Народно-инструментальное исполнительство, вид художеств. творчества. В зависимости от кол-ва исполнителей подразделяется на сольное (1 исполнитель) и коллективное (группа исполнителей). Н.-и. и. не ограничивается точным воспроизведением нотного текста, предусматривает воплощение эмоцион.-экспрессивного содержания произв., его интерпретацию с учетом эстетич. канонов соответствующей эпохи. В России создателем и рук. первого оркестра рус. народных инструментов (орг. в кон. 1886 — нач. 1887 в С.-Петербурге) был В. В. Андреев, музыкант-виртуоз (балалайка). Коллектив с 1898 успешно концертировал в России и за границей; Андреев мн. сделал для усовершенствования народных инструментов, создал ряд концертных произв., школу игры на балалайке. На Урале, где до 1917 в уч. заведениях не велось обучение игре на рус. нар. муз. инструментах, Н.-и. и. развивалось в нар. среде. Резонансом на популярность Великоросского оркестра Андреева стало повышение интереса в привилегир. кругах об-ва к Н.-и. и.: детей наряду с обязат. франц. яз. начали обучать игре на балалайке; возникали домашние струнные ансамбли, к-рые исполняли русские народные песни, аккомпанировали певцам и «живым» картинкам. В аристократич. салонах (по примеру петерб.) устраивались концерты исполнителей на нар. инструментах, танц. вечера под аккомпанемент мандолин, гитар, балалаек: музыканты-любители самостоятельно подбирали мелодии кадрилей, полек и вальсов, распределяли партии. Со 2-й пол. 19 в. приобрели популярность концерты, устраиваемые в общест. местах; среди выступающих были и профес. музыканты. При Чел. «Железнодорожном общественном собрании» в 1903 был организован оркестр струнных народных инструментов («хор балалаечников»); в его состав входили представители интеллигенции, служащие. В местной газете (13 дек. 1909) по поводу вечера «Челябинского общества потребителей рабочих и служащих» сообщалось, что «особенно шумный успех имел Великоросский оркестр балалаечников, организованный С. Б. Мячковым». В ресторане «Россия», располагавшемся на острове («сад-остров» — любимое место отдыха челябинцев в 1-й трети 20 в.), выступал оркестр, орг. владельцем ресторана — предпринимателем П. М. Ожимковым. Оркестр (12 чел.) был набран в осн. из переселенцев (из Курской и Орловской губ.): Ожимков сам находил на Чел. переселенч. пункте крестьян, умеющих играть на балалайке. Музыканты, наряж. в яркие костюмы, исполняли нар. песни, наигрыши, аккомпанировали певцам. В Миасском заводе в нач. 20 в. оркестр струнных народных инструментов был организован В. И. Семенковым — молодым музыкантом, известным и как мастер по изготовлению балалаек. Оркестр Семенкова из 30 чел. (учащихся гор. школы 2-й ступени) имел в составе кроме традиционных рус. народных инструментов (балалаек, 7-струнных гитар, домр) скрипку, фп, скрипичный контрабас, барабан; исполнял вальсы, кадрили, польки; выступал до 1914, до отъезда Семенкова в Петроград для получения муз. образования. В 1917 вернувшийся в Миасский завод Семенков начал обучать детей Н.-и. и., а в 1919 создал оркестр рус. народных инструментов при клубе им. Силина. Коллектив (св. 40 чел.) состоял в осн. из молодых рабочих, репетировал по ночам. В репертуар входили рев., русские народные песни, переложения классич. муз. произв. Ж. Бизе, В.-А. Моцарта, П. И. Чайковского, Ф.