Конфессиональная политика


Конфессиональная политика Правительства Челябинской области. Строится на основе гос. политики, направл. на создание условий наиб. полн. реализации права человека на свободу совести и вероисповедания, обеспечивающей консолидацию и стабильность об-ва. Гос-во в своей К. п. призвано выражать волю об-ва, к-рое определяет для себя приоритетные духовные ценности, а также меры по их сохранению. К. п. демократич. гос-ва осуществляется в соответствии с убеждениями и идеалами большинства граждан и с учетом прав и интересов меньшинств. К. п. обеспечивается решением след. осн. задач: реализацией конституционных прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания; согласованием интересов верующих и неверующих граждан, религ. объединений, этноконфессион. групп; достижением социального компромисса между мировоззренч. и религ. группами; целенаправл. распределением пропорцион. доли общест. богатства на расходы, связ. с духовными потребностями людей; сохранением самобытных нац., ист. и духовных традиций народов России; укреплением нац.-гос., общест. и личной безопасности. Важной составной частью К. п. являются отношения гос-ва и религ. объединений (гос.-конфессион., гос.-церк., гос.-религ. отношения). В 20 в. гос. К. п. в России претерпела ряд радикальных преобразований, отразивших мировоззренч. изменения в рос. об-ве: от гос. религии в начале века через гос. атеистич. идеологию в годы Советской власти к светскому гос-ву, идеологич. плюрализму в последнее 10-летие 20 в. Отношение гос-ва к религии и религ. объединениям также менялось: от целенаправл. террора против церкви в первые 10-летия Советской власти к терпимому отношению и сотрудничеству в годы Великой Отечественной войны и в послевоен. годы, и вновь — к репрессиям в годы хрущевской «оттепели». Новый этап взаимоотношений между гос-вом и религ. объединениями начался с празднования на высоком гос. уровне 1000-летия крещения Руси и характеризуется предоставлением религ. орг-циям широких возможностей для проповеди и социальной деят-сти, активным взаимодействием гос-ва и церкви. Основанием для этого послужили принятые в 1990 закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Предоставив самые широкие возможности для деят-сти религ. объединений, законы практически полностью отстранили гос-во от контроля за религ. процессами. Активная миссионерская деят-сть в России заруб. нетрадиционных религ. объединений, связ. с ними скандалы и суд. процессы вызвали негативную реакцию в рос. об-ве. В то же время возросла социальная активность традиционных религ. объединений России, получили позитивное развитие гос.-конфессион. отношения. Это нашло отражение в соответствующих нормативных актах, в принятии закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Сопутствующие принятию закона острая общест. дискуссия, предпринятые попытки давления на Президента РФ и Прав-во России со стороны ряда иностр. политических деятелей показали, что религ. сфера является полем жесткой геополит. конкуренции, а защита религ. и культ. традиций народов России — важным условием поддержания нац. безопасности. Религ. объединения являются важными союзниками и партнерами гос-ва в укреплении морально-нравств. потенциала об-ва, сохранении ист., культ. и духовных традиций народов России. Значит. место этим вопросам отведено в Концепции нац. безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ. Осн. принципы церк.-гос. отношений обозначила РПЦ в «Основах социальной политики Русской православной церкви», принятых Архиерейским собором в 2000. Аналогичные документы подготовлены целым рядом религ. объединений России. Отеч. исслед. в области гос.-конфессион. отношений выделяют ряд осн. принципов, на к-рых должна строиться гос. К. п.: светский, конфессион. нейтральный характер гос-ва и его ин-тов; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии; равенство религ. объединений перед законом; уважение культ.