Культура и искусство Челябинской области. Культура — специфич. способ человеч. деят-сти и возникающая в результате этой деят-сти совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеч. об-вом и характеризующих уровень его развития, систему существующих социальных норм и отношений. Помимо общечеловеч. существуют культуры отд. народов. Выделяют материальную и духовную культуру. Исторически происходит эволюционная смена форм культуры: от первонач. сел. (нар.) через ряд промежуточных и смешанных форм к гор., включающей различные субкультуры (молодежную, андеграундную, поп-культуру, маргинальную и т.д.). В узком значении выделяются частные виды культуры, связ. с конкретными формами ее реализации,— устная, книжная, художеств., бытовая, виртуальная и др. Иск-во — неотъемлемая часть культуры, особая форма общест. сознания, отражения и воспроизведения действительности в различных художеств. формах (изобразит., муз., театр., киноискусство и др.).
Очерк культурной истории края. Ист. основу формирования многогранной и интегрир. культуры региона составляют культ. традиции коренного населения Южного Урала, начиная с древнейшего: индоиранцев (оставивших памятники синташтинской, фёдоровской культур), угров (черкаскульская, южнозауральская, чебаркульская, кысыкульско — суртандимская культуры), тюрков (пам. Городищенское-9, Елантау, Кайнсай и др., кам. изваяния). Начавшаяся в 16 в. колонизация Южного Урала сопровождалась культ. освоением края русскими, при этом происходил процесс взаимопроникновения и обогащения традиций материальной и духовной культур поселенцев и коренного населения — башкир. В 18 в. деят-сть Оренбургской экспедиции и академических экспедиций, создание Оренбургской военно-пограничной линии стимулировали культ. развитие края. Интенсивное социально-экон. развитие региона (стр-во крепостей, городов-заводов, монастырей) способствовало пробуждению культ. самосознания рус. населения и местных народов. В 18—19 вв., с развитием городов и горнозаводской промышленности, формировалось европеизир. направление в культуре. Профес. иск-во получило распространение на Южном Урале первонач. именно в среде заводских рабочих мастеров (см.: Златоустовская гравюра; Каслинское литьё; Кусинское литьё). Культ. развитию населения способствовали приобщение к общерус. культуре, отеч. и мир. иск-ву, развитие начального образования, формирование горнозаводской системы образования, культурно-просветительная работа земств. В ходе пром., экон. развития края усиливалась тенденция к специализации деят-сти ученых, инженеров, ремесленников и художников, выявлению в нар. среде самобытных талантов. В 19 — нач. 20 в., в условиях социально-экон., пром. модернизации и урбанизации, выделились гор., сел. и заводская субкультуры (с различными ценностными установками, темпами, формами развития и в разной степ. подверж. влиянию этнич., сословных и конфессион. факторов). Спецификой культ. облика региона являлось наличие у каждого уездного города особого исторически сложившегося культ. профиля. На рубеже 19—20 вв. в структуре культ. потенциала региона выделилось 2 осн. компонента: один — связ. происхождением с традициями крест. (см. Крестьянство) и мещанско-купеч. (см. Купечество) среды; др.— с развивающейся (в первую очередь в гор. среде) системой новых художеств.-эстетич. ценностей и вкусов, осн. на приоритетах общест. пользы, науки и просвещения, здорового образа жизни и следования моде. Существ. роль в ускор. развитии края сыграло стр-во Транссибирской железнодорожной магистрали: с ростом городского населения, неоднородного по социальному и этнич. составу, стремительно менялись архит. и социокульт. облик города, образ жизни, одежда и гор. быт. Общими тенденциями являлись: в облике населенных пунктов — усложнение и стандартизация архит. сооружений (без элементов нац. традиций), вытеснение архаичных, беспорядочных форм и внедрение плановой застройки; ускор. прогресс в материально-бытовой, пром.-технолог., организационно-деловой, науч.-познават. и художеств. сферах культ. развития; укоренение рационально-утилитарных и определ. эстетич. представлений в организации бытовой жизни; европеизация различных сфер повседневной жизни. Для массовой публики сохраняли привлекательность такие виды развлечений, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров (муз. сценки, выступления комиков, трагиков и танцоров). Современники называли гл. культ.