Живопись


Живопись, вид изобразит. иск-ва, художеств. произведения, к-рые создаются с по мощью наносимых на поверхность красок. Основой для Ж. могут служить холст, дерево, стекло, металл, плоскость стены и т. д. Широта и полнота охвата явлений реальной действительности, отражаемых средствами Ж., проявляются в разнообразии жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, ист., батальные, анималистич. произв. и др.). В зависимости от функцион. назначения живописного произв. и технолог. особенностей различают: Ж. монумент. (настенные росписи, мозаика); станковую (картины); декорационную (эскизы декораций и костюмов для театра и кино); иконопись; миниатюру (илл. старопечатных книг и рукописей, эмалевые портреты и т. д.). Особым видом синтеза станковой и декорационной Ж. являются диорама и панорама. По характеру веществ, связующих красящее вещество, технолог. способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная Ж., Ж. водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая Ж., восковая Ж., эмаль, Ж. керамич. красками, Ж. силикатными красками и т. п. Для создания живописных произв. используются также акварель, гуашь, пастель, тушь. Осн. выразит. средство Ж.— цвет — усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразит. и декоративные возможности Ж. Исторически центрами развития Ж. на Южном Урале являлись города и заводские поселки. Наиб. раннее документ. свидетельство о творчестве златоуст. живописцев относится к 1799. В описании златоуст. церкви во имя трех Свт.— Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста сообщалось о «хорошего качества росписях, сделанных здешними живописцами». В числе первых златоуст. живописцев П. К. Бояршинов (см. Бояршиновы), А. Е. Тележников (см. Тележниковы), Н. Н. Бушуев (см. Бушуевы). Бояршинов и Тележников были отправлены в 1800 в Екатеринбург «для снятия портрета Государя императора для присутственной камеры». Кроме иконописных работ художники писали копии с итал. живописных оригиналов, нетрадиционные иконы, выполн. в смешанной технике (живопись в сочетании с росписью по папье-маше и урал. драгоценными и полудрагоценными камнями). Нетрадиционные образа, созданные златоуст. живописцами, находятся в С.-Петерб. музее истории религии и Музее Горного ин-та: икона «Преображение Господне» (Тележников, 1825), «Преображение», «Моление о чаше» (П. К. Бояршинов; 1826, 1829), «Воскресение Христово» (Бушуев, 1826). В 1827 И. Н. Бушуевым и бр. В. П. и И. П. Бояршиновыми был создан «Атлас заводского действия» (см. Златоустовская оружейная фабрика), предназнач. для изготовл. технического кабинета в дар цесаревичу Александру Николаевичу. Е. С. Абабков в технике акварели запечатлел виды Златоустовского завода, портреты П. П. Аносова, В. А. Глинки и др. В 1849 Е. А. Бояршинов для получения звания художника создал живописное полотно «Вид кричной фабрики в ночном освещении». В то же время Тележников и А. Бушуев писали на холсте маслом образа для заводской конторы и присутств. мест. В Чел. основой развития художеств. культуры до 1917 была преподават. деят-сть профес. художников. В общеобразоват. школах работали худ. Е. Т. Володин, П. К. Любченко, С. В. Орлинков и др. Рисование входило в уч. планы гимназий, привилегир. воен.