Логистика


Логистика, прикладная и научная сфера деят-сти, связ. с изучением и управлением потоковыми процессами, т. е. процессами перемещения, хранения и накопления сырья, мат-лов, энергии, готовой продукции, людей и информ. Различают микрологистику, к-рая занимается потоковыми процессами на уровне предпр. (одной из ее форм является энергосбережение на уровне предпр., учреждения, жэка, квартиры и т. п.); мезологистику, к-рая анализирует потоковые процессы на уровне отрасли и региона (испытала наиб. отрицат. влияние экон. реформ 1990-х гг. в России, однако уже имеется опыт Москвы, С.-Петербурга, Ростовской и Самарской обл., Республики Татарстан по созданию систем, позволяющих экономить до 50% стоимости погрузочно-трансп., складских и др. операций); макрологистику, к-рая изучает упомянутые процессы на уровне континентов и нац. экономик (практически не изменилась в результате экон. реформ 1990-х гг., т. к. экспорт сырья из России не прерывался). Чел. обл. имеет хорошие логистич. перспективы прежде всего потому, что доминирующими отраслями пром-сти в области являются горнодобывающая, металлург., машиностр. и строит., отличающиеся большим потреблением сырья, мат-лов, топлива, информации, труд. и иных ресурсов, а также большими объемами готовой продукции, что всегда вызывает образование мощных материальных, энергетич. и информ. потоков как внутри области, так и за ее пределами. Большие возможности для Л. открыл наметившийся после экон. кризиса 1998 подъем пр-ва, к-рый обусловил заметный рост выпуска продукции на предпр. вышеперечисл. отраслей и увеличил потребности в расширении старых и создании новых каналов ее распределения (существовавшие ранее структуры распределения оказались либо разруш., либо требовали коренной трансформации в соответствии с рыночными условиями). Положит. значение для Л. имеет геополит. положение Чел. обл., через к-рую проходят важнейшие трансп. магистрали, обеспечивающие перемещение грузов, энергии, людей и информ. между зап. и вост. регионами Евразийского континента, а также между европ. и урал. регионами и Ср. Азией. Помимо ж.-д. трансп. сети (см. Железнодорожная сеть) на территории Челябинской обл. во 2-й пол. 20 в. появились магистральные трубопроводы, Чел. аэропорт, имеющий взлетно-посадочную полосу мир. уровня, и автомагистраль, соединившая европ. часть России с Дальневост. побережьем (см. Автомобильные магистрали и дороги). Чел. обл. и ее ближайшие соседи (Курганская и Оренб. обл.) стали приграничными; появились (в 1990-х гг.) ранее несвойств. этим терр. тамож. и пограничная службы, к-рые не могут существовать вне окружающей их терр. инфраструктуры, потоков грузов, следующих через границу, требуют не просто тамож. оформления, но и соответствующего комплекса услуг, отвечающих междунар. нормам (многофункцион. терминальные комплексы, высокомеханизир. тамож. склады, информационные системы высокого уровня и др.). После кризиса 1998 в области активизируется работа компаний, представляющих либо столичные города, либо иностр. гос-ва, что свидетельствует об инвестиционной привлекательности области (см.: Инвестиции; Инвестиционные компании) и создает дополнит. импульс движению товаров, энергии, людей и информ. Привед. особенности делают актуальным и возможным использование Л. в качестве одного из стратегич. направлений развития экономики Южного Урала.