-увеселит. заведением Чел. 1860-х гг. балаган с марионетками, напоминающий совр. кукольный театр. Состоят. жит. Чел. и Троицка посещали рестораны и клубные собр. В 1870-е гг. в Чел. пользовался популярностью т. н. сад-остров, представлявший собой культ. комплекс, где играл духовой оркестр, работал летний театр, устраивались увеселит. меропр., концерты исполнителей рус. и цыганской песни, музыкантов-инструменталистов; в кон. 19 в. остров был передан гор. пожарному об-ву, курировавшему работу увеселит. заведений. Первыми клубными учреждениями в Чел. явились Клуб гор. общест. собр. (1869), ж.-д. общест. собр., осн. на системе членства и взносов; собр. располагали зрит. залом, помещением для бильярда и карточной игры, буфетами. В чел. «Новом клубе» практиковались танцы под аккомпанемент оркестра или рояля, маскарады, часто имевшие политизир. направленность: в жанрах пародии и шаржа участники демонстрировали свое отношение к злободневным полит. проблемам. В нач. 20 в. социокульт. жизнь региона представляла собой активно развивавшуюся систему; усилились тенденции интеграционного характера, выразившиеся в ассимиляции элементов культ.-бытовых традиций разных социальных слоев населения. На основе различных нар., нац. традиций и технологий (кустарно-крест., ремесл.-гор., пром.) и профес. художеств. культуры интенсивно формировалась регион.художеств. культура. Профес. художниками закладывались основы художеств. образования. Инициатива мн. культ. начинаний принадлежала попечит. об-вам (в частности, Обществу попечения о начальном образовании в г. Челябинске), к-рые содержали и финансировали воскресные школы, книжные магазины, библиотеки и читальни, сиротские приюты; оказывали материальную помощь учителям и их детям; организовывали культ.-просвет. меропр.; учредителями об-в были чиновники, преподаватели, врачи, представители духовенства. В Миасском заводе помощь учащимся книгами, пособиями, деньгами, вещами оказывало об-во «Трилистник», в Каслинском заводе — просветит. комиссия при об-ве потребителей. В Чел. на общест. началах действовали Общество дошкольного воспитания, сан. попечения, помощи голодающим. Культ. развитию региона способствовали благотворительность и меценатство. В Чел. в этой сфере выделялись семья Покровских, купец В. М. Колбин; в Златоусте — Ф. А. Злоказов (см. Злоказовы), В. М. Фетисов, купец М. Пучков; в Верхнеуральске — купец Г. Куликов. В нач. 20 в. получило развитие любит. художеств. творчество, в частности театр. самодеятельность. Самодеят. коллективы, создававшиеся в городах, заводских поселках, не были массовым явлением. С 1903 в Чел. при Гор. общест. собр. действовало музыкально-драматическое общество; в 1909 в об-во влился нар. хор, орг. по инициативе податного инспектора В. А. Михайловского для пропаганды нар. музыки. Об-во являлось организатором «разумных развлечений» — гастролей, детских утренников, концертов, спектаклей; так, на сцене Нар. дома (см. Народные дома) ставились спектакли по произв. классиков рус. лит-ры («Обрыв» И. А. Гончарова, «Мещане» М. Горького, «Без вины виноватые» А. Н. Островского). При муз.-драм. об-ве действовали хоровая и драм. труппы, мусульм. отделение. В Верхнеуральске в 1907—12 самодеят. артисты — чл. местного муз.-драм. об-ва — участвовали в спектаклях приезжих трупп («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Лес» Островского, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина); осуществляли собств. постановки («Счастливый день», «Дочь русского актера», «Заяц»). Ученики воскресной школы на Кочкарских приисках поставили спектакли «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье» Островского и др. Драм. труппы из рабочих были в Миньярском заводе и ж.