Мельницы мукомольные, приспособления (сооружения) для переработки зерна на муку. Мукой, техника прошла большой путь развития от примитивных орудий первобытного человека до совр. механизир. В основе общеизвестных М.— 2 жернова, между к-рыми помещают зерно для растирания. Штифтные М. (в к-рых размельчение зерен производится ударами вращающихся штифтов, пальцев или бил), известные также под назв. дезинтеграторов, раздробителей и т. п., были введены в муком. пр-во в 1874, значит. распространения не получили; в нач. 19 в. применялись иногда для относительно легкой работы (разрыхления зерна, выходящего из валковых поставов). На Южном Урале, где одним из наиб. распростран. домашних промыслов крестьян являлся мукой., в 18—19 вв. были распространены 2 типа М.— ветряные и водяные; использовались также ручные жернова, к-рые имелись почти в каждом х-ве. При нек-рых М. имелись толчеи, или крупорушки, служившие для получения круп, а также для измельчения дубовой и ивовой коры, использовавшейся в кож. деле. Иногда М. применялись для распиловки леса.
Ветряные М. простейшего устройства (были известны также под назв. «мельницы на козлах») строились в юж. и вост. лесостепных и степных районах, где не было удобных для стр-ва плотин рек и леса. Принадлежали они, как правило, частным владельцам из числа зажиточных домохозяев.
Водяные М. были распространены повсеместно, где имелись подходящие водоемы. Больших труд. затрат требовало стр-во и содержание М., особенно ремонт плотин, почти ежегодно разрушавшихся во время весенних паводков. Водяные М. строились казной, горнозаводчиками; сел. об-вами, товариществами; часто сдавались в оброк (врем. пользование). В зависимости от устройства рабочего колеса подразделялись на мутовчатые и колесчатые. В свою очередь, колесчатые М. делились на наливные (вода поступала к колесу сверху и вращала его своей тяжестью) и т. н. пошвенные (вода поступала снизу и вращала его за счет напора — силы течения). От конструкции мельницы зависела ее производительность. Ветряная М. перерабатывала за год от 50 до 250 пуд зерна. Производительность водяной М. зависела также от кол-ва ее рабочих органов (поставов), от особенностей водоема, конструкции плотины и нек-рых др. факторов. Среди водяных М. более мощными являлись колесчатые. При прочих равных условиях М. с 2 поставами были примерно вдвое производительнее, чем имеющие только один. Крупные М. имели до 10 и более поставов. Имело значение кол-во дней в году, когда мог осуществляться помол: абс. большинство водяных М. с высокой суточной производительностью могло работать только в период половодья или после проливных дождей; маломощные, наоборот, действовали круглый год, исключая периоды половодья и ремонта плотин. Небольшая 1-поставная водяная М. перемалывала в год хлеба столько же, сколько и ветряная, а крупная — десятки тысяч пудов. Плата за помол была довольно высока: в нач. 19 в. при рыночной цене пуда ржаной муки в 35 коп. мельнику платили 4 коп., и сверх того он отсыпал в свою пользу 4—5 фунт муки; ему же доставались и все отходы. Историк кон. 18 — нач. 19 вв. Н. С. Попов отмечал, что в хлеборобных уездах 1-поставная мельница способна прокормить целое семейство, а «о двух поставах» — «совершенно обогащает». В действительности основная часть выруч. средств тратилась на ежегодные ремонты плотин и приобретение жерновов. Кроме того, мн. владельцы М. платили оброк в казну. Чистый год. доход от водяной М. в ср. составлял 15—25 руб. При обследовании казенных селений Уфим. пров. в кон. 1760-х гг. было учтено 796 М.; примерно столько же имелось и в Исетской провинции. Так, в сл. Теченской (ныне с. Рус. Теча) с прилегающими деревнями имелось 15 водяных М., 2 из них принадлежали товариществам, остальные — частным лицам; год. доход от них составлял от 5 до 20 руб. В сл. Чумлякской казенным крестьянам принадлежало 7 водяных и 1 ветряная М., к-рые в общей сложности приносили ок. 50 руб. ежегодного дохода. В Карачельском форпосте имелось 7 водяных и 7 ветряных М.; первые давали от 2 до 30 руб. дохода каждая, вторые — по 2 руб. В Оренбургской губернии мукой, промысел в 18 в. находился на невысокой стадии развития. Населявшие край «инородцы» строили примитивные водяные М.-мутовки. В Оренб. уезде и примыкавших к Новомоск. дороге селениях в кон. 1760-х гг. насчитывалось 74 мутовки. Обследовавший их чиновник указывал, что мутовки вымалывают в сутки по 2—4 четверика, редко — четверть (1 четверик = 26,24 л; 1 четв. = 209,91 л.— Ред.); строятся на малых реках, к-рые летом пересыхают, а зимой вымерзают «и потому мельницами не считаются», но используются «для одного ближайшего в нужное время домашнего извороту, немного лучше ручных жерновов». Настоящих колесчатых М. в этом районе было всего 53, принадлежали они казакам, купцам, отставным офицерам. К нач. 19 в. кол-во М. на Южном Урале значит. увеличилось. В 1800 в Оренб. губ. насчитывалось 1076 водяных и 42 ветряные М.; 2/з из них принадлежало гос. крестьянам (см. табл.). При этом в наиб. плодородных Челябинском и Троицком уездах М. было относительно немн.— 60 и 36 соответственно, т. е. кол-во их заметно сократилось: так, в Карачельской вол. Челябинского уезда ветряных М. зарегистрировано не было, водяных стало на 2 меньше; в Чумлякской вол. из 7 водяных к 1802 осталось 2, к-рые использовались только для собств. нужд хозяев. В Верхнеувельской вол. Троицкого уезда, к-рая оставалась крупнейшим поставщиком товарного хлеба, из 6 действовало 2 М. Подобное положение отмечалось и в большинстве др. волостей, это было связано с тем, что хлеб начали скупать и вывозить торговцы из др. уездов (Ирбитского, Красноуфим., Шадринского). В Чел. уезде большинство М. находилось на р. Миасс. Только в окрестностях города, являвшегося крупным пунктом хлебной торговли (см. Торговля хлебная), их было 10; самой производительной («о 5 поставах») владел крестьянин Костылев, получавший от нее до 200 руб. год. дохода. С кон. 19 в. появились более совершенные водяные М., где вместо примитивного колеса использовалась водяная турбина, а также паровые и пароводяные М. с валками вместо традиционных кам. жерновов. Производительность самой крупной дорев. мельницы Чел. составляла 12 тыс. пуд в сутки. В 1901 в 5 ближних к Чел. уездах было до 10 крупных М., в 1909 — 34 паровые вальцево-крупчатые. Стр-во Транссиб, ж.-д. магистрали способствовало развитию мукомольно-крупяной промышленности.