-уч. заведений. В период рев. событий нач. 20 в. и установления Советской власти Ж. как наглядный и экспрессивный вид иск-ва стала не только средством идеологич. воздействия, но и сферой общест. борьбы. Живописные плакаты полит. содержания создавались в годы Гражданской войны. Сов. прав-вом вопросы приобщения нар. масс к иск-ву были поставлены в ряд важнейших для культ. стр-ва. В 1918 в Чел. впервые открылся вечерний класс живописи и рисования, к-рым руководили А. Н. Самохвалов и И. К. Мрочковский, окончившие Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1920-е гг. особый вклад в развитие Ж. и художеств. образования внесли студии под рук-вом худ. Н. А. Русакова, Н. Д. Лебедева и Д. Ф. Фехнера. В Чел. работали выпускники столичных художеств. школ А. И. Корабельников, С. В. Кукурудза (большинство произв. не сохранилось либо остается неизв.). Первая выставка Ж. прошла 6 дек. 1925, она освещалась в столичной и местной прессе. Ж. 1920-х гг. отличалась жанровым и стилистич. разнообразием. На творчество молодых художников оказали заметное влияние новейшие течения в иск-ве, особенно совр. им рус. авангард. Критики того времени подчеркивали индивид. своеобразие творч. методов Лебедева, Русакова и Самохвалова, «отражающих три течения современной живописи... реалистов, неоимпрессионистов и экспрессионистов». Наиб. значит. фигурой в художеств. среде Чел. 1910—30-х гг. являлся Русаков — яркий представитель живописной культуры 20 в. с ее открытиями в области чистой пластич. формы, выраж. декоративностью и цветовой экспрессией. В студии, к-рой Русаков руководил в 1930-е гг., получили образование мн. чел. художники. И. Л. Вандышев — носитель традиций старой школы Ж.— получил известность, создав произв., посв. истории Чел. В Златоусте в нач. 1920-х гг. состоялась 1-я художеств. передвижная выставка, в к-рой участвовали и местные художники. В 1921 был создан художеств.-пром. музей (дир. В. Н. Соколов). В 1926 открыта рабочая изостудия в клубе «Металлист»; в 1931—32 в изостудии работал выпускник Ленингр. АХ Н. К. Краснов. В 1929 с целью восстановления и обновления художеств. пром-сти в Златоуст. округе Урал. обл. были открыты художеств.-пром. школа и мастерские. В 1934 при школе № 14 (ныне ДШИ № 1) А. М. Сосновский организовал изостудию; в 1935 она была переведена в здание краеведч. музея, преобразована в художеств. мастерскую, к-рая выполняла заказы предпр. и учреждений города. В дальнейшем значительный вклад в художеств. жизнь Златоуста внесли студийцы: В. Аблин, Н. Боев, В. Валентов, Е. Павлов, А. И. Шатров, П. Якушев. В 1936 Сосновский переехал в Чел., став одним из инициаторов и предс. организационного бюро Челябинские отделения Союза сов. художников (7 янв. 1936). Мн. его произв. посв. истории Златоуста; одно из значит. полотен («Расстрел Златоустовских рабочих в 1903 г.») хранится в фонде Златоуст. краеведч. музея. В 1939 была проведена отчетная выставка работ художников. В кон. 1930-х гг. изостудией клуба завода им. В. И. Ленина (Златоуст) руководил Шатров. С 1936 в Челябинске действует изостудия Дворца пионеров и школьников (см. Изостудия им. И. И. Архипцева), среди выпускников к-рой мн. профес. художников. Сведения о мн. живописцах, работавших на Южном Урале в годы Гражданской войны и в период массовых полит. репрессий 1930-х гг., а также о местонахождении их работ утрачены. Широкую известность получил худ. П. П. Соколов-Скаля (участник установления Советской власти в Троицке), создавший ряд эскизов к масштабным произв. («С. Разин», «Красногвардейцы»). В 1930-е гг. началось развитие Ж. в Магнитогорске. С 1931 устраивались передвижные выставки столичных мастеров, оказавшие большое влияние на становление местных художников. В 1936 было организовано гор. отделение СХ. Тематику и тенденции развития Ж. в Магнитогорске во мн. определило творчество Г. Я. Соловьёва. Созданные им картины отражали общест. события, индустр. пейзажи («Первый чугун», «С. Орджоникидзе