-д. мастерских Златоуста. В Троицке об-во приказчиков и мусульм. благотворит. об-во (см. Мусульманские благотворительные общества) силами своих чл. ставили спектакли для мусульм. населения. В Кыштымском заводе любители драм. иск-ва поставили комедию «Лакомый кусочек» и водевиль «С места в карьер» (май 1900); сбор от представлений шел в пользу бедных. Организация любит. спектаклей нередко имела благотворит. цели — помощь малоимущим учащимся, семьям раненых и погибших в годы 1-й мировой войны и др. В нач. 20 в. в практику вошли выступления любит. симф., духовых и струнных оркестров. Высокая степ. профессионализма отличала чел. симф. оркестр, орг. в 1907 Г. Д. Моргулисом (см. Оркестры). В Южноурал. городах и заводских поселках оркестровая музыка звучала на концертах, сопровождала зрелищные и общест. меропр., предваряла показ картин в электротеатрах (к/т). Современники отмечали рост популярности кино среди всех слоев об-ва, особенно среди молодежи, получившей возможность расширить кругозор и обрести новую сферу общения. Развивалась сеть электротеатров, к-рые в форме частных коммерч. предпр. существовали не только во всех городах региона, но и в крупных заводских поселках (Миньяре, Кыштыме). Практиковался и передвижной кинематограф; показ «туманных картинок» (диапозитивов) привлекал множество зрителей в станицах, деревнях, поселках. На Юж. Урал приезжали профес. театр. труппы, выступавшие в провинции сезонно, в рамках частной антрепризы; в их репертуаре преобладали легкие комедии, водевили, психол. драмы, мелодрамы, оперетты. В 1911 моск. артисты супруги Глебовы представили в Верхнеуральске мелодрам. миниатюры. В 1910-х гг. в Чел. гастролировали столичные театр. коллектив ы, представлявшие преим. постановки классич. репертуара с участием П. П. Гайдебурова, Г. Г. Ге, В. Ф. Комиссаржевской, Н. Падарина. В нач. 20 в. Чел. посетила часть оперной труппы И. Я. Альтшулера, в 1913 — оперная труппа О. Славянской и П. Кузнецова («Нерон» Г. Ф. Генделя, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Жизнь за царя» М. И. Глинки) и малорос. труппа («Цыганка Аза» М. П. Старицкого, «Наталка-Полтавка» Н. В. Лысенко, «Вий» Н. В. Гоголя). В 1907 и 1915 успешно прошли выступления Славянской капеллы; в нач. 1916 — концерт скрипача К. Думчева, весной — спектакли труппы Императорского Петрогр. балета с примой-балериной Е. Смирновой («Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Баядерка» И. Кальмана, «Умирающий лебедь» Ш. К. Сен-Санса). Особой популярностью пользовались цирковые представления гастрольных трупп. В янв. 1900 «проездом из Челябинска в Екатеринбург» в Кыштыме выступал цирк Панкратова. В Чел. и Златоусте существовали стационарные дерев. помещения для цирка. В нач. 20 в. приобщение жит. региона к информационному пространству осуществлялось через общерос., губерн. и местную периодич. печать. Среди СМИ были как общест.-полит., так и профес.-корпоративные изд. Газ. «Голос Приуралья» (В. А. Весновский, П. М. Злоказов, И. Колотовкин, Н. Н. Накоряков, А. Г. Туркин, В. Т. Юрезанский), «Приуралье», «Приуральский край», «Жизнь Приуралья» кроме информ. о текущих событиях помещали на своих страницах мат-лы по истории лит-ры, рецензии на спектакли, лит.-критич. обзоры; знакомили читателей с творчеством литераторов. Выходили изд. кооператоров и потребителей «Известия челябинского общества потребителей рабочих и служащих» (с 1909) и «Наш союз» (с 1913). В Троицке издавались сатирич. лит. журналы для мусульм. населения «Айкап» и «Акмулла». Частная периодика отводила значит. место рекламе, внедряя в сознание читателей новые стандарты потребления, внеш. облика человека, быта и досуга. Частные общест.-полит. газ. «Зауралье» и «Степь» (С. Малых, Л. С. Сосновский, Ф. Ф. Сыромолотов, С. Ужгин) имели репутацию оппозиционных. Среди образов. гор. публики пользовались популярностью столичные газ. «Правительственный вестник», «Новое время», «Русские ведомости», «Русское слово»; ж. «Нива», «Вокруг света», «Природа и люди», «Фотограф-любитель», «Огонек», «Псовая и оружейная охота»; детские изд. «Стрекоза», «Светлячок», «Дело и потеха» и др. Составной частью культ. прогресса являлось развитие библ. сети. В 1912 в Оренбургской губернии насчитывалось 158 читален и библиотек (из них в Чел. уезде — 17, в Троицком — 15, в Верхнеурал.