Транспортные сооружения, объекты, возводимые на трансп. коммуникациях для повышения пропускной способности автомоб., ж.-д. и пешеходных путей сообщения; благоустройства рек и др. водных пространств. Эти инж. сооружения предназначены для пропуска под (над) дорогами водотоков (акведук, водопропускная труба, селедук, судоходный мост-канал), пешеходов (мост, тоннель), трансп. коммуникаций [путепровод (ПП)], скота и мигрирующих ж-ных, а также для преодоления крупных высотных препятствий в случаях, когда возведение насыпи оказывается сложным, дорогостоящим или невозможным по техн., экол. или иным причинам (эстакада). Т. с. различного назначения строились на протяжении всей истории развития цивилизации; чаще всего имели многофункцион. назначение (совмещали пути передвижения транспорта и пешеходов, водопропускные сооружения и т. п.). Они включают различные мостовые сооружения: мосты для преодоления рек или различных водотоков; виадуки и эстакады для преодоления безводных препятствий (оврагов, ущелий и др.); ПП для многоуровневого пересечения жел. или автомоб. дорог. Кроме того, к ним относятся сооружения тоннельного типа (тоннельные проезды для скоростного движения, пешеходные внеуличные переходы и пешеходные тоннели в составе ж.-д. вокзалов); защитные, снижающие последствия опасных геол. и др. природных процессов (галерея, подпорная стенка, укрепит. сооружения набережных) и др. Крупные Т. с. играют важную роль в формировании окружающего ландшафта и комплексного образа дороги как архит. объекта. В Челябинской обл. к 2008 эксплуатировалось 289 автодорожных (общей дл. 17203,19 м) и 625 ж.-д. мостов (14348,25 м), а также 71 ПП (5210,29 м). Из них 72 сооружения (29 ПП и 43 моста) расположены на участках 4 федеральных автодорог. Кроме того, в ведомстве различных муниципальных образований находится еще ок. 300 мостовых сооружений. Наиб. интересные в архит. плане мосты появились на Южном Урале в период стр-ва Транссибирской железнодорожной магистрали, напр., Французский мост и Брянский мост в Усть-Катаве, представляющие собой выразит. инж. и архит. сооружения (см. Железнодорожные сооружения). Ж.-д. мосты дл. св. 100 м расположены в горнозаводской зоне: через р. Ай ок. г. Кусы и через р. Юрюзань ок. г. Усть-Катава (постройки нач. 20 в.); через р. Сатку ок. ст. Бердяуш (1979; проект Новосиб. филиала ин-та «Гипротранспуть»). В 2006 введена в эксплуатацию 2-я ветка ПП по ул. Рождественского в Чел. В 2007—08 выполнены капитальный ремонт и усиление конструкций моста в районе ст. Сулея. Развитие сети автомоб. дорог на территории области сопровождалось стр-вом Т. с., кол-во к-рых значит. увеличилось на дорогах вне городов. В кон. 1990-х — нач. 2000-х гг. построены мосты через р. Миасс на автодороге Кулуево — Яраткулово, 3 моста на обходной дороге у Магнитогорска и др. Е. В. Данилочкина (ГАП) и Е. В. Золотавина (ГИП) участвовали в создании мостов через р. Увельку в обход с. Красносельского (проект 1999, стр-во 2001; дл. 140 м), через, р. Ср. Тогузак у с. Заречье Варн. района (2001, стр-во 2004; 90 м), через р. Санарку у пос. Кам. Санарка (2003, стр-во 2004; 55 м). В 2006—08 на участках (Чел.— Уфа) федеральной автодороги М-5 введены в эксплуатацию 2 моста через р. Сура и 2 ПП. В городах и сел. насел. пунктах находится большое кол-во пешеходных мостов различных конструкций (через водные препятствия, ж.-д. пути и т. п.); в 1981 на ст. Чел.-Гл. введен в эксплуатацию второй мост (ГИП П. Е. Михеев), в 2004 — мост через р. Юрюзань в г. Трехгорном дл. 102 м, шир. 3,5 м (конструктор А. А. Мейснер, арх. В. С. Николенко, ГИП Н. В. Гурьянова) и др. Для возведения мостов используются различные строит. мат-лы: дерево, железобетон, камень и металл. В 1924 в Чел. появился один из первых ж.-б. мостов через р. Миасс (инж.-строитель П. И. Искосков), совмещающий движение пешеходов, автомоб. транспорта и трамваев. В 2008 в Чел. насчитывалось 9 мостов, из них 1 ж.