Транссибирская железнодорожная магистраль, Великая Сибирская магистраль, ж.-д. линия Чел.— Омск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток, связывающая европ. часть России с Сибирью и Д. Востоком; крупнейшая в мире жел. дорога (протяженность 7855,5 км). Построена в 1891—1916. Первые изыскат. работы проведены в 1887—90. В 1890 спец. гос. комиссия приняла решение о стр-ве ж. д. Чел.— Курган — Омск — Красноярск — Иркутск — Владивосток. В 1893 созданы Управление по сооружению Сиб. ж. д. и К-т Сиб. ж. д. под председательством наследника престола — будущего имп. Николая II. В 1892—96 сооружался зап. участок Т. ж. м,— Зап.-Сиб. ж. д. [осн. линии: Чел.— Курган (движение открыто в 1893), Курган — Омск (1894), Омск — р. Обь (1895)]. Разведочные геодезич. изыскания проводили Н. П. Меженинов и Н. Г. Гарин-Михайловский; стр-вом руководил К. Я. Михайловский. В окт. 1896 началось регулярное движение поездов по Зап.-Сиб. ж. д., к-рая проходила по терр. Оренбургской губернии, Тобольской, Томской, Иркутской губ. и Акмолинской обл. К 1899 протяженность 1-колейного пути составила 1328 верст. Дорога находилась в ведении МПС. Управление по стр-ву базировалось до 1899 в Чел., Управление по эксплуатации — в Томске. В 1899 Зап.-Сиб. и Ср.-Сиб. ж. д. вошли в состав Сиб. ж. д. (к-рая в 1915 разделилась на неск. дорог, в т. ч. Омскую и Томскую; последние в 1961 объединены в Зап.-Сиб. ж. д.; при этом Петропавловское отделение присоединили к ЮУЖД. Управление Зап.-Сиб. ж. д. находится в Новосибирске). Т. ж. м. строилась с 2 сторон. В 1897 жел. дорогу провели от Владивостока до Хабаровска, в 1899 с 3.— до Сретенска. К этому времени возникли трудности в финансировании стр-ва; ухудшилась полит. обстановка на Д. Востоке (в связи с усилением полит. влияния в этом регионе США, Англии, Японии). Было принято решение о стр-ве более короткого пути, что стало возможным благодаря соглашению с Китаем о стр-ве КВЖД на территории Маньчжурии. Работы начались в 1898, закончились в окт. 1901. КВЖД соединила осн. магистраль с Владивостоком, обеспечив сквозное движение по всей трассе. Поражение России в войне с Японией вынудило продолжить сооружение Т. ж. м. на территории России от Сретенска до Хабаровска. В 1908 Гос. дума приняла решение о стр-ве Амурской ж. д. В 1915 дорога была введена в эксплуатацию. О масштабах стр-ва свидетельствуют статистич. данные: на трассе магистрали постоянно были заняты работами 60—80 тыс. вольнонаемных рабочих, 9 тыс. каторжан, 4,5 тыс. ссыльных (в районах Забайкалья, Амура, Уссурийской тайги). Работы велись в осн. вручную, примитивными орудиями труда. Ежегодно прокладывалось 500—600 км пути. Регулярное сквозное движение по Т. ж. м. через Чел. началось в 1916 (после сооружения моста через Амур). Рук. стр-ва: инж. Михайловский, А. В. Ливеровский, Меженинов, О. П. Вяземский, А. Н. Пушечников и др. Административно Транссиб первонач. делился на 4 ж. д.: Уссурийскую, Амурскую, Забайкальскую и Сиб. В 1904 был составлен проект 2 путей, к-рые были проложены от Чел. до Иркутска (1907—12) и от оз. Байкал до ст. Карымской (1913), в 1914 — до Владивостока. Т. ж. м. с сопутствующими мастерскими, депо, заводами, складами, больницами, магазинами, уч-щами, школами и т. п. стала крупнейшим монополистич. предпр., способствовала экон. развитию Сибири и Д. Востока, росту городов и поселков, увеличению потока переселенцев из центр. районов России в Сибирь. Во время войн (рус.-япон., 1-й мир. и Гражд.) по Т. ж. м. осуществлялись воен. перевозки. Благодаря Т. ж. м. Чел. стал «воротами в Сибирь». Магистраль, построенная на средства казны, в 1918 была национализирована и передана НКПС. Ныне участки Т. ж. м. входят в состав Южно-Уральской железной дороги, Зап.-Сиб., Красноярской, Вост.-Сиб., Забайкальской и Дальневост. ж. д.— от Москвы до Владивостока. (См. также Самаро-Златоустовская железная дорога.)