-П. Шуберта; все переложения, инструментовки делал сам рук. Оркестр пользовался популярностью в городе. Небольшой ансамбль, составл. из числа оркестрантов под рук-вом Семенкова, обеспечивал муз. сопровождение немых фильмов в местном к/т «Энергия». Высокий профес. уровень музыкантов позволил им заменить приезжий цирковой оркестр в экстр. порядке: оперативно была подобрана музыка к каждому номеру, сделана инструментовка, расписаны партии, отрепетирован репертуар; коллектив Семенкова отработал с цирком весь сезон. В 1926 Семенков переехал в Златоуст; стал муз. работником клуба механич. завода. Орг. им струнный оркестр (60 чел.) включал осн. состав и группу начинающих музыкантов; часто выступал перед горожанами, пользовался большой популярностью. В Чел. в 1920 были созданы 2 оркестра. «Челябинский струнный оркестр под управлением И. Фридьева», куда принимались «все лица, имеющие собственные струнные инструменты (мандолины, гитары, балалайки)», насчитывал ок. 30 чел., имел свой устав, регулярно собирался на репетиции; рук. Фридьев — гитарист-самоучка, первый секр. профсоюза работников иск-в, орг. в Чел. в 1919. «Гарнизонный Великоросский оркестр Губполитотдела при 42 запасном стрелковом полку» набирался из красноармейцев — «товарищей, играющих на мандолинах, балалайках и домрах» (с оплатой труда «от тысяча девятьсот рублей и красноармейский паек бесплатно»); рук. И. Ильин. В нач. 1920-х гг. неаполитанский ансамбль (мандолины, мандолы, лютни), созданный при чел. исправдоме (тюрьме) из 10 заключенных, обеспечивал муз. сопровождение культ.-массовых меропр. (платных для горожан), состоявших из спектаклей и танц. программ. В сольной программе ансамбля были вальсы Э. Вальтейфеля, Р. Штрауса, нар. песни и танцы. В нач. 1920-х гг. в Чел. при средней школе 2-й ступени Омской ж. д. учащимися при поддержке дир. В. И. Репина был создан струнный оркестр; его участники, не имевшие муз. образования, играли без нот (на слух), на старых и отремонтир. балалайках, гитарах и мандолинах; в репертуаре были знакомые детям песни («Светит месяц», «Коробочка», «Во саду ли, в огороде» и др.). Участники коллектива, не имевшего рук., вскоре перешли в струнный кружок при клубе им. В. И. Ленина, где В. П. Бухариным в 1921 был организован неаполитанский оркестр (20 чел.). В кон. 1920-х гг. осн. состав перешел вместе с Бухариным в клуб совторгслужащих. Здесь в 1928 силами самодеятельности была осуществлена постановка оперы А. С. Даргомыжского «Русалка», к-рая целиком шла в сопровождении оркестра рус. народных инструментов (25 самодеят. музыкантов под рук-вом Бухарина). В 1923—29 при Чел. телеграфе действовал ансамбль струнных инструментов (8, позднее 15 чел.), орг. телеграфистом С. Седаковым; в его репертуаре были русские народные песни, позднее и классич. произв. В гор. газете отмечалось, что «в отношении музыки в клубе Нарсвязи есть настоящие виртуозы». Садаков одноврем. руководил ансамблем мед. работников, орг. в 1927 (первый рук.— Фридьев, после 1929 — С. Койфман); в 1929 был направлен по комс. путевке в Свердловский муз. техникум. В 1929—36 струнный ансамбль существовал как профес. коллектив; систематически (2—3 раза в неделю) выступал в прямом эфире Чел. радио, постоянно обновлял репертуар. Т. о., с 1920-х гг. радио способствовало популяризации Н.-и. и. В 1932—37 при ДК тракторостроителей (ныне ДК ЧТЗ) действовал струнный оркестр под управлением С. В. Новацкого — выпускника Псковского кадетского корпуса, Михайловского инж. уч-ща, к-рый во время стажировки в Германии занимался в консерватории, был награжден именной позолоч. дирижерской палочкой; делал для оркестра переложения классич. музыки Л. ван Бетховена, М. И. Глинки, М. М. Ипполитова-Иванова, Моцарта, Чайковского. В оркестре наряду со струнными нар. инструментами звучали скрипки, кларнеты, трубы. Музыканты гастролировавшего в Чел. в 1934 Муз. театра им. К. С. Станиславского и В. И. НемировичаДанченко высоко оценили качество звучания оркестра Новацкого, установили с ним творч. связи. В 1938 вернувшийся в Чел. Садаков сформировал на основе оркестра ДК ЧТЗ, пополн. молодыми музыкантами, оркестр рус. народных инструментов, где помимо осн. состава