Ремесленные классы (отделения) при учебных заведениях, учреждения дополнит. профес. образования, существовавшие при начальных общеобразоват. школах в России в 19 — нач. 20 вв. Получили широкое распространение в кон. 1860-х — нач. 1870-х гг. Порядок создания был регламентирован прав-вом. Надзор осуществлялся гос. органами, вопросы финансирования решались на местном уровне земствами, муниципалитетами, частными лицами. Деят-сти ремесл. отделений препятствовали недостаток материальных средств (при отсутствии финансирования из казны), отсев учащихся до окончания полн. курса, дефицит подготовл. мастеров производств. обучения, несовершенство уч. планов и программ. В 1872—74 при Троицком уездном уч-ще (см. Уездные училища) существовал класс сапожного ремесла, к-рый посещали 18 школьников (взнос составлял 30—50 коп. в месяц). Класс был закрыт в связи с тем, что плата за обучение перестала покрывать расходы на содержание мастера, приобретение инструментов и мат-лов для работы. В нач. 1880-х гг. появились ремесл. отделения: при Ново-Троицкой школе Подвинцевых (позднее Анонимного об-ва Кочкарских золотых приисков) — по сапожному и переплетному ремеслам; при школе Об-ва попечения о нар. уч-щах в Троицке — по сапожному и портновскому мастерству (закрыто в первые годы 20 в.); при Верхнеурал. гор. 2-классном уч-ще — по портновскому делу (закрыто через неск. лет). При начальном уч-ще в с. Тастуба Златоуст. уезда была открыта уч. столярная мастерская. Отделения финансировались гор. и сел. об-вами. Кол-во уч-ся составляло от 2—8 (Верхнеурал. гор. уч-ще) до 50—80 (Ново-Троицкая школа). Занятия шли по 2—3 ч в день. Обучение велось по предметной системе: учащиеся изготавливали различные предметы домашнего обихода, приобретая в процессе работы профес. навыки. Изделия продавались, выполнялись частные заказы, что компенсировало часть затрат на содержание классов. В середине 1890-х гг. в рамках меропр. нац. политики на средства казны были открыты ремесл. классы при нек-рых начальных рус.-башк. уч-щах Оренб. губ. (в т. ч. в 1895 — в с. Метелево Чел. уезда) с целью «дать детям башкир навыки и знания в некоторых ремеслах, наиболее полезных для деревенской жизни». В классе при Метелевском рус.-башк. уч-ще изучались столярно-токарное (1895—1910) и портновское (1910—17) ремесла. Занятия посещали 15—20 башк. детей в возрасте 11—16 лет. Уроки велись по 3 ч в день, уч. курс был рассчитан на 3 года. В 1890-х гг. получили распространение мастерские ручного труда во мн. муж. школах Оренбургского казачьего войска (в ст-цах Звериноголовской, Кособродской и др.). В первые годы 20 в. в Чел. соборной церк.-приходской школе по инициативе преподавателя А. М. Альбокринова было организовано обучение детей столярному и переплетному ремеслам. Организовывались выставки-продажи изделий учащихся. Масштабный смотр ремесл. классов состоялся в 1898 на профес.-пед. выставке в Оренбурге. С нач. 20 в. прав-вом был взят курс на упорядочение работы ремесл. отделений, в 1907 Мин-вом просвещения было утверждено особое Положение об их деят-сти. Уч. властями разделялись классы ручного труда и ремесл. классы. В классах ручного труда обучались дети до 13 лет с целью усвоения элементарных труд. навыков (в воспитат. целях), в ремесл.— дети с 12 лет для «систематического прохождения приемов ремесла, приноровленного к местным потребностям, и усвоения графической грамотности по отношению к изучаемому мастерству». Программа курса в ремесл. отделении определялась его зав., утверждалась начальством уч. округа. Прав-во давало согласие на финансирование каждого открывавшегося отделения при условии отчисления определ. суммы из местных источников. Перед 1-й мир. войной появились ремесл. отделения по кузнечно-слесарной и столярной специальностям при Катав-Ивановском высшем начальном уч-ще и при начальном уч-ще в с. Чумляк Чел. уезда. Отделение в Чумлякском уч-ще, действовавшее с 1912 и финансировавшееся при участии казны и уездного земства, отличалось техн. оснащенностью и пользовалось популярностью среди местного населения как центр по распространению ремесл. знаний и как предпр., производящее конкурентоспособную продукцию. В 1913—14 инспектор нар. уч-щ Челябинского уезда И. Н. Афанасьев ходатайствовал перед уездным земством и гор. думой о частичном финансировании еще неск. планируемых к открытию ремесл. классов. Земством предложение было отклонено; дума согласилась на учреждение и материальную поддержку классов ручного труда при нек-рых гор. начальных уч-щах. Так, класс ручного труда по столярной специальности был создан при чел. 4-м муж. приходском уч-ще. После 1917 ремесл. отделения были преобразованы в профес. уч. заведения др. типов или закрыты. К ремесл. классам причислялись отделения преподавания рукоделия при жен. школах, не являвшиеся учреждениями профес. образования, имевшие воспитат. и общеразвивающее значение. В 1880—90-е гг. обучение девочек шитью и вязанию по 2—3 ч в неделю было введено в жен. уч-щах Верхнеуральска, Златоуста, Миасса, Троицка, во мн. школах ОКВ, в Ново-Троицкой школе бр. Подвинцевых, школе Нязепетровского завода, Чел. жен. прогимназии. Перед 1-й мир. войной рукоделие входило в курс большинства жен. школ.