Аварии и катастрофы на Южном Урале


Аварии и катастрофы на Южном Урале, чрезвычайные происшествия (ЧП) и чрезвычайные ситуации (ЧС) природного или техногенного характера, приведшие к гибели людей, разрушениям, большим материальным потерям. Кол-во чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, случившихся в Челябинской обл. в 1930—2000-е гг., впечатляет множеством и величиной материального ущерба. Широко известна радиационная авария на химкомбинате «Маяк» (1957), имевшая тяжелые и долго-врем. последствия. Есть сведения об авариях на ММК 1930—40-х гг. Авария на домне произошла в июле 1932: на домне № 2 огнеупорная кладка выпускного отверстия раскрошилась, горячий чугун расплавил холодильники горна, вода вылилась на расплавл. металл, в результате чего произошел взрыв. Силой взрыва снесло крышу литейного двора, неск. человек было травмировано. Домна простояла 2 мес на ремонте. Техн. комиссия, к-рая анализировала причину взрыва, пришла к выводу, что авария произошла в результате «варварской, неумелой эксплуатации, безразличного отношения к оборудованию комбината и вредительской деятельности». Нач. доменного цеха Н. Соболев был арестован с обвинениями во вредительстве. Серьезные производств, последствия имела авария на броневом стане. После пуска стана «4500» 16 окт. 1941 по вине машиниста паровой машины произошла поломка ниж. валка; ремонт стана затянулся до конца дек. того же года; броневой стан возобновил работу 1 янв. 1942. Авария на блюминге произошла 13 июля 1942. Прорвало плотину, державшую пруд-отстойник, куда поступала вода после промывки руды; обычно вытекавшая из пруда ручейком, вода превратилась в грозный поток, к-рый устремился вниз к комбинату, по пути перевернул трамвай, сломал заводской забор и затопил машинный зал 2-го блюминга (его пришлось остановить). Для ликвидации аварии были созданы бригады слесарей и электриков, к-рые стали откачивать воду, разбирать, чистить и сушить электрооборудование; целую неделю шла напряж. работа по пуску прокатного стана. После аварии блюминг заработал в ускор. темпе, наверстывая упущ. время. Так, комсомольско-моло-дежная смена И. Карпенко, где вальцовщиками работали Д. Митьков, И. Зотов и др., стала прокатывать за смену сверх плана по 400 т стали, что было рекордом для того времени. Авария в мартеновском цехе № 1, случившаяся 5 дек. 1947, унесла жизни 16 чел.; более 10 чел. были травмированы. На разливочном кране № 6 оборвалась серьга крюка гл. подъема, и ковш с горячим металлом (200 т) опрокинулся. Следствие установило, что серьга была изготовлена из несоответствующей марки стали и имела значит, износ, к-рый не был своевременно обнаружен. Приказом министра черной металлургии СССР И. Ф. Тевосяна от 29 дек. 1947 нач. техники безопасности ММК И. П. Берг был снят с работы, гл. механику комбината И. М. Матвиевскому был объявлен строгий выговор с предупреждением, зам. гл. механика Н. А. Рышенко — выговор. В приказе министра были намечены меропр. по усилению всей системы подъемных механизмов, связ. с обработкой и транспортировкой жидкого металла. Но в большинстве своем информация о техногенных ЧС на пром. и строит, предпр., режимных воен. объектах долгое время оставалась закрытой и не предназначалась для публикации в СМИ и стати-стич. сборниках. И только в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. сведения о ЧП и авариях стали общедоступными. Последнее 10-летие 20 в. было для области особенно трагич. Произошедшие десятки ЧП и ЧС свидетельствуют о катастрофич. старении и изношенности материальных ресурсов, а также разобщенности и несогласованности гос. и частных структур и служб, призванных предотвращать аварии и ликвидировать их. Предвестником надвигающегося техногенного кризиса явилась Ашинская железнодорожная катастрофа (3 июня 1989). Было повреждено 350 м ж.