были детский домровый и неаполитанский оркестры. В репертуар коллектива входили произв. Андреева, И. Брамса, Г. Венявского, Штрауса, Шуберта, обработки рус. нар. песен. Во время Великой Отечественной войны квартет домр (В. Бобров, Б. Прилепский, Т. Шабурова, В. Яковлев — оркестранты из коллектива ушедшего на фронт Садакова) осуществлял муз. сопровождение спектаклей Моск. Малого театра, эвакуир. в Чел. В Магнитогорске с 1929 создавались кружки по обучению игре на рус. нар. инструментах. В 1932 при клубе шамотно-динасового цеха был организован струнный оркестр (ок. 80 чел.); его рук. Е. С. Фролов, печник по профессии, мастерски владевший игрой на балалайке и др. струнных инструментах, проводил индивид. и групповые занятия, сводные репетиции. Оркестр в короткий срок подготовил концертный репертуар (популярная нар. музыка и классика), аккомпанировал на танц. вечерах в клубе, мн. выступал в городе и ближних поселках. Музыканты самодеят. коллектива вошли в состав орг. в 1945 оркестра рус. народных инструментов при ДК металлургов (ныне Дворец культуры и техники ОАО «ММК»). Оркестр (рук. В. И. Барминцев, с 1946 — И. Г. Минин), в составе к-рого играли рабочие, ИТР, учащиеся ср. учебных заведений, в 1951 занял 1-е место во Всерос. смотре художеств. самодеятельности (Москва), был снят в документ. фильме «Народные таланты». При Чел. филармонии (см. Концертное объединение) в 1942 был организован хор «Южный Урал» с танц. группой и оркестром народных инструментов (рук. М. Я. Черняк). Аккомпанирующую группу из 14 чел. составляли в осн. оркестранты из ДК ЧТЗ; инструментовки произв. делал рук. хора Д. Коломейцев, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Ансамбль сопровождал всю хоровую программу, играл инструм. композиции. В 1944 «Южный Урал» на Всерос. смотре хоровых коллективов и исполнителей занял 3-е место. С 1945 оркестром «Южного Урала» руководил Садаков. В 1948 коллектив был преобразован в Юж.-Урал. ансамбль песни и пляски (рук. А. В. Кипарисов); в 1949 хор расформирован, ансамбль народных инструментов переведен в к/т «30-лет ВЛКСМ», затем в к/т «25 лет Октября», прекратил деят-сть в нач. 1970-х гг. В Челябинское музыкальное училище (см. Челябинский институт музыки) оркестр рус. народных инструментов был организован в 1951, с открытием класса домры. В первонач. составе (12 чел.) была 1 струнница (Т. Шабурова) и 11 баянистов, к-рые освоили игру на балалайке и домре; коллектив исполнял сложный репертуар. В Чел. Доме пионеров (ныне Дворец пионеров и школьников) в 1952 Н. А. Куринных (тогда студентка 3-го курса пед. уч-ща) создала оркестр рус. народных инструментов, самостоятельно отремонтировав поврежд. инструменты. Первонач. состав (70 чел.) в теч. 3 мес обучался нотной грамоте, осваивал навыки игры на домре, затем, раздел. на группы,— навыки ансамблевого исполнения. С получением из Москвы комплекта инструментов оркестр начал концертные выступления, в т. ч. полн. составом — на больших площадках, в зале филармонии; небольшими ансамблями — на сценах населенных пунктов области. В летний период оркестр в полн. составе выезжал в пионерские лагеря, сочетал отдых с выступлениями перед сверстниками, а также отдыхающими соседних санаториев и др. Оркестр мн. сделал для пропаганды муз. иск-ва в детской аудитории; нек-рые из его воспитанников стали профес. музыкантами (напр., комп. Е. Г. Гудков). В 1960—70-е гг. наблюдался расцвет самодеят. Н.