на горячих путях», «Так было у горы Магнитной», все — 1936). Утверждению в иск-ве принципов социалист. реализма способствовала масштабная акция, провед. на Урале в 1932—34. Св. 100 моск. и Ленингр. художников, среди к-рых И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, Ю. И. Пименов, Н. М. Ромадин, Соколов-Скаля и др., работало в эти годы на Урале. Произв. столичных и Южноурал. мастеров были представлены на выставке «Урало-Кузбасс в живописи», орг. в 1935 в Свердловске Всерос. кооп. т-вом «Художник» (Всекохудожник). В марте 1936 в клубе ЧТЗ (см. Дворец культуры ЧТЗ) открылась выставка «Южный Урал в живописи» (филиал выставки «Урало-Кузбасс...»). В теч. неск. лет она была передвижной. Произв. этой экспозиции легли в основу созданной в 1940 ЧОКГ (часть их была утрачена во время войны). Появление в городе ЧОКГ, ЧОСХ (см. Челябинский музей искусств), а также профес. критики в лице Л. П. Клевенского способствовало развитию изобразит. иск-ва. Перед войной в Чел. работали живописцы: Вандышев, Русаков, Сосновский, Юдаков, молодые худ. Н. А. Маричева, В. Н. Челинцова, В. М. Яковлев. В 1940 в залах ЧОКГ прошла 1-я обл. отчетная выставка, к-рая подвела итог 5-летней творч. деят-сти художников Южного Урала. С точки зрения совр. искусствоведения, тотальная идеологизация иск-ва, засилье индустр. тематики, требование документализма в изображении действительности ограничивали творч. поиск художников. С началом Великой Отечественной войны особое место в иск-ве заняли произв. героико-патриотич. направленности. За 4 воен. года в Чел. прошло ок. 15 художеств. выставок, наиб. значит.— «Великая Отечественная война», посв. годовщине Красной Армии. Наряду с чел. в городе работали эвакуир. профес. художники, в т. ч. ленинградец Л. А. Малышев, москвичи В. В. Аболичевская, Рогачев, В. А Шестаков, харьковчанин В. Н. Перельман, худ. из Латвии М. М. Иоффе и др.; по данным О. А. Кудзоева, ряд художников из Эстонии: Х. Я. Витсур (в 1942), В. М. Кангро-Поол (1889—1943; умер в эвакуации, похоронен предположительно в Чел.), Э. А Лепп (с осени 1941 до лета 1942 работал художником на Чел. абразивном заводе), Б. И. Лукатс (в 1942), Э. Роос (1942), Э. Я. Эйнманн (1942). Э. Я. Халлоп (1908—1980) работал в Чел. в 1941—46, участвовал в местных выставках. В 1941—43 в Чел., Златоусте жила художница А. А. Метсмар. Мн. работы воен. периода остались неизв. О публицистичности живописных полотен свидетельствуют архивные документы ЧОСХ и иазв. произв.: «Строительство на одном из оборонных заводов танковой колонны им. Челябинского комсомола» (Малышев), «Мародер» (Яковлев), «Поймали диверсанта» (Дергалева), «Налет партизанского отряда», «Бой на подступах к Москве» (Вандышев). С кон. 1946 благодаря усилиям С. Э. Блажевича возобновила деят-сть изостудия ДК ЧТЗ, осн. в 1934 А. П. Сабуровым, к-рая давала художеств. подготовку, приближ. к уровню вуза. В Магнитогорске в годы войны выставочная деят-сть продолжалась под лозунгами «Урал — кузница советского оружия», «Сталинская Магнитка — фронту». В Златоусте в дек. 1945 по инициативе Шатрова (рук. мастерской) и П. П. Якушева была создана мастерская-товарищество «Художник» (см. Челябинский художественно-производственный комбинат), в к-рой работали Аблин, Н. Борисов, С. Клюнков, В. Ковригин, М. Котов, А. Кузнецов, С. Минин, Б. Худяков, Шатров, Б. Шибаков, Якушев. Значительная часть собрания Ж. Златоуст. краеведческого музея составляют работы этих художников. Итоги деят-сти художников Южного Урала в предвоен. и воен. годы подвела обл. выставка, состоявшаяся в 1947. Ее тематич. направленность определялась