Кино, искусство художеств. воспроизведения действительности средствами кинематографии (от греч. kinematos — движение и grapho — пишу, черчу, рисую), т. е. с помощью киносъемки реальных, специально инсценир. или воссозданных средствами мультипликации событий. В К. синтезируются эстетич. свойства лит-ры, театр., изобразит., муз. иск-в. Гл. из специфич. выразит. средств К.: фотографич. природа изображения, монтаж. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создает непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет метафорически истолковывать действие. Техн. средства К. дают возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (ср. план), обобщ. и детализир. портрет (крупный план). В сложном творч. и производств. процессе создания кинофильма объединяется работа кинодраматурга (автора сценария), режиссера, актеров, художника, композитора, операторов и др. специалистов. Выделяют 4 осн. вида кинематографии: художеств. (игровая), документ., мультипликационная и науч.-популярная (использующая средства первых 3 видов для пропаганды науч. знаний).
Исторический очерк. Первый фильм был снят в 1888 Луи Эме Огюстеном Ле Пренсом на рулоне светочувствит. бумаги (шир. 53,9 мм) камерой, запатент. в Великобритании (скорость до 20 картинок в секунду). Офиц. датой рожд. кинематографа считается 28 дек. 1895, когда в Париже состоялся первый сеанс «Синематографа братьев Люмьер». К окончанию 1-й мир. войны (1918) кинематограф получил распространение в большинстве стран Европы и Америке. Происходило освоение собств. средств К., включая комбинир. съемки (С. Блэктон в США, Ж. Мельес и Э. Коль во Франции, В. А. Старевич в России, Дж. Пастроне в Италии), формирование специфич. актерской техники. Художеств. поиски Д. У. Гриффита (США) определялись влиянием англ. реалистич. прозы, Я. А. Протазанова и В. Р. Гардина (Россия) — опытом рус. реалистич. лит-ры и театра; М. Сеннетт и Ч. Чаплин (США), М. Линдер (Франция) развивали традиции цирковой клоунады и пантомимы. Датой рожд. звукового К. считается 6 окт. 1927 — день премьеры в Нью-Йорке фильма «Певец джаза» (пр-во Warner Brothers). Кинематограф пользовался большой популярностью в до рев. России, в т. ч. на Южном Урале. Частные коммерч. «электротеатры» (к/т) существовали во всех городах региона: в Чел.— 8, в Троицке — 4, в Оренбурге — 3, а также в крупных заводских поселках (Кыштымском, Миньярском и др. заводах). Практиковался и передвижной кинематограф; показ «туманных картинок», особенно в годы 1-й мир. войны, привлекал множество зрителей в станицах, деревнях, поселках. Современники отмечали рост популярности К. среди всех слоев об-ва, особенно среди молодежи, получившей возможность расширить кругозор. В Чел. первый киносеанс состоялся в 1904: П. М. Ожимков, владелец ресторана «Россия» на острове р. Миасс («сад-остров»), приобрел в Москве проекционный аппарат и неск. фильмов Бауэра, нанял механика-синематографиста, осветителя и тапера; демонстрировались видовая (ок. 7 мин) и игровая (15) ленты. Первый в Чел. к/т «Грезы» (владелица Штименко) находился в районе гор. сада и был популярным местом отдыха: у входа, украш. возд. шарами, был устроен буфет с газир. водой и мороженым, рядом работал тир. С первых лет существования к/т помимо развлекат. несли и информационно-просветит. функцию. Во время рус.-япон. войны демонстрировались кинохроники солдатских будней, осажд. Порт-Артура; позднее — кадры с эпизодами последнего года жизни Л. Н. Толстого. С 16 янв. 1909 в ж.