— 25). Развитие библиотек курировалось органами гор. и земского самоуправления, администрацией шк. учреждений, общест. орг-циями. Б-ка Троицкого об-ва приказчиков, созданная библ. комиссией, имела в фонде рус. классику, книги по истории, комплект мусульм. изд., а также «Русское богатство», «Современный мир», «Былое», «Вестник приказчика», «Русское слово». В Чел. и Троицке действовали спец. мусульм. общест. б-ки. Значит. помощь в формировании книжных фондов Кочкарской и Златоуст. заводской б-к оказывал известный библиограф Н. Н. Рубакин. Интенсивно росла сеть книжных магазинов, к-рые не только продавали печатную продукцию, но и оказывали клиентам помощь в приобретении книг со складов в столицах. В 1915 в Чел. был учрежден К-т по организации разумных развлечений, предложивший образовать в городе 3 районных центра внешк. образования со своей сетью культ. учреждений (библиотека с детским отделением, книготорг. склад, зал для массовых просветит. и зрелищных меропр., склад наглядных пособий, передвижной кинематограф, образоват. и художеств. музей и пр.). Важным фактором культ. развития социума является наличие интеллигенции — внесословной и внеклассовой совокупности самостоят. профес. групп, объедин. общими мировоззренч. и моральными установками; критерием принадлежности к интеллигенции условно принимается образованность. По данным Всерос. переписи 1897, числ. лиц с высшим и ср. (общим и спец.) образованием в Челябинском уезде (без уездного центра) составляла соответственно 42 и 496 чел., в Чел. — 88 и 733; в Златоустовском уезде — 30 и 239, в Златоусте — 34 и 170; в Троицком уезде — 36 и 447, в Троицке — 72 и 675; в Верхнеуральском уезде — 36 и 287, в Верхнеуральске — 22 и 106. Результатом развития в теч. 19 — нач. 20 в. в регионе всех звеньев системы образования (включавшей разные типы начальной и средней школы) был устойчивый рост уровня грамотности населения, к-рый является одним из осн. параметров культ. развития. По данным переписи 1897, в Оренб. губ. грамотными были 20,4% жит., из них в городах — 36,4%; в сел. местности грамотных мужчин 29%, женщин — 8,4%. Доля грамотных рабочих составляла в Оренб. губ. 33,1%, в Уфимской губернии — 38,2%. К нач. 1-й мир. войны в нек-рых насел. пунктах, в т. ч. в Чел., местными органами власти было принято решение о введении всеобщего начального образования. К 1917 кол-во грамотных горожан в регионе увеличилось (по сравнению с 1897) на 10%. По документ. свидетельствам, стремление к знаниям отмечалось во всех слоях населения, особенно в непривилегированных. (См. также Оренбургское казачье войско: образование и культура.)
Культура и искусство 20 — начала 21 в. В период рев-ции 1917 и Гражданской войны, с установлением Советской власти, рев. преобразованиями в экон. и социальной жизни страны, произошла радикальная трансформация социально-культ. ин-тов и отношений, общест. и индивид. сознания; подверглись преследованиям нек-рые виды К. и и., в частности связ. с религ. сферой. Культ. рев-ция осуществлялась в форме массовых общест.-полит. кампаний (антирелиг., библ. культпоходы, ликвидация неграмотности и др.), культ.-образоват. реформ (введение всеобщего обязат. начального образования, политехнизация школы). В 1918 в Чел. были организованы Культурно-просветительное общество, Нар. ун-т (см. Народные университеты), музей местного края (ныне Челябинский краеведческий музей); в 1920 — муз. школа для детей красноармейцев и детей чл. профсоюзов; начала складываться система муз. образования (см.: Детские школы искусств; Дополнительное образование детей). В 1923 в Чел. создана Ассоциация художников революционной России, в 1936 — театр оперетты, Чел. и Магнитогорская организации СХ; в 1938 в Магнитогорске — симф. оркестр. В 1930-е гг. было организовано РВ. В середине 1930-х гг. состоялась выставка «Урало-Кузбасс в живописи». Активно возникали литературные объединения, создана обл. орг-ция писателей. В 1935 был объявлен конкурс на лучший район по постановке библ. дела: перед каждой сел. б-кой поставлена задача увеличить книжный фонд до 5 тыс. томов, провести его ремонт и ревизию, обслужить через передвижные б-ки 2 тыс. колхозников. В середине 1930-х гг. в Челябинской обл. издавалось 68 районных газет, в т. ч. 11 тат., 4 башк., 2 казахских (см. Издания на национальных: языках). Происходил стремит. рост числа культ., образоват. учреждений. Так, в насел. пунктах, ныне относящихся к Чел. обл., в 1927 библиотек насчитывалось 161 (общий книжный фонд 799,6 тыс. экз.), в 1932 — 270 (644,4), в 1934 — 512 (684,8), в 1937 — 455 (1514,1); клубных учреждений — соответственно 304, 425, 589 и 626; театров — 7, 7, 12 и 11; кино-установок — 75 (в 1927), 299 (в 1932), 650 (в 1934), данные на 1937 отсутствуют. Появлялись новые формы культ.