Дорожное хозяйство


Дорожное хозяйство Челябинской области, сеть автомоб. дорог и комплекс обслуживающих их предпр. Д. х. Чел. обл. входит в пятерку наиб. крупных в России. Развитию Южноурал. трансп. сети способствовало ее месторасположение — исторически сложившийся перекресток важных торг. путей (см. Караванные пути). К 1 янв. 2007 в Челябинской обл. было 18770 км автомобильных дорог, из них 612 км (3,3%) — федерального значения, 8533 км (45,5%) — обл. значения (территориальные), 5735 км (30,6%) — ведомств. дороги и 3890 км (20,6%) — пр. Они соединяют 27 городов и ок. 3 тыс. др. населенных пунктов. Автомоб. дороги федерального значения находятся на балансе Главного управления федеральных дорог (ГУФД) Чел. обл. «Южный Урал», территориальные — Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Чел. обл. (МСИДХ); ведомств. принадлежат пром. и с.-х. предпр., леспромхозам и др. Гл. автомоб. магистраль области — М5 «Урал», соединяющая Чел. с Москвой,— была построена в нач. 1970-х гг. Ее протяженность 1880 км. Проходит по терр. Башкортостана, Оренб., Самарской, Пензенской и Моск. обл., пересекает рр. Белая, Волга, Ока и др. В Челябинской обл. идет по терр. Соснов., Чебаркул., Сатк., Ашин. р-нов, Миасского, Златоуст. и Усть-Катавского гор. округов. На В. из Чел. ведет автомоб. дорога в Курган (266 км) — продолжение магистрали М5 (часть дороги в Сибирь). Возле пос. Вахрушево (на 27-м км), от нее ответвляется обводная дорога (вокруг Чел.). На С. из Чел. ведет магистраль Челябинск — Екатеринбург (230 км). Она проходит по терр. Соснов., Аргаяш., Кунашак., Касл. р-нов. Пересекает рр. Теча, Караболка, Синара, Щербаковка. На Ю. от Чел. идет автомоб. дорога Челябинск — Троицк (134 км). В районе с. Вознесенка она пересекает обводную. Автомоб. дорога Южноуральск — Магнитогорск (222 км) проходит по терр. Троицкого, Чесм., Верхнеурал., Нагайбак., Агапов. р-нов. Это самая протяж. и обустроенная из обл. дорог. В западной части Челябинской обл. гл. автотрансп. артерией является дорога Сатка — Межевой — Айлино. Это выход из Вост. Башкирии на магистраль Чел.— Москва. Вдоль западной границы значит. коммуникационную роль играет автомоб. дорога Миасс — Кизильское (с заходом в Башкортостан). Вдоль юж. границы с Казахстаном проходит трасса Кизильское — Мариинский. Вдоль вост. границы — магистраль Троицк — Бреды. Большое значение также имеют дороги: Кропачево — Сев.-Вост. Башкирия; Сим — Аша; Усть-Катав — Юго-Вост. Башкирия; а также дороги местного значения: Юрюзань — Сатка; Златоуст — Касли; Троицк — Фершампенуаз. Все автомоб. магистрали федерального значения имеют усовершенств. покрытия (асфальто- и цементобетон). Протяженность автомоб. дорог с твердым покрытием почти на треть выше, чем в ср. по Урал. региону. В России Чел. обл. занимает 54-е место по плотности дорог с твердым покрытием: 92 км на 1000 км2. Мн. ведомств. трассы утрачивают свое первонач. назначение, выполняя в настоящее время роль автомоб. дорог общего пользования. В 1993—2004 на баланс Главного управления дорожного хозяйства (ГУДХ) принято 2165 км ведомств. дорог (ими соединено 280 населенных пунктов области). Однако по состоянию на 1 янв. 2007 не имели постоянных трансп. связей 264 насел. пункта области. Поэтому пост. Законодат. собр. была утверждена «Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Челябинской области до 2010 г. с прогнозом до 2020 г.». Одна из ее гл. задач — поэтапное включение ведомств. трасс в сеть автомоб. дорог общего пользования. В связи с этим по согласованию с главами городов и районов области разработан «Перечень ведомственных дорог, подлежащих принятию в сеть автомобильных дорог общего пользования в период с 2001 по 2020 гг.». На 1 янв. 2007 плотность всех автотрасс в Челябинской обл. составляла 213 км на 1000 км2 терр., плотность дорог общей сети — 102 км на 1000 км2 терр., плотность сети