-д. школе учащимся демонстрировались уч. киноролики по географии, биологии, воспитат. «картины детской шалости и проказ». 19 окт. 1909 на ул. Исетской (вост. часть совр. ул. К. Маркса), в доме И. П. Кузнецова, начал работать к/т Н. Д. Коноплева «Модерн»; здесь имелась собств. небольшая электростанция, был открыт чайный буфет Г. С. Яфаева; фильмы демонстрировались ежедневно и ежечасно с 16 до 23 ч (в воскресные и праздничные дни с 13 ч); билет стоил 20 коп. (для детей, учащихся и ниж. чинов — 10 коп.). 20 дек. 1909 в Чел. открылись 2 новых к/т: «Люкс» на ул. Уфим. (ныне к/т «Знамя») и «Комета» в районе ж.-д. вокзала (в доме Франжоли, напротив пожарной каланчи); цена билетов доходила до 50 коп. (в зависимости от места). Программа менялась 2 раза в неделю; обычно включала неск. фильмов (комич., драм., видовой) и выпуск кинохроники [«Пате-журнала» — первой в России кинохроники (запечатлела Л. Андреева, М. Горького, А. Куприна) или «Гомон-журнала»]. В гор. думу часто поступали прошения о сдаче в аренду участков земли под стр-во к/т (так, Коноплев в 1910 просил отвести ему в гор. роще 30 саж под новый к/т, пообещав выплачивать 100 руб. за аренду и продолжать устраивать бесплатные сеансы для учащихся; прошение было отклонено). 2 июня 1911 в Чел. прибыл кинооператор А. О. Дранков, командиров. Гл. переселенч. управлением для создания документ. фильма о Чел. переселенч. пункте. В связи с тем, что в 1910—11 произошли пожары в ряде к/т страны (в т. ч. в чел. к/т «Комета» в 1911), спец. комиссией при технико-строит. к-те МВД были разработаны нормативные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов (из 88 параграфов), утвержд. министром внутр. дел П. А. Столыпиным; в них оговаривались условия пожарной безопасности (2 выхода; двери, открывающиеся наружу; отсутствие промежуточных порогов и ступеней; окна, не загорож. решетками и ставнями, и т. д.). В Чел. была создана комиссия (рук.— инж. Астафьев), уполномоч. закрывать не соответствующие требованиям к/т; в уезде все к/т закрылись на ремонт. По новым правилам будки киномехаников переносились из зрит. зала за стену. 8 июля 1911 администрация «Нового клуба», владевшего к/т «Нуво» (терр. «сада-острова»), объявила о возобновлении киносеансов в новом помещении; 14 авг. открылся после рек-ции «Модерн». Вопросы организации кинопроката обсуждались на съезде деятелей кинематографии (Москва, 14 авг. 1911). До 1911 показ «немых» фильмов проходил с муз. сопровождением (игра тапера, граммофонные записи). В 1911 появилась реклама «говорящих картин»: заезжие «кинодекламаторы, смехотворцы и чтецы» удивляли публику «совершенным совпадением с изображением на экране». В 1910-е гг. чел. к/т («XX век», «Грезы», кинематограф при ж.-д. собр., «Иллюзион» и др.) были центрами досуга: в них выступали гастролирующие солисты и труппы (напр., «хор балалаечников»); исполнялись «русско-цыганские» и «малорусские, опереточные песни». Одни процветали, др. разорялись; так, закрылся из-за низких сборов к/т «Фурор» в гор. саду. В Троицке, в центре города, на ул. Нижегородской (ныне Советская), в 1910 был открыт к/т А. Г. Радеева «Марс» в специально построенном кам. здании (см. Кинотеатр им. 30-летия ВЛКСМ); неподалеку, на углу ул. Нижегородской и переулка Марковского (ныне ул. Красноарм.),— к/т «Фурор» (вскоре сгорел). В Миасском