Строительный комплекс Челябинской области


Строительный комплекс Челябинской области, совокупность строит.-монтажных, проектно-изыскат. орг-ций и предпр. стройиндустрии. Включает ок. 2,6 тыс. подрядных орг-ций, в т. ч. 285 крупных и ср.; более 335 предпр. стройиндустрии; 170 ин-тов и орг-ций, выполняющих проектно-изыскат. работы; ряд фирм, оказывающих инжиниринговые услуги и выполняющих функции заказчика. Строит. индустрия по объему пр-ва занимает 6-е место среди пром. отраслей Чел. обл. На стройках занято более 24 тыс. чел. Мощности пром-сти строительных материалов в осн. сосредоточены в Магнитогорске, Миассе, Чел. Развитие С. к. началось с 1920-х гг. и было вызвано размещением на территории нынешней Чел. обл. новых объектов пром-сти: строились ММК, механич. завод № 78 (ныне «Станкомаш»), ЧГРЭС, ЧТЗ, ЧЭМК, цинк. завод, др. предпр. и связ. с ним коммунальные и жил. объекты. В 1928—40 в Чел. введены в эксплуатацию заводы строит. кирпича «Строитель», «Кирпичник», Потанинские № 1 и 2 (общей мощностью ок. 170 млн шт. кирпича в год, что составляло половину выпуска всех строительных материалов). В Магнитогорске введены в строй лесопильный и кирпичный заводы, в Чел.— 2 деревообр. комбината, первое предпр. по пр-ву ЖБИ, ряд предпр. строит. комплекса ЮУЖД и др. Развивалось пр-во мат-лов для стр-ва технолог. сооружений металлург. предпр. (печей, домен и т. п.), в 1933 введено в эксплуатацию подсобное предпр. ЧТЗ — керамич. завод, производивший огнеупоры, шамотный и фасонный кирпич (до 15 тыс. т в год); в кон. 1940-х гг.— 2 цеха ЧМЗ: шамотный и динасовый (см.: Кирпичная промышленность; Огнеупоров производство). Строит. организации создавались для сооружения конкретных пром. предпр. «Магнитострой» вел стр-во ММК, «Челябметаллургстрой» — ЧМЗ, «Челябтракторострой» и трест № 42 — корпуса ЧТЗ, механического завода № 78 и ЧТПЗ; во всех закрытых городах работало Южноуральское управление строительства (ЮУС). Были образованы предпр. для стр-ва и монтажа спец. объектов различных отраслей, в т. ч. «Востокметаллургмонтаж», «Уралнефтегазстрой», «Уралпроммонтаж» (создано в 1947 для выполнения механомонтажных работ на ПО «Маяк») и др. На территории области работали тресты «Уралавтострой» (стр-во заводов оборонной пром-сти, в т. ч. УралАЗа), «Златоустметаллургстрой» («ЗМС») — рек-ция ЗМЗ, «Южуралметаллургстрой» («ЮУМС»; Сатка, 1954); Кыштымское строительное управление (возведение объектов радиозавода) и т. д. В городах области они вели и жилищное строительство. Ввод в эксплуатацию жилья и объектов соцкультбыта в Чел. обеспечивали тресты «ЧМС», «ЧТС», созданная специализир. строит. орг-ция «Челябинскгражданстрой» и др.; в Магнитогорске — трест «Магнитострой»; в Кыштыме — Кыштымское СУ; комплексную застройку жилых массивов Златоуста, Миасса и Чебаркуля проводил Уралавтострой; в горнозаводской зоне — ЗМС и ЮУМС. Для координации жил.