Страннический толк


Страннический толк, странническое согласие, одно из крупных радикальных формирований в беспоповском старообрядчестве, сложившееся ориентировочно во 2-й пол. 18 в. в сев. и центр. районах страны и получившее распространение на Южном Урале в кон. 18 — 1-й пол. 19 в. Светские религиоведы рассматривают С. т. как религ. проявление социального протеста крестьянства, низших слоев дорев. рос. об-ва. Возможно, первыми проповедниками идей будущего С. т. были монахи Соловецкого монастыря, бежавшие после взятия его стрельцами (1676). Во 2-й пол. 18 в. их последователи образовали самостоят. религ. объединение. По мнению мн. исслед., основателем С. р. был беглый солдат Евфимий (1741, по др. данным, 1744 — 1792). Сторонники С. т. заявляли о тотальном преследовании истинно правосл. христиан воцарившимся на земле «антихристом» (особенно со времени царствования Петра I); ориентировались на «страдальцев за веру» времен раннего старообрядчества (идеал — протопоп Аввакум); проповедовали «культ мученичества» и последоват. аскетизм (нравств. и бытовой); отрицали существующую социально-полит. систему и компромисс с миром, «признавшим власть антихриста»; Русскую православную церковь и ее клир считали «безблагодатными»; осуждали частную собственность (помещичье землевладение) и социальное неравенство; утверждали, что странствование — единственно возможный образ жизни для истинно правосл. христианина. В 19 в. взгляды сторонников С. т. претерпели определ. эволюцию, что проявилось в установлении компромисса с гос. властью и социально обеспеч. верующими (зажиточной частью крестьянства), в разрешении общаться с миром и РПЦ нек-рым категориям верующих («пристанодержателям », «жиловым », «странноприимцам», «христолюбцам»), в использовании их домов как надежных убежищ и врем. пристанищ для странников. Более последоват. стало требование «всеобщего священства», повышалась внутриобщинная роль духовных лидеров («наставников» и «благословенных иноков»). В то же время ряд догм С. т. остался неизменным (требование «перекрещивания» всех «новообрядцев» и старообрядцев в реке; отрицание церк. таинств, в т. ч. брака, миропомазания, елеосвящения; абсолютизация аскетизма, целомудрия; фанатизм и нетерпимость к инаковерующим и др.). Духовными лидерами С. т. в 19 в. были П. Крайнев, И. Федорова, Н. Семенов и др. С именем Семенова связывают возникновение одной из разновидностей С. т., к-рая получила назв. «статейники», или «иерархисты». В 1860-е гг. им был написан устав (84 статьи), на основе к-рого вводилась строгая многоступенчатая иерархия управления: во главе толка стоял гл. наставник («преимущий старейший»), во главе верующих, живущих в «пределе» (т. е. на территории, охватывавшей неск. губерний),— наставник, во главе местной общины — настоятель. Направление «статейников» получило наибольшее распространение в стране и существует в настоящее время. На Южном Урале в 19 в. общины С. т. появились в с. Тютняры (ныне с. Губерн. Аргаяшского района), в заводах Златоустовского горного округа и в Чел. уезде; ближе к концу века — в дер. Харлуши, Михайловка, Кайгородово, располож. близ Чел. Общину в Харлушах основали А. С. Монахов и П. Т. Попов. По устным воспоминаниям, в 1886 в Харлушах проживало только 3 последователя С. т., к 1926 — ок. 300. Община в Харлушах имела определ. внутр. иерархию: «элита» (старцы и старицы, постоянно странствующие), «основа» (мирские, живущие на одном месте). Руководил общиной «старшой» (в 1920-е гг. старица Ефимия). Чл. общины неуклонно соблюдали правосл. посты, отмечали церк. праздники, почитали святых дониконовского периода (до 1-й пол. 17 в.). Строгое следование религ. учению сформировало определ. модель поведения верующего из состава «элиты»: он обязан был часто менять свое местопребывание, отказавшись от мирской фам. (после обряда крещения и получения духовного имени), уклоняться от любых гос. переписей населения, от встреч и бесед с верующими др. конфессий, быть аскетом. После смерти бегуна его похороны совершались тайно, без обозначения места захоронения. Мирские верующие не отказывались от участия в социальной жизни поселка (в 1920-е гг. предс. Харлушевского сельсовета нек-рое время был Р. Нифонтов — последователь С. т.; верующие также избирались чл. сельсовета, ревизионной комиссии). По сравнению с остальными жители поселка у чл. Харлушевской общины был более высокий уровень грамотности. Существовала даже категория «ученых», т. е. хорошо знающих Библию, Кормчую книгу, жития святых, написанные на церк.-слав. яз. Начавшаяся в 1920—30-е гг. коллективизация крест. х-в оказала дезинтегрирующее влияние на сплоченность общин С. т. Так, нек-рые чл. общины из дер. Михайловки вышли из ее состава. О дальнейшей судьбе последователей С. т. на Южном Урале дополнит. архивных данных не обнаружено. Известно лишь, что на территории Челябинской обл. в 1950—60-е гг. действовал один из пределов «статейников». По данным историка А. Рыбалко, в 2000—01 на территории Челябинской обл. представители С. т. еще действовали в сс. Злоказово, Петропавловка (Кусинский район), г. Чебаркуль.