, справа — ангела-хранителя. В скульптуре легко узнается мужчина, мифологич. образ духовного существа. Бронз. изображение являлось принадлежностью шаманского (жреч.) костюма, играло важную роль в религ. мистериях. Находка относится к бронз. антропоморфному литью, распростран. в Западной Сибири в кон. 1 тыс. до н. э.— 1 тыс. н. э. Хранится в фондах музея археологии Чел ГУ. Аналогична сложным антропоморфным изображениям Приобья, к-рые обычно связываются с кулайской культурой, датируются 6—2 вв. до н. э. Скульптура, вероятно, является одной из поздних в серии предметов антропоморфной пластики, распростран. в урало-казахстанских степях (первые образцы выработаны на стыке меднокам. и бронз. веков). Сопоставима с кам. головой, найденной в карьере пос. Потанино близ Челябинска.