-и. и., в Челябинской обл. проводилось мн. различных конкурсов и смотров самодеят. оркестрового иск-ва; был создан ряд коллективов, к-рые принимали активное участие в развитии профес. и самодеят. муз. иск-ва. Оркестр ЧВВАКИУ, орг. в 1983 (рук. В. М. Шпехт, старший преподаватель ЧГИК) из курсантов, в осн. не имевших муз. подготовки, но благодаря четкой системе репетиций и индивид. занятий быстро освоивших технику игры и навыки ансамблевого исполнения, впервые выступил через 2 мес после создания, на праздновании 40-летия уч-ща; способствует решению задач патриотич. воспитания будущих офицеров, ведет большую концертную деят-сть, в т. ч. в учреждениях и уч. заведениях города. Ансамбль рус. народных инструментов клуба ЧАМЗ создан в 1983 (рук. О. Г. Стяжкина, выпускница ЧГИК); коллектив (12 чел.) выступает на заводских меропр., гор. площадках; лауреат обл. конкурса ансамблей и оркестров рус. народных инструментов, дипломант гор. смотра художеств. самодеятельности в рамках 2-го Всесоюз. фестиваля народного творчества (1987). К 2004 в Челябинской обл. действовало неск. муниципальных оркестров рус. народных инструментов: «Малахит» под управлением В. Г. Лебедева (Челябинск), оркестры в Магнитогорске (П. А. Цокола), Озерске (Б. И. Борисов) и др. В их числе оркестр, созданный в Миассе в 1991 (первый рук.— заслуженный работник культуры РФ Б. Г. Чагин, с 1998 — Г. А. Бурлаков) и работающий ныне в составе гор. филармо- нии. Оркестром за время существования дано св. 250 концертов (в т. ч. в Златоусте, Чебаркуле, ДК и здравницах области); в его программе обработки нар. песен, произв. отеч. и заруб. классики, совр. авторов, в т. ч. Чагина. Коллектив выступал в чел. Концертном зале камерной и органной музыки (2003); участвовал в обл. фестивале «Салют Победы» (1995), обл. конкурсах оркестров народных инструментов (1998, 2000). С оркестром выступают известные солисты (Н. А. Глазков, О. Н. Красноярцева и др.). Статус муниципального имеет оркестр «Садко» (Еманжелинск; рук. Ю. П. Яковлев) — лауреат обл. фестиваля оркестров и ансамблей рус. народных инструментов (2002).
Народные коллективы — оркестры русских народных инструментов. В развитии Н.-и. и., подготовке профес. музыкантов и пед. кадров в Челябинской обл., воспитат. работе и пропаганде муз. иск-ва особая роль принадлежит оркестрам рус. народных инструментов, имеющим звание народный коллективов.
Оркестр ДК ЧТЗ (Челябинск). Организован в 1945 моск. музыкантами бр. В. Е. и Г. Е. Авксентьевыми. Первонач. состав включал балалайки, 3-струнные домры, баяны, гусли, свирели, жалейки, ударные инструменты. Коллектив насчитывал 100 чел. (в осн. рабочих ЧТЗ). Были налажены строгая дисциплина, систематич. групповые занятия; обучение велось по нотам. Первыми в репертуаре оркестра появились нар. песни «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем!», «Я качу, качу», танец «Гусачок». В 1946 оркестр был отмечен Почетной грамотой Всерос. смотра художеств. самодеятельности (Москва); в заключит. концерте исполнил совм. с профес. оркестром им. Н. П. Осипова обработку русские народные песни «Коробейники». В 1949 коллектив (120 чел.) участвовал в концертах для делегатов 10-го съезда профсоюзов, проходивших в Колонном зале Дома союзов и Театре Красной Армии (Москва). В 1951 репертуар оркестра (в 1950 его возглавил Садаков) включал монумент. произв.: торжеств. увертюру «Слава народам нашей страны» И. П. Шишова, концерт для домры с оркестром Н. П. Будашкина и др. Оркестр вел большую концертную деят-сть в Челябинской обл. и городах СССР (Москва, Волгоград, Свердловск, города Крыма и др.); являлся постоянным участником конкурсов, смотров и фестивалей художеств. самодеятельности. В коллективе помимо развития профес. навыков осуществлялась воспитат. работа (творч. встречи, беседы, диспуты и др.), выпускалась своя газета. Мн. его участники стали студентами муз. и пед. уч-щ, профес. музыкантами. Оркестр — лауреат престижных муз. конкурсов, в 1963 первым в Челябинской обл. среди подобных коллективов удостоен звания народный коллектива; отмечен мн. наградами.
