Бурзян (берйэн), крупное племя в составе юго-восточных башкир. Включает 6 родов: баюлы (байулы), бурзян, мунаш (монаш), ямаш, но-гай-бурзян (ногай-берйэн), янсары (янЬары, др. назв. жанса); более 125 родовых подразделений. Свящ. птицы: орел-могильник (кесе-гэн), ястреб (тсарсыга); дерево — дуб (имэн); оран (боевой клич) — атстуган, байЬонгар (прав, крыло войска).
Из 500 тамг наиб, часто встречающиеся: н Т " молоток (сукеш), Y — вилы (Ьэнэк), V А — дербник (ягалбай), Г — ворота (тсаптса), г — золотник (мыдтсал), г-1 — вороток точила (cap ку-сэре). Б. принадлежит к древнему пласту башк. родоплем. структуры, в к-рый, по Р. Г. Кузееву, входили племена: байлар, бишул, кудей, тамъян, тангаур, ун, уран, усерган (муйтен), а также племена, сохранившиеся только как родоплем. подразделения (сураш, унгар, ягалбай). Этнонимы Б. созвучны назв. народов Алтая, Юж. Сибири и Ср. Азии; фиксируются у алтайцев, казахов, монголов, каракалпаков, киргизов, печенегов, тувинцев, уйгуров, узбеков. На исход Б. с В. указывают образцы нар. культуры и иск-ва, особенно орнамент: простые геометрич. фигуры, тисн. на коже, вырез, на дереве, вышитые узоры или аппликации на ткани, рис. на паласах родственны образцам орнамента, характерного для южносиб. народов. Выемчатая резьба Б. на дерев, посуде во мн. совпадает с резьбой алтайцев. В 1-й пол. 1 тыс. н. э. Б. вместе с др. народами переселялись с Алтая и из Юж. Сибири в Среднию Азию. История древних башкир непосредственно связана с бурзянскими племенами (по вост. источникам, бурджан): тамьян, тангаур, усерган, до миграции в Волго-Урал. регион объедин. под общим назв. баджгард (баджгурд, башгард, башкард). Арабоязычные авторы обычно упоминают бадж-гардов и бурджан вместе. По Абу-ль-фиде, Б.— большой народ или неск. «непокорных народов», придерживающихся «веры магов»; в мирное время под страхом смертной казни не ездят на верховых лошадях, предна-знач. для воен. походов, вместо денег расплачиваются скотом (овцами и коровами). По Ал-Масуди (13 в.), страна бурджан на С. простирается до пределов, где «ночь составляет только четыре часа». На терр. Вост. и Центр. Казахстана, в долине р. Или и верховьях Иртыша бурджане входили в печенежский союз племен. В рунич. надписи в честь Кюль-тегина (см. Письменность тюркских народов) бурджане упоминаются как враги тюрок на 3. В 6 в. бурджане участвовали вместе с др. тюрк, племенами в разгроме ираноязычного гос-ва эфталитов. В 588, по сведениям Ибн ал-Асира (12 в.), вторглись в Иран. Вероятно, Б. играли значит, роль в Тюркском каганате; в составе его войск воевали на Сев. Кавказе и в Крыму, устанавливали связь с Византийской империей. В 7 в. Б. еще оставались в Средней Азии и расселялись на Хоросанской возвышенности. В связи с кризисом Тюрк, каганата Б. переселились на юго-зап. отроги Памира [вероятно, в этот период в Вост. Туркменистане появился топоним Башкорт (туркм. Пашгырд, Пышны рд) для обозначения гор, реки, насел. пункта]. В 7—8 вв. Б. расселялись на Амударье и в Приаралье. Наиб, древние роды Б.— ягалбай (чья тамга включается в список осн. тамг) и мунаш; эти этнонимы присутствуют у казахов (жагалбайлы), каракалпаков (жагалтай), киргизов (жагалмай, мунгуш), тувинцев (мон-гуш), имеющих сходные тамги. Предположительно, потерпев разгром, племена ягалбай и мунаш разбились на роды и участвовали в