-д. путей, 17 тыс. м возд. линий связи, погибли 479 чел., причем 220 сгорели дотла, 806 пассажиров получили ожоги и травмы, от к-рых мн. позже скончались в больницах. 7 окт. и 19 нояб. 1993, 8 янв. 1994 — черные даты для южноурал. шахт: в результате завалов, взрывов метана, прорывов воды в 3 авариях на копейской шахте «Центральная» погибли 29 чел., гос-ву нанесен ущерб в 39 млн руб. Первая авария унесла жизни 3 шахтеров и 22 горноспасателей. Неск. человек получили тяжелые ожоги и др. травмы. На помощь горноспасателям Юж. Урала прибыли их товарищи из Кузбасса, один из них — О. А. Русанов — скончался от получ. во время спасат. работ теплового удара. За мужество и самоотверженность, проявл. при ликвидации аварии, орд. «За личное мужество» были награждены пом. командира взвода В. В. Ерофеев (посмертно), респи-раторщики Э. Т. Кохидзе, Н. А. Мишунин, В. Е. Сургутский (посмертно), командир отделения Н. Н. Кузнецов. Работы по ликвидации аварии велись в экстремальных условиях круглосуточно. Горноспасатели совм. с бригадой шахтеров-добровольцев 23 окт. 1994 извлекли из-под завала последнего погибшего. Только после 3-й аварии шахта была законсервирована. Два шахтера погибли и 2 были ранены в результате выброса породы в кровле выработки на шахте «Коркинская» ОАО «Челябинская угольная компания». 3 июня 1994 случилось ЧП близ Каслей из-за течи в цистерне, в к-рой перевозился аммиак. На землю вылилось 3 т ядовитого вещества, большое кол-во его попало в пруд пос. Маук, а оттуда по речке в водозаборный пруд Каслей. Концентрация аммиака в воде превысила норму в 1,5 раза. Всего по терр. Юж. Урала проходят 4 нефтепровода протяженностью более 1 тыс. км, 3 продукто-провода (ок. 900 км), 2 магистральных газопровода (1 тыс. км). За год они перекачивают десятки миллиардов кубометров газа и сотни миллионов тонн нефти. Старение металла, плохое финансирование и отсутствие контроля за состоянием труб, проведением строит, и монтажных работ увеличивают кол-во ЧП и могут привести к экол. катастрофе. Ашинская трагедия не многому научила эксплуатационников нефте- и газопроводов. Контроль за их сохранностью с годами не улучшился. 24 февр. 1996 из-за разрыва трубы диаметром 1200 мм в результате старения металла взорвался газ на газопроводе Бухара — Урал, всего в 20 км от миллионного Чел. Возникший пожар тушили 100 пожарных и 30 ед. техники. Ущерб оценивался в 70 млн руб. Через полгода произошел взрыв на магистральном трубопроводе Туйма-зы — Омск — Новосибирск: в 12 км от с. Кана-шево 14 авг. 1996 из-за прорыва труб во время рем. работ на землю вылилось ок. 100 т нефти. Три дня специалисты собирали загрязн. грунт и перекачивали нефть. Ущерб 600 млн руб. 9 янв. 1998 в 30 км от пос. Вердяуш произошла очередная авария на нефтепроводе. Из-за коррозии трубы выплеснулось 2 т нефти. 3 апр. возле Миасса прорвало трубу газопровода Уфа — Омск. В этом же месяце произошло ЧП на нефтепроводах в Сатк. р-не, возле пос. Тимирязевский и Новосинеглазовский. Площадь загрязнения ок. 1,5 тыс. м2. По причине старения металла в 1998 произошли также аварии: на ж.