автомоб. дорог с твердым покрытием — 120 км на 1000 км2 терр. (включая ведомств. дороги). До 2003 в структуру ГУДХ входили: управление по имуществу, находящемуся в аренде у подрядчиков; финанс. управление, обеспечивающее финансирование дорожных служб; управление содержания автомоб. дорог; а также отделы: проектно-экспертный, плановый, приемки работ и др. В 2003 в ГУДХ проведена реструктуризация, связ. с разделением функций заказчика и застройщика, организовано МСИДХ. Функции застройщика в настоящее время выполняет предпр. «Челябинскавтодор». В качестве подрядных орг-ций по стр-ву, содержанию и ремонту автомоб. дорог области выступают специализир. организации: ООО «Автодорстрой-1» (Челябинск), ГУП «Агаповское ПРСД» (с. Агаповка), Аргаяшское дорожное ремонтно-строительное управление, ООО «Ариадна» (Верхний Уфалей), Ашинское предприятие по ремонту и содержанию дорог, Варненское дорожное ремонтно-строительное управление, Еманжелинское дорожное ремонтно-строительное управление, Карабашское дорожное ремонтно-строительное управление, «Каслидорремстрой», «Кизилдорстрой», Кизильское дорожное ремонтно-строительное управление, Красноармейское дорожное ремонтно-строительное управление, Кусинское дорожное ремонтно-строительное управление, Нагайбакское дорожное ремонтно-строительное управление, Пластовское дорожное ремонтно-строительное управление, Ситкинское дорожное ремонтно-строительное управление, Уйское дорожное ремонтно-строительное управление, ГУП «Управление материально-технического обеспечения» (Челябинск), «Управление специализированных дорожных работ» (Челябинск), ООО «Верхнеуральский дорожный ремонтно-строительный трест» (Верхнеуральск), предпр. по ремонту и стр-ву дорог Копейское, Нязепетровское, Окт., Сосновское, Чебаркульское, ДРСУ — Кунашакское и Чесменское, ООО «Южуралавтобан» (первое предпр. на Южном Урале, получившее в 2002 золотую мед. и диплом Ассоциации содействия пром-сти Франции). ГУДХ имеет на балансе 50 производств. баз по дислокации и ремонту дорожно-строит. техники, 47 асфальтобетонных установок, 20 камнедробильных з-дов, завод по пр-ву дорожных битумов и цементобетонный завод, 6 битумных баз. Общий парк дорожно-строит. техники на производств. базах насчитывает 2626 ед., в т. ч. имеется установка по стр-ву дорожных оснований (ресайклер) WR-2500. Суммарная производительность асфальтобетонных установок по выпуску асфальтобетонных смесей — 2000 т/ч. Камнедробильными з-дами ежегодно производится ок. 1,4 млн м3 щебня. Для стр-ва и ремонта автомоб. дорог используются местные мат-лы: щебень, гравий, песок, шлак, горелые породы и др. Работают установки по пр-ву наиб. прочного кубовидного щебня. З-д по пр-ву дорожных битумов в пос. Вахрушево производит дорожный битум марки БДУ-90/130 путем окисления нефтяного гудрона. На автомоб. дорогах Чел. обл. сооружено более 400 мостов и путепроводов, из них 244 моста и 40 путепроводов находятся на балансе ГУДХ, 30 принадлежат ГУФД, а обслуживаются и ремонтируются ГУП «Ремэкс». Из общего числа мостов и путепроводов на обл. дорогах 15 — металлич., остальные ж.-б. Сорок два моста и путепровода не соответствуют совр. нагрузкам и требуют рек-ции. При рек-ции автомоб. дорог намечено построить (до 2010) еще 9 мостов. Проектированием новых автомобильных дорог, мостов и др. инж. сооружений в Челябинской обл. занимается отраслевой проектный ин-т «Челябдорпроект» — ген. проектировщик ГУДХ. Для контроля качества стр-ва автомоб. дорог в 1997 в Чел. создано независимое инж. предпр. «Южно-Уральский центр дорожных испытаний и исследований», в состав к-рого входят испытат. лаборатория, группы диагностики, паспортизации и инвентаризации автомоб. до- рог. Подготовку кадров для Д. х. Чел. обл. ведут Чел. автотрансп. техникум и Урал. филиал Моск. автомоб.-дорожного ин-та. (См. также: Автомобильные магистрали и дороги; Дорожное строительство.)