Сарматы


Сарматы, часть кочевого населения, освоившего в раннем жел. веке евразийские степи. Термином «С.» др.-греч. и др.-римские историки и географы обозначали ираноязычные племена, обитавшие к востоку от Дона, а затем занявшие обширные степные районы от Южного Зауралья до р. Дунай. По сведениям Диодора, С. «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню». Помимо обобщающего этнонима «С.» в античных источниках фигурируют назв. отд. сарматских племен: аланы, аорсы, роксоланы, сираки, языги и др. Образ жизни, характер х-ва, культура С. во мн. были близки северопричерноморским скифам, ср.-азиат. сакам и массагетам, савроматам, а также усуням, юэчжам и хуннам (см. Гунны). Древнейшим районом начала формирования одной из первых сарматских культур, назв. прохоровской по раскоп. в нач. 20 в. курганам у с. Прохоровка Оренб. губ., было Юж. Зауралье. Окончат. оформление культуры произошло в Юж. Приуралье в 4 в. до н. э. в результате переселения сюда части кочевников (протосарматов) Южного Зауралья и групп заурал. лесостепного населения, представл. носителями гороховской культуры. Причиной передвижения протосарматов Южного Зауралья в Приуралье стали неблагоприятные климат. условия на рубеже 5—4 вв. до н. э. Движение Южноурал. кочевого населения в 4—3 вв. до н. э. в предкавк. и восточноевроп. степи нашло отражение в античных источниках: появился топоним «Сарматия» и этноним «сарматы», ставший осн. среди др. назв. кочевых народов степей Вост. Европы. В 1 в. до н. э. С. (роксоланы) достигли границ Мезии. В 1 в. н. э. в степях Сев. Кавказа появились аланы, господствовавшие во 2 в. н. э. в Сев. Причерноморье. С. участвовали в полит. жизни населения на занятых ими землях. В кон. 2 в. до н. э. выступили на стороне скифов в их войне с понтийским царем Митридатом. В 1 в. н. э. были союзниками этого царя в его борьбе с Римом. Власть С. в восточноевроп. степях была подорвана вторжением готов (3 в. н. э.) в Сев. Причерноморье и окончат. сокрушена гуннами в 375 г. н. э. Уцелевшие С. (в частности, аланы) с готами и гуннами продвинулись на З. до терр., ныне входящей в Испанию, и проникли в Сев. Африку. Др. часть, обосновавшись в горных районах Кавказа, оказалась включ. в процесс формирования нек-рых совр. кавк. народов (осетин, кабардинцев и др.). В составе осетинского народа С. сохранили основу своего яз. Сохранившиеся на Ю. нашей страны группы С. в раннее средневековье смешались с др. народами (слав., сев.-кавк.), в большей степ. с тюркоязычными племенами (см. Тюрки). Среди сарматских племен Юж. Приуралья, участвовавших в ист. процессах в 4—2 вв. до н. э. в Средней Азии и Иране, наибольшую роль играли даи (дахи). По одной из версий, раннее назв. р. Урал (Яик) происходит от назв. племени и могло звучать как Даик. С юж.-заурал. С. связаны памятники обручёвского и прохоровского этапов истории ранних кочевников региона. В 1-й период сев. границей земли кочевников являлась, вероятно, р. Миасс. В окрестностях Чел. обнаружены их самые сев. памятники (могильник из комплекса Черняки, курган 36). В кон. 5 — нач. 4 вв. до н. э. граница сдвинулась к Ю. Правобережье р. Миасс стало зоной обитания носителей гороховской культуры или смеш. гороховско-сарматского населения. В 4—2 вв. до н. э. кочевники Южного Зауралья постепенно уходили в сопредельные регионы. В 3 — нач. 2 вв. до н. э. С. оседали на границах земледельч. оазисов Ср. Азии. Часть заурал. номадов включилась в плем. объединения кочевников казахских степей. В середине 2 в. до н. э. оставшееся немногочисл. население степей Зауралья не смогло противостоять нашествию кочевых племен юэчжей, захвативших их традиционные зимние пастбища. Большая часть заурал. С. была, вероятно, поглощена пришельцами и вовлечена в их дальнейшее движение в глубь Ср. Азии. Отд. группы кочевников бежали на С., в заурал.-западносиб. лесостепь. Степи Южного Зауралья опустели на неск. веков. Археол. памятники С.— курганы — на Урале имеют вид земляных насыпей с кам. сооружениями. Иногда из камня делалась ограда или панцирь. Под курганной насыпью от 1 до 10 могил. Нередки следы огня, посыпки из мела, золы, реальгара в могилах и насыпях. При погребенных, улож. на спине, помещался погребальный инвентарь (предметы быта, вооружения, конская сбруя, украшения, сосуды). В др.-прохоровское время преобладала ориентировка погребенных головой на З., в прохоровское — на Ю. Социальное расслоение в среде С. нашло отражение в их погребальном обряде. Среди множества небольших курганов с простыми могильными ямами или ямами с подбоем вдоль длинной стенки встречаются большие курганы с мощными дерев. шатровыми сооружениями. Они возводились над обширными ямами с длинным коридором, выводящим на поверхность (дромосом). В большинстве случаев такие курганы представляют собой родовые склепы знатных семей. С. оказали значит. влияние на развитие материальной и духовной культуры заурал. лесостепного населения; обложили данью племена итпкульской культуры, снабжавшие кочевой мир Южного Урала металлом (медью) и изделиями из него. Через посредничество С. осуществлялись регулярные торг. связи гос-в Средней Азии с племенами лесостепи.