Племя Ай


Ай, айле (әй, әйҙе), племя, относящееся наряду с племенами дуван, кошсы, кудей, мурзалар, сызгы и упей к айлинской группе башкир. Племя А. состояло из 5 родов: ай, каратавлы, сарт-айле, туркмен и тырнаклы. Наиб. многочисл. были роды сарт-айле и айле, включавшие в себя от 50 до 60 колен — родовых подразделений. Этнограф Р. Г. Кузеев отмечает у айлинцев до 215 тамг (мн. из к-рых имеются и у до. башк. племен).

Осн. тамги айлинцев:

Напр., айлинцам из колена сутек (дер. Байгазина Аргаяшского района) принадлежала тамга айлинцам из колен бухар, эжек, калмак, кусюк, аскильде (дер. Метелево того же района) — тамга S («верблюжья шея»). Тотем А.— кречет (лебедь, беркут, журавль); родовое дерево — тополь (черемуха), оран (боевой клич) — hандал (салауат). Согласно шежере, айлинцы пришли на Урал с Сырдарьи. Тамга символизирует месяц (форма полумесяца часто встречается у ср.-азиат. огузов).

В источниках вместе с А. постоянно упоминаются сарты — ираноязычные жит. ср.-азиат. городов. Представители племени мурзалар связывают свое происхождение с Монголией, а тырнаклы и каратавлы — с Алтаем. Ср.-азиат. айлинцы мигрировали, видимо, на Южный Урал в 9— 12 вв. и первонач. поселились на водоразделе рр. Ай, Белая, Яик, Уй и Миасс, затем под давлением табынских родов частично переселились в долины Миасса и Ая. Часть айлинцев первонач. жили в долинах Сюни, Ика, Зая. Автор поэмы «Кысса-и Йосуф» Кул Гали, согласно шежере рода А., 45 лет был преподавателем медресе в Хорезме, а затем вернулся на родину, в долину Зая. Башк. поэт и ученый Ялсыгул ал-Башкорди, из А., родившийся в 1768 на берегах Зая, в кн. «Тарихнаме-и Булгар» («История Болгарии»), посв. башк., тат. родам и булгарским ханам, пишет, что Сайдаш (родоначальник А.) еще при жизни отца Нурсаита (в 10 в.) завоевал Ургенч, Хиву, Кунграт, а затем переселился на Миасс. Со стр-вом заводов в Зауралье А., вновь переселившись, образовали 2 группы — сев. и юж. Юж. группа занимала вотчинные земли, закрепив права царскими грамотами; представители сев. группы селились на землях племени табын в качестве припущенников. В 18 в. сарт-айлинцы ушли дальше на В. в уйские и притобольские степи и поселились вместе с племенами катай и табын. В кон. 19 — нач. 20 вв. сарты заселяли дер. Азналина, Баязитова, Б. и М. Султанова, Мышакаева, Сарт-Абдрашитова. Этнически смешанных деревень у айлинских башкир не было, однако в качестве припущенников они селились целыми деревнями в Тырнаклинской вол. и «на земле Чебаркульской станицы казаков». Сарт-айлинцы Челябинского уезда имели собств. землю «в общем владении с башкирами Калмыцкой волости». Башк. волости назывались по родам независимо от адм. уездного деления. По данным 8-й ревизии (1834), представители А. (числ. св. 14,5 тыс. чел.) проживали в 65 деревнях Челябинского уезда (св. 8,5 тыс. чел.), в 17 — Троицкого уезда; в 7 деревнях Сарт-Айлинской вол. Уфимского уезда; в 1 деревне Айлинской вол. Екатеринбургского уезда. Т. о., на территории совр. Чел. и Курганской обл. существовало 92 айлинских деревни. На территории совр. Республики Башкортостан А. живут в Иглинском, Мечетлинском, Нуриманском и Салаватском р-нах; на территории Курганской обл.— в 10 насел. пунктах Альменевского и Сафакулевского р-нов. Из 5 родов А. на территории Челябинской обл. ныне компактно проживают представители только 1 рода, в частности, в след. насел. пунктах (в т. ч. совм. с представителями др. племен): Акбашева, Алишева, Байгазина, Биккулова, Б. и М. Ультракова, Давлетбаева, Дербишева, Ишалина, Кузяшева, Кулуево, Кулукаева, Курамшина, Левашева, М. Усманова, Маржинбаева, Метелева, Туракаева, Утябаева, Халитова Аргаяшского района; Таукаево, Якупово Красноарм. р-на; Усманова Кунашак. р-на; Каскиново, Петрушкино, Туктарово Кусин. р-на; Арасланово Нязепетров. р-на; Султаева, Шигаево, Этимганова Сосновского района; Аджитарова, Байгазина Чебаркул. р-на; Даутово (ныне терр. Снежинска).