большими полотнами: «Первый трактор», «У карты информбюро» Вандышева; «Магнитогорский комбинат», «Строительство шестой домны» Соловьева; «Митинг в колхозе...» Юдакова. В марте 1948 в Златоусте была проведена 1-я гор. выставка т-ва «Художник», где наряду с работами мастеров старшего поколения (Клюнкова, Минина, Н. Ненастина, Сосновского, Шатрова, Якушева) экспонировались произв. худ. Ю. П. Азеева, О. Геппа, Худякова. В 1950—60-е гг., с ослаблением идеологич. диктата, получили развитие разнообразные направления в Ж. В Магнитогорске в это время работали В. Н. Антонов, Э. П. Борисенко, М. С. Любельский, Ф. Г. Разин, Н. П. Рябов и др. Характерным направлением портретной Ж. являлось создание образов современников. Значит. произв. этого жанра создали Рябов («Портрет инженера-коксохимика Героя Социалистического Труда Г. М. Дорогобида», 1969; «Портрет каменщицы Магнитостроя Зои Синицкой», 1967; «Портрет художника Самусьева К. К.», 1978), Разин («Портрет горнового А. Филатова», 1978). Значительный вклад в развитие жанра пейзажа внес Рябов, тонко передавший в ряде работ особенности урал. колорита. К прошлому края обратился Разин в ист. полотне «Пугачев на озере Банном» (1962). Творч. переработка мир. художеств. наследия, смелая пластика обобщ. форм —характерные черты этюдов с натуры и абстрактных композиций Антонова («Абстракция. Магическое число», 1960-е гг.; «В начале пути. Предчувствие», 1964; «Уходящий», 1966). Интересные находки в области колорита характерны для природных и индустр. пейзажей работы Любельского («Городской пейзаж», 1966; «Проспект Металлургов», 1967). С сер. 1950-х гг. в Златоуст. мастерских работали получившие спец. художеств. образование худ. Б. Волков, З. Дмитриева, М. Сапрыкина. Гор. художеств. выставки, проводившиеся регулярно, стали тематически содержательнее: появились такие полотна, как «Образы юности» и «На расстрел» Азеева, «Голубой Таганай» Шатрова, «Портрет старого большевика Ф. В. Коростелева» Сапрыкиной. В ЧОСХ в послевоен. период в связи с отъездом эвакуир. художников не хватало высокопрофес. мастеров. В 1950-е гг. художники старшего поколения, продолжая традиции АХРР (см. Ассоциация художников революционной России), создавали полотна на историко-рев. темы: В. Б. Рябинин — «Допрос революционерки С. Кривой», В. П. Мещеряков — «На Колчака», В. А. Неясов — «Рудовоз на старом Урале», «По тылам белых». Картины нар. жизни старого Чел. продолжал писать Вандышев. Для тематич. полотен 1950-х гг. характерны публицистичность и документальность передачи событий («Освоение нового процесса» Неясова). Мн. полотнам на совр. темы было присуще ощущение радости бытия («Уральские частушки», «Праздник русской зимы» С. Б. Качальского). Природа Урала, гор. и индустр. мотивы Чел. определили тематику пейзажей Качальского, Лаптева, Неясова, Юдакова. В Чел. начали работать выпускники Ленингр. ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина: Р. И. Габриэлян, А. О. Григорян, К. В. Оганесян. Их Ж., декоративная, яркая, эмоцион., отражала эстетику нового времени. Работы В. Н. Дьякова и Габриэляна отличались смелостью, бросали вызов общепринятым нормам в иск-ве. В 1960-е гг. как протест художников против идеализации, приукрашивания действительности и бытописательства возникли новые тенденции в иск-ве. Направление, названное позднее «суровым стилем», в Ж. проявилось уже в кон. 1960-х гг. в творчестве художников ср. и старшего поколений и развивалось на протяжении 1970-х гг. («Солдатки» А. М. Смирнова, «Бетон первых пятилеток» О. М. Решетникова). В пейзажном творчестве И. Е. Болотеких, В. В. Бубнова, И. А. Кучмы свежие веяния выразились в поиске емкого образа природы. В 1966 был открыт художеств.