Оркестр ДК ПСМО «Челябметаллургстрой» (Челябинск). Создан В. И. Нейфертом в 1947 как ансамбль (7 чел.) при концертной бригаде (из 25 чел.— работников военизир. охраны), к-рая с 1942 выступала с театрализ. представлениями и муз. номерами. После расформирования военизир. охраны нар.-инструм. ансамбль Нейферта действовал на базе клуба «Центральный» треста «Челябметаллургстрой». В 1947 выступил на праздничном концерте, посв. 30-летию Окт., с произв. «Полюшко-поле» Л. К. Книппера, «От края до края» И. И. Дзержинского, «Светлый путь» И. О. Дунаевского; солистка В. Горбунова под аккомпанемент ансамбля исполнила рус. нар. песню «Помню, я еще молодушкой была», арию Карамболины из оперетты И. Кальмана «Фиалка Монмартра». Позднее коллектив в составе 17 чел. вел интенсивную концертную деят-сть (18—19 выступлений в месяц), несмотря на значительные трудности в обеспечении инструментами (их ремонт производился силами музыкантов, вместо струн использовались телеф. провода). Бр. Авксентьевы, прослушав в исполнении оркестра неск. классич. произв. (в т. ч. увертюру к опере «Кармен» Ж. Бизе), высоко оценили мастерство музыкантов. В 1950-х гг. оркестр, полностью перешедший на нотную систему обучения (с одноврем. усвоением нотной грамоты), значит. расширил репертуар за счет сложных муз. произв. В 1952 при оркестре организована детская подготовит. группа (20—30 чел.). В 1971 коллектив удостоен звания нар. С 1976 рук. Н. В. Михалева (дочь Нейферта).
Оркестр Дворца культуры и техники ОАО «Мечел» (Челябинск). Коллектив (рук. Р. Я. Розенфельд) был создан в 1958 при ДК ЧМЗ (см. Дворец культуры и техники ОАО «Мечел»); дебютировал в праздничном концерте 1 мая 1959. Первонач. в его составе было 7 юных исполнителей на струнных нар. инструментах. Позднее оркестр расширился (до 40 чел.); был постоянным участником районных, гор., обл. меропр.; выступал с творч. отчетами в городах и сел. районах Челябинской обл., во мн. городах СССР (Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Волгоград, Днепропетровск, Пермь, Казань, Ульяновск, Горький и др.). В 1964 удостоен звания нар. Лауреат Всерос. (1967) и Всесоюз. (1985, 1987) смотров художеств. самодеятельности, Всесоюз. телевизионного конкурса (1971), 1-го Всероссийского фестиваля самодеят. художеств. творчества (1976), областных конкурсов самодеят. оркестров рус. народных инструментов (1978, 1980, 1987), дипломант 1-го Всесоюз. фестиваля самодеят. художеств. творчества (1976), ВДНХ СССР (1986). С 1982 рук. коллектива В. И. Лавришин (см. Оркестр русских народных инструментов им. Розенфельда).
Оркестр Еткульского районного ДК. Основано в 1962 Ю. В. Волковым (позднее зав. отделом культуры Еткульского района). В 1972—82 рук. Р. Н. Минибаев (выпускник Магнитогорского музыкального училища и ЧГИК); с 1983 — В. А. Конищев, выпускник ЧГИК, отличник народного просвещения, заслуженный работник культуры РФ (1999). В оркестре ок. 20 чел., в осн. учащиеся ДШИ. В репертуаре коллектива русские народные песни, произв. сов., рус. и заруб. классики (Свиридова, А. П. Бородина, Э. Грига и др.) в аранжировке Конищева. С 1985 с оркестром выступает солистка И. А. Потапова, дипломант 1-го обл. фестиваля «Песни юности нашей». Оркестр удостоен звания народный коллектива (1965); отмечен дипломами: 1-й степ.— Всерос. смотра сел. художеств. самодеятельности (1965), обл. смотра-конкурса (1976), дипломом СК СССР (1985). В 1985 оркестр с хором ДК дал 40 концертов к 40-летию Победы; оркестр и солисты (Потапова и В. Г. Пономаренко) награждены дипломами зон. телевизионного конкурса «Юность комсомольская моя». В 1987 оркестр отмечен дипломом 2-го Всесоюз. фестиваля нар. творчества, посв. 70-летию Октябрьской революции; в 1998 — дипломом лауреата 3-го регион.смотра-конкурса оркестров рус. народных инструментов и ансамблей. Ансамбль народных инструментов, существующий в составе оркестра,— дипломант 2-го обл. фестиваля «Песни юности нашей» и обл. фестивалей оркестров и ансамблей народных инструментов (2000, 2002).