заводе действовали к/т «Звезда» и «Экспресс»; открытию последнего (4 дек. 1911) предшествовала интригующая реклама в местной газ. «Казак» (с 4 сент. из номера в номер публиковались фрагменты текста, сложившиеся в итоге в объявление: «В скором времени открывается грандиозный электротеатр “Экспресс”»). В миасских к/т выступали гастролирующие артисты, в фойе продавались местные газеты. В Златоусте первые к/т «Лира» и «Марс» были открыты в 1910—12 в дерев. зданиях на центр. площади (оба пострадали от пожара, были снесены после в 1917). Неск. позднее появились к/т «Заря» и «Колизей» [последний на ул. Ключевской (ныне Калинина); действовал до передачи в 1929 его помещения гор. архиву]. Репертуар дорев. кинематографа был разнообразен (от мелодрам до познават. документ. фильмов); включал популярные у зрителей художеств. фильмы: «Камо грядеши» по роману Г. Сенкевича (пр-во Италии), «Три мушкетера» по А. Дюма, «Идиот» по Ф. Достоевскому, «Фантомас» и др. Владельцы к/т искали разные способы привлечения публики (напр., анонсировали один и тот же фильм под разными назв.). В годы 1-й мировой войны появились агитационные киноролики («Родина в опасности», «Женский батальон смерти»); из художеств. фильмов преобладали мелодрамы («Кто без греха, кинь в нее камень», «Призрак невесты», «Месть отца»).
Советский кинематограф. С установлением Советской власти на практике стало осуществляться указание В. И. Ленина на то, что пр-во отеч. фильмов должно начинаться с хроники; появились художеств.-публицистич. (Д. Вертов), монтажные историко-рев. (Э. И. Шуб) фильмы. Влияние кинодокументализма сказалось и на историко-рев. киноэпопеях («Броненосец “Потемкин”» (1925), «Октябрь» (1927) С. М. Эйзенштейна; «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В. И. Пудовкина; «Арсенал» (1929), «Земля» (1930) А. П. Довженко и др.). Для усиления эмоцион. воздействия нек-рые фильмы демонстрировались в сопровождении воен. оркестра («Борьба за свободу народов»), В янв. 1918 при внешк. отделе Гос. комиссии по просвещению (Петроград) был создан киноподотдел. С марта 1918 в городах создавались кинематографич. к-ты, призванные решать не только вопросы кинопроката, но и пропагандистские задачи (формирование лекторских групп для организации лекций и бесед перед началом киносеансов и пр.). На 7-м съезде РКП(б) в марте 1919 вопрос о К. обсуждался в связи с организацией политико-пропагандистской и культ.-просвет. работы на селе (предписывалось «для неграмотных в деревне устраивать периодические чтения декретов и обязательных постановлений, которые сопровождались бы наглядными демонстрациями при помощи кинематографа или волшебного фонаря»). 27 авг. 1919 Ленин подписал декрет о передаче всей фотографич. и кинематографич. торговли и пром-сти на территории РСФСР в ведение Нарком-проса, к-рому доверялось: производить национализацию (по соглашению с ВСНХ) отд. фото-, кинопредприятий и всей фотокинопромышленности, реквизицию предпр., фотокинотоваров, мат-лов и инструментов; устанавливать твердые и предельные цены на фотокиносырье и готовую продукцию; осуществлять учет и контроль, регулировать деят-сть учреждений, предпр. и частных лиц, имеющих отношение к фотокиноделу, путем издания пост. В период нэпа наряду с гос. существовал и частный кинопрокат (часть к/т была отдана в аренду предпринимателям). В 1920—30-е гг. высшие парт.