Таможня, гос. учреждение, контролирующее провоз грузов (в т. ч. багажа и почтовых отправлений) через таможенную границу и взимающее тамож. пошлины и сборы. Т. располагаются обычно в мор. и речных портах, в междунар. аэропортах, на железнодорожная станциях и пограничных пунктах. Проверяют выполнение тамож. законов страны и тамож. правил; учитывают импортируемые и экспортируемые товары; принимают грузы на врем. хранение; осуществляют досмотр грузов, борьбу с контрабандой; взимают тамож. пошлины и сборы, а также штрафы (иногда конфискуют груз) за нарушение установл. правил; контролируют соблюдение тамож. формальностей (представление необходимых документов, в частности тамож. декларации, счета, свидетельства о происхождении товара, импортной или экспортной лицензии, сан. и вет. свидетельств и др.). Назв. «Т.» — производное от тюрк.-монг. слова, первонач. обозначавшего особый знак (клеймо, тавро), к-рым отмечалось право собственности на скот. На Руси Т. возникли в 13 в. Наряду с портовыми и пограничными существовали местные (внутр.) Т. для досмотра и очистки предметов, подвергнутых в пограничных Т. лишь внеш. контролю в отправляемых транзитом внутрь гос-ва. В Российской Империи действовали внутр. Т.: Моск., С.-Петерб. (сухопутная), Варшавская, Харьковская, Тифлисская, Тюменская, Красноярская, Иркутская, Сретенская, а также Чел. (см. ниже). Тамож. учреждения подразделялись на 2 категории: 1) служащие для массового пропуска товаров в важные торг. пункты (для дальнейшей переправки во внутр. местности); 2) пропускающие товары, прибывающие в рамках пограничного обмена, для надобностей жит. приграничной полосы. В 1901— 06 был издан ряд узаконений по тамож. части (в целях согласования Тамож. устава с потребностями междунар. обмена и упрощения системы тамож. формальностей). После Окт. 1917 были организованы новые Т. как органы центр. Советской власти (май 1918), управлявшиеся Наркомфином через Департ. тамож. сборов; в июне 1918 Т. были переданы в ведение НК торговли и пром-сти. В СССР управление тамож. делом относилось к ведению Мин-ва внеш. торговли СССР, осуществлялось через его Гл. тамож. управление и тамож. учреждения (таможни и подчин. им тамож. посты). Деят-сть Т. регулировалась Тамож. кодексом (1964); их гл. функцией являлся контроль за соблюдением гос. монополии внеш. торговли. Зоной ответственности тамож. службы РФ, созданной в 1992, является сфера внешнеэкон. деят-сти гос-ва (осуществление фискальной и правоохранит. функций, совершенствование технологий тамож. оформления и контроля). Руководит тамож. службой Гос. тамож. к-т (ГТК) РФ. В его полномочия входят: организация тамож. инфраструктуры, обеспечивающей экон. основу суверенитета и гос. безопасность страны; создание механизма формирования части федерального бюджета (путем взимания пошлин, сборов и нек-рых видов налогов); участие в проведении тамож.-банковского валютного контроля; формирование, ведение и представление тамож. статистики в сфере внеш. торговли России; создание правовой законодат. базы, обеспечивающей деят-сть службы. Правоохранит. статус ГТК закреплен Тамож. кодексом РФ, указами Президента РФ «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» и «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям» (1993), федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995). Создание в системе ГТК спец. подразделений правоохранит. профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экон. преступлениями, коммерч. правонарушениями. На территории региона, в т. ч. в Челябинской обл., реализацию задач и функций федеральной тамож. службы обеспечивает Уральское таможенное управление (создано в 1993). В целях осуществления тамож. контроля и обеспечения соблюдения тамож. законодательства страны вдоль тамож. границы РФ (в местах