Прокурорский надзор


Прокурорский надзор (до 1917), служба по надзору за исполнением законов. П. н. был введен в России указом от 12 янв. 1722 взамен тайной службы фискалов, действовавших разобщенно и неэффективно. Первонач. целью создания прокуратуры в России было учреждение общего надзора, т. е. надзора за законностью деят-сти гос. органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварит. расследования, сыска, осуществляла поддержание гос. обвинения. Органы П. н., включ. в систему гос. учреждений, возглавлял генерал-прокурор. Деят-сть по охране законности включала функции: наблюдение за процессом делопроизводства; представление «доношений» вышестоящему органу надзора, а также предложений, содержавших напоминание или предостережение,— поднадзорным; вынесение опротестований суд. решений (см. Суд). Терр. Оренбургской губернии находилась под контролем губерн. прокурора. Законом от 7 нояб. 1775 «О прокурорской и стряпческой деятельности» была определена новая структура губерн. прокуратуры, обновлена регламентация ее функций. В состав местной прокуратуры вошли прокуроры и стряпчие при губерн. правлении и палатах, сословных судах 2-й инстанции и уездных учреждениях. Губерн. чиновники назначались Сенатом. Перед высшими чиновниками губерн. прокуратуры верх. властью были поставлены задачи правового ограничения деят-сти губерн. администрации. Гл. назначением суд. прокурора, к-рый являлся представителем («оком») губерн. прокурора, было сохранение порядка и форм судопроизводства, соблюдение гос., общест. и частных интересов. Для наблюдения за точным исполнением законов и должностных инструкций прокурорские чины беспрепятственно посещали подведомств. учреждения, получали любую необходимую документацию. В начале заседаний судьи под присмотром чиновника обращались к законоположениям об отправлениях правосудия. Прокурор, контролировавший пр-во каждого дела, указывал пути устранения правонарушений. Губерн. прокурору ежемесячно представлялись ведомости с данными о посещении присутствий. Решения суд. органов 2-й и 3-й инстанций для вступления в законную силу проверялись и подписывались суд. и губерн. прокурорами. По делам, связ. с интересами казны, нарушениями общего правопорядка или должностными преступлениями, выступали в качестве истцов двое стряпчих (один — по казенным, др.— по уголовным делам), делавшие согласов. с прокурором заявления. Стряпчие совм. с прокурором разрешали возникшие в ходе суд. разбирательства вопросы, приводили деят-сть судей в соответствие с законодательством. Должность уездного стряпчего объединяла все функции надзора на территории уезда. В 1796 указами имп. Павла I были упразднены должности суд. прокуроров и стряпчих. Развитие структуры прокурорских органов происходило с учетом особенностей гос. устройства. В 1802 должности прокуроров были введены в штат каз. канцелярий. Должность прокурора была предусмотрена в 1806 в штате Пермского горного правления, контролировавшего ведение дел в уездных учреждениях. Суд. уставами от 20 нояб. 1864 были изменены цели и задачи П. н., сокращен общий объем обязанностей, прокуратура утратила свои общенадзорные полномочия, что рассматривалось мн. рос. политиками и суд. деятелями (напр., А. Ф. Кони) как существ. недостаток реформы. Реформа возвратила прокуратуру в суд. ведомство. Коллегии из прокуроров и товарищей (пом.) были включены в штат суд. палат и окружных судов (см. Окружной суд). Во 2-й пол. 19 в. замещение прокурорской вакансии происходило в соответствии с определ. образоват. и служебным цензами. Утверждение в должности осуществлял министр юстиции или император. Прокурорский контроль распространялся прежде всего на следств. действия. В суд. сфере в ведении прокуроров находились подготовка обвинит. актов и произнесение обвинит. речей, составление заключений о необходимости прекращения уголовного преследования, принесение протестов на пост. суда. Прокурор выдвигал мнение по делам гос. управления, земских учреждений (см. Земства), гор. и сел. об-в, несовершеннолетних или недееспособных лиц; участвовал в решении вопросов суд. управления и способствовал исполнению пост. суда; участвовал в качестве полноправного чл. или консультанта в работе ряда губерн. и гор. присутствий. Товарищи прокуроров присутствовали при мир. и уездных суд. съездах. Деят-сть учрежд. в 1864 прокуратуры прекратилась в 1917. Надзорные функции послерев. прокуратуры первонач. определены в письме В. И. Ленина «О “двойном” подчинении и законности» (Ленин, Соч., т. 33): «Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение местной власти не расходилось с законом». На учрежд. 28 мая 1922 Гос. прокуратуру в соответствии с Положением о П. н. возлагались функции надзора за законностью действий всех органов власти, хоз. учреждений, общест. и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон пост.; надзор за пр-вом дознания и предварит. следствия, проверка правильности содержания заключенных под стражей. Надзор за исполнением законов был гл. функцией прокуратуры, обретавшей детализацию способов осуществления с учетом объектов надзора — конкретных правоприменит. органов гос-ва. В последние неск. десятилетий это был П. н. за исполнением законов органами гос. управления, должностными лицами и гражданами, органами предварит. следствия и дознания, администрацией мест предварит. заключения и исполнения наказаний. Особо выделялась задача борьбы с нарушениями законов, обеспечивающих права и интересы граждан. (См. также: Прокуратура; Прокурор войсковой.)