-нац. и религ. традиций народов, учет их взаимосвязи; допустимость ограничений в сфере свободы совести и вероисповеданий, диктуемых необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав граждан, обеспечения безопасности гос-ва; открытость в реализации К. п.; научно обосн. выбор приоритетов гос-ва в данной сфере. К. п. Правительства Челябинской обл. является составной частью гос. К. п., однако имеет свои регион.особенности, обусловл. конфессион. составом населения Челябинской обл. Взаимодействие Правительства Челябинской обл. с конфессиями Южного Урала осуществляется через К-т по делам национальностей, религ. и общест. орг-ций информационно-аналитич. управления. Всего на территории Челябинской обл. в настоящее время действуют 11 соглашений между органами гос. власти, регион. подразделениями федеральных министерств и традиционными конфессиями Южного Урала. Развитию гос.-конфессион. отношений способствуют также соглашения о сотрудничестве с последними Полномочного представителя Президента РФ в УрФО. В 1997 губ. Чел. обл. П. И. Сумин подписал с Патриархом Моск. и всея Руси Алексием II соглашение о сотрудничестве в культ.-образоват. и социально-экон. сферах. В 1998 аналогичное соглашение подписано с предс. Центр. духовного управления мусульман (ЦДУМ) России и европ. стран СНГ муфтием Т. Таджуддином — рук. традиционной религ. структуры, существующей со времен Екатерины II. Учитывая, что за влияние на рос. мусульман борются неск. новообразов. духовных управлений, в т. ч. и радикального толка, соглашение способствовало стабилизации внутри мусульм. общины области, укреплению межнац. и межконфессион. мира и согласия (см. Ислам). Серьезному испытанию межкоифессион. отношения на Южном Урале, прежде всего между правосл. и мусульм., подверглись после взрывов в Нью-Йорке и Вашингтоне (США) 11 сент. 2001. Тогда в заруб. и мн. рос. СМИ была развернута активная антиисламская кампания. Благодаря взвешенной позиции Правительства Челябинской обл., рук. традиционных конфессий Южного Урала, обл. СМИ антиисламская кампания не получила распространения в области и не спровоцировала межконфессион. конфликтов. Прав-во Чел. обл. плодотворно сотрудничает с последователями др. традиционных конфессий Южного Урала, в т. ч. католич. и лютеранской общинами Чел. (см.: Католицизм; Лютеранство). В 2000 подписано соглашение о сотрудничестве с митр. Алимпием, предстоятелем Рус. правосл. старообрядч. церкви (см. Старообрядчество). В 2000 рук. Челябинской епархии РПЦ подписали соглашения о сотрудничестве с ЧелГУ и Главным управлением исполнения наказаний Мин-ва юстиции РФ по Челябинской обл. Традиционными стали встречи губ. Сумина с митр. Чел. и Златоуст. Иовом. Большой общест. резонанс вызвала пастырская поездка в Челябинской обл. Патриарха Моск. и всея Руси Алексия II в сент. 2000. В ходе визита обсуждались принципиальные вопросы сотрудничества прав-ва области и РПЦ. Серьезным шагом на пути дальнейшего развития взаимоотношений местной власти с Южноурал. мусульманами явились празднование 100-летия мечети в дер. Альмеева (Сосновский район), в к-ром приняли участие рук. области, встреча губ. Сумина с муфтием Таджуддином в июле 2002. На ней обсуждались совместные усилия по противодействию распространению экстремизма на почве ислама. Традиционным стало участие представителей РПЦ и Челябинского муфтията в авг. пед. совещаниях. При значит. участии обл. бюджета восстановлено здание чел. синагоги — памятника архитектуры 19 в. Мн. представители органов власти, науки, культуры, бизнеса Чел. обл. награждены высшими церк. наградами за активное личное участие в возрождении духовных традиций России. К 2000-летию Рождества Христова ряд священников Челябинской епархии получил высокие правительств. награды. Дальнейшее развитие К. п. в области будет осуществляться с учетом ист. и религ. традиций, религ. выбора жит. Южного Урала, чтобы сохранить и укрепить межконфессион. и межнац. мир и согласие, социально-полит. стабильность в регионе.