-графич. ф-т МГПИ, изостудии при гор. ДК. В 1960-е гг. в Златоуст. мастерские художеств. фонда Чел. СХ пришли работать худ. Н. Анисимов, В. И. Зозуля, Д. П. Максимов, Р. А. Сафин, В. Ф. Чернышов; в 1970-е гг.— выпускники художеств.-графич. отделения Златоуст. пед. уч-ща Г. М. Куликова, А. Лохтачев (см. Лохтачёвы), Л. Малей, Г. И. Мануш, А. Сидоров. Во всех выставках наряду с профес. художниками участвовали преподаватели художеств.-графич. отделения Златоуст. пед. уч-ща: И. В. Рябов — первый преподаватель изобразит. иск-ва пед. техникума (ныне педагогический колледж), Н. И. Гарус, А. П. Дудин, Г. Засов, А. Макарычев, А. Прибытов, Ю. Н. Эйбушитц. В первые годы работы художеств.-графич. отделения пед. уч-ща Ж. преподавали художники мастерских Азеев и Сафин. С открытием в Златоусте в 1972 выставочного зала начали проводиться многообразные выставки (гор., молодежные, персон., учащихся художеств.-графич. отделения пед. уч-ща, художников изостудий и др.). В кон. 1970-х — нач. 1980-х гг. творч. бригада художников Златоуста работала на ЗМЗ. Итогом этой работы явилась выставка «Художники — металлургам» в ДК «Металлург», работы с к-рой были куплены заводским музеем. На мат-ле творч. поездок по стране создавались циклы и серии работ: «Байкальский цикл» Азеева, «На БАМе» и «По Карелии» Зозули, «Приполярный Урал» Дудина и т. д. В Чел. в кон. 1960-х гг. начали работать художники — выпускники художеств. уч-щ Свердловска, вузов Ленинграда и Москвы: Н. Д. Аникин, В. В. Качалов, Л. Н. Костина, З. Н. Латфулин, В. Г. Мишин, К. В. Фокин, П. П. Ходаев, С. Л. Черкашин, В. В. Чернилевский, В. Л. Якивец. Их иск-во основывалось на понимании пластич. формы как способа отражения не только реалий материального мира, но и сферы чувств, подсознания. В Магнитогорске появились новые имена: А. Ф. Авдеев, А. Ф. Аверин, В. Г. Волков, В. А. Портнов, А. В. Портнова (см. Портновы), Л. И. Поскрёбышев, В. М. Суворов; неск. позднее — В. С. Ванюков, А. П. Енютин, Ю. А Лиходедов, Р. А. Сафиулин, С. М. Соломатин, В. В. Чучин, Ю. В. Шумов. Актуальность сохраняла тема труд. подвига. Рос интерес к пейзажу, в к-ром проявили себя все магнитогорские живописцы: В. Портнов («Кук. Инзер», 1981; «Зимой. Инзер», 1989); Чучин («Осенний натюрморт», 1983); Сафиулин (серия «По Золотому кольцу») и др. Художники изучали формальную сторону ремесла, экспериментировали с композицией, цветом, перспективой («Портрет художника Г. Я. Соловьева» работы Суворова, 1970). В 1980 была основана Магнитогорская картинная галерея. В 1980-х гг. особое внимание уделялось изображению деятелей культуры и науки: Рябов (серия портретов музыкантов, масло и пастель), Разин («Портрет врача-психиатра Г. Б. Абрамзона», 1982); А. Портнов («Портрет В. Портновой», 1980; «Портрет Т. Ратмановой», 1982). С 1970-х гг. получили известность живописные работы худ.: А П. Калмыкова, В. А Кузнецова (Еманжелинск); П. С. Левшича и Г. М. Левшич (см. Левшичи), П. А. Сажина (Троицк); Н. М. Соловьёва (Миасс); А. Г. Фолленвейдера (Коркино). В 1980-е гг. для Ж. было характерно развитие жанра масштабной ист. картины, к-рое обусловили, с одной стороны, социальный заказ, с др.