Челябинская область в художественной литературе. Терр., ныне входящая в Челябинской обл., является местом действия ряда произв. художественной литературы, объектом художеств. описания в путевых заметках, мемуаристике. Первое описание юж.-урал. края принадлежит ученому П. П. Аносову, к-рый в 1834 опубликовал в «Горном журнале» заметки «Геологические наблюдения в округе Златоустовских заводов и местах, прилежащих к оным»; его работа содержит, в частности, художеств. описания урал. природы. Панорама юж.-урал. жизни 2-й пол. 19 в. представлена в неск. произв. Д. Н. Мамина-Сибиряка, бывавшего в Златоуст., Каслинском, Кыштымском, Миасском заводах. Его впечатления и размышления нашли отражение в очерке «По Зауралью. Путевые заметки», в романах «Горное гнездо», «Золото», повести «Верный раб». Н. Г. Гарин-Михайловский, живший в кон. 19 в. в Усть-Катавском заводе и Чел., в очерках и рассказах («Вариант», «Лешее болото», «Бабушка», «Бродяжка» и др.) описал жизнь, быт и нравы горнозаводских и ж.-д. рабочих. Посетивший Чел. в 1894 Д. Л. Мордовцев оставил яркие зарисовки в кн. очерков «Из летних скитаний». В кон. 19 — нач. 20 вв. наметился интерес местных авторов к социально-экон. положению края. Писатель горьковского направления А. Г. Туркин в сб. рассказов «Уральские миниатюры» и в кн. «Степное» описывал быт рабочих и служащих, жизнь урал. деревни, в т. ч. насел. башкирами. Активный сотрудник газ. «Голос Приуралья» поэт-публицист П. Н. Второв затрагивал в своем творчестве полит. темы; его статьи были посв. защите прав нар. учителей, в них звучало требование амнистии для полит. заключенных, разоблачались гор. власти. Жизни чел. нар. организации в нач. 1920-х гг. посвятил свою повесть «Неделя» (1922) Ю. Н. Либединский. Осн. на конкретном жизн. мат-ле произв. В. П. Правдухина описывали жизнь сел. учителя, ставили вопросы о призвании совр. человека. Его впечатления об урал действительности и истории края нашли воплощение в кн. «По излучинам Урала» (1929), «Годы, тропы, ружье» (1930), в романе «Яик уходит в море» (1937). Уже в ранних произв. Л. Н. Сейфуллиной сквозь бытовые картины угадываются приметы социальных перемен. Рассказ «Правонарушители» (1922), сыгравший большую роль в развитии пед. темы в художеств. лит-ре, был осн. на конкретных фактах из жизни детской колонии на оз. Тургояк. В 1926 на Златоуст. механич. завод, где появилась первая на Урале ударная бригада В. М. Симонова, приехал разъездной корр. «Правды» Н. Ф. Погодин. Итогом его поездки стали кн. очерков «Дом с золотой крышей» (1928) и этапное для сов. драматургии произв.— патетич. комедия «Поэма о топоре», поставл. в 1931 в Театре Рев-ции (Москва). Художеств. лит-ра 1930-х гг. продолжала обращаться к событиям недавней истории региона. Повести Б. С. Ицына «Подростки» (1937) и «Совершеннолетние» описывали события 1905 и Гражданской войны на Южном Урале. Одна из глав автобиографич. романа Вс. В. Иванова «Похождение факира» (1934— 35) рассказывала о чел. периоде жизни писателя в 1914. Большой интерес проявляли литераторы к социалист. преобразованиям и отражавшим дух времени гигантским стройкам. А. И. Завалишин в драме «Стройфронт» (1932) рассказал о начальном периоде стр-ва Магнитки. Этой же теме посв. роман А. Г. Малышкина «Люди из захолустья» (1937). Гл. героями пьесы «Дважды два — пять» А. Л. Шатова были строители ЧТЗ. Героике созидат. труда магнитогорцев посвятил свои героич. поэмы А. Ворошилов: «Первая победа» (1931) и «Песня о мировом рекорде» рассказывали о реальных участниках стройки — Е. Майкове, Ларине, бригаде Х. Галиуллина. Рождению нового человека, формированию новых принципов