-сов. органы неоднократно принимали пост., касавшиеся кинематографии и кинопроката. По пост. «Об агитпропработе», принятому в 1924 на 13-м съезде РКП(б), были созданы кинокомиссии при ЦК РКП(б) и др. респ. ЦК; принят ряд мер по улучшению работы кинопроката и кинопроизводства, укреплению материальной базы сов. кинематографии. В дек. 1924 было образовано Всерос. фотокинематографич. АО «Совкино». В 1925, с реорганизацией РКП(б) в ВКП(б), киноискусство всего СССР стало подведомственно ЦК ВКП(б). В 1930 гос. объединение «Союзкино» было подчинено ВСНХ СССР; с янв. 1932 стало структурной частью НК легкой пром-сти СССР. В 1933 было создано Главное управление кинофотопромышленности при СНК СССР. С первых лет Советской власти пр-во художеств. фильмов было сосредоточено на студиях в крупных городах [«Ленфильм» (1918), «Мосфильм» (1924) и др.]; в регионах, в т. ч. на Южном Урале, развивалась система кинофикации. В 1920-е гг. существовали к/т гос., коммерч. и принадлежавшие различным общест. и кооп. орг-циям. 20 авг. 1924 на заседании президиума Чел. окрисполкома обсуждался вопрос о создании товарищества по организации в округе кинематографов (уставный капитал 40000 руб.); его учредителями выступили окрисполком и райисполкомы. В сентябре 1924 было создано Чел. окружное т-во «Кино», к-рое существовало за счет паевых взносов; в 1924 владело к/т «Луч», «Возрождение», «Спартак», в 1925 — 3 к/т («Кино № 1» — в городе, «Кино № 2» — на станции, «Кино № 3» — на копях) и 2 кинопередвижками. 27 нояб. 1929 Чел. горсовет принял пост. об открытии 1 дек. 1929 нового к/т «Пролетарий» (на углу ул. Кирова и Труда). В кон. 1920-х гг. было создано Чел. отделение «Уралсовкино». 21 июня 1931 пост. Президиума Чел. горсовета все к/т были переданы в ведение Урал. обл. кинообъединения. В 1933 образцовой считалась работа «звукового театра» Магнитостроя, где проводились меропр. для детей с просмотрами и обсуждением фильмов (напр., фильм «Законы дружбы» положил начало «развивающей работе... как пионеры УМС помогают заводу»), конф. ударников, беседы и др. После образования Чел. обл. пост. оргкомитета Советов области (от 12 марта 1934) на базе Чел. обл. конторы Уралкинотреста был создан Чел. обл. кинотрест по эксплуатации и стр-ву киносети, в ведение к-рого была передана (от обл. конторы, местных Советов, кооперации и др. орг-ций) гор. и сел. киносеть, за исключением принадлежавшей колхозам, МТС, школам, клубам, органам НК Военмор, исправит.-труд. учреждениям и кинотресту «Союзэкран». Управляющим обл. кинотрестом был назначен А. А. Корчемкин (с 1908 пом. киномеханика; в 1925 организатор первого на Урале радиоузла; в 1932—34 нач. техн. сектора «Госкино» в Свердловске). Обл. кинотрест подчинялся облисполкому и Управлению кинофикации при СНК РСФСР, находился на ул. Рабоче-Крест., 36, имел 28 отделений; в его ведении были к/т: «МЮД» (ул. Рабоче-Крест.), «Пролетарий» (ул. Труда, у моста), «Рот-Фронт» (гор. сад) — Чел.; им. В. К. Блюхера (Ишим), им. Н. К. Крупской (Далматово), «Магнит» (Магнитогорск), «Марс» (Троицк), «Октябрь» (Камышлов), «Октябрь» (Ялуторовск), «Прогресс» (Курган), «Ударник» [Златоуст; открыт в 1920-х гг. на ул. Павловской (Аникеева) в здании бывшего оптового склада купца 2-й гильдии Соколова; в разные годы носил назв. «Заря», «Горкино»; действовал до 1972], «Энергия» (Миасс). К 1940 в Челябинской обл. было 302 киноустановки, в т. ч. 175 звуковых. Каждый жит. Чел. имел возможность посетить к/т в