Сынрян


Сынрян (һеӊрән), племя в составе катайского родоплем. объединения башкир, к к-рому также относятся племена бикатин, калмак, сальют, терсяк. Родового деления не имеет; родовые подразделения: айыу-һецрэн (аю-сынрян), тсызрас (кидрас) и һеӊрән (С.). Родовое подразделение С. известно в племени кыпчак (род кыпчак). С. восходит к самому древнему из 7 пластов башк. родоплем. этнонимии, в к-ром среди угро-тюрк. племен фиксируются бикатин, С., терсяк, упей. Происхождением С. восходит, вероятно, к тюркизир. в Западной Сибири уграм. До 13 в. в Приуралье на Бугульминско-Белебеевской возвышенности древнебашк. племена взаимодействовали с местными (приурал.) племенами финно-угров — носителями бахмутинской, турбаслинской, кара-якуповской, кушнаренковской культур, а также с потомками поздних сарматов. Племена финно-угорского и сарматского происхождения вливались в качестве самостоят. образований в состав башкир, воспринимая их яз., мн. элементы культ. и хоз. уклада; в свою очередь, они оказывали влияние на башкир (в материальной культуре последних присутствуют угорские жен. затылочные украшения, характерная вышивка на налобных повязках, вилообразный орнамент, сарматские притал. короткие кафтаны, узкие штаны, катаные полусферич. шляпы). По данным Абулгази, хан Джучи после Ургенча завоевал Дашт-и Кыпчак. Побежд. кыпчаки (половцы) ушли к иштякам (башкирам) и пребывали в Приуралье до кон. 14 в. [т. к. политикой ханов Золотой Орды было истребление печенежско-кыпчакской (черноклобуцкой) родовой знати]. В процессе ассимиляции башкирами кыпчаки вытесняли сальютов и катайцев (в составе к-рых были и С.) в низовья Белой, долины Демы, Ика, Чермасана. Ногайская Орда продолжила вытеснение башкир в район ниж. течения и правобережья Белой. Достаточно плотная заселенность Икской долины ограничивала возможность кочевания. Раздача прав-вом башкирских земель в откуп или оброк, постройка г. Уфы и заселение служилыми людьми его окрестностей (в т. ч. вниз по р. Белой) вынудили китайское, табынское, айлинское родоплем. объединения покинуть левобережье Белой и переселиться в Приуралье и верховья левобережных притоков Камы и рек Обского басс. С. совм. с катайцами, сальютами, бикатинцами и терсяками поселились в междуречье Чусовой, Пышмы и Исети; их кочевья достигли рр. Сылва и Ирень. Эта терр. стала местом оживл. контактов местных и пришлых этносов. В Сиб. летописи С. У. Ремезова сообщается о расселении здесь в нач. 1650-х гг. сылвенских, иренских, косвенских, обвинских татар, остяков, вогуличей, вотяков и башкир. В междуречье Сылвы и Ирени торговали «русские торговые люди и Казанских и Уфимских уездов татары, и остяки, и башкирцы». Стр-во в 1649 Кунгурской креп. близ устья р. Кунгур (приток Ирени) было воспринято башкирами как покушение на их земли (пермский историк А. А. Дмитриев считал, что «г. Кунгур был основан в пределах тогдашней Башкирии»), В кон. 16 — нач. 17 вв., с ослаблением Сибирского ханства, башк. племена ушли в заурал. степи, последними в 1823 ушли из Верхотурского уезда «от русских в отдаленные места сынряне и терсяки». По мнению Б. О. Долгих, остатки С. составляли население «Бычкырской волости» (указана в источниках 17 — нач. 18 вв. между Пышмой и Исетью) в пределах Тюменского уезда. Юрты бычкырцев (бачкырцев) находились в междуречье Синары и Течи у оз. Утеш (Атяж) и Аксаргул, на самой Исети (Баишевы юрты), а также у притока Пышмы — р. Беляковки (здесь бачкырцы селились с 1594, в 17 в. имели вотчины). В кон. 16 в. часть сынрянцев ушла в степи. В 1600 на Ишиме при 4 сыновьях хана Кучума (Алей, Канай, Азим, Кубей-Мурат) находилось 250 «сынрянцев и табынцев, сбежавших из Тюменского и Уфимского уездов татар и башкир»; при царевиче Алее — 300 «сынрянцев и мякотинцев». В 1603 Алей кочевал в районе 5 «бобровых» озер (в 5 днях пути от Тюмени); с ним были «одни только зырянцы». В 1606 у царевича Алея сынрянцев и табынцев числилось «человек с 1000». Кочевавшие группами сынрянцы не создали своей волости, перестали быть большим племенем, но приняли участие в этногенезе зап.