-гражд. стр-ва в исполкомах были организованы УКСы — службы единого заказчика. В 1946—60 темпы роста жил. стр-ва в области выросли на 431%. Потребности индустр. домостроения в 1960—70-х гг. стимулировали развитие строит. предпр. В кон. 1950-х гг. в области приступили к использованию технологии крупноблочного и крупнопанельного домостроения, к-рая сокращала сроки стр-ва, затраты труда и сметную стоимость 1 м. В 1949 Академией архитектуры СССР совм. со специалистами треста «Магнитострой» разработан спец. проект панельного жилого дома. В 1957 в Магнитогорске был построен один из первых в стране завод крупнопанельного домостроения (КПД), начавший выпуск продукции в 1958. В Чел. новая технология была освоена в 1959 специалистами треста «ЧМС». В период массового стр-ва жилых домов сложилась сеть предпр. стройиндустрии с высоким уровнем механизации. В Челябинске были построены заводы ЖБИ № 3 треста № 42 (1948) и ЖБК (1949), заводы ЖБИ № 1 и 2 (1958), ж.-б. шпал (1959); заводы ЖБК в Златоусте, Копейске и Сатке; завод КПД в Миассе (1972), рассчит. также на поставку продукции в Златоуст. Карабаш и др. города; Бобровский завод ЖБК «Энергия» и др. В 1963 строит. организации были объединены в один из крупнейших главков страны — «Южуралстрой», к-рый в отд. годы обеспечивал ввод до 80% жилых домов и объектов соцкультбыта. В середине 1970-х гг. в Магнитогорске, Миассе и Чел. начался монтаж 9-этажных домов. К кон. 1990-х гг. доля панельного домостроения по области превышала 50% (в Чел. достигала 82%). С ростом объемов стр-ва велось и сооружение новых предпр. стройиндустрии. В Чел. вошли в строй з-ды: крупнопанельного домостроения и строит. конструкций (КПДиСК; см. Производственное строительное объединение крупнопанельного домостроения и строительных конструкций) мощностью 85 тыс. м2 жилья в год; «Профнастил» — 1300 тыс. м2 минераловатных плит (см. «АКСИ»); асфальтобетонный; «Кнауф Гипс Челябинск» (6 млн м2 гипсоволокнистых плит); кирпичные «Кемма», «Афина»; предпр. ООО «Челябоблснабсбыт» (ныне «ЧелСИ») и др. Продолжали развиваться тресты «Магнитострой», «ЗМС», «ЮУМС», «ЧТС», «ЧМС», № 42, специализир. организации «Востокметаллургмонтаж», «Уралмостострой», «Уралэлеваторстрой», «Южуралсантехмонтаж»,« Южуралспецстрой», «Южуралэлектромонтаж», «Южуралэнергострой» и др. В 1988 был достигнут пик в жил. стр-ве (в Чел. принято в эксплуатацию 556,6 тыс. м2 общей площади, по области — 1734,7 тыс. м2). К нач. 1990-х гг. были построены 9- и 10-этажные дома в Бакале, Златоусте, Каслях, Копейске, Озерске, Сатке; 16-этажный жилой дом в Снежинске. В 1990-х гг. произошло снижение темпов развития инж. и трансп. инфраструктуры. Стр-вом и пр-вом необходимых мат-лов стали заниматься кооперативы; тресты распадались на отд. самостоят. организации. Кол-во орг-ций, входящих в С. к., только в Чел. превысило 1500. Создавались новые подразделения, объединившие вокруг себя специализир. организации: «Артелъ-С», «Массив», «Монолит», «Наука, техника и маркетинг в строительстве», «Стройком», Челябинская финансово-строительная компания, «Монтажник» (Магнитогорск) и ряд др. Эти организации стали выполнять функции не только заказчиков и генподрядчиков, но и эксплуатационников. В 2005 подрядными орг-циями выполнены работы на сумму 27,5 млрд руб. (110,8% к 2004), в 2006 — 32,0 млрд (116,4% к 2005). Введено в эксплуатацию 2997 зданий, в т. ч. 165 многоквартирных жилых домов (9379 квартир) и 2771 — индивид. Сооружение 329 объектов финансировалось из обл. (3 млрд руб.) и федерального (319 млн руб.) бюджетов. Выдел. средства направлялись на строительство зданий для учреждений образования (159 млн руб.), здравоохранения (1,2 млрд), культуры (219,7 млн), объектов спорт. орг-ций (837,4 млн), газификации и ЖКХ (753,5 млн), метрополитена в Чел. (463,4 млн); на жил. стр-во (451,9 млн). Ввод жилья вырос с 739 тыс. (2002) до 1,235 млн м2 (2006). При этом увеличивались площадь квартир, высота потолка, совершенствовалась планировка. Разработку проектной документации для стр-ва выполняют проектные организации различного уровня. Первые из них появились в Челябинской обл. в сер. 1930-х гг. В 1934 была организована архит.