ср. 3—4 раза в год. В жанровом отношении репертуар к/т был разнообразен; включал комедии, драмы, кинороманы, кинофарсы, киношаржи, комич. феерии. Фильмы подразделялись на категории: безусловно разреш.; разреш. с ограничением показа в рабочекрест. аудитории («Девушка из кабачка», «Великий соблазн»); фильмы из ранее запрещ. («История одного брака»); временно разреш. для демонстрации в центр. районах Москвы («Женщина-маска», «Краденое счастье»); разреш. для демонстрации, за исключением подростков до 16 лет («Гигиена брака и половой вопрос», «Омоложение»); разреш. для демонстрации, за исключением рабоче-крест., красноарм. аудитории и подростков до 16 лет («Трагедия любви», «Слепая любовь»). Тематически приоритетными в 1930-е гг. стали фильмы о рабочем классе, колх. крестьянстве, руководящей роли партии в установлении Советской власти и социалист. стр-ве [«Встречный» (1932; реж.: Ф. М. Эрмлер, С. И. Юткевич), «Чапаев» (1934; реж.: Г. Н. и С. Д. Васильевы; в гл. роли Б. А. Бабочкин), трилогия о Максиме (1935—39; реж.: Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг; в гл. роли Б. П. Чирков), «Мы из Кронштадта» (1936; реж. Е. Л. Дзиган, сценарий Вс. В. Вишневского), «Депутат Балтики» (1937; реж.: А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц; в гл. роли Н. К. Черкасов), «Щорс» (1939; реж. Довженко)]. Большой популярностью пользовались комедии, в т. ч. муз. [«Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938); все — реж. Г. В. Александров]. С 1920-е гг. особое внимание уделялось фильмам для детей — игровым и науч.-популярным. С 1930-х гг. стало практиковаться использование киносъемок в науч. исслед. (первонач. в осн. «закрытой» тематики). В годы Великой Отечественной войны первостеп. значение приобрело документ. К. («Разгром немецких войск под Москвой», 1942, реж.: Л. В. Варламов, И. П. Копалин и др.); монтаж и авторский текст придавали документ. лентам художеств.-публицистич. характер [«Битва за нашу Советскую Украину» (1943; реж.: Довженко, Ю. И. Солнцева), «Освобожденная Франция» (1944, Юткевич), «Берлин» (1945, Ю. Я. Райзман)]. В воен. годы снимались художеств. фильмы выраженно патриотич. содержания, в большинстве «идеологически выдержанные» [«Секретарь райкома» (1942; реж. И. А. Пырьев, сценарист И. Л. Прут, в гл. роли В. В. Ванин), «Она защищает Родину» (1943; реж. Эрмлер, сценарист А. Я. Каплер, в гл. роли В. П. Марецкая), «Человек № 217» (1944; реж. М. И. Ромм, сценарист Е. И. Габрилович, в гл. роли Е. А. Кузьмина), «Нашествие» (1945; реж. А. М. Роом, по пьесе Л. М. Леонова, в гл. роли О. П. Жаков) и др.]. Появлялись и комедии, осн. на воен. мат-ле (Юткевич, К. К. Юдин). В воен. период киносеть Чел. обл. сократилась. В кон. 1943 бюро обкома партии приняло пост. «О мерах по улучшению кинообслуживания населения Челябинской области»; было завершено стр-во к/т «Октябрь» (Челябинск). В 1944 были открыты к/т в Магнитогорске, Нязепетровске, Сатке; началось стр-во к/т в Коркино. Работали гос. и проф. киноустановки, в т. ч. передвижные на шахтах и разрезах Копейска, Коркино, в клубах пос. им. Дзержинского, Роза, в Центральном клубе строителей и ПКиО Чел. За 11 мес 1943 в клубе ЧТЗ было проведено 840 киносеансов (362 880 зрителей). В послевоен. период продолжалось интенсивное расширение киносети: в 1950 на территории области действовало 499 киноустановок с платным показом, в 1960 — 1129 (в т. ч. 596 сел.), в 1965 — 1629 (1224). В 1958 были построены к/т в Кыштыме (330 мест), Магнитогорске, пос. Троицкой ГРЭС; в 1959—65 в Челябинской обл.