Герасимов Сергей Аполлинариевич


Герасимов Сергей Аполлинариевич [21.05(3.06).1906, заимка близ с. Малкова, ныне с. Десятилетие Чебаркульского района — 28.11.1985, Москва], кинорежиссер, актер, кинодраматург, кинотеоретик, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1967), Герой Социалистического Труда (1974), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1949, 1951, 1958), Ленинской пр. СССР (1984), пр. Ленинского комсомола (1970). Родился в семье инженера; родной брат участника Белого движения Б. А. Герасимова. Его отец нек-рое время работал на Миасском напилочном заводе. В 1915 Г. поступил в Екатеринб. реальное уч-ще. Тяжелое материальное положение вынудило семью переехать в Красноярск, где Г. продолжил учебу, работая одноврем. на одном из красноярских заводов. В 1928 окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-ва (мастерская Г. Козинцева и Л. Трауберга). В 1920-е — нач. 1930-х гг. сыграл ряд киноролей: Шпик («Мишки против Юденича», 1925), Фокусник («Чертово колесо», 1926), Шулер-шантажист («Шинель», 1926), Шофер («Братишка», 1926), Роман Медокс [«С. В. Д.» («Союз Великого Дела»), 1927], Меньшевик («Обломок империи», 1929), Предс. сельсовета («Одна», 1931); позднее — в фильмах, явившихся его режиссерской работой: «Маскарад» (1941; по драме М. Ю. Лермонтова), «Люди и звери» (1962), «Дочки-матери» (1974). Первой режиссерской работой Г. был фильм «Двадцать два несчастья» (1929), поставл. им совм. с С. И. Бартеневым. Успех режиссеру принесли фильмы: «Семеро смелых» (1936; о комсомольцах-добровольцах, высадившихся для зимовки в бухте «Радостная»), а также «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). Г. отводил большое место исслед. рус. нац. характера, к-рому присущи самоотверженность в труде и стремление к справедливости. В период Великой Отечественной войны Г. создал фильмы: «Непобедимые» (1942), «Большая земля» (1944). С 1944 Г. являлся заместитель председателя К-та кинематографии по воен. хронике и дир. студии документ. фильмов. Ему было поручено руководить съемками Ялтинской и Потсдамской конф., Парада Победы в Москве. Мир. известность получили кадры, запечатлевшие, как сов. солдаты бросают знамена поверж. противника к подножию Мавзолея В. И. Ленина. Событием в истории отеч. кинематографа стал выход на экраны фильма «Молодая гвардия» (1948; по роману А. А. Фадеева) и первой сов. киноэпопеи «Тихий Дон» (1957—58; по роману М. А. Шолохова; в 1960 отмечен дипломом Гильдии режиссеров США как лучший заруб. фильм в жанре нар. драмы). В 1960—70-е гг. Г. создал яркие публицистич. произв., отразив в них острые и волнующие проблемы современности: «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967), «У озера» (1970), «Любить человека» (1973). Г. был убежден, что «литература — это старшая сестра кинематографа»; особое место в его творчестве занимают экранизации: «Красное и черное» (1976; по роману Стендаля), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980; по роману А. Н. Толстого). В последнем своем фильме «Лев Толстой» (1984) Г. сыграл загл. роль, передав масштабность фигуры Толстого, сложность и противоречивость его характера, талант и глубокий ум. Г. поставил большинство фильмов по собств. сценариям. Мн. годы занимался пед. деят-стью: в 1944—85 во ВГИКе возглавлял мастерскую по подготовке актеров и режиссеров (вместе с женой Т. Ф. Макаровой, нар. арт. СССР); профессор ВГИКа (1946). Среди учеников Г,— реж.: Л. Кулиджанов, Т. Лиознова, Я. Сегель; арт.: Н. Белохвостикова, С. Бондарчук, Н. Гвоздикова, Л. Гурченко, Г. Жженов, Н. Еременко-младший, И. Макарова, Н. Мордюкова, Т. Нигматуллин, С. Никоненко, Г. Польских и др. Г.избирался депутатом Верх. Совета СССР 3—4-го созывов и деп. Верх. Совета РСФСР 7—8-го созывов; был чл. президиума Сов. к-та защиты мира и чл. Всемирного Совета Мира; чл. президиума К-та по Ленинским и Гос. пр. СССР в области лит-ры, иск-ва и архитектуры; секр. правления Союза кинематографистов СССР; чл. ред. коллегий ж. «Иностранная литература» и «Искусство кино»; предс. к-та по эстетич. воспитанию Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР, академиком АПН. Награжден орденом Ленина (1961, 1966, 1974, 1981), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1940, 1950), Красной Звезды (1944). В 1986 имя Г. присвоено ВГИКу. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В теч. всей жизни Г. поддерживал связи с Уралом. В годы войны его фильм «Маскарад» первыми посмотрели рабочие ЧТЗ, фильм «Любить человека» — сотрудники ин-та «Челябинскгражданпроект». Съемки фильма «Журналист» летом 1965 велись на оз. Тургояк (Чебаркульский район). В августе 1967 в Чебаркуле в клубе им. А. М. Горького состоялась премьера фильма «Журналист», в авг. 1984 в чел. Доме политпросвещения — фильма «Лев Толстой». В 1984—85 Г. приезжал в отпуск на родину, отдыхал на оз. Чебаркуль. Последняя встреча Г. с земляками прошла в ДК с. Травники 19 авг. 1985; 21 авг. стало последним днем его пребывания на Урале. В мае 2006, к 100-летию Г., в Чел. впервые прошел кинофестиваль «Любить человека»; 19 мая его ученики заложили памятную аллею в с. Кундравы; в Москве на юбилейных торжествах 21 мая было принято решение сделать фестиваль «Любить человека» постоянным и проводить его на Южном Урале. В 2007 фестивальные меропр. прошли в Чел., Кундравах, Чебаркуле, Златоусте. Торжеств. церемония открытия фестиваля состоялась в Кундравах на базе киноцентра им. Г. (21 мая) и в досуговом центре «Урал-КиноМАКС» (Челябинск); началась с показа фильмов «Гора Герасимова» и «Плач матери о манкурте» (Киргизия). Фестиваль включал конкурсный (8 премьерных фильмов) и внеконкурсный кинопоказы, Герасимовские чтения, мастер-классы и творческие встречи с артистами (И. Макаровой, Никоненко, Е. Жариковым и др.); экспонировалась выставка студенч. фоторабот. Гран-при кинофестиваля — «Каменный цветок» из урал. самоцветов (напоминает о фильме «Хозяйка Медной горы», в к-ром гл. роль исполнила Т. Ф. Макарова, чье 100-летие отмечается в 2007).