Оркестр ДК «Икар» (Трехгорный). Создан в 1966; основатель, рук. и дирижер — В. А. Коношенко, выпускник Чел. музыкального училища, опытный аранжировщик. Первонач. состав (ок. 20 чел.— рабочие, служащие, школьники) пополнялся в процессе орг. Коношенко обучения молодежи игре на 6-струнной гитаре, популяризации Н.-и. и. (на домре, балалайке). Обучение оркестрантов осуществлялось только по нотной системе. Первое выступление коллектива прошло 30 дек. 1966 с большим успехом. Позднее оркестр (35 чел.) вел большую концертную деят-сть на Южном Урале; был признан одним из лучших среди подобных коллективов Чел. обл., занимал призовые места на смотрах художеств. самодеятельности и конкурсах оркестров рус. народных инструментов. В составе оркестра в теч. мн. лет играли 6 чл. семьи Коношенко, а также ставшие впоследствии профес. музыкантами А. Белоконь, В. Беляев, Т. Берникова, Н. Борисов, В. Брюханов, Н. Власов, В. Гамак, А. Григорьев, А. Евменьев, Н. Караваев, В. Кузин, О. Мищенко, А. Мошаров, В. Онучин, Ю. Чирков, Г. Якунин. В 1972 оркестру присвоено звание народный коллектива. В его репертуаре св. 300 произв. различных жанров. С 1990 коллектив возглавляют С. Ю. и З. Е. Карелины.
Оркестр ДК «Прометей» (Миасс). Создан в 1972 А. А. Коротчуком (тогда студент ЧГИК, прибывший в Миасс для прохождения производств. практики). В короткий срок были приобретены инструменты, сформирован коллектив (благодаря интенсивной деят-сти по пропаганде Н.-и. и.: при содействии Садакова в Миассе были организованы гастроли ансамбля рус. народных инструментов чел. к/т «Родина»). В состав участников оркестра вошли рабочие, служащие, педагоги муз. школы, школьники и учащиеся ср. спец. учебных заведений. Коллектив успешно дебютировал в мае 1972; был участником обл. фестиваля «Уральские зори» (1974) , обл. конкурса воен.-патриотич. песни (1975) , обл. телевизионного конкурса «Товарищ песня» (1985). В 1977 выступал в составе агитпоезда «Юность Урала». Лауреат областных конкурсов оркестров народных инструментов (1978, 1980, 1981, 1987). Выступал с творч. отчетами по всей Чел. обл., неоднократно выезжал на гастроли (в Москву, Красноярск, Пермь, Ростов-на-Дону). В репертуаре оркестра было св. 150 произв.: соч. для оркестра рус. народных инструментов, классич. произв. отеч. и заруб. композиторов, обработки совр. музыки, инструментовки аккомпанемента солистам. В 1976 коллективу присвоено звание нар. Записи его концертов были сделаны Чел. (1977, 1987) и Центр. ТВ (1983).