— 29 новых к/т (10 723). По итогам Всерос. общест. смотра работы учреждений культуры магнитогорский к/т им. Горького был награжден дипломом «Лучший кинотеатр РСФСР». (О развитии киносети см. также: Кинофикация; Культура и искусство.) Ежегодно проводилось 725 тыс. сеансов художеств. и 527 науч.-популярных и документ. фильмов. Ср. посещаемость к/т на душу населения выросла с 12,2 (в 1950) до 22,1 раза в год (1958); к сер. 1960-х гг. в городах — 20,5, на селе — 25,3 раза в год. В Карабаше работала школа киномехаников. Обл. контора по прокату кинофильмов Госкино РСФСР имела отделения в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте и Троицке; в 1988 была преобразована в ПО «Челябоблкиновидеообъединение» (см. Кинофонд). В 1963 была создана киностудия «НИИИТ-фильм» (см. «Садаков-фильм»), в 1971 — «ЧТЗ-фильм» и «Лазурь-фильм». В 1950—80-е гг. в области работали десятки любит. киностудий, фильмы к-рых были отмечены наградами Всесоюз., респ. смотров и конкурсов (см. Кинолюбительство). В 1957 прошел Кинофестиваль мультипликационных фильмов (Челябинск), в 1967 — 1-й обл. Фестиваль кино (Челябинск, Магнитогорск), в 1977 — 4-й Всесоюзный смотр фильмов о рабочем классе. В отеч. киноискусстве 1960—70-х гг. значит. усилилось внимание к частной жизни, внутр. миру человека в обыд. и экстремальных обстоятельствах; ведущим жанром стала кино-повесть [«Большая семья» (1954), «Дорогой мой человек» (1958) — реж. Хейфиц; «Весна на Заречной улице» (1956; реж.: М. М. Хуциев, В. Е. Миронер); «Два Федора» (1959, Хуциев); «Летят журавли» (1957; М. К. Калатозов); «Судьба человека» (1959, С. Ф. Бондарчук); «В огне брода нет» (1968, Г. А. Панфилов); «Служили два товарища» (1968, Е. Е. Карелов); «Белое солнце пустыни» (1970, В. Я. Мотыль)]. В фонд шедевров мир. кинематографа вошли фильмы реж.-новаторов С. И. Параджанова («Тени забытых предков», 1965), К. Г. Муратовой («Короткие встречи», 1967), А. А. Тарковского («Андрей Рублев», 1969), А. Г. Германа («Проверка на дорогах», 1971, вышел на экраны в 1986) и др., мн. из к-рых в сов. годы не были допущены к широкому прокату. В сов. период, несмотря на идеологич. регламентированность, сформировались целые школы отеч. киноискусства. Глубина художеств. обобщения и психол. достоверность присущи фильмам разных жанров — от мелодрамы и вестерна до эпопеи и притчи [«Калина красная» (1974, В. М. Шукшин); «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974, Н. С. Михалков); «Ирония судьбы, или С легким паром» (1974, Э. А. Рязанов); «Восхождение» (1977, Л. Е. Шепитько); «Сибириада» (1978, А. С. Кончаловский); «Осенний марафон» (1983, Г. Н. Данелия); «Полеты во сне и наяву» (1983, Р. Г. Балаян); «Парад планет» (1984, В. Ю. Абдрашитов) ], в т. ч. мультипликационным [«Ежик в тумане» (1975), «Сказка сказок» (1979) Ю. Б. Норштейна]. К. находилось в центре общест. внимания. Практиковались т. н. культпоходы труд. и учения, коллективов в к/т и театры с последующим обсуждением фильмов и спектаклей. При к/т, ДК и вузах области действовали клубы любителей К.; проходили встречи с актерами и режиссерами, дискуссии (см., напр., «Кентавр»). К/т «Знамя» с 1960-х гг. специализировался на демонстрации документ., элитного, т. н. трудного кино. Большинство к/т в 1970—80-е гг. привлекало массового зрителя фильмами, ориентир. на жанровую систему зап. кино («Москва слезам не верит» В. В. Меньшова, «Пираты XX века» Б. В. Дурова, «Экипаж» А. Н. Митты; все — 1980).