-просвет. работы: избы-читальни, кр. уголки, театрализ. «живые газеты», агитколлективы «Синяя блуза» и мн. др. Все культ. преобразования носили идеологизир. характер: классовые приоритеты ставились выше общечеловеч., работа по патриотич. воспитанию была неотделима от коммунист. пропаганды. К нач. 1940-х гг. в области была широко развернута воен.-оборонная работа, в к-рой активно участвовали культработники. 1941—45. С началом Великой Отечественной войны отдел пропаганды Челябинского обкома партии провел совещание рук. культ.-просвет. учреждений (МГУ), дир. театров и к/т, посв. организации работы в условиях воен. времени. Учреждения К. и и. стали центрами военно-патриотического воспитания, агитационно-пропагандистской работы среди населения. В первые 9 мес войны профес. художеств. коллективы области дали 2400 концертов и спектаклей в воинских частях и госпиталях, 2289 для населения. Резко сократилось финансирование КПУ; большинство их зданий и помещений было передано воинским частям, госпиталям, пром. предпр., общежитиям. (Данные о числ. учреждений культуры в области представлены в табл. 1.) Осенью 1941 было ликвидировано 236 сел. б-к, их книжные фонды переданы в избы-читальни. Б-ка Кировского завода (Челябинск) была признана одной из лучших проф. б-к страны, неоднократно становилась победителем Всесоюз. соцсоревнования: за годы войны числ. читателей выросла в 4, посещаемость — в 2, выдача книг — в 12 раз. Сотрудники обл. публичной б-ки (ныне Челябинская универсальная научная библиотека) проводили читат. конф., встречи с писателями П. П. Бажовым, Л. К. Татьяничевой, Е. А. Фёдоровым, М. С. Шагинян и др.; шефствовали над стр-вом Чел. ТЭЦ. В числе передовых КПУ были клубы заводов Кировского и им. С. Орджоникидзе, отделения ЮУЖД, Дома учителя (Челябинск), «Металлург» (Магнитогорск) и др. В кон. 1942 возобновились, с 1943 стали систематич. смотры художеств. самодеятельности: в марте 1943 состоялся смотр среди РУ и ФЗО, летом — обл. смотр среди общеобразоват. школ. Во Всерос. смотре художеств. самодеятельности (25 окт. 1943 — 1 февр. 1944) участвовало 6130 чел. с предпр. Чел. обл. Танц. коллектив (рук. Н. Н. Карташова) из Магнитогорского РУ-13 стал лауреатом Всесоюзного смотра художеств. самодеятельности ремесл. и ж.-д. уч-щ и школ ФЗО (Москва, 1944), снялся в фильме «Здравствуй, Москва!» (реж. С. Юткевич). В 1944—45 проводились заводские, затем районные и гор. песенные смотры; в дек. 1944 в них участвовало по области 85 хоров, 6794 чел. В период войны в области работало 4 местных театра. Эвакуир. Московскому Малому театру было передано здание Челябинского театра драмы, коллектив к-рого переведен в Шадринск (Шадринский театр расформирован); Моск. театр сатиры размещался вместе с коллективом Магнитогорского драматического театра. Троицкий театр стал передвижным по горнозаводской зоне (с базой в Кыштыме). В Златоусте работал Орловский драм. театр, в Копейске — Воронежский, артисты к-рого шефствовали над местными драм. и вокальным самодеят. коллективами. Местные и эвакуир. театры вели массовую работу с населением. В табл. 2 представлены осн. показатели работы театров на 1 янв. 1943. В кон. 1942 была создана Чел. филармония (см. Концертное объединение), к-рая вела организационную работу по культ. обслуживанию населения выездными концертными бригадами. Во время войны сократилась киносеть. Работали гос. и проф. киноустановки, в т. ч. передвижные на шахтах, разрезах в поселках Копейска и Коркино, в чел. ПКиО и др. В кон. 1943 бюро обкома партии приняло пост. «О мерах по улучшению кинообслуживания населения Челябинской области». В 1944 было завершено стр-во к/т им. 25-летия Окт. (позднее «Октябрь»); построены к/т в Магнитогорске, Нязепетровске, Сатке; началось стр-во к/т в Коркино. В Челябинске были созданы театр миниатюр, театр детской эстрады, открыты цирк, 2 парка. Творч. интеллигенция участвовала в культурной жизни области через отделения своих творч. союзов: Чел. отделение СХ выпускало «Боевой карандаш» и «Окна ТАСС», т-во «Художник» в Чел. (см. Челябинский художественно-производственный комбинат) — «агитокна». В 1942 в Чел. была проведена выставка «Великая Отечественная война», в 1943 — передвижная выставка, посв. участию южноуральцев в Вел. Отеч. войне. В 1943 чел. художники участвовали в межобл. выставке «Урал — кузница оружия». На предпр. с помощью профес. художников создавались мастерские по изготовлению наглядной агитации. Бригада чел. художников оформила Наказ танкистам Уральского добровольческого танкового корпуса. Воен.