Православные приходы, церк. территориальные округа с определ. кол-вом населения, имеющие свои храмы с причтом. (См. также: Православие; Православное духовенство; Русская православная церковь.) В нач. 18 в. число П. п. в России росло, они отличались друг от друга по кол-ву прихожан и составу клира (иногда в мелких П. п. духовенства оказывалось больше, чем в крупных). По штатам 1722 приходы, включавшие 100 —150 дворов, имели 1 священника, 200—250 дворов — 2; П. п. из 250—300 дворов могли иметь 3 священников, если приписанные к приходам селения располагались на значит. расстоянии друг от друга. В дальнейшем правительств. меры были направлены на сокращение штатов духовенства: к 1778 на 150—250 дворов приходился, как правило, 1 священник, на 250—300 дворов — 2, и только в крупных П. п. было 3. При 2 священниках полагалось 1 дьяконское место, при 3 — 2. Утвержд. в 1842 штаты вводили деление приходов на 6 классов (см. табл. 1). Штатом 1869 на каждый П. п. утверждалось по 1 священнику и церковнослужителю. В зависимости от кол-ва прихожан приходскому духовенству устанавливались должностные оклады, к-рые начали выплачиваться из бюджетных средств с 1829. Эго привело к ослаблению роли пастырей в нек-рых приходах, но не повлияло на рост благосостояния священно- и церковнослужителей. В 1885 было разрешено для содержания П. п. использовать местные финансы. С инициативой открытия П. п. и постройки приходской церкви часто выступали сами жит., бравшие на себя обязательство содержать причт на собств. средства. Возникновение первых П. п. на Южном Урале относится к 18 в. и совпадает с формированием гос.-адм. структур. В 1800 в епархии Оренб. и Уфим. (см. Оренбургская епархия; Уфимская епархия) насчитывалось 62 П. п., в 1900 в епархии Оренб. и Урал.— 548. Кол-во приходов росло вслед за увеличением числ. правосл. населения (см. табл. 2). Согласно сложившейся к кон. 19 в. практике самостоят. приход мог быть открыт при 3 условиях: необходимое кол-во населения, наличие храма, источников содержания церк. причта. Новые П. п. возникли при переселении жит., составлявших ранее приходскую общину; путем объединения в П. п. жит. неск. окрестных населенных пунктов; за счет разукрупнения П. п. В 1890 среднестатистич. приход Оренб. епархии включал 2611 чел., в др. урал. епархиях он составлял: в Вятской — 4563 чел., в Пермской — 3477, в Уфим. — 2389; в ср. по Уралу — 3196 чел. (для сравнения: в Сибири — 2603 чел., Центр. Черноземье — 2123, Центр.— 1503, Закавказье — 948). При существовавшей низкой плотности населения (14,3 чел. на квадратную версту в Чел. уезде, 9,8 — в Троицком, 5,1 — в Верхнеурал.) многолюдность среднестатистич. П. п. означала, что насел. пункты значит. удалены от приходского храма. Это не могло не отражаться на религ.-нравств. состоянии правосл. паствы. В 19—20 вв. на Южном Урале, продолжавшем принимать тысячи переселенцев, как и в др. окраинных регионах России, происходило открытие новых приходов и уменьшение их величины. Средоточием приходской жизни являлся храм — место общей молитвы и евхаристич. общения человека с Богом. Большинство приходских церквей было дерев.: 62 из 74 в 1800; более половины — к 1900. Храмы освящались во имя Господа (на 1900 — 17,6% всех храмовых построек), Пресвятой Богородицы (28,3%) и наиб. почитавшихся святых и бесплотных сил (54,1%). Общее собр. П. п. избирало сроком на 3 года чл. приходского попечительства и церк. старосту, занимавшегося ведением церк. х-ва. Существовавшее до 18 в. право прихожан выбирать чл. церк. причта было передано епархиальному архиерею. С установлением Советской власти в 1919 началась национализация собственности РПЦ. В 1922—23 в Чел. была осуществлена регистрация большинства религ. общин, заключены договоры о передаче церк. имущества и зданий храмов верующим. Но к 1925 в Чел. осталось всего 7 П. п. К кон. 1920-х гг. и они были ликвидированы, мн. церк. здания разрушены или переоборудованы под светские учреждения. К нач. 1940-х гг. в городе остался лишь 1 П. п.— собора во имя Св. Симеона Верхотурского. Мн. священники были репрессированы, оставшиеся на свободе перешли на нелегальное положение и совершали таинства на квартирах и в домах прихожан. Патриотич. позиция РПЦ в годы Великой Отечественной войны смягчила отношение властей к верующим: в 1944 в области было вновь открыто 12 церквей (хотя заявлений с просьбой об открытии поступило 109). После войны было восстановлено епархиальное управление с миним. кол-вом священников. В нояб. 1945 по инициативе еп. Товии в Чел. был создан епархиальный совет во главе с настоятелем Симеоновского храма прот. С. А. Ашихминым, к-рый за свою патриотич. проповеднич. и организаторскую работу получил 2 благодарности лично от И. В. Сталина и был представлен к мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». К 1950 действовало уже 35 храмов и молельных домов, в них служил 41 священник. В дальнейшем практика открытия новых П. п. была приостановлена. В Чел. к кон. 1980-х гг. действовала только 1 церковь. С учреждением в 1989 Челябинской епархии процесс создания П. п. активизировался. В 1989—96, когда епархией управлял еп. Чел. и Златоуст. Георгий (А. И. Грязнов), числ. П. п. увеличилась до 7. Еще более быстрый рост был отмечен в последующий период. При управляющем епархией архиеп. (с 2000 — митр.) Иове (Д. Я. Тывонюке) на территории Челябинской обл. зарегистрировано более 130 П. п., из них 19 — в Челябинске.