тамож. оформления, нахождения тамож. органов и т. д.) организуются на постоянной или врем. основе зоны тамож. контроля, к-рый осуществляется исключительно тамож. органами. Контроль проводится в различных формах: документ. (проверка представл. в тамож. орган документов и сведений о перемещаемых товарах), фактич. (наблюдение, досмотр, осмотр, ревизия, проверка маркировки товаров спец. марками) и др. (напр., устный опрос и получение письм. пояснений от лиц, имеющих отношение к перемещаемым товарам). При проведении тамож. контроля тамож. органы исходят из принципа выборочности, используя систему управления рисками (осн. на принципах целевой направленности, целостности, информационного единства и законности). Она позволяет оптимально использовать ресурсы тамож. органов, освобождая большинство участников внешнеэкон. деят-сти от излишнего бюрократич. контроля, не уменьшая при этом его эффективности. Согласно ст. 372 Тамож. кодекса РФ досмотр проводится уполномоч. должностными лицами тамож. органа, как правило, после принятия тамож. декларации на товары. При досмотре товаров и трансп. средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица тамож. органа обязаны присутствовать декларанты либо их представители. В нек-рых случаях досмотр осуществляется в их отсутствие (напр., при существовании угрозы гос. безопасности, общест. порядку, жизни и здоровью человека, ж-ным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культ. ценностей и т. п.). Досмотр в указ. случаях проводится в присутствии понятых. Терр. и помещения складов врем. хранения, тамож. магазинов беспошлинной торговли также являются постоянными зонами тамож. контроля. Врем. зоны создаются на территории, в помещениях, на трансп. средствах (в т. ч. мор. и воздушных судах, ж.-д. поездах), где находятся товары, подлежащие тамож. контролю. Врем. зоны могут создаваться также при осуществлении тамож. органами оперативно-розыскных меропр. и производстве дознания. Троицкий тамож. пост — один из самых крупных в Уральском регионе — создан в 1992. Первонач. находился в подчинении Магнитогорской таможни, в 1998 переподчинен Челябинской таможне. Зона деят-сти поста — гг. Красногорск, Пласт, Южноуральск; Троицкий, Окт., Увел., Чесм. р-ны и 330 км участка Рос.-Казахстанской границы (см. Государственная граница). В сфере ответственности Троицкого тамож. поста 2 пункта пропуска: «Бугристое» (автомоб., расположен у пос. Бугристое Троицкого района) и «Троицк» (ж.-д., на ст. Троицк). Здесь производится тамож. оформление товаров и трансп. средств, принадлежащих как юрид., так и физ. лицам. В ср. за сутки через автомоб. пункт пропуска перемещается в обоих направлениях до 1000 трансп. средств, из них ок. 100 грузовых автомобилей, до 60 автобусов междунар. сообщения, 15 поездов и электропоездов междунар. сообщения, ок. 2500 чел. Ежегодно на посту оформляется св. 2500 грузовых тамож. деклараций; в федеральный бюджет перечисляется более 150 млн руб. Правоохранит. деят-сть на посту осуществляется спец. отрядом быстрого реагирования и правоохранит. подразделениями Чел. таможни. Задерживаются крупные партии наркотич. веществ (в 2003 более 80 кг героина, 780 кг марихуаны); товаров нар. потребления пр-ва КНР (самая крупная партия — на сумму более 1 млн руб.); пресекаются попытки контрабандного ввоза мяса из Казахстана (ежегодно более 40 т). В результате осуществляемой в настоящее время модернизации автомоб. пункт пропуска будет соответствовать всем междунар. стандартам: появятся новые склады врем. хранения, питомник служебных собак, гостиничный комплекс и т. д.
