Торговля металлом


Торговля металлом (18-19 вв.). Т. м. занимала важное место в торговле Урала; развивалась с ростом объемов горнозаводской промышленности [в 1767 на юж.-урал. заводах было произведено: 1317 тыс. пуд чугуна (26,2% объема всей урал., 22,6% общерос. выплавки), 558,6 тыс. пуд железа (21,9% всей продукции Урала), добыто 61,9 тыс. пуд меди (32,1% общерос. объема добычи); железа в 1851 — 2 млн пуд] в 1857 чугуна — 3 млн пуд, меди — 120 тыс. пуд] в 1845 только на 12 частных чугуноплавильных и железоделат. заводах Оренбургской губернии — чугуна и железа на сумму ок. 1290 тыс. руб. серебром]. Черные и цветные металлы являлись осн. товарной продукцией предпр. Южного Урала, поставлялись в казну, на внутр. и внеш. рынки. Заводы казенного Златоустовского горного округа (Златоуст., Кусинский, Саткинский) поставляли продукцию воен., мор. и др. ведомствам; в период Отечественной войны 1812 гос. заказ выполняли и нек-рые частные заводы. Медь, экспорт к-рой с 1756 был запрещен, шла на удовлетворение гос. потребностей и внутр. рынка. Так, из 45 180 пуд меди, выплавл. в 1760 на 11 медеплавильных заводах Оренб. губ., 31 719 пуд сдано на Монетный двор, остальная продана на рынках Москвы, Тулы и др. городов. В 1797 расценки на медь, поставляемую на Монетный двор, были повышены с 5 руб. 50 коп. за пуд до 7 руб. В 1-й пол. 19 в. урал. медеплавильные заводы сбывали свою продукцию в Казани, Ниж. Новгороде, С.-Петербурге, Чистополе. Чугун и сортовое железо с частных заводов поступали в осн. на рынок. Согласно ведомости Катав-Ивановского завода, «отпуска за море в 1760 году не было. Сделанное в 1760 году разных сортов железо отчасти при заводах продавалось... а остальное в апреле 1762 года отправлено для продажи в разные места вниз и вверх по Волге». Велась как оптовая торговля (с заводских дворов и на ярмарках), так и продажа в розницу (через лавки). Гл. магистралью для транспортировки металлопродукции был Камско-Волжский водный путь. Как пишет Э. Г. Истомина, судоходство на р. Белой начиналось в 510 верстах ниже истока, после впадения Сима. По Уфе сплав судов был возможен лишь весной; ее притоки Юрюзань и Ай давали возможность транспортировки грузов лишь при спуске воды из заводских прудов. На Белой и Уфе действовали пристани, где формировались т. н. «железные караваны» (см. также Караванные пути). По сведениям Кыштымской заводской конторы (1833), «железо для отправки на караваны отвозится на пристань Сорокинскую (р. Уфа), отстоящую от здешнего завода в 110 верстах». В 1850 по р. Белой прошли с грузом 203 судна и 246 плотов; по р. Уфе — 67 и 323 соответственно, по р. Ай — 31 и 25, по р. Сим — 15 и 30, по р. Юрюзани — 12 и 24; по р. Уса — 23 плота, по р. Танык — 1 судно (всего 329 судов и 671 плот); весь сплавл. груз оценивался в 3,3 млн руб. серебром. Водный транспорт был дешев, позволял перевозить грузы на большие расстояния и в значит. объемах. Грузоподъемность сравнительно небольшого судна (барка-коломенка, управляемая веслами) составляла 4—8 тыс. пуд, что во мн. раз превышало грузоподъемность единицы подвижного состава гужевого транспорта (телега, повозка, сани). Сплав судов по бурным в период половодья урал. рекам был опасен, период навигации короток. Воднотрансп. сеть была связана с грунтовыми дорогами, проезд по к-рым был затруднен во время дождей и снежных заносов. Юж.-урал. железо доставлялось на рынки и ярмарки Поволжья, в осн. на Нижегородскую ярмарку, в С.-Петербург и др. города европ. части страны. Продажная цена на металл была высока (складывалась из производств. затрат, стоимости провоза до места сбыта, выгрузки, содержания складских помещений и «магазина», а также накладных расходов, включая «неудобописуемые», т. е. взятки). Во 2-й пол. 18 в. прибыль в 100% к затратам считалась «не отягощающей обывателей», фактич. прибыль была выше. Так, себестоимость полосового железа на Урале составляла 19—20 коп. за пуд, с провозом до С.-Петербурга — 33 коп., а продавалось оно почти по 80 коп. за пуд. Предприниматели имели до 150% чистой прибыли. Рыночные цены колебались в зависимости от места сбыта. Ведомость Берг-коллегии о ценах на полосовое железо в 1766, представл. в Правительствующий Сенат, содержит данные о местных ценах по 10 городам, где производилась торговля; в городах Поволжья, Москве, С.-Петербурге наблюдался большой разброс цен: от 54 коп. за пуд в Казани до 60 коп. в Ниж. Новгороде, 70 коп. в Москве и 72 коп. в С.-Петербурге (т. н. биржевая цена). Сведения С. Г. Струмилина о биржевых ценах на полосовое железо в С.-Петербурге за 1750—1861 позволяют проследить динамику цен более чем за 100 лет: за период 1750—86 цены поднялись с 58 до 83,4 коп. серебром за пуд, в 1799 составили 116, в 1861 — 170 коп.; скачок цен наблюдался в 1803 (152 коп.) и 1820 (160 коп.); затем цены надолго стабилизировались на уровне 120—130 коп., очередной скачок произошел в 1859 (155 коп.). За период 1750— 1861 биржевые цены заводского железа выросли более чем в 3 раза. Юж.-урал. железо поступало и на внеш. рынок. В 18 в. экспорт чугуна и железа составлял ок. 25%. Н. Н. Демидов (см. Демидовы) большую часть продукции своих Каслинского и Кыштымского заводов сбывал на внеш. рынке. В 1-й пол. 19 в. вывоз черных металлов за границу сократился. Часть продукции урал. заводов через Троицкий меновой двор шла в Казахстан и Ср. Азию (в 18 в. там скупались преим. металлоизделия). По донесению Троицкой таможни в 1860, «из отпускаемых товаров против прошлого 1859 г. вывезено было в нынешнем году более: чугуна на 8199 руб. 55 коп., стали на 4892 руб., меди на 10 771 руб. 80 коп.; менее: железа разного на 22 705 руб. 75 коп.». Продукция урал. заводов представлялась на междунар. торгово-промышленных выставках. В кон. 19 — нач. 20 вв. находилась в сфере интересов крупных монополистич. орг-ций, таких, как синдикаты «Кровля» и «Медь», торг. дом «Вогау и К°» (см. также Кыштымская корпорация).