Оркестр ДК симского завода «Агрегат». Создан в 1972. Рук.— заслуженный работник культуры Х. Х. Габайдулин. Первонач. в составе коллектива было 17 чел.— работников завода; обучение велось в форме групповых, индивид. занятий наглядно-практич. методом, одноврем. осваивалась нотная грамота. Коллектив, пополнившийся до 33 чел., совершенствовал исполнит. мастерство, расширял репертуар, давал концерты на предпр. и в уч. заведениях Сима, в городах и районах области. Занимал 2-е места на обл. конкурсах оркестров и ансамблей народных инструментов в 1976, 1980 и 1983; в 1978 — 1-е. Преемственность состава оркестра обеспечивалась системой творч. связей с муз. и общеобразоват. школами. Музыканты А. Храмов, А. Матвеев, К. Усынин организовали ансамбль рус. народных инструментов на заводе. Мн. участники оркестра стали впоследствии профес. музыкантами (Т. Зайкова, Т. Кисилева, Т. Мередова, А. Напалков, Т. Савченко, Т. Станинова, О. Татошникова, А. Хусаинов). В программу оркестра входит практически весь традиционный оригинальный репертуар для оркестров рус. народных инструментов, переложения произв. Брамса, Бизе, Г. В. Свиридова, Моцарта, С. С. Прокофьева, Чайковского, Д. Д. Шостаковича, инструментовки аккомпанемента к вокальным произв. В 1987 оркестру присвоено звание народный коллектива. Его концертное выступление записано в 1980 Чел. ТВ.
Оркестр русских народных инструментов ДК «Октябрь» (Снежинск). Создан в 1972 Г. П. Суковаткиным. С 1986 рук. М. З. Гибадуллин (выпускник Чел. музыкального училища и отделения оркестрового дирижирования ЧГИК, автор аранжировок вокального и инструм. репертуара; в 2000 за вклад в развитие культуры, пропаганду народного творчества награжден Почетной грамотой городского Совета деп.). Концертмейстеры: А. А. Эйрих, Н. Б. Синявин, П. Ю. Игнатов; с 1986 — В. Ф. Рыжкин. В оркестре 26 участников; с 1986 в составе оркестра играют: С. Абакшина, Т. Гинзула, Л. Елина, Н. Зорина, И. Казакова, Н. Куракова, И. Силантьева, Е. Проскунина. В репертуре коллектива более 50 произв. (рус. нар., классич.; оригинальные обработки). Оркестр аккомпанировал солистам: Э. Гибадуллиной (фп), Д. Антонову (балалайка) и др. Сотрудничает с нар. вокальным коллективом под рук-вом заслуженный работника культуры РФ О. Н. Медведенко. Ведет концертную деят-сть, выступает на гор. меропр. В 1983 удостоен звания нар. Участник гала-концертов лауреатов обл. ретро-фестиваля «А годы летят» (1999) и конкурса на приз засл. арт. России В. Я. Курочкина (Челябинск, 2001); 1-го тура 4-го регион. смотра-конкурса и 5-го обл. фестиваля оркестров рус. народных инструментов и ансамблей (Касли, 2000; Чел., 2002). Солист оркестра А. Игин — дипломант обл. фестиваля оркестров рус. народных инструментов и ансамблей (Челябинск, 2002). Оркестр — лауреат обл. фестивалей народного творчества (1993, 1995, 1998, 2000), 2-го тура зон. конкурса исполнителей нар. песни и рус. романса на приз Курочкина (Челябинск, 2001).
Оркестр ДК «Строитель» (Озерск). Создан в 1976; рук. Б. И. Борисов, выпускник ЧГИК. В составе оркестра играют рабочие, ИТР, школьники, учащиеся ср. спец. учебных заведений. Первонач. репертуар состоял из простых оркестровых пьес, обработок рус. нар. песен. За короткий период оркестр пополнил свой репертуар, завоевал популярность у слушателей; обеспеч. при содействии гор. администрации качеств. инструментами и костюмами, отличался высоким уровнем исполнения, яркостью выступлений на конкурсах. Лауреат гор. смотров (1980—83), обл. конкурса (1987), дипломант (1-й степ.) областных конкурсов оркест- ров народных инструментов (1979—81, 1983). Оркестр аккомпанирует солистам-инструменталистам и вокалистам. Ведет концертную деят-сть, выезжал на гастроли (в т. ч. в Канаду). В его репертуаре практически все оригинальные произв., написанные для оркестра рус. народных инструментов, обработки классич. и совр. музыки, в т. ч. эстрадной. В 1984 оркестр удостоен звания народный коллектива. Награжден дипломом СК СССР (1985).