-проектная контора «Челябпроект» (ныне ин-т «Челябинскгражданпроект»), в 1938 — специализир. ин-т «Желдорпроект». Для проектирования объектов металлургических заводов были созданы Магнитогорский гипромез (1940; на базе проектного отдела УКСа ММК) и Челябгипромез (1941). В 1950—60-х гг. появились новые специализир. н.-и. и проектные учреждения: в Златоусте для проектирования пром. объектов и н.-и. центров ракетно-космич. отрасли открыт ин-т «Уралпромпроект», в Озерске — Уральский проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ» (ведущая регион. проектно-изыскат. орг-ция по комплексному проектированию населенных пунктов, предпр., в т. ч. ядерно- и радиационно-опасных объектов, а также жилых и общест. зданий в ЗАТО области); в Чел. начали работать «Агропромпроект», «Челябинскуглепроект», «Челябпроектстальконструкция» и др. Центром создания документации для пром. узлов городов Южного Урала, технолог. проектирования предпр. стройиндустрии, производств. баз строит. орг-ций стал Промстройпроект, работавший в тесном контакте с Урал. н.-и. и проектным ин-том (см. Научно-исследовательский и проектный институт строительных материалов) и проектно-конструкторским трестом «Оргтехстрой» (см. Проектно-конструкторский технологический институт). С введением в действие в 2005 Градостроит. кодекса РФ повысилась роль проектной документации и информационной системы градостроит. деят-сти. Одним из направлений стала разработка нормативно-правовой и градостроит. документации всех уровней, включая схему территориального планирования. Подготовку градостроит. документации для городов области начали осуществлять ЧГрП, Магнитогорскгражданпроект, ВНИПИЭТ. В 2003 утвержден ген. план развития Чел., в 2005 — Озерска; рекомендован к утверждению генплан Карабаша, началась разработка генпланов Верхнеуральска, Каслей, Кыштыма, Пласта, Чебаркуля. Проектирование различных объектов и сооружений пром. и гражд. назначения выполняют Уралпромпроект, Промстройпроект, «Челябжелдорпроект», а также специализир. организации « Магнитогорский гипромез», «Челябгипромез», «Челябдорпроект», «Уралкурортпроект», «Челябуглепроект», «Челябпроектстальконструкция», лицензир. проектные фирмы и творч. мастерские ведущих архитекторов. Для проектирования и стр-ва Чел. метро были созданы ин-т «Челябинскметротранспроект» (1988) и управление «Челябметротрансстрой» (1992). Подготовку кадров для С. к. осуществляют высшие и ср. уч. заведения: в 1931 в Магнитогорске был открыт инж.-строит. ин-т (филиал Урал. строит. ин-та, ныне в составе Магнитогорского техн. ун-та); в 1952 в ЧПИ (ныне ЮУрГУ) — инж.