Часовни


Часовни, небольш ие христианские культовые постройки без алтаря. В них, как и в церквах, проводятся богослужения (литургия совершается на переносном антиминсе). Ч. возводятся в память важных церк.-ист. или полит., воен. событий общерос. и местного значения в насел. пунктах, на площадях, у св. мест — родников, озер, урочищ, где были явлены чудотворные иконы (см. Чимеевская чудотворная икона Казанской Божией Матери); т. н. обетные Ч. ставятся перед входом в склеп, служат надгробным памятником. До 18 в. часовенные приходы были характерной чертой духовной жизни жит. сел. местности рус. Севера; благодаря переселенцам-поморцам утвердились и на Урале. Поскольку Ч. не имели постоянных причтов, то полн. хозяевами в них были крестьяне. Впоследствии опыт возведения и использования Ч. переняли старообрядцы-беспоповцы (см.: Старообрядчество; Часовенное согласие). В дорев. России со времен Петра I постройка новых Ч. допускалась лишь с разрешения Свящ. Синода. Их возводили частные лица (по обету) или в складчину всем приходом. Значительная часть Ч. возникала в местах оседания крестьян-переселенцев, у к-рых не было средств на строительство приходской церкви и содержание церк. причта. Нек-рые большие Ч. крестьяне, обзаведшиеся х-вом, переоборудовали в церкви, поэтому числ. Ч. все время колебалась: в Оренбургской епархии в 1888 насчитывалось 173 Ч. и молитв, дома, в 1906 — 112, в 1911 — 145. В России в 1907 насчитывалось ок. 20 тыс. Ч. В 1915 на территории Оренбургского казачьего войска в 1131 насел. пункте имелось 175 Ч. и 276 церквей. Ч., построенные в деревнях, располож. на значит. удалении от приходского храма, частично восполняли крестьянам недостаток богослужебной жизни, служили выражением нар. благочестия. Ч. были одними из первых строений почти в каждом новом селении. Так, православные с. Беликуль (ныне Красноарм. р-н) долгое время обходились дерев. Ч.; когда же число прихожан превысило 1 тыс., Ч. была переделана в церковь, освящ. во имя иконы Владимирской Божией Матери (1842). В 1860-е гг. в 4 верстах от Чел. на заимке, принадлежавшей Одигитриевскому женскому монастырю, была выстроена кам. Ч. во имя Свт. Николая Чудотворца, переоборуд. впоследствии в храм. Др., во имя Св. Моисея Боговидца, была возведена рядом, над колодцем. Неск. Ч. на Южном Урале установлено в местах, где, по преданиям, был явлен верующим лик чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Ежегодно с иконой совершались крестные ходы; по ходу следования, как правило, в местах, удобных для моления жит. близлежащих селений, ставились Ч. Неск. Ч. было в Верхнеурал. уезде; одна из них восстановлена в 1990-е гг. При закладке Миасского завода также была построена Ч., в к-рой заводские молились ок. 40 лет, до тех пор, пока в 1815 не была возведена церковь во имя Св. ап. Петра и Павла. В Златоусте после сожжения пугачевцами церкви под богослужения приспособили кам. Ч. на окраине города. Позже ее расширили до 2-престольной церкви. Всего в Златоусте перед рев-цией 1917 было 8 Ч. Наиб. известная из них — во имя Св. Благоверного кн. Александра Невского, небесного покровителя царя Александра II,— стояла на отроге Уреньги выше дома горного начальника. Ч. поставил на свои средства мастеровой Ершов (1866) в благодарность царю за освобождение «от горной каторги горнозаводских». Ч. кам., внутри образ А. Невского. В знак благодарности императору были установлены Ч. на площади Юрюзанского завода (представляла собой полую пирамиду с куполообразной вершиной; по бокам надпись: «Царю-освободителю. 19 февраля 1861 г.»); в 1881 чел. мещанином П. М. Кутыревым была заложена еще одна Ч. во имя Св. Благоверного кн. Александра Невского (впоследствии на ее месте был возведен одноим. храм). Особо почиталась верхнеуральцами Ч. на г. Извоз, поставл. жит. Верхояицкой креп. «В память о чудесном избавлении от злодея и душегубца Емельки Пугачева, в мае 1774». Мн. Ч. ставились при «живоносящих источниках» — родниках: в Златоусте на г. Косотур — Богородицкая и Святодуховская; при въезде в Верхнеуральск и на окраинах пос. Нязепетровский завод, Миньярский завод. В мае, на Николу вешнего, миньярцы шли сюда крестным ходом от церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. У нязепетровской Ч. совершалось освящение вод на Крещение. Центром старообрядчества на Южном Урале был Кыштымский горный округ. В Кыштымском заводе было особенно мн. старообрядцев часовенного толка. В окрестностях поселка скиты с часовнями-молельнями располагались в осн. вокруг оз. Сунгуль и Анбаш. Староверч. Ч. находились и в самом поселке. Дерев. Ч. в честь Свт. Николая Чудотворца, построенная в 18 в., стояла на берегу Нижнекыштымского пруда. Каждую весну, на Николу вешнего, вокруг совершался крестный ход. Кам. Ч. в честь Вознесения Господня была построена в 1860-х гг. в Каслинском заводе. Покровительствовали раскольникам каслинские заводчики — Н. Н. Демидов (см. Демидовы), Г. Ф. Зотов, Я. Р. Коробков и П. Я. Харитонов. Каждый из них выделял средства на строительство и содержание Ч. (одно время в поселке было до 10 Ч., к-рые позже в большинстве были порушены и уже не восстанавливались). Староверами устраивались тайные Ч.-молельни как в усадьбах, так и в укромных местах — лесных скитах (напр., Сухарышские пещеры). В одной из пещер собиралось на моление до 500 беспоповцев со всей округи. Как и большинство церквей, Ч. были уничтожены в 1920—30-е гг. В 1990-е гг., в пору возрождения духовной жизни, Ч., как и храмы, стали возводить вновь. Так, миасский бизнесмен Н. Н. Самодуров помимо церкви в с. Сыростан поставил Ч. в Атлянской колонии для несовершеннолетних. В Чел. Ч. открыта возле зданий обл. суда, в Металлург, р-не; в Магнитогорске — на территории ОАО «Прокатмонтаж» Ч. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В Златоусте, на Красной Горке, на месте Ч. во имя Св. Благоверного кн. Александра Невского, разруш. в 1934, построена башня с Ч. во имя Свт. Иоанна Златоуста. При перезахоронении на Митрофановском кладбище останков первожителей Чел. креп. с погоста при бывшей Никольской церкви (пл. Ярославского перед оперным театром) на братской могиле была поставлена Ч. во имя Свт. Николая Чудотворца. Позже на ее месте выстроена одноим. церковь.