Святилища


Святилища, места отправления религ. культов, обособл. от светского, обыденного мира; сооружения, специально возвед. для выполнения ритуальных действий. Сакральный статус С. предполагает обязат. соблюдение при их посещении определ. требований и ограничений. Начиная с эпохи палеолита С. вписывались в сакрально воспринимаемую структуру окружающего пространства и связывались со значимыми ландшафтными объектами: вершинами гор и сопок, пещерами, родниками и источниками, рощами и отдельно стоящими деревьями. Традиционные формы таких С. представляют собой участки природного ландшафта со следами культовых действий. При этом С. на вершинах сопок и гор связаны, как правило, с почитанием свящ. неба, в пещерах — земли как все рождающего и принимающего в себя начала, у источников — воды как основы жизни, у отдельно стоящих деревьев — духов окружающих ландшафтов, у подножия гор — их сакральной силы и связи неба и земли (см. Культы степных духов). Наиб. древние С. в Южном Зауралье располагались в пещерах, в них обнаружены свидетельства обрядов, совершавшихся в верх. палеолите (рис. ж-ных, антропоморфные фигуры, геометрич. знаки в Игнатиевской и Серпиевской 2 пещерах, медвежьи черепа в 5-м зале пещеры Сквозной Сикияз-Тамакского пещерного комплекса). Для более поздних периодов — неолита, энеолита, эпохи бронзы, раннего жел. века, средневековья — археологически засвидетельствованы С., приуроч. к вершинам гор, береговым утесам и скальным выходам: культовые комплексы М. и Ср. Шиханов у оз. Аракуль, писаница на оз. Б. Аллаки (см. Большеаллакский археологический комплекс), Малое Баландинское городище (см. Баландинские городища), Ждановский скальный выход, святилище на вершине г. Чека (см. Чека) и др. С эпохой ранних кочевников связаны также пещерные С. (грот на г. Чека). Для поздних кочевых культур известны С. у родников (Калмыцкая молельня). По меньшей мере, с эпохи энеолита население Южного Зауралья наряду с использованием в культовых целях природных урочищ начало создавать искусств. культовые структуры. К простейшим конструкциям подобного рода относятся менгиры — одиночные, вертикально поставл. крупные кам. глыбы. Наибольшего размаха их сооружение достигло в эпоху бронзы, когда одиночные менгиры, установл. на подъезде к долговрем. поселениям, маркировали культовые места и выполняли охранит. функцию: одиночные менгиры Система-8 (см. Система), Лисьи горы, Черкасинский (см. Черкасинская аллея менгиров) и др. Начиная с эпохи энеолита возникали более сложные мегалитич. постройки — аллеи и комплексы менгиров: аллеи менгиров Чека I и Чека II (см. Чека), Песчанская, мегалитич. комплекс Ахуново и др. В раннем жел. веке и средневековье возникли и получили развитие курганообразные конструкции — кам. и земляные курганы с «усами» (Городищенский, Кондуровский, Оленина Отнога и др.), земляные «гантелевидные» и иные фигурные насыпи (Соленый дол, Краснотал XII), кам. конструкции, в планировке к-рых сочетаются квадрат и круг (Система-1, см. Система), кам. насыпи различной формы — «обо», а также кам. ограды с изваяниями мифич. предков (Песчанка, Система-1). По мере распространения на Южном Урале христианства и ислама функции С. в социальной и культовой практике начали исполнять гор. и поселковые церкви и мечети при сохранении определ. роли природных С. («аулия кабере» у башк. населения и др.). В настоящее время ритуальная деят-сть новых религ. движений, возрождающих в определ. мере традиционную культовую практику, реализуется в формировании совр. С., в первую очередь на вершинах и у подножия гор (Б. Иремель, Чека, Черкасинская сопка, Шаманка, сопка Обзорная и др.), и сакральном восприятии известных археологических памятников (Аркаим). Изучение С. дает ценный мат-л для рек-ции духовного мира древних и ср.-век. народов Южного Зауралья, понимания закономерностей мировосприятия традиционных культур, раскрытия социального, экзистенциального и онтологич. смысла культовой деят-сти.