Карталы, город обл. значения, административный центр МО «Город Карталы и Карталинский район», Карталинского городского поселения (с 2005). Расположен в юго-восточной части Челябинской области, на берегу р. Караталы-Аят. Рельеф — полуравнина (Зауральский пенеплен); ср. выс. 300 м над ур. м. У юго-западной окраины города находится месторожд. хромистого железняка (открыто в 1928, ныне отработано), у сев.-зап.— Полтавское кам.-уг. месторожд. (разрабатывалось в 1915— 50). Имеются небольшие залежи графита. На территории К. осуществляется местное самоуправление, представит. органом к-рого является Совет деп. Карталинского городского поселения (16 чел.), избираемый на 5 лет, во главе с предс. (с 2005 года — И. А. Шумилова); исполнит.-распоря- дит. полномочия осуществляет администрация города (с 2005 ее возглавляет С. В. Кочнев).
Исторический очерк. На месте части терр. совр. города располагалась ст-ца Полтавская, осн. в 1843 как воен. поселение № 6 Оренбургского казачьего войска и получившая назв. в честь победы русских войск над шведами в Полтавской битве (1709). Первыми жит. стали 200 казаков из ст-цы Табынской, в след. году прибыли 19 крещеных калмыков из Ставропольского калмыцкого войска. В 1872 в ст-це Полтавской род. Н. М. Чернавский, ставший впоследствии видным историком, магистром богословия. В 1893 в станице проживали 1545 чел., в 1901 — 1742. В 1854—55 горные инж. А. И. Антипов и Н. Г. Меглицкий, производившие геол. исслед. на землях ОКВ, указали на возможность залегания в окрестностях станицы угля. С 1912 на Полтавском месторожд. велась разработка высококачеств. угля (антрацита) торг. домом «Г. Ф. и В. П. Дворниченко и К°». В 1915 началась добыча на копи «Пионер»; было поднято на-гора 143,9 тыс. пуд угля, построена врем. ж.-д. ветка до ст. Лес. Решающим фактором при прокладке железной дороги явилось наличие антрацита в окрестностях ст-цы Полтавской и железной руды на г. Магнитной. В 1917 на территории совр. города располагались ст-ца Полтавская, пос. Угольные копи и ж.-д. ст. Карталы. В 1918 в ст-це Полтавской образован Совет рабочих, солдатских и каз. деп.; сформирован красногвард. отряд из шахтеров. С середины апр. 1918 на ст. К. находился штаб В. К. Блюхера, прибывшего с отрядами для ведения боевых действий против войска атамана А. И. Дутова на линии Троицк — К.; в результате боев 22—23 апр. части Дутова были разбиты. После выступления Чехословацкого корпуса и восстановления каз. правления в ст-це Полтавской был сформирован Полтавский казачий полк (июнь 1918), ликвидирован Совет (20 июля). 19 авг. 1919 ст-цу Полтавскую и ст. К. заняли части 306-го и 308-го полков Тридцать пятой стрелковой дивизии красных и кав. полк им. Степана Разина. В период военного коммунизма в ст-це Полтавской находился продкомитет, руководивший продразвёрсткой в х-вах окрестных поселков и станиц. В 1923 угольные копи были остановлены и затоплены. В 1926 пос. Полтавский стал центром Полтавского района Троицкого округа Урал. обл.; в нем проживали 3,6 тыс. чел.; начался рост пр-ва, прежде всего ж.-д. х-ва. В 1929 пущены в эксплуатацию ж.-д. линии К.— Магнитная и К.— Орск. В 1931 начал работу рудник им. 14-летия Окт. В нач. 1930-х гг. он производил половину отеч. хромита, поставляемого в заруб. страны. Валюта, получ. от экспорта руды, шла на оплату за границей заказов для Магнитостроя, Уралмаша, др. крупных пром. предпр., новостроек. В период коллективизации в Полтав. районе подверглось раскулачиванию 400 х-в; резко сократилось поголовье скота (с 72561 в 1928 до 47247 в 1931). В 1933 образован рабочий пос. Карталы, в состав к-рого вошли и терр. ж.-д. ст. Карталы, пос. Угольные копи, Полтавский, населенных пунктов при кирпичном и черепичном з-дах, хромового рудника и сельхозкомбината; общая площадь составляла 9274,62 га. В 1939—42 велось стр-во ж.-д. магистрали К.— Акмолинск (ныне г. Астана Республики Казахстан), по к-рой карагандинский уголь доставлялся в Магнитогорск. С началом Великой Отечественной войны трудящиеся включились в движение «Всё для фронта, всё для победы!». В 1941 пущена в эксплуатацию графитовая ф-ка. В 1942 в К. прибыли эвакуир. донецкие шахтеры, в том же году было добыто 62,8 тыс. т антрацита. За обеспечение бесперебойных перевозок в воен. период были награждены машинисты паровозов А. А. Тефтелев (орд. Ленина) и Ф. И. Колин (орд. Трудового Красного Знамени). Дорожный мастер С. И. Земляное получил за боевые заслуги звание Героя Советского Союза (1944). В паровозном депо ст. Карталы был сформирован паровозорем. поезд для восстановит. работ в прифронтовой полосе. После Великой Отечественной войны была построена ж.-д. ст. Карталы-2. Добывающие предпр. (Полтавские угольные копи и рудник по добыче хромистого железняка «Башхромит») были закрыты, ж.-д. трансп. перевозки стали доминирующей отраслью экономики города. 17 апр. 1944 К. получили статус города районного подчинения. 1 февр. 1963 Полтав. р-н был упразднен, его терр. передана в состав Бред. и Варн. сел. р-нов; К. получили статус города обл. подчинения. В том же году началось стр-во компрессорной станции № 17 газопровода «Бухара — Урал» и боевого ракетного комплекса. 12 янв. 1965 в границах быв. Полтав. района был образован Картал. р-н с центром в К. 6 марта 1989 Верх. Совет РСФСР издал указ «О передаче Карталинского района в административное подчинение Карталинскому городскому Совету народных депутатов». 9 июля 1997 Законодат. собр Чел. обл. утвердило Устав МО «Город Карталы». В К. действует рем. завод (занимается ремонтом с.-х. техники). Градообразующими являются ж.-д. предпр., прежде всего локомотивное и вагонное депо.