Троицкая таможня. Была учреждена в сер. 1740-х гг. для взимания пошлин и контроля за торговлей с азиат. гос-вами на Уйской дистанции (см. также Оренбургская военно-пограничная линия). Местом для нее была определена Троицкая креп.— крупный центр менового торга, располож. на караванной дороге в Сибирь (см. Караванные пути). Впервые Троицкая Т. упоминается в правительств. указе 1749, к-рым коменданту Троицкой креп. Бахметову предписывалось построить Меновой двор (см. Троицкий меновой двор), поручику Тоузакову (определ. «у таможенных дел за инспектора») — организовать Т. По свидетельству П. И. Рычкова (1755), в Троицкой креп. велась оживл. торговля, «чего ради учреждена там пограничная таможня, при которой особливый директор и таможенные служители... Меновой двор построен деревянный против самой крепости, на степной стороне, где и помянутая таможня». Деят-сть Т. регулировалась «Регламентом, или Уставом о сборе пошлин в Оренбургской и Троицкой крепостях, по которому как таможенные управляющие и служащие, так и купцы Российские и иностранные, торгующие в тех местах, поступать должны», изданным Сенатом (29 нояб. 1753) и утвержд. имп. Елизаветой Петровной (1754). Этот документ, осн. на уставах и указах Петра I, состоял из 13 частей: в 1-й части содержалось требование к купцам платить пошлину и клеймить товар по Мор. пошлинному уставу 1731; в последующих оговаривались др. требования — к купцам (предъявлять на Т. товары, в 1-ю очередь меха, по окончании ярмарки) и к «командирам различных чинов» (не чинить купцам различных препятствий; брать налог с тех, «кто предъявит опись»; взимать штраф с тех, «кто не предъявит опись»; устанавливались запреты (торговать в летнее время со «степью» вне Гостиного двора или менового места; «служилым людям» — иметь любые торг. дела «со степью», за исключением покупки баранов) и меры ответственности (за нарушение Мор. устава купцом — конфискация товара); предписывалось вершить словесный суд между купцами по форме 1726, а письм.— по указу 1723, в случае уголовного разбирательства строго следовать закону; брать на поруки «купцов-мотов» и их товары; рекомендовалось оказывать помощь купцам в дороге; рос. купцам предоставлялась возможность брать под залог товары (в случае невозвращения в срок товары распродавать). Становление Троицкой Т. связано с тамож. реформой, проведённые по инициативе графа П. И. Шувалова в 1753—55: Указом 1753 были отменены внутр. пошлины и сборы, для компенсации потерь казны увеличены на 13% пошлины с рос. и иностр. купцов на пограничных (внеш.) таможнях. На зап. границе были учреждены пограничная стража (1754), каз. стража и «для отвращения потайного привоза товаров» — тамож. стража (1782); на восточной окраине империи — в Зауралье — охрана границ обеспечивалась каз. подразделениями (см. Оренбургское казачье войско). Реформа 1753 и Устав 1757 обеспечили казне рост прибыли, о чем свидетельствует и статистика сборов Троицкой Т.: в 1755 они составили 8605 руб., через 10 лет — 26 810; всего в 1755—72 — 256 506 руб. Сокращение сумм тамож. сборов в 1770-е гг. (в 1768 — 21 999 руб., в 1771 — 4224, в 1774 — 201 руб.) было вызвано не только джутом (зимняя бескормица скота в районах отгонного жив-ва, вызванная обледенением пастбищ), но и либерализацией тамож. политики во 2-й пол. 18 в. Тамож. тарифом 1766 пошлины на большинство привозимых товаров были снижены до 12—30%; тарифом 1782 значительная часть товаров вообще освобождена от пошлин, для остальных установлена норма сбора в размере 10% их стоимости. Троицкая Т. с момента учреждения до 1782 подчинялась Оренб. губерн. канцелярии, в 1783—94 — Уфим. наместнич. правлению, в 1795—99 — Уфим. казенной палате, в 1800—16 — Оренб. губерн. правлению; с 1817 по 1 сент. 1868 входила в состав Оренб. тамож. округа, образ. согласно Тамож. уставу по азиат. торговле, утвержд. имп. Александром I (30 мая 1817). До 1801 находилась в ведении Коммерц-коллегии Правительствующего Сената; с 1802 — в ведении Мин-ва коммерции (в состав к-рого вошла Коммерц-коллегия). В нояб. 1811 Коммерц-коллегия была упразднена, Мин-во коммерции преобразовано в Департ. внеш. торговли, первонач. вошедший в состав Мин-ва финансов, а затем реорг. в Департ. тамож. сборов (мнением Гос. Совета, Высочайше утвержд. 