-д. ветке Карталы — Магнитогорск ЮУЖД (с рельсов сошло 29 вагонов с углем, ущерб 800 тыс. руб.); на Миасском гор. канализационном коллекторе (1998—99, вылилось более 122 тыс. м3 фекалий, ущерб 150 тыс. руб.); в цехе алюм. литья Троицкого дизельного завода после сильного снегопада обрушилась крыша в 15 тыс. м2. Еще одна серьезная причина аварий — человеч. халатность. В районе Таганайского горного массива случилось по меньшей мере 2 авиакатастрофы. Первая — в авг. 1944 на западном склоне хребта М. Таганай, 2-я — 30 дек. 1947 на юго-вост. склоне Откликного Гребня. Авиакатастрофа 1947 произошла при выполнении рейса Чел.— Москва. Не справившись с управлением, пилот врезался в скальную стенку: погибли 3 чл. экипажа и 2 пассажира. 14 февр. 1985, осуществляя разведку погоды в 4 км от Калаче-во, потерпел катастрофу 2-местный уч. самолет Л-29, принадлежавший Чел. аэроклубу ДОСААФ. При заходе на посадку в районе пос. Еткуль произошел несинхронный выпуск закрылков, произведено автоматич. катапультирование, но парашюты не раскрылись. 22 июля 1993, выполняя полет в сложных метеорологич. условиях по маршруту Калаче-во — Москва, потерпел аварию (врезался в Александровскую сопку) вертолет МИ-2: командир экипажа погиб, 2 чл. экипажа получили мно-гочисл. ранения. 22 июля 2000 во время уч.-тренировочного полета в районе пос. Еткуль потерпел катастрофу 2-местный самолет ЯК-52, принадлежавший Чел. отделению Рос. оборонной спорт.-техн. орг-ции. Было произведено снижение самолета на недопустимую высоту, в результате чего произошло столкновение машины с лесным массивом. Из-за халатности 3 марта 1998 случился взрыв паров бензола внутри котла на ММ К (погиб 1 сварщик, 4 получили ранения); 6 марта этого же года взорвался газомазутный котел в «Уральской кузнице» в Чебаркуле (1 чел. погиб, 3 пострадали). 28 нояб. 2006 в травильном отделении ЛПЦ-5 ММК произошел пожар, обрушилась кровля, в результате чего погибли 8 чел. Для тушения пожара и последующего разбора завалов было привлечено 306 чел. и 55 ед. техники. Причинами 2 ЧП в этом же году явились небрежность при утилизации радиационных отходов и разлив 100 л ртути. 17 мая 1980 в здании выбойного отделения комбината хлебопродуктов № 2 (Чел.) произошел взрыв, к-рый разрушил 6-й этаж и сев. стенку с 6-го до 1-го этажа. Взрывной волной были выбиты стекла в смежном здании склада бестарного хранения муки, опалено оборудование и металлоконструкции. От сотрясения здания выбойного отделения произошла деформация связ. с ним склада готовой продукции, построенного из сборных ж.-б. элементов, в результате чего кирпичное заполнение стен 3-го и частично 2-го этажей склада разрушилось. Два человека получили ожоги. Причина группового несчастного случая — взрыв мучной пыле-возд. смеси вследствие возгорания кордной ленты. 5 сент. 1981 произошел взрыв в размольном отделении, в результате к-рого погибли 7 чел., 12 госпитализированы (3 чел. скончались в больнице от ожогов). В результате взрыва пылевозд. среды полностью разрушено размольное отделение, 5-й этаж зерноочистит. отделения и частично стены склада готовой продукции. Крупнейшая строит, авария 1-й категории на территории Чел. обл. произошла в Чел. 29 марта 1994, когда при монтаже переставной опалубки 16-го этажа обрушилась часть строящегося жилого дома по ул. Чичерина в Калининском р-не. В результате нагружения плиты лоджии и перекрытия 15-го этажа произошло разрушение с прогрессирующим обрушением лоджий нижележащих этажей. Погибли 4 чел. Причина обрушения — низкая прочность бетона плиты перекрытия. Ответственность за трагедию была возложена на ИТР подрядной орг-ции ТОО «Монолитстрой-4». Из незаре-гистрир. следует отметить аварию в мае 1997 на строящемся 16-этажном монолитном жилом доме по ул. Энгельса в Чел.: обрушение лестничной клетки на всю высоту здания. Осн. причины: низкое качество строит.