нравственности в процессе коллективного созидат. труда был посв. сб. «Вторая родина» (1933) В. А. Ручьёва. Поэма П. Хорунжего «Бои в забоях» повествовала о подвиге уральцев в годы первых 5-леток. А. О. Авдеенко в автобиографич. романе «Я люблю» (1933) раскрывал темы рабочего класса и рабочей чести, посвятив значительная часть произв. жизни и работе героя на Магнитострое. Эту же тему выбрал для своего романа «Пленум друзей» (1934) Н. В. Богданов. Урал. мастерам посв. сборник очерков и рассказов П. И. Ратушного «Счастливые камни» (1937). Индустриализация и социалист. преобразования, происходившие в Челябинской обл. в 1930-е гг., отражены также в произв. столичных и заруб. писателей, посетивших Юж. Урал или живших здесь нек-рое время. Грандиозные стройки Магнитогорска и Чел. воспеты в стихах и поэмах Д. Бедного, в поэме «Ура, Урал!» Л. Арагона (стих. Арагона «Вальс Челябтракторостроя» стало популярным в народе), в «Поэме о Магнитострое» польского поэта С. Р. Станде, публицистич. очерках о Магнитогорске и его комбинате франц. журналиста, ред. газ. «Юманите» П. Вайяна-Кутюрье, в повести В. П. Катаева «Время, вперед!» и др. Тема трудового подвига южноуральцев в годы Великой Отечественной войны нашла воплощение в творчестве писателей, эвакуир. на Урал. Посетившая заводы и колхозы Ср. и Южного Урала М. С. Шагинян оставила взволн. свидетельство о людях и времени в цикле «Урал в обороне» (1942—43). Результатом поездок на Урал в качестве корр. «Правды» Ф. И. Панфёрова стал цикл «Люди Урала» (1943), легший в основу 1-й книги его романа «Борьба за мир». Живший в воен. период в Чел. Г. Д. Нагаев посвятил танкостроителям Урала роман «Второй фронт». Впечатления эстонской поэтессы Д. К). Вааранди (Смуул), эвакуир. в Челябинской обл., отразились в цикле стих. «Южные звезды» (1945). Героич. труду уральцев посвятил неск. частей поэмы «Я — комсомолец» живший во время войны в Чебаркуле Ю. Ю. Смуул. Мотив единства фронта и тыла стал определяющим и в творчестве юж.-урал. писателей: очерках-рассказах Л. В. Никулина, Н. Лерина, Д. Паюсова, в «Двух песнях о Магнит-горе» (1942) Ручьева, очерках и стихах Л. К. Татьяничевой. М. Д. Львов в кн. стих. «Урал воюет», «Мои товарищи» (1943), в посв. Десятому гвардейскому добровольческому танковому корпусу поэме «Дорога» (1944) воплотил героич. образ уральца-фронтовика. Стихи Я. Т. Вохменцева, А. Я. Гольдберга, М. С. Гроссмана были также пронизаны героикой труда, сочетали урал. тематику с патриотич. 6 годы войны нек-рые урал. прозаики обратились к ист. прошлому края. Юж.-урал. сказы П. П. Бажова «Хрустальный лак», «Чугунная бабушка», «ИванкоКрылатко», «Алмазная спичка», «Коренная тайность», «Веселухин ложок» и др. отразили творч. труд каслинских и златоуст. мастеров. Сказ «Солнечный камень» был задуман после поездки Бажова в Ильменский заповедник. В романах Е. А. Фёдорова «Тайна булата» и «Большая судьба» нашли отражение история края, урал. характер, судьба создателей рус. булата, и прежде всего нач. Златоустовского горного округа Аносова. Напис. в 1953 повесть «Кыштымский зверь» посв. истории Южного Урала периода крепостного права; ист. трилогия «Каменный пояс» (1940—53) вобрала в себя многообразный мат-л о Юж. Урале. В послевоенное время в лит-ре Южного Урала утвердились новые темы, связ. с осмыслением вклада жит. Чел. обл. в победу над фашизмом, наметились новые тенденции. В основу сюжетов произв. З. Е. Прокопьевой были положены реальные события на Южном Урале в предвоен. и воен. годы. Роман В. Ф. Попова «Тихая заводь» повествовал о заводах Чел. и Магнитогорска, работавших здесь людях в первые месяцы Великой Отечественной войны. Жизнь Чел. и челябинцев в центре повести Л. С. Комарова «За горами, за лесами» (1977). Подвигу тыла и фронта были посв. произв. А. Д. Головина («Мой Танкоград», 1979), Г. А. Королёва («Где-то на Урале», 1976), В. И. Машковцева («Лицом к огню», 1973), М. А. Меньшиковой («Бежали на фронт мальчишки»), В. В. Сорокина (поэмы «Огонь», 1961; «Думы», 1970). Юж.