Кино в годы перестройки и постсоветский период. В условиях назревавшего кризиса сов. системы отд. режиссеры в сер. 1980-х гг. снимали фильмы, в к-рых ист. реальность противопоставлена офиц. идеологии [«Мой друг Иван Лапшин» Германа (1984); «Покаяние» Т. Е. Абуладзе (1984, вышел в 1987)]. В 1980-е — нач. 1990-х гг. как антитеза эстетике соцреализма появились произв. «шокового реализма» («Чучело» Р. А Быкова, 1984; «Иди и смотри» Э. Г. Климова, 1985; «Маленькая Вера» В. В. Пичула, 1988; «Дни затмения» А. Н. Сокурова, 1988; «Город Зеро» К. Г. Шахназарова, 1989, и др.), фильмы постмодернистского характера («Зеркало для героя» В. И. Хотиненко, 1987; «Асса» С. А. Соловьева, 1988, и др.). Последними хитами сов. К. были мелодрама П. Е. Тодоровского «Интердевочка» (1989), гротесковая комедия Рязанова «Небеса обетованные» (1991). В годы перестройки значит. увеличилось кол-во игровых лент, в т. ч. выпускавшихся независимыми кинообъединениями. Наиб. значит. оказались работы мастеров старшего поколения («Бесконечность» Хуциева, 1991). В 1990-е гг. усилился антагонизм между элитарным (Абдрашитов, Сокуров и др.) и массовым К., к-рое в разных жанрах (бытовой и криминальной мелодрамы, бытового анекдота, нар. комедии) достаточно точно отображало круг проблем, волнующих массовую аудиторию (Д. Х. Астрахан, А. Н. Эйрамджан, Меньшов, А. В. Рогожкин и др.). Среди первых рос. блокбастеров, обращ. к поиску общенац. идеи, были «Утомленные солнцем» (1994) и «Сибирский цирюльник» (1999) Михалкова, «Русский бунт» (2000) А. А. Прошкина. Сеть кинопроката сократилась. Открывалось множество видеосалонов, где демонстрировались преим. заруб. фильмы (в т. ч. низкопробные). На рубеже 20—21 вв. в стране действовало ок. 10 студий кинохроники и ок. 100 негос. фильмопроизводящих структур. Появились фильмы, вызвавшие большой общест. резонанс: «Страна глухих» (1998) В. П. Тодоровского, «Кукушка» (2002) Рогожкина, «Возвращение» (2003) А. П. Звягинцева, «Свои» (2004) Д. Д. Месхиева; нек-рые были отмечены на междунар. кинофестивалях. Новые техн. средства (видеомагнитофоны, позднее DVD-плееры и домашние к/т) составили альтернативу телевидению, к-рое с 1950-х гг. играло существ. роль в пропаганде киноискусства. Для привлечения аудитории ТВ стало включать в программы многочисл. сериалы (первонач. заруб., позднее и отеч. пр-ва); к/т преобразовывались в культ.-досуговые центры. В Челябинской обл. появились «Урал-КиноМАКС» и «Победа-КимоМАКС», мн. к/т подверглись рек-ции (см.: «Аврора», «Искра», «Магнит», «Родина», «Россия», «Экран»). В чел. к/т «Знамя» стали проводиться кинофестивали: «Неигровое кино, известное и неизвестное», «Мир без границ» (посв. проблемам людей с огранич. физ. возможностями), «Мультипликашки»; всерос.