Оркестр Варненского районного ДК. Организован в 1976, состоял из 4 групп (подготовит., младшей, ср. и старшей — св. 120 чел.). Рук. оркестра В. А. Жилин впервые в СССР использовал систему муз. и двигат. воспитания, т. н. элементарное музицирование, по методу нем. драматурга, комп. и муз. педагога К. Орфа; разработал собств. систему освоения игры на струнных рус. нар. инструментах и блок-флейте, создал методич. обеспечение всех уч. этапов. Оркестр гастролировал в Ленингр. обл., Екатеринбурге, Чел., Магнитогорске, Кыштыме. Принимал участие в смотрах художеств. самодеятельности, телевизионных проектах «Богат талантами Урал», «Музыкальный подснежник» и др. При оркестре существовал анс. «Рутения», к-рый исполнял рус. нар. музыку, концертные программы из произв. И.-С. Баха, А. Вивальди, Г.-Ф. Генделя, М. П. Мусоргского, Орфа, Чайковского, Шостаковича. В настоящее время в составе оркестра ок. 100 чел. (в т. ч. ок. 70 детей), при нем действует анс. «Калитка». Коллектив удостоен звания нар. (1989), о нем снят фильм на ЦТ.
«Мастера искусств — исполнители на народных инструментах», абонементный цикл концертов. Проводился в Челябинской обл. филармонии с сезона 1970/71 до нач. 1980-х гг. Первонач. назв. цикла — «Звучат русские народные инструменты» (переим. в 1976). Инициатор и рук. Ю. Г. Ястребов. Чел. филармонич. абонемент стал первым в РСФСР циклом концертов исполнителей на нар. инструментах (подобный абонемент в нач. 1970-х гг. существовал лишь в Центр. ДК железнодорожников в Москве); позднее аналогичные циклы были организованы в Горьковской, Саратовской, Свердловской и др. обл. филармониях. В первом концерте в Чел. приняли участие А. А. Хижняк, Н. С. Худяков, И. Т. Шепельский; в теч. 10 сезонов ими было подготовлено 9 сольных программ. В 1970—80 в Чел. побывали ведущие солисты-исполнители на рус. нар. инструментах: балалаечники Е. Г. Блинов, П. И. Нечепоренко, М. Ф. Рожков, Б. П. Феоктистов; домристы Р. В. Белов, Т. Б. Вольская, В. П. Круглов, А. А. Цыганков; баянисты В. В. Бесфамильнов, В. А. Галкин, Ю. И. Казаков, Ф. Р. Липс, Э. П. Митченко, В. А. Семенов. В Чел. выступали молодые исполнители — лауреаты междунар. конкурсов: В. И. Голубничий, Ю. П. Дранга, В. Д. Зубицкий, Г. В. Мамайков, Л. Н. Рубашнев, А. В. Скляров, В. В. Фильчев и др. Абонементный цикл концертов явился школой исполнит. мастерства для чел. музыкантов, дирижеров оркестров народных инструментов ЧГИК и Чел. музыкального училища Б. С. Ворона и Л. П. Шкарупы. Состоялись концерты композиторов — авторов произв. для рус. народных инструментов: А. Л. Репникова, Н. Я. Чайкина и др. Газ. «Вечерний Челябинск» писала: «За семь сезонов проведено 56 концертов, на них побывало свыше тридцати тысяч слушателей». В кон. 1970-х гг. на базе абонемента были организованы циклы концертов: «Оркестры и ансамбли», «Баян и аккордеон», «Домра и балалайка», «Гитара и гитаристы» (первый абонемент гитарной музыки в СССР). В 1979 «Вечерний Челябинск» отмечал в рамках абонемента дебюты выпускников муз.-пед. ф-та ЧГИК В. А. Вольфовича, Лебедева, П. Т. Раковского. За 10 лет было проведено более 100 концертов на сцене Чел. обл. филармонии; состоялись концерты в Аше, Бакале, Златоусте, Магнитогорске, Миассе, Миньяре, Сатке. (См. также Фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов.)