-монтажных работ и применяемых мат-лов, нарушение технолог. дисциплины, ошибки при проектировании. Кроме того, на строит, объектах произошли след. аварии: обрушение подъезда строящегося 5-этажного жилого дома по ул. Воровского в Чел. (март 1962, жертв нет); взрыв котла в строящемся корпусе котельной № 3 в Златоусте (дек. 1986); обрушения 2 пролетов эксплуатируемого корпуса техобслуживания и техн. ремонта грузовых автомобилей Златоуст. ПАТО (февр. 1998, жертв нет) и покрытия строящегося здания склада на ЧТЗ (16 окт. 2000, погибли 2 чел.), а также верх, части эксплуатируемой 80-ж дымовой трубы цеха обжига № 2 ЗАО «Уралцемент» в пос. Первомайском (Коркино, 11 февр. 2001), пролета эксплуатируемой галереи отделения дробления на комбинате «Магнезит» в Сатке (7 июля 2002, жертв нет); разрушение плиты перекрытия на строящемся жилом доме серии 121-т по ул. Ворошилова в Чел. (26 июня 2002, погиб 1 чел.). Техногенные ЧП чередуются с природными катаклизмами. Ураган с мокрым снегом, обрушившийся на С. области 22 мая 1993 (гг. Сне-жинск, Озерск, Кыштым, Касли, Верхней Уфалей, Аргаяш., Нязепетров., Кунашак. р-ны), вывел из строя ЛЭП-20, лишив электроснабжения 235 насел, пунктов. На 2 нед задержан сев с.-х. культур. Ущерб — 1 млрд руб. Ураганный ветер, поднявшийся 29 июня 1993 в Катав-Ива-нов., Ашин. и Кизил, р-нах, сорвал крыши домов, повалил сотни деревьев, повредил линии связи и электропередачи. Ущерб — 1 млрд руб. Две месячные нормы осадков выпали в Челябинской обл. 16 июля 1993. Затоплены десятки домов, в т. ч. многоэтажных, парализована добыча угля на разрезе «Коркинский». Жертв нет, материальный ущерб 95 млн руб. Аналогичная ситуация произошла 7—10 авг. 1994. Проливные дожди вызвали подъем воды в рр. Ай, Юрюзань, Б. Сатка, в Аргазинском, Айском, Иремельском и Шершневском водохранилищах. Оказались затопл. сотни гектаров земли, ок. 400 домов в Копейске, Сатке, Златоусте, Усть-Катаве, 7 цехов ЗМЗ, смыто 2 моста. Материальный ущерб 7 млрд руб. В Агапов, районе 1 июня 1998 выпал град, покрывший землю слоем 5—10 см. Уничтожено 650 га посевов. Снежный ураган 8 окт. 1998 оставил без электроэнергии 32 тыс. чел. и 129 насел, пунктов. Снег прервал движение на Транссиб, магистрали на участке Сатка — Миасс, на автотрассах Уфа — Чел., Екатеринбург — Чел. Обморожение получили десятки людей. В ликвидации ЧС принимали участие более 4 тыс. чел. и 400 ед. техники. Ущерб 1 млн руб. В марте 1999 зарегистрирована ЧС федерального масштаба — продолжавшийся неск. дней снегопад в Агапов., Картал., Варн., Троицком и др. р-нах области более чем на сутки нарушил электроснабжение в 24 насел, пунктах, где проживали 11,5 тыс. жит. В ликвидации ЧС принимали участие ок. 700 чел. и 200 ед. техники. Ущерб 11 млн руб., затраты на ликвидацию последствий стихии составили ок. 3 млн руб. Осн. организаторами ликвидаций последствий А. и к. в наст, время являются муниципальные аварийно-спасательные службы.