-строит. ф-т (с 1989 готовит также архитекторов). Кроме того, в области имеется 4 колледжа, самый известный из к-рых — Чел. монтажный. Юж. Урал располагает богатыми минерально-сырьевыми ресурсами для пр-ва собств. стройматериалов (см. Минерально-сырьевая база промышленности строительных материалов). Три цементных завода — Коркинский, Катав-Ивановский, Магнитогорский — обеспечены запасами сырья на ближайшие 50 лет. Широко используются и отходы мощных металлург. предпр., в частности доменный шлак. Предпр. по выпуску стеновых мат-лов обеспечены сырьем (глиной) на 40—50 лет. В качестве облицовочного камня широко используется мрамор, по запасам и добыче к-рого область занимает одно из ведущих мест в РФ. Крупный производитель строит. продукции — ЗАО «Коелгамрамор». Область является лидером по пр-ву отделочного природного камня, к-рый реализуется в РФ и за ее пределами. В 2000—2004 в 1,5 раза (в сопоставимых ценах) возросли инвестиции в осн. капитал пром-сти стройматериалов (427,1 млн руб.). В 2004 на предпр. области произведено строительных материалов и конструкций на 8,2 млрд руб. (108,8% к 2003), в 2005 выпущено продукции на сумму ок. 9 млрд руб. В 2005 отмечен рост физ. объемов пр-ва цемента на 32,6%, конструкций крупнопанельного и крупноблочного домостроения — на 44,5%, асбоцементных листов (шифера) — на 29,9%, теплоизоляционных изделий — на 38,1%. Увеличилось пр-во мелкоштучных стеновых мат-лов, стальных строит. конструкций, гипсоволокнистых плит, ЖБИ, блоков из ячеистого бетона и др. В области развивается монолитное и сборно-монолитное домостроение (ЮУС, ЗАО «Монолит» и «Челябстрой», ООО «ДЕФА» и др.). На заводе «ЖБИ-Агрострой» введена новая линия «Рекон» по пр-ву изделий для сборно-монолитных каркасных зданий общей площадью 40— 45 тыс. м2 в год. Пр-вом блоков из экологически чистого ячеистого бетона, мат-ла легкого и более дешевого по сравнению с кирпичом, занимаются ООО «Челябинскстройматериалы» и ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод». Выпуск пенополистирольной несъемной опалубки освоен ООО «Строительные технологии XXI века» и «Штробер». В Сатке заводом ЖБИ «Рефорс» внедрен метод непрерывного формования для выпуска многопустотных плит перекрытия. Техн. переоснащение для обеспечения повыш. теплотехн. характеристик выпускаемой продукции осуществлено в объединении КПДиСК (Челябинск), ОАО «Завод КПД» (Миасс); на Магнитострое, Чел. заводе ЖБИ-1, Бобровском заводе ЖБК «Энергия» (Троицкий район) и др. На ряде предпр. пром-сти стройматериалов в 2004—05 проведены модернизация и техн. перевооружение; организован выпуск новых мат-лов и конструкций за счет собств. денежных средств и банковских кредитов. Введены новые мощности: ЗАО «Минплита» (Челябинск) по пр-ву теплоизоляционных мат-лов — до 3 млн м3 минераловатных плит в год; 1-я очередь завода «Керамин-Снежинск» по выпуску особо прочной керамич. плитки «Гресс» (мощностью до 2 млн м2 в год) и др. Налажено пр-во различных видов закал. стекла в ООО «Челябинский завод современного стекла» (производительностью до 400 тыс. м2 в год). ЗАО «Строительный комплекс» ММК провело рек-цию магнитогорского стекольного завода «Маст» по выпуску листового оконного стекла мощностью 1,8 млн м2 в год (см. Стекольная и фарфоро-фаянсовая отрасль). Учитывая потребность строит. отрасли в теплоизоляционных мат-лах, на ОАО «АКСИ» введены мощности по пр-ву минераловатных изделий высокого качества. Широко применяются мат-лы и изделия для дорожного стр-ва: тротуарная плитка, бетонные и асфальтобетонные смеси (выпускаются ООО «ЧелСИ»); светопрозрачные ограждения из пластика, алюминия и др. мат-лов («Новые окна», «Альфа-Пластик», «Евроокно», «Алькор ЛТД», «Илвер», «Теплый континент», «Пластокно» и др.). В ОАО «Кнауф Гипс