-патриотич. тематика была ведущей в муз. творчестве. В 1942 комп. М. Я. Черняк написал симф. поэму «Урал» (на стихи М. А. Львова и Татьяничевой), премьера к-рой состоялась 6 нояб. в помещении Чел. драм. театра; за годы войны создал песни «Марш танковой колонны имени Челябинского комсомола», «Песня боевых подруг», «На бой, славяне!», «Победная песня» и др. Комп. С. Тарковский написал музыку к оперетте «Партизанка Юля», к-рая с успехом шла в Чел. театре муз. комедии, песни «Наш уральский привет», «Краснофлотская», «Песня о генералах»; В. П. Соловьёв-Седой во время пребывания в Челябинской обл.— песни «Танкоград», «Шахтерская песня», «Синий огонек». В годы войны в Чел. работали актеры И. В. Ильинский, В. Н. Яхонтов и др.; с гастролями приезжали Э. Г. Гилельс, Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, Д. Д. Шостакович, К. И. Шульженко, И. П. Яунзем, квартет им. Глазунова (1942), Гос. оркестр народных инструментов под управлением Н. Н. Осипова (1943), балетная труппа Ленингр. академич. театра оперы и балета им. Кирова (1943); концертная бригада в составе артистов Моск. театра им. Станиславского, Моск. центр. театра Кр. Армии, Ленингр. театра комедии; цирковой коллектив Ю. В. Дурова. 1950—80-е гг. Планом восстановления и развития нар. х-ва СССР на 1946—50 было предусмотрено создание во всех обл. центрах Домов нар. творчества, обл. б-к, лекционных бюро; в районных центрах — районных б-к, лекторских групп, ДК; в каждом селе — избычитальни или клуба, сел. б-ки; при этом широко использовался метод нар. стройки. Быстро росла сеть киноустановок: с 221 (1945) до 499 (1950), 1129 (1960) и 1629, в т. ч. 1224 в сел. местности (1965). В 1950 ср.-год. показатель на душу населения составлял 12,2 посещения к/т, в 1958 — 22,1. Фильмами обеспечивала обл. контора кинопроката, имевшая отделения в Чел., Магнитогорске, Златоусте и Троицке (см. Кинофонд). В 1958 открылась Чел. студия ТВ (см. Телевидение). В кон. 1950-х гг. из 940 массовых б-к 580 являлись гос.; функционировало 1500 передвижек. Открывались библиотеки предпр., колхозов, профсоюзов, учебных заведений, ведомств. орг-ций (см. Библиотеки профсоюзные). Успешно развивалась книжная торговля. По итогам Всерос. общест. смотра работы учреждений культуры (кон. 1950-х гг.) 6 работников и 17 учреждений культуры Чел. обл. были награждены дипломами: Магнитогорский к/т им. Горького — «Лучший кинотеатр РСФСР», Троицкий гор. сад им. Томина — «Лучший сад РСФСР» (2-я пр.), чел. ПКиО — «Лучший парк культуры и отдыха РСФСР», Муслюмовская сел. б-ка (Кунашакский район) — «Лучшая библиотека РСФСР» (3-я пр.). На всерос. художеств. выставках среди лучших были отмечены работы «Орлёнок» Л. Н. Головницкого, «Сказ об Урале» В. С. Зайкова и др. В 1979 в Чел. был открыт выставочный зал СХ (Чел. отделение), в 1982 — музей декоративно-прикладного иск-ва. В 1960—80-е гг. складывались системы: культ.-досуговых учреждений (табл. 3), шефства профес. коллективов и гор. учреждений культуры над сел. районами, высшего образования и ср. профессионального образования в сфере К. и и. (см.: Колледж искусства и культуры; Колледж культуры; Магнитогорская консерватория; Музыкальный колледж, Художественное училище; Челябинская академия культуры и искусств; Челябинский институт музыки); структура управления сферой культуры (см. Министерство культуры). В целях пропаганды классич., совр. сов. и заруб. иск-ва Чел. филармония приглашала обл., респ. коллективы; организовывала симф. концерты, муз. лектории в насел. пунктах Чел. обл. Были созданы ун-т муз. культуры и его филиалы во дворцах культуры ЧМЗ, ЧТЗ, УралАЗ; для детей — 24 муз. лектория. Организовывались студенч. филармонии: первонач.