-д., 2 пешеходных. Для осуществления рек-ции (2007—08) старейшего гор. моста по ул. Кирова в 2004—05 был построен врем. мост по ул. Бр. Кашириных. В качестве дополнит. трансп. артерии используется плотина Шершнёвского водохранилища. Особое значение сыграли Т. с. в развитии планировочной структуры Магнитогорска, терр. к-рого разделена технолог. водохранилищем ММК — заводским прудом. Правобережную жилую зону связывают с пром. терр. левого берега мостовые переходы (см. Плотины и мостовые переходы) — сложные инж. сооружения, в т. ч. подъездные пандусы, дамбы и мосты. Они являлись определяющими при проектировании направлений улиц и магистралей, размещении общест. центров и градостроит. ансамблей в правобережной части города. Ген. планы 1974 (Ленгипрогор; арх.: А. Синявер, И. Тарушкин) и 1996 (С.-Петербург, ин-т урбанистики) предусматривают 5 мостовых переходов, 4 из к-рых уже функционируют. Появление ПП на территории урал. городов было вызвано бурным развитием пром-сти в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. В этот период в Чел. создан ряд мощных предпр. и жилых поселков на периферии гор. терр.— соцгородов. В 1932 открылось трамвайное движение, повлекшее развитие дорожно-трансп. сети для обеспечения бесперебойной доставки рабочих на предпр. и грузов гор. автотранспортом. Для ликвидации большого кол-ва ж.-д. переездов началось стр-во ПП, обеспечивающих пересечение дорог в неск. уровнях. К 1940 было построено 10 ПП для пропуска автомоб. транспорта и трамваев под ж.-д. путями. В период эксплуатации проводились их рек-ция и модификация. В послевоен. годы строились ПП над ж.-д. путями; первый появился в Металлург. районе при рек-ции сталепрокатного цеха. Аналогичные Т. с. возведены в Златоусте, пром. зонах Магнитогорска (пересечение Сибайской ж. д. и ж.-д. магистралей ММК на Левобережье) и др. городов области. Въезд на центр. площадь Бакала осуществляется по единственный на Урале и в Сибири спиральному ПП, органично вписавшемуся в горный рельеф. Самым значит. по пропускной способности является ПП (дл. более 500 м) над ж.-д. путями ст. Чел.-Гл. (1987, стр-во 1989—97, инж.: Л. С. Певзнер, Б. И. Шлейков, конструктор К. И. Мильштейн), обеспечивший трансп. связи 2 районов Чел. В 2004 введен в строй новый ж.-д. ПП по ул. Рождественского (проект 2002; Челябжелдорпроект совм. с Новосиб. филиалом ин-та «Гипротранспуть», ГИП Н. П. Попиков). По мере развития города и увеличения кол-ва транспорта возникла необходимость сооружения ПП на пересечении важных автомагистралей, входящих в систему скоростных дорог города. В 2008 в Чел. 7 подобных трансп. развязок; наиб. значит.— пересечение ул. Бр. Кашириных и Свердловского пр. (1997, стр-во 1998—2002; арх. Т. Г. Рябухина, ГИП Певзнер, конструктор Г. П. Лысов). Ген. планами предусмотрено стр-во многоуровневых трансп. развязок с ПП в Чел. (ок. 40), Магнитогорске (ок. 10) и др. городах области. В систему гор. скоростных дорог наиб. крупных городов включаются также и объездные кольцевые дороги. С нач. 1970-х гг. ведется проектирование и сооружение трансп. кольца вокруг Чел., частью к-рого являются ПП. Они построены у с. Долгодеревенского на федеральной автодороге Челябинск — Екатеринбург, на пересечениях с дорогой на Аргаяш, с Кременкульским и Троицким трактами; у пос. Полетаеве на федеральной автодороге (М-5) на Уфу. В нач. 2000-х гг. началось стр-во восточной части кольцевой автодороги от Троицкого до Курганского трактов (завершение работ намечено к кон. 2008). Одним из важных объектов этого участка является ПП на Коркинском направлении в районе пос. Синеглазово. В 2007 завершено стр-во трансп. кольца (с 5 развязками) вокруг Магнитогорска протяженностью 75,29 км. С нач. 1990-х гг. на обл. дорогах с интенсивным движением активно строились трансп. развязки с ПП. Наиб. значит. из них: ПП через ж.-д. пути на автодороге Павловский — Айдырля (1995, стр-во 1999; ГАП Данилочкина, ГИП 3. А. Кочкина, инж. Золота вина), Южноурал. развязка дл. ок. 85 м (1995, стр-во 2000; ГАП Данилочкина, ГИП Кочкина), Харлушинская развязка на Чел. объездной дороге (1994, стр-во 2004; ГАП С. И. Замула, ГИП Кочкина). Осн. орг-циями, выполняющими проектирование Т. с. на территории области, являются ин-ты: Екатеринб. филиал ГипродорНИИ (федеральные автодороги); «Челябинскметротранспроект», «Челябдорпроект» (объекты обл. значения); «Челябжелдорпроект», «Челябинскдортранспроект». Стр-во Т. с. ведут ок. 60 подрядных орг-ций, наиб. значит. среди них ЗАО: «Мостоотряд-16» и «АДС-1» (Челябинск), «Мостоотряд-82» (Курган), «Южуралмост» и «Южуралавтобан» (Магнитогорск) и др. Ремонтом и эксплуатацией автомоб. мостов и ПП занимается ГУП «Рэмекс», эксплуатацией ж.-д. мостов — служба пути ЮУЖД.