Челябинск» освоено пр-во комплектных систем для отделки помещений, пользующихся большим спросом у строит. орг-ций. Создан рынок столярных изделий (ЗАО «Краснодеревщик» — производит дерев. двери для жилых и адм. зданий). ЗАО «Трёхгорный Пластик» и «Интранс» наладили пр-во полимерных труб. Начато стр-во предпр. ООО «ТД “Уралспецснаб”» (Челябинск) и «Уральский завод Рострубпласт» (Куса) по пр-ву пластиковых труб различного диаметра. На строит. рынке появились совр. кровельные и фасадные мат-лы, в т. ч. металло- и цементно-песчаная черепица (ЗАО «Инси», ОАО «Профнастил», ООО «Алга» и др.). В Челябинской обл. производятся практически все осн. виды строительных материалов, изделий и конструкций. Гл. условием расширения и качеств. улучшения жил. и пром. стр-ва, реализации в Челябинской обл. национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является эффективная деят-сть предпр. С. к. В области организовано ипотечное агентство с уставным капиталом 4 млрд руб. В 2007 юж.-урал. семьям выдано 28 тыс. ипотечных кредитов. Выработку стратегии градостроительства осуществляет Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Чел. обл., ее важнейшие вопросы рассматриваются на заседаниях совета при губернаторе. В 2005 министерство совм. с Союзом предпр. строит. отрасли и чел. регион. объединением работодателей «ПромАсс» разработало обл. целевую программу развития пром-сти строительных материалов и стройиндустрии на 2006—10, реализация к-рой позволит модернизировать С. к. и обеспечить Юж.-Урал. регион и прилегающие терр. совр. высокотехнолог. мат-лами. Программой предусматривается к 2010 увеличить ежегодный ввод жилья до 1,6 млн м2.

Строительный комплекс ЮУЖД, совокупность предпр. и учреждений, выполняющих проектирование и стр-во ж.-д. объектов и гражд. сооружений в зоне действия ЮУЖД. В 1934 (при создании ЮУЖД) ее С. к. включал 5 строит. участков, 2 известковых, 1 кирпичный, 2 щебеночных завода и 1 деревообделочный комбинат. По мере развития железной дороги структура ее С. к. менялась. К 2005 в него входили: ин-т «Челябжелдорпроект», строит. предпр. и представитель заказчика — служба (в 1963—97 отдел) капитального стр-ва ЮУЖД. Функции ген. подрядчика с 1936 выполнял 7-й участок «Уралстройпуть». На его базе в 1954 организован Дорстройтрест, объединивший 7 строит.-монтажных поездов (СМП) и др. строит. предпр. Управляющим был назначен И. Я. Колчинский. Подразделения треста обеспечивали стр-во жилья, общест. и пром. зданий; занимались стр-вом, рек-цией, капитальным ремонтом объектов, связ. с усилением пропускной способности железной дороги, обеспечением безопасности движения поездов. В 1937—38 велись работы по увеличению кол-ва путей на ст. Чел.-Гл.; в 1940 в Чел. сдана в эксплуатацию дорожная поликлиника № 1, в 1942 — здания Управления ЮУЖД. С 1950-х гг. развернулось стр-во многоэтажных жилых домов; сдавались в эксплуатацию детские сады, школы, пионерские лагеря; построены стадион «Локомотив» (1955), татаро-башк. б-ка (1979), профилакторий для работников ж.-д. транспорта (1982). В 1990-х гг. работники ЮУЖД получали от 100 тыс. до 160 тыс. м2 нового жилья в год. В связи с тем что с 1986 на жел. дорогах страны стали использоваться длинносоставные поезда (до 100 вагонов), потребовалось удлинить пути на ряде станций, в т. ч. на ст. Бердяуш, Златоуст. Кропачево, Чел. Значительный вклад в эту работу внесли специализир. подразделения треста «Мехколонна № 4» и «Мостопоезд № 10». Во всех СМП укреплялись собств. базы; участки механизации и мастерские пополнялись оборудованием. В структуру треста входили и чел. заводы деревообр., ж.