— при МГМИ, позднее — при всех вузах области. В 1966—84 проводился обл. муз. фестиваль «Уральские зори». В 1970—80-е гг. были осн. творч. коллективы: камерный хор под управлением В. В. Михальченко, анс. «Октоих», «Сплав», Новый художественный ансамбль, «Уральский диксиленд» и др. В 1987 осн. Чел. обл. фонд культуры. В 1980-е гг. в области созданы 41 ЦБС, 120 культ.-спорт. комплексов. 1990-е — нач. 2000-х гг. В нач. 1990-х гг., с переводом на новые условия хозяйствования, учреждения культуры получили большую свободу в финанс., организационных и творч. вопросах; начали работать по социально-творч. заказам. Вследствие сложных политико-экон. и социальных процессов произошли существ. изменения в культ.-досуговой сфере. Сократилась сеть традиционных КПУ; появились новые формы: досутово-развлекат. центры, клубы-кафе и др. Создаются муниципальные творч. коллективы: анс. скрипачей «Вдохновение» (Миасс), Центр джазовой музыки (см. «Джаз Академия»), Концертный оркестр духовых инструментов (Магнитогорск), театр «Вымысел» и мим-театр «Чарли» (Верхний Уфалей), камерный ансамбль и драм. театр (Троицк), Центр духовой и джазовой музыки (Кыштым), эстрадный оркестр и оркестр духовых инструментов (Копейск) и др. В 1990-е гг. претерпела значит. изменения сеть кинофикации; часть к/т преобразованы во многофункцион. центры досуга (в т. ч. «Аврора», «Победа-КиноМАКС», «Урал-КиноМАКС»); кол-во любит. киностудий сократилось (см. Кинолюбительство). Библиотеки работают в соответствии с Законом о библ. деле, принятым в Челябинской обл.; 32 ЦБС участвуют в проекте «Пушкинская библиотека». Модернизация библ. инфраструктуры направлена на создание единого информационного пространства (см. также Информационная культура). Театральное искусство представлено спектаклями драм. (см.: «Бабы»; Камерный театр; «Ковчег»; Магнитогорский театр драмы; «Манекен»; «Наш дом»; Новый художественный театр; «Омнибус»); кукольных (см.: «Буратино»; «Золотой петушок»; обл. Театр кукол); мим-театров (см. «Проспект»); театра юных зрителей; творчеством нар. те- атров, театр. коллективов. Сценич. и музыкальное искусство представлено в области всеми осн. видами, формами, направлениями и стилями (см.: Авторская песня; Балет; Джаз; Народно-инструментальное исполнительство; Рок-музыка; Хореография; Хоровое искусство). Действуют филармония, залы (см.: Концертный зал камерной и органной музыки; Филармония детская). Появляются все новые муз., хореогр. театры (см.: «Галатея»; «Журавушка»; Театр современного танца). Активную творч. деят-сть ведут многочисл. муз. коллективы, в т. ч. «Ариэль», «Джаз-отель», «Зори Урала», «Концертино», «Малахит», «Уральский диксиленд Игоря Бурко» и др. Изобразит. иск-во представлено всеми осн. видами — живописью, графикой, скульптурой; активно развивается искусство фотографии. Действуют выставочные центры произв. изобразит. иск-ва: Детская картинная галерея, Магнитогорская картинная галерея, Челябинский музей искусств, музейно-выставочные центры (см. Музеи) и др., передвижные выставки. В архит. облике населенных пунктов сочетаются традиции старинного, совр., нац., пром. зодчества (см.: Градостроительство и архитектура; Русская традиционная архитектура; Ландшафтная архитектура; Храмовая архитектура). Декоративно-прикладное иск-во имеет на Южном Урале вековые традиции (см.: Керамика; Ковроткачество; Промыслы и ремёсла; Центры народного творчества). Действуют музей декоративно-прикладного искусства Урала (Челябинск), Центр декоративно-прикладного творчества (с. Травники Чебаркульского района). В области работает ок. 2 тыс. мастеров — носителей ремесл. традиций. Широкое развитие получили самодеятельное художественное творчество, авторская песня и клубы самодеятельной песни («Моримоша», «Рифей», «Скворечник» и др.). Традиционными стали Бажовский фестиваль, фестивали «Богат талантами Урал», «Волшебный микрофон», «Весна студенческая», Ильменский фестиваль, «Уральская жемчужина» и др. (См. также Фестивали самодеятельного творчества.) Во мн. насел. пунктах продолжают работу литературные объединения; проводится литературный конкурс им. К. М. Нефе дьева. Произв. художественной литературы, мемуаристики, детской литературы публикуются