формировании разных народов. По мнению Кузеева, компонент -ан (в этнонимах: бурзян, дуван, тамьян, уран, усерган) тюрк, племена усвоили в Ср. Азии, общаясь с арийскими племенами. В 8—9 вв. Б. разделились на вост. и зап. части. Зап. Б. перекочевали на Ниж. Волгу и Сев. Кавказ, вместе с приазовскими булгарами воевали с хазарами, византийцами, участвовали в завоевании Болгарского царства на Дунае. Ряд вост. авторов (ал-Бакри, Ибн Якут) отождествляли Б. с болгарами, писали, что они были «соседями румов». Б., оказавшиеся в Приднестровье, подвергшиеся вместе с протоболгарами славянизации и христианизации, участвовали в этногенезе совр. болгар. Б., соседствовавшие с огузами и кып-чаками, в ср. века участвовали в формировании черноморских и крымских тюрк, народов (считались «будзянскими татарами»). Темник Золотой Орды Ногай в юж. части завоев. Бессарабии — Буджакской степи — создал в 1260—90-е гг. фактически самостоят. орду; здесь Б. участвовали в формировании гагаузов. В 10 в., после разгрома приазовской Болгарии, часть зап. Б. вместе с болгарами ушла на Ср. Волгу; участвовала в становлении Волжской Булгарии. Вост. часть Б. в 9—10 вв., после поражения, понес, от кимако-кыпчак-ского союза, перекочевала на Южный Урал (по мнению ряда ученых, путь на 3. и в Приуралье проделали все Б.). Согласно башк. легенде «Семь родов», Б. пришли из юж. земель (где жили найманы, ногайцы, таджики и туркмены) вслед за волчьей стаей [по нар. этимологии, буре йэн (бурзян) — «волчья душа»; по бурзянской легенде, бер йэн — «единая (с волками) душа»]. В легенде «Происхождение северо-восточных башкир», слож. заурал. башкирами (ай, табын и др.), Б. и катай рассматриваются как особые племена («язык и обычаи отличаются от наших», «они близки к казахам», «и откуда они пришли, мы не знаем»). Сами представители Б. всегда обособлялись, считая себя не башкирами, а кровными братьями башкир. По Кузееву, формирование башк. народности происходило в 9—14 вв. на Бу-гульминской возвышенности в ходе взаимодействия местных финно-угорских, сарматоаланских, булгаро-мадьярских и пришлых кыпчакизир. племен, в т. ч. и Б. В 10 в. в числе первых из башк. племен Б. восприняли ислам (через болгар). В Зауралье кочевья Б. находились в верховьях р. Ик, в долинах Демы, Б. и М. Кинеля. Б. оказали упорное сопротивление татаро-монголам [по легендам, решит, сражение произошло в юго-вост. части Башкирии; протекающая там река носит назв. Бузарган, т. е. «потемневшая (от крови)»]. В 13—15 вв. под натиском монголов Б. были вытеснены в лесные долины Белой и Нугуша; в поисках мест, удобных для традиционного скотоводства, переселились в верховья Сак-мары и Яика. Недостаток пастбищ, отсутствие четко очерч. границ кочевок приводили к острым конфликтам между племенами. В известном среди башкир эпосе «Кусяк-бий» повествуется о событиях 14—15 вв., о межплем. борьбе, кровной мести — карымте (см. Барымта): Кусяк-бий, сын кыпчакского бия Бабсяка, убивает бурзянского бия Каракелембета из кровной мести (за отца); в более совр. вариантах эпоса в основе вражды не кровная месть, а борьба за лучшие луга, пастбища, леса (обычно подробно перечисляются все урочища). В сохранившихся до наст, времени бурзян-ских шежере упоминаются ист. события со 2 окт. 1552, когда русские взяли Казань. Башк. племена приняли предложение о добровольном вхождении в состав Рос. гос-ва. Среди биев, встретившихся с царским наместником в Казани (1553—55), царем Иваном Грозным в Москве (1556—57), от Б. был «Иске-бий-
