Землеустройство


Землеустройство, комплекс меропр. по изучению состояния земель, планированию и организации их рацион. использования и охраны, образования новых и упорядочению существующих земельных участков и установлению их границ на местности. З. осуществляется при предоставлении, изъятии или перераспределении используемых гражданами и юрид. лицами земельных участков, определении границ их частей, огранич. в использовании, выявлении наруш. земель, а также подверж. водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, засолению, иссушению, загрязнению отходами пр-ва и потребления, заражению радиоактивными и хим. веществами и т. д. В дорев. России З. считалось одним из приоритетных направлений гос. деят-сти (см., напр., Землевладение и землепользование на Южном Урале). Его роль особенно возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой. З. являлось неотъемлемой частью агр. реформы П. А. Столыпина. «Положение о землеустройстве» (закон от 29 мая 1911) — первый законодат. акт, в к-ром систематизировались осн. положения об организации землепользования в Российской Империи. После 1917 провозглашение гос. и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения. «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14 февр. 1919 предусматривало проведение сплошного 3., направл. на постепенное обобществление землепользования с целью создания единого социалист. производств. х-ва. При этом учитывались необходимость подъема с. х-ва, планового освоения необжитых и малообжитых районов и использования их природных богатств путем переселения и расселения населения. Земельным кодексом РСФСР 1970 было введено понятие гос. 3., осн. задачами к-рого являлись: организация наиб. нолн., научно обосн., рацион. и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и др. З. подразделялось на межхоз. (планирование и организация рацион. использования и охраны земель, образование и упорядочение новых земельных участков) и внутрихоз. (организация рацион. использования терр. колхозов, совхозов, обязат. для с.-х. предпр.). Переход в 1990-х гг. к рыночной экономике потребовал создания нового земельного строя. Задачами земельной реформы и проводимых в соответствии с ней землеустроит. работ являлись: ликвидация гос. монополии на землю (было проведено бесплатное перераспределение земель в пользу граждан); осуществление перехода к платному землепользованию; создание условий для гражд. оборота земли; регистрация прав на земельные участки; создание качеств. планово-картографич. мат-лов. Новые правовые основы З. установлены принятыми в 2001 Земельным кодексом РФ, федеральным законом «О землеустройстве» и соответствующими подзаконными актами. Землеустроит. работы стали проводиться на более высоком уровне: решены проблемы формирования земельных участков с целью осуществления гос. кадастрового учета с последующей гос. регистрацией прав на них и вовлечения этих земельных участков в рыночный оборот (см.: Кадастр земель; Рынок недвижимости). В ходе З. устанавливаются местоположение и границы земельных участков (для налогообложения). На территории Челябинской обл. в Единый гос. реестр земель к 2007 внесены сведения о 850 тыс. земельных участков. В настоящее время актуальным является территориальное З. (см. Межевание земель) с целью проведения гос. кадастрового учета земельных участков. В 2006 принят федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости» (т. н. «дачная амнистия»), к-рый позволяет в упрощ. порядке оформить права граждан на отд. объекты недвижимости, включая земельные участки с определ. целевым использованием. Судя по данным о наличии и распределении земель по формам собственности, категориях, угодьях и землепользователях, в Челябинской обл. сохраняется тенденция увеличения частной собственности на землю. На нач. 2007 таких земель насчитывалось 3012,7 тыс. га, в т. ч. площадь земель, занятых личными подсобными х-вами, выросла до 280,3 тыс., индивид. жил. стр-вом — 5,1 тыс., садоводством — 233,9 тыс. га. В соответствии с обл. целевыми программами «Повышение плодородия почв Челябинской области» (на 1996—2000 и 2000—05), «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Челябинской области» (на 2000—03 и 2003—07) проведена гос. кадастровая оценка земель: поселений, пром-сти и иного спец. назначения; садоводч., огороднич, и дачных объединений граждан, располож. вне населенных пунктов; с.-х. назначения, водного, лесного фондов и особо охраняемых терр. и объектов. При этом учитывалось, что охрана земель является важнейшим компонентом охраны окружающей среды. Упорядочена землеустроит. документация, увязывающая правовые, экол. и экон. условия создания и совершенствования землепользования.