Контрабанда


Контрабанда, незаконное перемещение через границу товаров, валюты, ценностей и т. п. К. является одним из центр. звеньев экон. преступности и представляет угрозу не только экон., но и общест. безопасности гос-ва. К. появилась мн. веков назад как отклик на введение пошлин на ввозимые в страну и вывозимые из нее товары. Первые свидетельства о распространении К. на Южном Урале относятся ко времени создания (сер. 18 в.) Троицкой и Чел. таможен (см. Таможня), начала золотодобычи. Рост К. прямо пропорционален росту пошлин. Особенно большие масштабы она приобрела в период полит. и экон. кризиса 1990-х гг. В 1991 СССР вступил в Междунар. совет таможенного содружества (ныне Всемирная таможенная орг-ция). В 1994 РФ присоединилась к Междунар. конвенции о взаимном адм. содействии, предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений. Это позволило использовать междунар. опыт, а также совместными усилиями пресекать К., в т. ч. наркотич. и сильнодействующих средств. Совр. модификации К. разнообразны: финанс. махинации, разграбление нац.-культ. достояния, продажа оружия, наркобизнес и т. д. Все это делает К. одним из самых опасных преступлений междунар. характера. Контрабандисты в поисках путей вывоза наркотиков на Запад пользуются «прозрачными» границами между Россией и быв. республиками СССР (см. Государственная граница РФ). После распада Советского Союза и образования независимых гос-в Чел. обл. стала приграничной зоной. Протяженность внешней границы с Республикой Казахстан — 330 км. Сегодня в состав таможни входят 10 таможенных постов и ок. 30 отделов и отделений. Для повышения эффективности таможенного контроля в ж.-д. поездах, следующих из Республики Казахстан в Россию, в 2000 создан ж.-д. пункт пропуска на ст. Троицк. Прозрачность рос.-казахстанской границы предоставляет широкие возможности для ввоза в Челябинской обл. из юж. республик быв. Союза наркотич. веществ. По данным Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, задерживается и изымается не более 10% переправляемых наркотиков. В февр. 1999 чел. таможенниками совм. с УФСБ по Челябинской обл. задержано 2 автобуса из Таджикистана, оборуд. емкостями-тайниками с 90 кг героина. В 2003 на Троицком таможенном посту рос.-казахстанской границы задержано 144 кг героина, к-рый перевозился в фурах с фруктами. Растет К. оружия. Аналитич. мат-лы Гос. таможенного к-та РФ свидетельствуют о массовых попытках незаконного перемещения через таможенную границу России, в т. ч. в Челябинской обл., различных видов оружия и боеприпасов, используемых в зонах вооруж. конфликтов, в столкновениях между преступными группами. Все более орг. и изощр. характер приобретает К. культ. ценностей и антиквариата. Еще 10—15 лет назад они незаконно вывозились из России, теперь начался обратный процесс: ценности контрабандно ввозятся в Россию для приобретения их состоят. гражданами. Преступники пользуются тем, что до настоящего времени не налажен учет ценностей, хранящихся в музеях, а также принадлежащих церкви, несовершенна система их идентификации, отсутствует единый общенац. реестр. Сотрудники Златоуст. таможенного поста в 2003 задержали гражданина РФ, к-рый пытался незаконно переправить через границу предметы культового назначения: бронз. крест-распятие и икону «Господь Вседержитель». Предметы были оформлены как совр. художеств. изделия. По данным Центробанка РФ, ежемесячный объем нелегально вывозимого за рубеж капитала оценивается в 1 млрд долл. США (по оценкам зап. экспертов, в 12 раз больше). Наиб. активны в этом нефтяные компании и компании по пр-ву пищ. продуктов (нередко прикрытием для незаконного перемещения валюты являются бартер, оставление валюты за рубежом). К. способствуют слабость валютного и финанс. контроля за деят-стью фирм, злоупотребления в банковской сфере. Борьба с К. зависит от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собств. безопасности, таможенной инспекции и охраны, отделов контроля доставки товаров и т. д. На фоне ежегодного роста выявл. Челябинской таможней преступлений особое значение имеют обеспечение высокого уровня расследований по делам о К. и реализация принципа неотвратимости наказания за содеянное. В 2003 отделом дознания Чел. таможни было возбуждено 24 уголовных дела, 7 по мат-лам таможни — др. правоохранит. органами по сопутствующим статьям УК РФ; 75% этих дел возбуждено по факту К. В 2004 — 25 уголовных дел (изъято 1,424 кг марихуаны, 0,139 кг гашиша, товаров нар. потребления на 4495 тыс. руб., оружия и боеприпасов — 56 ед.); в 2005 — 30 уголовных дел (изъято 9,825 кг марихуаны, товаров нар. потребления на сумму ок. 953 тыс. руб., 353 ед. оружия и боеприпасов); в 2006 изъято 8,73 кг марихуаны, товаров нар. потребления на сумму 1,5 млн руб., 179 ед. оружия и боеприпасов, возбуждено 39 уголовных дел.