26 окт. 1864), в подчинение к-рому был передан Оренб. тамож. округ. В штат чинов Троицкой Т. в 1777 входили: цолнер (тамож. надзиратель, досмотрщик), переводчик, надсмотрщик, провиант-комиссары; в 1804 — дир., цолнер, пакгаузный инспектор, кассир, переводчик, канцелярист, подканцелярист, копиист, досмотрщик, вагштемпельмейстер («клеймильщик»); в 1834 — управляющий, 2 казначея, секр., регистратор и вкладчик пошлин, 3 писца «среднего оклада», 3 писца «низшего оклада», пакгаузный надзиратель, вагштемпельмейстер, переводчик, 6 досмотрщиков, 4 инвалида, 8 объездчиков, 2 сторожа. Представления об изменениях в штате дают данные церк. учета: в 1782 числился 31 правосл. служитель Т., в 1785 — 52, в 1787 — 29, в 1797 — 91, в 1799 — 106, в 1804 — 96. Таможенникам приходилось выполнять миссии разведыват. и дипломатич. характера. Так, 23 авг. 1781 дир. Троицкой Т.— Чучалов — был направлен уфим. и сиб. наместником И. В. Якоби в Ср. Жуз (см. Жузы) во главе посольства к новоизбр. Вали-хану для объявления ему о благословлении императрицы и утверждении его кандидатуры в С.-Петербурге. В 1822, с установлением нового тамож. тарифа (вместо либерального тарифа 1819), были значит. повышены пошлины; каз. части переведены с границы во 2-ю линию (отстоявшую на 3—5 верст от линии тамож. объездчиков); в Троицке построены новые (кам.) здания Менового двора и Т. Объездчики, составлявшие низовое звено тамож. службы, несли дозор на границе: они были обязаны задерживать контрабандистов (если не могли сделать этого самостоятельно, должны были преследовать их до ближайшего селения, где обращаться за помощью к местным властям). Троицкой Т. были подведомственны Верхнеурал. (1820—55) и Звериноголовская заставы (1838—68), а также тамож. пункты и присмотры, в т. ч. Верхнеурал. присмотр (1863—68). Только в 1854 на Т. и ее заставах было задержано 30 контрабандистов. Наряду с золотом и серебром одним из гл. предметов контрабанды была соль (в тамож. журнале 1833 есть запись: «Крестьянами в лесу найдено 54,5 пуда соли»). По представлению Мин-ва финансов (13 июля 1855) была упразднена Верхнеурал. тамож. застава, в штат Троицкой Т. добавлен пом.-надзиратель для пропуска соли, привозимой из киргизкайсацких степей. В кон. 1850-х гг. «киргизская степь» была включена в состав Российской Империи. В 1858 на Оренб. пограничной линии были отменены тамож. пошлины, что дало толчок развитию междунар. торговли. По данным Т., в Троицк в 1858 прибыло 88 караванов (8817 верблюдов и лошадей), было выпущено 3 каравана (4774 верблюдов и лошадей); в 1859 — соответственно 52 (11692) и 5 (7242); в 1860 — 108 (12 902) и 7 (8104). С расширением границ Российской Империи [создание Урал., Тургайской и Туркестанской обл. (1865), Туркестанского генерал-губернаторства (1867)] Оренб. пограничная линия оказалась на внутр. терр. Предписанием Оренб. тамож. округа (25 мая 1868) с 1 сент. были упразднены Оренб. и Зап.-Сиб. тамож. линии (с Т., заставами и переходными пунктами). Высочайшее повеление об упразднении Оренб. и Сиб. тамож. линий и о введении свободной торговли было обнародовано 5 июня 1868 на троицком Меновом дворе, где собралось рус. и азиат. купечество (присутствовал Великий кн. Владимир Александрович). Меновой двор и здание Троицкой Т. были переданы в ведение Троицкой гор. управы (6 сент. 1868). В здании бывшего тамож. присутствия (ныне Центр. почтамт) с 30 окт. 1868 размещалась гор. дума. С мая 1869 в Троицке открылась свободная беспошлинная торговля.