князь». По 3-летии взятия Казани Б. была выдана жалов. грамота на «степные и уральские вотчинные земли... по рекам Яику, Сакмаре, Б. и М. Суреням» (грамота подтверждена в 1661). Б. широко расселились после откочевки ногайцев на Ю. Часть Б. на 3. вернулась на ист. кочевья в верховья pp. Ток, Б. и М. Су-рень, Б. и М. Ик, в долины Демы, Юшаты-ря и далее на Иргиз, Камалек и Кирелек, Б. и М. Узень, образовав Бурзяно-Кипчакскую вол. К 18 в., согласно шежере, сформировался самый молодой род — ногай-бурзян. На Ю. большая часть Б. поселилась в басс. Сакмары, др. часть на В. вышла на левобережье Яика. Несмотря на родств. отношения 2 родов Б. (жанса и баюлы) с казахами, между Б. и казахами постоянно возникали земельные споры, часто приводившие к барымте. В 1725—26 кунгурским бургомистром Юхневым отмечена в Ногайской дороге Бурсенская вол. (без указания кол-ва дворов и жит., с пояснением: «Не пустили»). В сер. 18 в., по данным П. И. Рычкова, в 7 бурзянеких аймаках (Байулинский, Бмашевский, Жанса-Бурзян, Дир-Бурзян, Карагай-Бурзян, Мушашевский, Нагайлар-ский) насчитывалось 448 дворов. По 8-й ревизии (1841—42), согласно ведомостям кантон, нач., в 115 деревнях Бурзянской вол. проживало 27100 чел., в т. ч. в 76 деревнях Верхнеуральского уезда — 17307, в 35 деревнях Оренб. уезда — 8693, в 1 деревне Бур-зянско-Кыпчаково-Гирейской вол. Оренб. уезда — 549, в 3 деревнях Бузулукского уезда — 551 чел. В бурзя неких деревнях не было жит. др. национальностей и припущенников. Все Б. проживали на своих вотчинных землях; в летнее время выезжали на кочевку. Б. активно участвовали во всех башкирских восстаниях. В числе рук. восстания 1704—11 был Алдар Исянгильдин. Одним из осн. очагов восстания 1755 являлась Бурзянская вол.; св. 10 тыс. ее жит. во время подавления восстания ушло в киргиз-кайсацкие степи. В Крестьянской войне 1773—75 Б. действовали в отрядах под рук-вом своих старшин: Акбулата Ракаева, Аслая Курмекеева, Бикбая Ясакова, Бикти-мира Мутаева, Илиша Назарова, Ишали Шарова, Караная Муратова, Кинзябулата Алика-шева, Таулыкая Суракова, Туркмена Янсаи-това (1771—1831). Туркмен Янсаитов весной и летом 1774 действовал в районе Кизильской, Уртазымской, Зилаирской креп.; 22 мая взял штурмом и уничтожил Уртазымскую креп.; после принесения повинной (1798) продолжал служить старшиной 6-го башк. кантона Верхнеурал. уезда. Бурзянский походный старшина Каранай Муратов, пугачевский гл. полковник (бригадир), был одним из осн. рук. восстания; в его отрядах сражалось до 2 тыс. башкир, казаков и калмыков. Б. несли воинскую и пограничную службу в составе воинских команд и конных полков 6-го и 9-го башк. кантонов; участвовали в воен. кампаниях и походах рос. армии с 16 в. В составе 1, 9, 13, 15-го башк. полков Б. вошли с рос. армией в Париж; все участники кампании были награждены серебряными мед. «В память войны 1812 года» и «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». При учете награжденных, произвед. в 1836—39, в живых числились 118 чел. 6-го башк. кантона Верхнеурал. уезда; среди них К. Аллапулов, В. «Начинов и Б. Мухаметрахимов, награжд., помимо мед., орд. Св. Анны 3-й степ. В наст, время Б. компактно проживают в Баймакском, Бурзя иском, Кугарчинском и Мел вузовском р-нах Республики Башкортостан; в селах Оренб., Самарской и Саратовской обл. Башк. села на территории Чел. обл. (по pp. Таналык и Кизил. в верховьях р. Урал), где исторически проживали Б., не сохранились.