-урал. писатели обращались к др. ист. событиям. «Золотой цветок-одолень» Машковцева рассказывал о яицком (урал.) казачестве, «Время Красного Дракона» — о гражд. смутах при стр-ве Магнитогорска. Поэма Ручьева «Любава» (1958—62) была посв. становлению человека в процессе коллективного созидательного труда на Магнитострое. Сюжеты пьес В. И. Пистоленко («Емельян Пугачев», 1954; «На рассвете», 1957) осн. на мат-лах о восстании Е. И. Пугачёва и Гражданской войне на Южном Урале. Истории Златоуста посв. произв. Г. Даниленко («Тайна булата», 1954; «Павел Аносов», 1959). Пьесы «Драма с оркестром», «Два часа перед вечностью» (1968), «Не гаси огня своего» Н. В. Верзакова и В. А. Черноземцева (1975) рассказывали об участниках рев. движения в Златоусте и создании первых марксистских кружков. Уралу и его людям посв. драм. поэмы К. В. Скворцова «Ущелье крылатых коней» (1970), «Отечество мы не меняем» (1971), «Иоанн Златоуст» (2002). О юж.-урал. старине написаны сказы С. К. Власовой, Ю. К. Щебенькова Гроссман в 1980-е гг. создал художеств. историю времен рев-ции и Гражданской войны в романах «Камень-обманка», «Да святится имя твое», «Годы в огне». Жизнь урал. крестьянства и каз-ва предстает в романе П. М. Смычагина «Тихий гром» (полностью переиздав в 2002). Юж.-урал. авторы также интересовались производств.-социальными проблемами края. На основе личных впечатлений (работал на ММК) были написаны романы Попова «Сталь и шлак» (1948), «Испытание огнем» (1958). Созданию в годы 1-й пятилетки комс.-молодежных бригад на Златоуст. металлург. заводе посв. роман П. И. Петунина «Огни в горах» (1951). Миасской действительности, жизни автозаводцев уделял внимание В. Р. Гравишкис. Действие повестей и 1-й части романа «Юность в Железнодольске» (1968) Н. П. Воронова разворачивалось в Магнитогорске. Социально-нравств. проблемы нашли воплощение в творчестве Р. Ш. Валеева, создавшего свой художеств. материк — «Маленький Город» («Земля городов», 1979; «Ноша»). Писатель и журналист М. П. Аношкин опубликовал в 1979 кн. «Кыштымские были», куда вошли повесть «Куприяновы» и напис. в балагурном сказовом стиле «Истории, рассказанные Иваном Бегунчиком, кыштымским старожилом». Социально-производств. проблематика привлекала и известных сов. писателей. Посетивший регион в 1950-е гг. А. А. Фадеев работал над романом «Черная металлургия» (остался неоконч.). Впечатления Е. З. Воробьёва о пребывании в Магнитогорске нашли воплощение в романе «Высота» (1952). О мастерах Чел. обл. рассказывают кн. Е. А. Пермяка «Мой край: Рассказы, очерки, истории, были и небыли о стране чудес и несметных сокровищ» (1970), поэма Е. А. Евтушенко «Непрядва». Роман Д. А. Гранина «Зубр» (1987) повествует о судьбе радиобиолога Н. В. Тимофеева-Ресовского; в последнем романе В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» кратко упоминаются драм. страницы истории Чел. обл. в годы культа личности И. В. Сталина. В творчестве совр. урал. писателей судьба и образ юж.-урал. края продолжают оставаться актуальными. В кон. 20 — нач. 21 вв. вышли сб. «Город и поэт» (1996) А. Б. Павлова, «Урал в судьбе России» (1996) К А. Шишова, «Челябинск поэтическим пером» (2000) А. Б. Горской, коллективные сб-ки «Челябинские акварели» (1996), «От Невы до Урала» (2001) и др.