Челябинская таможня (1899—1919). По нек-рым данным, Т. существовала в Чел. с сер. 18 в. (упоминалась в связи с Указом 1743 об учреждении в Чел. центра Исетской провинции). На казенном гостином дворе, где имелась и тамож. изба, товары представлялись для продажи азиат. купцам и киргиз-кайсакам (казахам), в мае и дек. проводились ярмарки. После издания сенатского Указа «О ликвидации внутренних таможен в Российском государстве» (1754) Т. была ликвидирована. В 1886, с пуском в эксплуатацию Екатеринб. ветки Зап.-Сиб. участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Чел. оказался конечной (зап.) станцией этого участка. В конце лета 1899, согласно приказу Департ. тамож. сборов при Мин-ве финансов, для организации Т. в Чел. прибыли из Тюмени 3 тамож. чиновника во главе с коллежским советником В. Е. Прозоровским. В Чел. в кон. 19 в. мн. фирмы сосредоточили складирование и фасовку чая для регионов Зап. Сибири, Урала и Приуралья (см. Торговля чайная); было удобно производить тамож. оформление чая и др. импортируемых товаров при их перевалке с Омской на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Штат Чел. Т. (1-го класса 3-го разряда) был утвержден императором (1899); к кон. 1901 состоял из 7 ед., к 12 марта 1913 — из 27. Первонач. Т. располагалась в доме В. М. Колбина по ул. Сиб. (ныне Труда). В 1901 переехала в дом инж. А. Перцева на пл. Юж. (ныне пл. Рев-ции), в 1919 — в дом Е. А. Пентегова по ул. Большой (ныне Цвиллинга). Складские помещения Т. находились в осн. близ переселенч. пункта (см. Переселенческие пункты). Помимо выполнения задач по досмотру и оформлению товаров, следовавших по Транссиб. ж.-д. магистрали, оформлению почтовых отправлений таможенники пресекали нарушения тамож. правил, вели борьбу с контрабандой. Осн. грузом, проходившим через Т., был чай; кол-во мест в 1913 достигло 375 тыс. Чай облагался высокими пошлинами, что приносило гос-ву большие доходы (напр., в 1913 — св. 13 млн руб.; все др. товары, прошедшие через Т.,— 7,5 тыс. руб.). В годы, предшествовавшие 1-й мир. войне, почтовый участок Т. обрабатывал большое кол-во посылок из-за границы (в 1913 —св. 30 тыс.). По размерам получаемых платежей Чел. Т. занимала 9-е место в Российской Империи (1912). В 1913 пошлин за провоз товаров было собрано на сумму 14 615 тыс. руб. В 1916 было получено пошлин на сумму 19 144 тыс. руб. В последующие годы доходность Т. снижалась. В Чел. Т. работали 27 чиновников и канцелярских служащих, ок. 40 досмотрщиков. Работы на тамож. складах, клеймение и охрану товаров осуществляли спец. биржевые артели (получавшие от Мин-ва финансов «допуск» и выбиравшиеся на конкурсной основе совместным решением Биржевого к-та и торговцев): Шестовская и Новогостинодворская (1903—10), Владимирская (1910—19) биржевые артели и Чел. труд. артель (1918—19). В годы 1-й мировой войны наиб. квалифицир. и трудоспособные чиновники Чел. Т. были мобилизованы в армию; на тамож. службу набирали новичков, в т. ч. людей преклонного возраста, женщин. Чел. Т. возглавляли: Прозоровский (1899—1904), А. Ф. Ковенев (1904—06), А. Д. Царенко (1906—08), А. А. Голубович (1908—18), И. И. Гриневич (1918—19). В годы рев-ции и Гражданской войны поступление чая в Чел. резко сократилось. В июне 1919 большинство сотрудников Т. вместе с чл. их семей распоряжением прав-ва А. В. Колчака было эвакуировано в Иркутск. С приходом Красной Армии привоз чая прекратился окончательно. В сентябре 1919 решением Чел. ревкома Чел. Т. была ликвидирована. Т., эвакуир. в Иркутск, прекратила существование с разгромом войск Колчака. В кон. 1980-х гг., с отменой монополии государства на внешнеэкон. деят-сть, возникла необходимость приблизить тамож. оформление и тамож. контроль к крупным гос. центрам России, к производителям и получателям товаров; была вновь создана Чел. таможня (17 авг. 1989).