— «Фестиваль фестивалей», фестиваль христианских фильмов «С верой, надеждой и любовью» и др. В Челябинской обл. проходят фестивали: «Новое кино России», «Хрустальная слеза») «Неправильное кино» (Челябинск, Магнитогорск; как альтернатива «видеоширпотребу»); Всерос. студенч. фестиваль «Киноискусство вчера, сегодня, завтра: взгляд молодых» (с 2006, Чел.; включает демонстрацию работ студентов режиссерских ф-тов вузов России, а также Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Украины; показ дипломных работ мастеров отеч. кинематографа — Абдрашитова, Н. Н. Губенко, Климова, Михалкова, Соловьева и др.). В мае 2006, к 100-летию С. А. Герасимова, в Чел. впервые прошел кинофестиваль «Любить человека»; его ученики заложили памятную аллею в с. Кундравы; в Москве на юбилейных торжествах 21 мая было принято решение сделать фестиваль «Любить человека» постоянным и проводить его на Южном Урале. В 2007 фестивальные меропр. прошли в Чел., Златоусте, Коркино, Кундравах, Миассе, Сатке, Чебаркуле; гл. событием стал междунар. конкурс молодежного короткометражного фильма «Любить человека. Взгляд молодых». На территории Челябинской обл. в разное время снимались художеств. фильмы: в Миассе — «Журналист» (1967, реж. С. А. Герасимов); в Сатке — «Человек со свалки» (1984, Б. С. Горлов), «Барак» (1997, В. Г. Огородников), «Красное небо. Черный снег» (2000; реж. Огородников, сценарист В. Д. Петров) в Златоусте — «Человек, которому везло» (1978, реж. К. В. Ершов) сценарий — Ершов, Г. А Панфилов), «Игры мотыльков» (2004; реж. Прошкин; сценарий — Г. Арбузова, В. Железников при участии Прошкина и В. Козлова); в Чел.— «Татьянин день» (2006; фильм серии «Улицы разбитых фонарей»). В 2001 в Челябинской обл. проходили съемки отд. эпизодов сериала «Одна любовь души моей» (посв. А. С. Пушкину) реж. Н. С. Бондарчук). Среди художеств.-документ. лент: «Угольная пыль» (Копейск, 2005; реж. М. С. Мирошниченко; фильм отмечен более чем 10 рос. и междунар. призов); «Люди уральского завтра» (Златоуст. Миасс; 2005; реж. М. Кайяр; фильм снят в рамках междунар. проекта, инициир. РИА «Новости»); «Черная голова» (Карабаш, 2007; реж. Мирошниченко) и др. В Нагайбакском районе) сняты киноочерки «Здравствуйте, нагайбаки» (1994; сценарист и реж. Р. И. Эйленкриг, авт. текста В. В. Понурое), «Гумбейка — радость моя» (1995; сценарист А. М. Маметьев, реж. Эйленкриг, авт. текста Понуров). С Чел. обл. биографически связаны известные реж. Герасимов, С. В. Мирошниченко, Л. Л. Оболенский, Панфилов; арт.: Л. С. Броневой, В. Н. Иванов, Х. Клеринг, Н. Н. Кутузов, В. В. Медведев, А. В. Мезенцев, Н. Н. Мерзликин, И. П. Оболдина, А. В. Панин, А. Ш. Пороховщиков, Я. Ю. Цапник (сын Ю. В. Цапника) и др. В янв. 1999 в Чел. был открыт общест. Музей-квартира Оболенского (дир. Т. Н. Мордасова), к-рый с февр. 2007 имеет статус муниципального учреждения культуры «Кинообразовательный центр им. Л. Оболенского». Благодаря подвижнич. деят-сти Б. А Краснопёрова в с. Кундравы (Чебаркульский район) открыт Музей им. С. А. Герасимова (2004). Чел. писатель В. А. Вафин — сценарист 2-серийного художеств. фильма «Маэстро с ниточкой» (Ассоциацией кинокомпаний Италии включен в список лучших рос. фильмов 1990—92), исполнитель одной из ролей; инициатор проекта ЧГТРК, в рамках к-рого демонстрировались фильмы «Остров Детство», «Потерянные» и «Пробуждение», цикл «Опасная зона» (1997). Гл. реж. Магнитогорского драм. театра С. В. Пускепалис снялся в фильме «Простые вещи» (2007; реж. А. Попогребский; на фестивале «Кинотавр» фильм получил Гран-при, призы за лучшую режиссуру и лучшую муж. роль), чел. дзюдоист В. В. Макаров — в сериале «Кадетство». Для пропаганды киноискусства в Челябинской обл. в разное время мн. сделали: Ю. М. Березин, О. В. Конфедерат, Е. И. Куприянова, Т. А. Либерман, В. И. Мазова, Мордасова, В. К. Морозов, Л. А. Пашнина, О. И. Рутковский, Ю. П. Черкасов, К. М. Юсупов и др.