Денежные сбережения населения, накапливаемая часть ден. доходов населения. История сберегат. дела в России берет свое начало в 1841: 30 окт. (по с. ст.) имп. Николай I подписал указ об учреждении сберегат. касс. В 1842 при Моск. и С.-Петерб. сохранных казнах открылись первые сберегат. кассы. В 1862, когда сберкассы были переданы в ведение учрежд. Госбанка (см. Центральный банк Российской Федерации, ЦБРФ), их было уже 148 (2 столичные и 146 губерн.). Изначально созданию сберегат. учреждений придавалось гос. значение: согласно принятому в 1895 уставу сберегат. касс они стали именоваться гос., что подчеркивало их значение для гос-ва и его ответственность за помещаемые в них средства. При Чел. отделении Гос. банка Российской Империи (учрежден 5 июля 1893 по с. ст.) для проведения операций с населением в 1894 была открыта первая сберегат. касса. Принимаемые ею вклады именовались вечными, срочными и бессрочными (до востребования). Они играли существ. роль в формировании ден. ресурсов отделения. В отличие от срочных и бессрочных вечные вклады представляли собой ден. суммы, переданные банку на все время его существования. Это были вклады, внес. частными лицами с целью получения постоянных процентов; если сумма вклада превышала 1000 руб., то она автоматически обращалась в гос. ценные бумаги. Расширение сети сберкасс в России происходило довольно быстрыми темпами: к 1900 их насчитывалось 5415 с общим объемом вкладов 660,0 млн руб., в то время как в 1860-х гг. общая сумма вкладов составляла всего 11,5 млн руб. В период военного коммунизма в стране были последовательно ликвидированы все кредитные учреждения, проводился курс на полн. устранение денег из хоз. оборота. Провозгласив новую экономическую политику (НЭП) и проведя в 1922—24 ден. реформу, гос-во смогло нормализовать ден. обращение, добиться высоких темпов экон. роста, к-рые, в свою очередь, обусловили повышение благосостояния населения и возродили стремление к сбережениям. В дек. 1922 были организованы гос. труд. сберегат. кассы, имевшие целью, с одной стороны, «предоставление трудовому населению возможности безопасного и выгодного хранения и накопления денежных средств», с др.— «содействие укреплению финансовой и хозяйственной мощи страны». Главное управление гос. труд. сберегат. касс было образовано 16 июня 1923 в составе Наркомата финансов СССР. В этот период на территории нынешней Челябинской области, входившей тогда в состав Уральской области, было образовано 5 первых гос. труд. сберегат. касс (в Чел., Троицке и на ст. Бишкиль Чебаркул. района — по 1, в Златоусте — 2). В 1934 в образов. Чел. обл. была открыта Центр. сберегат. касса (Челябинск). К 1 янв. 1935 сеть сберегат. касс области насчитывала уже 104 ед., в т. ч. 48 сел. касс. В годы Великой Отечественной войны сберегат. кассы способствовали мобилизации денежных средств населения на покрытие воен. расходов, размещение предназнач. для этих целей госзаймов, а также распространению билетов ден.-вещевых лотерей. В сберкассы поступали значит. средства и ценности, вносимые населением в Фонд обороны. Были введены врем. ограничения на право получения вклада, внес. до 22 июня 1941 (не более 200 руб. в месяц), осуществлялись меры по стимулированию притока новых вкладов. Внес. после 22 июня 1941 вклады выдавались беспрепятственно, создавались условия для увеличения числа вкладчиков из состава военнослужащих. Начавшееся в 1950-х гг. освоение целинных и залежных земель, создание крупных с.-х. учреждений подтолкнуло к расширению на территории области сети сберегат. касс в осн. за счет роста числа агентств на селе. В результате сеть сел. сберегат. учреждений выросла на 47 ед. Увеличилось кол-во сберкасс в крупных городах области: в Чел. было дополнительно образовано 20 сберкасс, в Магнитогорске — 9, в Миассе и Копейске — по 6, в Златоусте — 4. На 1 янв. 1960 сеть сберегат. учреждений Чел. обл. состояла из 40 центр. сберкасс и 220 сберкасс и агентств. В 1963 сберегат. кассы, к-рые ранее находились в системе Мин-ва финансов СССР, были переданы Госбанку СССР. Благодаря этому значит. ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им на кредитование нар. х-ва. В 1987 на базе гос. Труд. сберегат. касс был создан специализир. Банк труд. сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР (см. Сберегательный банк России), к-рый обслуживал также и юрид. лиц. Реорганизация сберегат. системы России сопровождалась совершенствованием сети учреждений Сбербанка. На 1 янв. 1992 сеть учреждений Чел. банка Сбербанка России состояла из 48 отделений и 503 филиалов и агентств (по состоянию на 1 янв. 2007 в Челябинской обл. действовали 24 отделения, 178 дополнит. офисов, 114 операционных касс и 7 обменных пунктов). С возникновением в нач. 1990-х гг. 2-уровневой банковской системы (банки коммерч. и Центр. банк) вновь созданные кредитные организации на основании выданной ЦБ РФ лицензии стали заниматься привлечением во вклады денежных средств физ. и юрид. лиц. Они являются частью ресурсной базы, размещаются банками от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности. Проведена большая организационная работа по созданию инфраструктуры обслуживания вкладчиков, обучению персонала банков, разработке новых эффективных и отвечающих всем требованиям контроля технологий работы. Банки предлагают населению не только вклады до востребования, но и целый ряд срочных вкладов, различающихся по срокам, ставкам, размещаемым как в валюте РФ, так и в иностр. валюте; освоена система безналичных переводов через вкладные счета. До 1998 банки активно наращивали свою ресурсную базу за счет средств, принятых от граждан. Если на 1 янв. 1993 остатки на вкладах физ. лиц в действующих на территории Челябинской обл. коммерч. банках с широкой сетью филиалов и в филиалах банков др. регионов занимали 5,4% объема привлеч. ими средств (11,1 млн деноминир. руб.), то к 1 янв. 1998 они возросли до 37,4% (3,3 млрд руб.). Кризис 1998 неск. изменил ситуацию на рынке сбережений. Произошел массовый отток вкладов населения. И хотя к кон. 1998 сбережения граждан в банковском секторе области возросли по сравнению с 1997 на 9,5% (до 3,6 млрд руб.), их доля в привлеч. ресурсах сократилась до 26,4%. Рост наблюдался в регион.банках и Сбербанке; в филиалах банков др. регионов он начался в кон. 2000. Кризис оказался проверкой на прочность не только рос. банковской системы, но и идеологии ведения банками своего бизнеса. В итоге сохранились и укрепили свою репутацию только те банки, к-рые проводили ответств. политику собств. развития и выполняли обязательства перед клиентами. В Челябинской обл. в осн. это регион.банки и отделения Сбербанка. В связи с тяжелым финанс. состоянием банков «СбС-АГРО», «Менатеп», «Инкомбанк», «Промстройбанк» (см. Банки коммерческие), чьи филиалы находились и на территории Челябинской обл., обязательства по вкладам граждан по решению Прав-ва РФ и ЦБ были переданы Сбербанку РФ. В посткризисный период банковский сектор Чел. обл. достаточно быстро восстановил свои позиции на рынке обслуживания физ. лиц. Прирост частных вкладов ежегодно возрастал. Если в 1999 он составлял 1,7 млрд руб., то в 2002 — 5,2 млрд руб. На 1 янв. 2007 сбережения граждан на вкладных счетах достигли 60,8 млрд руб., что составляет ок. половины всех привлеч. кредитными орг-циями средств. Сбербанку РФ на территории Челябинской обл. по-прежнему принадлежит значительная часть вкладов граждан, но за минувшие годы его позиции на рынке сбережений неск. изменились. Доля частных вкладов, хранимых в Сбербанке, на нач. 1998 составляла 69%, а к кон. 2006 — 43,3%. И напротив, довольно ощутимо возросла роль регион.банков: к 1998 в них хранилось 11% всех средств населения, размещ. на депозитах, а к кон. 2006 уже неск. больше, чем в Сбербанке,— 43,4%. Усиление межбанковской конкуренции на рынке частных вкладов в немалой степ. способствует активизации работы банковского сектора по привлечению средств частных лиц: постоянно совершенствуются технологии обслуживания граждан; расширяется инфраструктура за счет открытия новых подразделений (операционных касс, дополнит. офисов, отделов) и установки банкоматов; увеличивается время работы с клиентами; внедряются новые виды срочных вкладов (в частности, спец., пенсионные); разыгрываются призы среди вкладчиков и др. Все это благоприятствует мобилизации Д. с. н. в банковском секторе. Большое значение для доверия граждан к банкам и роста сбережений имело принятие в дек. 2003 федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», одной из осн. целей к-рого является защита прав и интересов вкладчиков кредитных орг-ций. В 2004—05 в систему страхования вкладов вошли все регион.банки и большинство кредитных орг-ций, филиалы к-рых действуют на территории области.