— желание художников выразить свою гражд. и этич. позицию, решая одноврем. пластич. задачи («Уходил рабочий батальон» Аникина; «Декрет о земле», «Первый трактор» Костиной; «Степан Разин» Фокина; «Первые авиаторы», «Первый спутник» Качалова; «Отечественный булат» Ходаева и др.). Выставочная деят-сть активизировалась с открытием в 1979 в Чел. Выставочного зала ЧО СХ. В 1980 в Чел. открылась выставка «Старейшие художники Южного Урала», орг. искусствоведом Л. П. Байновым. Впервые чел. зрители увидели практически забытые работы Русакова, Вандышева, Сосновского, Юдакова, Перовской. В 1990-е гг. мн. художники обратились к поиску пластич. выразительности в широком диапазоне — от традиционных форм, осн. на сюжете и предметной изобразительности, до постмодернистских исканий, обращ. к разным слоям мир. культуры (от древних цивилизаций до авангарда начала 20 в.). В 1990-е гг. в Чел. появились первые неформальные творч. группы и объединения: в 1988 — «Африканский клуб» (А. Ю. Данилов, Д. С. Демченко, А. С. Замятин, Б. Г. Чернышёв), в 1992 — «Традиция» (Аникин, Качалов, Латфулин, В. П. Меркулов, Ходаев, Чернилевский; искусствовед Г. С. Трифонова), в 1994 — «Русская провинция» (С. В. Селивёрстов, В. Н. Соловьёв, Д. Н. Сурин, Л. Б. Сурина; искусствовед Т. А Мамыкина). В 1990-е гг. художники стали обращаться к мифологич., библейской тематике («Похищение Европы» В. С. Ванюкова, 1996; «Вакх на винограднике» В. И. Захарова-Холмского, 1998; «Башня Вавилона» А. П. Крючкова, 1993); к фольклору (диптих «Частушки» Крючкова, 1995); к классике («Ростовские дали» О. П. Матвеева, 1995); к камерным семейным сценам («Семья» Р. К. Шарафутдинова, 1997). В произв. Ж. нашли отражение тревожные настроения людей, опасения за судьбу страны («Опасные игры» К. П. Черепанова, 1995). В условиях творч. свободы ярче проявились индивид. черты художников («Дорога» Ванюкова, 1998; «Теплый вечер. Набережная», «Закат» Енютина, 1996). Увеличение кол-ва нуждающихся в оформлении общест. зданий, в т. ч. культовых, способствовало проявлению дарований художников, владеющих станковой и монумент. Ж. Для полн. воплощения замысла Черепанов и Шарафутдинов в камерных произв. обращаются к древнерус. Ж. и авангарду; в масштабных — согласуют утилитарное назначение сооружений с принципами декора. Златоуст. художники также участвуют в оформлении интерьеров общест. зданий; к 60-летию Победы в Вел. Отеч. войне реставрируют росписи в ДК «Победа», музейные экспозиции гг. Златоуст. Миасс, Сатка; участвуют в выставках: в С.-Петербурге (1999), Москве («Имени Твоему»; 2000), Екатеринбурге (7-я регион. «Урал»; 2004). В Златоусте значит. влияние на развитие Ж. в кон. 20 в. оказали изостудии при ДК: нар. изостудия при ДК железнодорожников (рук. Эйбушитц); изостудия при ДК «Победа» (Н. И. Омельченко). Мн. выпускники пед. уч-ща стали известными худ.: П. и А. Лохтачевы и Мануш, основавшие мастерские декоративно-прикладного иск-ва «ЛиК»; Куликова, чл. СХ РФ; М. Медведев, работающий в г. Электростали Моск. оба.; А. Эйбушитц, художник-дизайнер (С.-Петербург); Н. Дегтянникова, преподаватель живописи в Чел. художественном училище; А. Макарычев, преподаватель живописи художеств.-графич. отделения Златоуст. пед. колледжа, и др. В 1995 художники Златоуста вышли из состава ЧОСХ и учредили свою независимую орг-цию — Златоуст. отделение Все рос. творч. общест. организации «Союз художников России». В 2001 магнитогорцы Ванюков и Портнова награждены дипломами СХ РФ за вклад в развитие совр. изобразит. иск-ва; Черепанов — Почет. дипломом Рос. академии художеств за живописное полотно «Терновый венец России» (1997). В Ж. кон. 20 — нач. 21 вв. присутствует оптимистич. начало; появились произв. жанра ню. Характерны работы Э. В. Аниконова («Обнаженная с зонтиком», 1996), Ю. В. Жулина («Клеопатра», 1995), А. А. Исаева, А. Я. Козлякова. Художники участвуют в обл., всерос., междунар. выставках; в гор. наряду с профес. художниками выставляют свои работы любители.