-сиб. татар. Часть башкир перекочевала обратно на Урал. на р. Исеть, к Уктусским горам, на территории совр. Екатеринбурга. К кон. 17 в. в верховьях Исети и Пышмы в связи со стр-вом крепостей и заводов тюркоязычное население сменилось рус. В нач. 18 в. на левобережье Исети башк. селения практически исчезли. Башкиры Сынрянской вол., переселившись на прав. берег Исети (где «за Уралом, по озерам, больше степи»), образовали «Сенирянскую волость». Со стр-вом Екатеринбурга и горных заводов вокруг него сынрянцы откочевали на оз. Иткуль и болото Биктемирово. Часть сынрянцев оставалась на р. Ик по Казанской дороге в своей «Сенирянской волости». В «Наказной памяти, выданной уфимским воеводой князем А. М. Болконским И. Рукавишникову и А. М. Бастрыкову» под 1664 среди пр. населенных пунктов упоминается «аул Санырен Саныренской волости»; по реестру волостей, в 1775 в Саныренской вол. было 83 двора. В дер. Сеитова Булярской вол. сынрянцы селились в качестве припущенников «за 7 рублей и по одной кунице в помощь в казну каждый год» (в 1801 в земельных спорах они приводили в качестве доказательства своих прав договор о припуске 1747). Ко времени 8-й ревизии (1833) большая часть сынрянцев ушла в пределы осн. вотчин на Урале или растворилась среди икских башкир; немногочисл. деревни Сынрянской вол. оказались в составе разных уездов. По ведомости войскового старшины Куватова, в 4 деревнях 40-го юрта 9-го Башк. кантона Бузулукского уезда числилось 683 жит. обоих полов; в т. ч. в дер. Кундузлы-Тамак (впервые зафиксирована в 1756) — 154, в Ишмурзина — 227, в Кр. Мечети — 235, в Хусеинова — 67. По ведомости кантон. нач. Бикметова, в 2 деревнях 6-го и 8-го юртов 3-го Башк. кантона Шадринского уезда — 180 чел.; в т. ч. в Карина (др. назв. Сынгрянова; 1795) — 93, в Юмагулова (Сынрян, Комкуль; 1795) — 87; по ведомости управляющего 2-м Башк. кантоном сотника Кучукова 2-го, в дер. Иткулыка (Урта аул, Иткульские Ключи; 1798) 3-го юрта Сынрянской и Терсятской (общей) вол. Екатеринбургского уезда — 323 чел. и в дер. Биктимерова (Аю-Сынрян; 1795) 1-го юрта Сынрянской вол. того же уезда — 160 чел. Нас. указ. деревень (1346 чел.) было этнически однородным; при этом башкиры Сынрянской вол. Екатеринб. уезда (дер. Биктимерова) жили «на земле Салзаутской волости», башкиры Сынрянской вол. Бузулукского уезда (дер. Хусеинова) — «на праве припущенников деревни Кундузлы-Тамак» той же волости. В ведомость 2-го Башк. кантона не включен 4-й юрт, в к-ром (по мат-лам Центр. архива Республики Башкортостан) записаны дер. Иткульская Давыдова (5 мужчин и 5 женщин) и дер. Иткульская Средняя (5 и 4). По документам Тобольского воеводства, сынрянцы, оформившие в 1759 документы на право владения землей, проживали (с их слов) на Иткуле; в дер. Ключи (с 1680) и Иткуль (с 1688). В «Экономических примечаниях», составл. в 1778—43 в ходе Генерального межевания, зафиксированы сынрянские деревни: в Екатеринб. уезде — Зырянкуль (Сынрянкуль; 1795); в Мензелинском уезде — Карачева (1756), Кадырова (1756); в Белебеевском уезде — Кулбаева (Кулбай Такаево, Сенрян; 1756), Сынрянова (1664), Япрыкова (1755). Среди участников Крестьянской войны 1773—75 под предводительством Е. И. Пугачёва известен старшина Сынрянской вол. Балта Сафаров [судя по кол-ву дворов (83), он был старшиной икских сынрянцев; упоминается под 1759 и 1 нояб. 1774, когда «обратился в прежнее повиновение»]. Среди участников Отечественной войны 1812, награжд. серебряными мед. «В память войны 1812 года» и доживших до их учета в 1836—39, известны: из Сынрянской вол. Екатеринб. уезда — Валит Биктимеров (дер. Биктимерова) и Абдулла Султанаев (дер. Иткулыка); из Шадринского уезда — Мизан Абузеев (дер. Карина). В настоящее время представители зап. икской группы сынрянцев проживают совм. с булярцами в одной дер. Сенгрян (һеӊрән, Ҡүлбай) Илишевского района Республики Башкортостан; представители юж. группы С. — также в одной дер. Кызыл Мечеть (Кр. Восток; ныне Тоцкого района Оренб. обл.), совм. с тамьянцами. Родовое подразделение С. фиксируется среди каратабынцев в дер. Кутуево (Котой) Учалинского района Республики Башкортостан. С. компактно проживают в Кунашакском районе Чел. обл.: в Бурино (Буре һеӊрәне; совм. с сальютами), Карино (Ьецрэн; совм. с улу-катайцами), Кумкуле (Комкул), Чекурова (Соҡор, Сүкер; совм. с сальютами), а также в Зырянкуле (һеӊрәнкүл) Каслинского района. С. совм. с терсяками живут в с. Иткуль (Урта ауыл) и дер. Даутова (терр. В. Уфалея), в дер. Ключи (Кесе ауыл, Шишмэ; терр. Снежинска). У иткульских сынрянцев, вероятно, долго сохранялся древнебашк. культ бога неба Тенгри. Местные жит. рассказывают о жертвоприношении белой кобылицы богу Тенгри; назв. оз. Иткуль и г. Иткуль (Карабайка) связывают с башк. Ыйыҡҡүл в значении «Священное озеро» (фонетич. преобразование в «Иткуль», вероятно, «священное» — окказиональное значение полисемичного слова ыйыҡ). С назв. племени С. этимологически связан топоним «Зырян» (Зюрян), обозначающий высшую точку Бардымского хр. (Нязепетровский район).