-б. конструкций и строит. деталей (ЖБКиСД — ведущее предпр. С. к.). С 1985 на заводе ЖБКиСД на поточное пр-во был поставлен выпуск легкобетонных блочных конструкций для жилых домов серии 81М. Первый жилой дом этой серии сдан в эксплуатацию на ст. Полетаево-1 (1986). На небольших станциях ЮУЖД возводились 2-квартирные дома из бетонных конструкций. В 2000 Дорстройтрест был преобразован в филиал ЮУЖД — «Дорстройтрест ЮУЖД», в 2003 получил наим. «Строительно-монтажный трест № 11 — филиал ОАО “Российские железные дороги”» («РЖД»), Его управляющим был назначен Л. В. Зайцев. Трест располагал необходимой техникой; имелись лицензии на все осн. виды строит.-монтажных работ, применялись более соверш. технологии; на стр-ве объектов ЮУЖД работало ок. 2 тыс. чел. 3-д ЖБКиСД освоил выпуск центрифугир. опор контактной сети и линий автоблокировки (кроме ЮУЖД изделия поставлялись и др. жел. дорогам), 3-лучевых фундаментов для опор и др. (всего более 180 наим.). На Кособродском деревообр. заводе было организовано изготовление оконных блоков со стеклопакетами, сращивание бруса. Строители освоили технологию сооружения панельных домов 97-й и 121-й серий. Трест сдал в эксплуатацию жилой 14-этажный дом в Чел., построил вокзалы на ст. Златоуст. Миасс, Усть-Катав, Кыштым, Чел.; реконструирован ряд объектов, в т. ч. здание дорожной поликлиники, рельсосварочный цех на ст. Полетаево, цех по сборке рельсошпальной решетки на ст. Чурилово и т. д. В 2005 начаты работы по сооружению комплекса пригородного вокзала в Чел. Проектирование зданий и объектов ЮУЖД выполняли ин-ты «Мосгипротранс», «Сибгипротранспуть», «Уралгипротранс». Осн. проектной орг-цией являлся «Челябжелдорпроект», к-рый был организован в 1969 на базе конторы «Дорпроект» (функционировала с 1938, первый нач.— М. Д. Захаров, с 1998 — дир. П. Ю. Соколов). В 2000 ин-т преобразован в ГУП «Челябинский проектно-изыскательский институт “Челябжелдорпроект”» МПС РФ, с 2003 он стал филиалом ОАО «РЖД». По его проектам построены: ж.-д. вокзал на ст. Миасс (в 1984 проект удостоен пр. Сов. Мин. СССР, в 1985 — диплома 2-й степ. ВДНХ СССР), а также вокзалы в Златоусте и Кыштыме; 9-этажный дом с повыш. шумозащитой на ул. Блюхера в Чел. (в 1984 получен диплом 3-й степ. Госстроя РСФСР); комплекс сооружений базы отдыха ЮУЖД на оз. Еланчик; здание банка «Дорожник» в Чел. и др. Ин-т ведет разработку важных объектов на ст. Зауралье и Карталы — ж.-д. пограничных переходов (пунктов пропуска составов через гос. границу РФ), 2-путных вставок на участках ЮУЖД Муслюмово — разъезд 5 и Межозерная — Баландино; комплекса пригородного вокзала на ст. Чел.; единого диспетчерского центра управления перевозками ЮУЖД. В работе С. к. принимали участие архитекторы З. Грищенко, С. Крушинский, Л. Чуприн (вокзал на ст. Чел.); гл. арх. ин-та «Челябжелдорпроект» В. М. Попов (вокзалы на ст. Златоуст. Катав-Ивановск, Миасс). Значительный вклад в развитие и организацию работ С. к. внесли Е. Б. Белый, И. П. Воробьёв, В. П. Егоров, М. А. Кокуркин, И. И. Назаров, В. Д. Пан, А. И. Першанин, А. Б. Репин, Л. И. Столбов, Н. Н. Четвергов и др.