на страницах литературных альманахов и коллективных сборников. Репертуарная афиша театров и концертных орг-ций ежегодно пополняется десятками новых спектаклей и программ. Профес. коллективы гастролируют в городах России и за рубежом; артисты чел. балета успешно выступали в Англии, хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова — в Испании; труппа Челябинского театра драмы — в Екатеринбурге, Казани, Тюмени; коллектив Златоуст. театра «Омнибус» — на фестивалях, посв. А. П. Чехову, в Ялте и Москве; рус. нар. оркестр «Малахит» принял участие в фестивале «Славянская весна — 2007» (Италия). В области проводятся междунар. и всерос. фестивали иск-в: «В честь Екатерины Максимовой», «Ирина Архипова представляет...», «Какой удивительный мир!», «Камерата», кинофестиваль мультипликационных фильмов, «Новое кино России», «Новое органное движение», «Рождественские вечера», «Сцена», «Театральные опыты», «Театр без границ», Уральские хоровые ассамблеи, Уральский фестиваль камерной музыки, фестиваль баянистов-аккордеонистов, фестиваль оперных дирижеров им. И. А. Зака, фестиваль театров кукол; фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов памяти Р. Я. Розенфельда, фестиваль народного танца памяти Н. Н. Карташовой и Т. Р. Реус, фестиваль памяти Р. П. Лисаченко, а также муз. и хореогр. конкурсы (см. Фестивали и конкурсы музыкальных исполнителей). Развиваются междунар. культ. контакты. Активизировался интерес населения к возрождению нар., нац. культуры. Действует ок. 20 национально-культурных центров. В культ. развитии края значительна роль общест. орг-ций, творч. союзов (см.: Союз архитекторов России; Союз дизайнеров России; Союз журналистов России; Союз композиторов России; Союз писателей России; Союз работников культуры России; Союз театральных деятелей России; Союз фотохудожников России; Союз художников России), а также инициативных групп и отд. представителей творч. интеллигенции, среди к-рых литераторы, видные деятели К. и и.: А. А. Абдурахманов, В. А. Авакян, Н. Д. Аникин, Г. П. Анохин, Б. М. Белицкий, С. В. Бережное, В. И. Богдановский, В. А. Вольфович, В. А. Вольховский, Г. М. Вяткина-Борейко, Л. П. Гальцева, Л. Н. Головницкий, А. Б. Горская, Е. Г. Гудков, Г. С. Зайцева, А. И. Лазарев, В. Г. Лебедев, Т. А. Махарадзе, В. И. Милосердое, О. Г. Митяев, Т. Б. Нарская-Хазанова, Н. Ю. Орлов, П. И. Кулешов, А. Н. Пелымский, Т. Б. Предеина, Б. А. Ручьёв, Т. М. Синецкая, А. М. Смирнов, М. Д. Смирнов, К. В. Скворцов, В. П. Тимофеев, М. И. Ткачёв, Ю. Л. Теуш, Е. Г. Ховив, В. В. Хомяков, А. А. Шмаков, К. А. Шишов и мн. др. Существ. вклад в разное время внесли рук. обл. (К. Н. Сидоров, В. Н. Макаров) и местных органов управления культуры: Г. П. Акулов (Увельский район), Т. В. Власкина (Коркино), Б. Г. Гусёнков (Аша), Л. С. Ежова (Сатка), Ю. М. Жук (Челябинск), Н. В. Зуева (Южноуральск), Н. А. Косиков (Златоуст), Л. Л. Костюкова (Верхний Уфалей), Л. В. Орлова (Миасс), В. М. Патюкова (Магнитогорск), А. П. Песков (Челябинск), В. И. Савин (Варненский район), Р. А. Сидорина (Нагайбакский район), М. Г. Шмарова (Куса) и др. Изучением и сохранением историко-культурного наследия занимаются Научно-производственный центр по охране исторического и культурного наследия Челябинской области (дир. Н. Г. Шкерин), Центр историко-культурного наследия г. Челябинска (В. С. Боже), Фонд культуры (Шишов), Чел. обл. отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В нач. 21 в. в Челябинской обл. успешно развивается музейное дело: с 1998 по 2004 создано 17 новых музеев; ЧОКМ стал дипломантом фестиваля «Интермузей» (2003, 2006); гос. музейный фонд области насчитывает порядка 800 тыс. ед. хранения. На основании Указа Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ», дающего учреждениям культуры право на льготы по налогообложению, коммунальным услугам, частичное обеспечение финансирования регион.программ, поддержку творч. личностей, в области действует пост. губ. П. И. Сумина. В 2002 губернатором учреждена Государственная премия Челябинской области в сфере культуры и искусства. Лучшие Творч. коллективы получают стипендии и гранты губернатора области. За поддержку театр. иск-ва губ. Сумин награжден гл. отеч. театр. пр. «Золотая маска» (2005).