Учреждения образования, здравоохранения, спортивные сооружения. В 1937 на ст. Карталы и в пос. Полтавка были построены средней школы. В 1963 в городе насчитывалось уже 5 ср., 3 восьмилетних, 4 начальных, 2 вечерних школы, 1 школа-интернат (ст. Карталы). Вместе с аттестатом об образовании выпускники получали квалификационное удостоверение (вожатая, воспитатель, медсестра, слесарь, швея, электромонтер). В 1983 школа-интернат была перепрофилирована в ср. школу с продл. днем. В настоящее время в К. 5 ср. (в т. ч. 1 вечерняя) и 1 осн. школы. ПУ-42 осн. в 1936 в Магнитогорске как школа ФЗУ, готовившая ж.-д. рабочих. В 1940 школа была преобразована в ж.-д. уч-ще № 3, в 1956 — в техн. уч-ще № 8, к-рое в 1960 перебазировалось в К. В 1963 преобразовано в ПУ-42, в 1967 ему присвоено имя Героя Советского Союза И. И. Тарасенко (выпускник этого уч-ща). В настоящее время ПУ-42 готовит квалифицир. рабочих по след. специальностям: автомеханик, дежурный по ж.-д. станции, мастер отделочных строит. работ, осмотрщик вагонов, повар-кондитер, пом. машиниста электровоза, электромонтер. Дир.— С. А. Пальчиков. ПУ-128 открылось в 1959 как СПТУ-3. В 1974 преобразовано в ПТУ-128, затем в ПУ-128. Уч-ще располагает 1026 га пахотной земли, на к-рой учащиеся выращивают зерновые культуры. В машинном парке 10 автомобилей, 12 тракторов, 5 зерноуборочных комбайнов и др. с.-х. техника. В ПУ-128 ведется подготовка рабочих по специальностям: автомеханик, водитель автомобиля, мастер отделочных работ, мастер столярного и мебельного пр-ва, повар-кондитер, портной, слесарь по ремонту с.-х. машин и оборудования, тракторист-машинист широкого профиля, электрогазосварщик. Дир.— Н. М. Богдановская. В 1997 в К. открылся детский дом № 1; в 2000 он переехал в с. Анненское. В систему учреждений дополнительного образования К. входят Центр дополнительного образования детей (1943) и ДЮСШ (1975). В 1929 в пос. Полтавка открылся первый фельдшерско-акушерский пункт. В 1930-х гг. начала работу больница на 30 коек (гл. врач А. М. Тимофеев), где были выделены хирургич., терапевтич., детские койки, в отд. зданиях — родильные и инфекционные. В 1960-х гг. больница переехала в пос. Угольные Копи (гл. врач П. Г. Гамаюров). В настоящее время в К расположено 2 крупных ЛПУ (ЦГБ и больница на ст. Карталы). В 1958 в К. построен первый спорт. зал (в СШ № 1), позднее появлялись спорт. залы в др. школах, в ПУ-42, возводились др. спорт. сооружения. В 1958 открылись стадион «Локомотив», созданы секции баскетбола, бокса, волейбола, конькобежного спорта, лыжного спорта, настольного тенниса, тяжелой атлетики и др. В 1964 при райсовете ДСО «Локомотив» образована секция спорт. борьбы (тренер Л. Г. Навериане). В 1975 появилась секция греко-римской борьбы (П. М. Мельников). На базе спортклуба «Локомотив» открылась ДЮСШ (единств. отделение — легкая атлетика); первый дир.— Г. А. Аствацатурян. В 1990 создано отделение баскетбола (тренер Коннов). В 1996 футбольным клубом «Локомотив» была открыта ДЮСШ «Локомотив» (отделения греко-римской борьбы и пауэрлифтинга); первый дир,— Мельников. В 1994 закончилось стр-во физкульт.-оздоровит. комплекса, позволяющего проводить крупные гор. и обл. соревнования; в нем имеется центр мед. обследования. В 2001 в микрорайоне Полтавка открыт досуговый центр для молодежи. В нем имеются залы тренажерный и для занятий шейпингом, спорт. тир.