Мечети (от арабского аль-масджид — «место земного поклонения»), молитв. и одноврем. общест. здания мусульман (см. Ислам). В отличие от правосл. храмов М. не освящаются и не считаются сакральными сооружениями. В разных районах мусульм. мира сложились различные архит. типы М. В 7—8 вв. определились осн. черты постройки: прямоугольная в плане с окруж. галереями двором и многостолпным молитв. залом, в стене к-рого помещается 1 или неск. михрабов — молитв. ниш (полукруглых, многогранных, завершающихся полукуполом). Молящиеся в М. должны повернуться лицом к михрабу, указывающему на место нахождения Мекки (для Чел. обл. это 15—20° западнее чел. меридиана). Рядом с михрабом находится минбар — кафедра для проповедника. М. имеют 1 или неск. минаретов (арабское минара — «маяк») — башен (круглых, квадратных или многогранных с внутр. лестницей для подъема на световой фонарь или круговой балкон) для призыва мусульман на молитву. Минареты завершаются конусовидными, шатровыми или купольными покрытиями. При входе в М. мусульмане, чтобы обрести ритуальную чистоту, совершают омовение в спец. водоемах или фонтанах. Обычно омывают лицо, руки, рот и горло, иногда совершается и полн. омовение (после долгого пути или особых случаев осквернения). Внутри М. молящиеся пребывают без обуви, к-рую снимают при входе. Пол М. устлан коврами. Женщины молятся отдельно от мужчин в огорож, частях зала либо на верх. галереях. В М. размещаются книгохранилища, иногда — усыпальницы святых. Гл. М. всех мусульман мира — мечеть аль-Масджид аль-Харам Бейт Уллах (Свящ. Дом Аллаха) — расположена в Мекке; в центре ее внутр. двора находится гл. святилище ислама — Кааба (арабское «куб»), в наружный юго-вост. угол Каабы замурован «черный камень» — символ могущества Аллаха. Внутри Кааба пуста и не имеет михраба; она закрыта черным покрывалом (кисвой), к-рое снимают только во время хаджа и, разрезав на куски, продают паломникам на сувениры. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж (паломничество в Мекку), к-рый приходится на месяц Зуль-Хиджжа по мусульм. лунному календарю. Совершивший хадж получает звание «хаджи» и право носить зеленую чалму. В 2005 хадж в Мекку (Зап. Аравия) совершило более 2 млн мусульман со всего мира. Паломничество из Чел. обл. было разрешено только с 1998; за это время совершило хадж более 500 чел. На территории России древнейшая соборная М. возведена в 733—734 в Дербенте. После присоединения Поволжья и Южного Урала к России царское прав-во проводило политику насильств. христианизации мусульман. Были сожжены и разрушены тысячи М. При имп. Екатерине II были приняты меры для интеграции активных слоев мусульман в сословную структуру гос-ва: напечатан Коран в арабском оригинале (1787), учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание (1788), ликвидирована Новокрещенская контора в Казани. Для привлечения соседних с башкирами народов, в первую очередь казахов, на сторону России в пограничных гг. Оренбург, Троицк, Верхнеуральск были построены за гос. счет кам. М. В 19 в. на Южном Урале на средства жит. возведены десятки культовых зданий: в дер. Мухаметкулуево, Ялтырово (1825), Исянгильдино, Байрамгулово (1837), Бажикаево, Дербишево (1862), Ишалино (1863), Акбашево (1868), Кулсарино (1885), Яраткулово (1893). В ряде населенных пунктов было неск. М.: в Кунашаке — 5, в Муслюмово — 3, в Караболке — 4. В 1890—1900 в Чел. на средства купца З. Г. Галеева была построена кам. М. с 4-ярусным минаретом (см. Акмечеть). В кон. 19 в. на средства почет. потомств. гражданина золотопромышленника Е. М. Симонова (см. Симоновы) построена М. в Пласте (закрыта в 1930-х гг.). В 1900 в Оренб. губ. действовало 595 мусульм. храмов, в т. ч. 25 — в городах (19 из них кам.). Их кол-во и вид регулировались указами Сената от 1835 и 1836. Т. н. пятивременные, или квартальные, предназначались для ежедневной 5-кратной молитвы жит. махалли-квартала, а соборные (тат. жамиг — от арабского аль-джами) — для торжеств. пятничных служений. Квартальные М. разрешалось возводить лишь при наличии в приходе 200 душ мужского пола, соборные — 300 (с 1886 — 200). К нач. 1890-х гг. в ведении Оренб. магометанского духовного собр. на территории Российской Империи было 4222 общины и более 7 тыс. М. В пределах совр. Чел. обл. к нач. 20 в. насчитывалось 229 мусульм. культовых сооружений (в Троицком уезде — 98, в Верхнеурал.— 38) с 166 572 прихожанами. В них служили 8 ахунов, 105 имамов-хатыбов (духовные лица, читающие проповедь и руководящие молитвой), 174 имама (предстояли на молитве) и 67 муэдзинов (служители мечети, призывающие на молитву). Крупным центром ислама и мусульм. культуры стал Троицк с 7 соборными М. и медресе. В период интенсивной антирелиг. борьбы все М. на территории современной Челябинской обл. были закрыты (1923—41); мусульм. общинам отказывалось в регистрации. Только после Великой Отечественной войны на хут. Миасском (терр. Чел.) была открыта М., к-рая до кон. 1980-х гг. оставалась единств. молельным домом мусульман области. Возрождение духовной жизни мусульман началось в 1990-е гг. 21 окт. 1992 в рамках Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) было создано регион. духовное управление мусульман Чел. и Курганской обл. во главе с Г. Ю. Шакаевым. Второй мусульм. общине Чел. в 1988 была передана Ак-мечеть. В 1996—97 в Чел. И. Махмутовым по завету отца построена М. Исмагила. Задумывалась как обрядовое здание при старом мусульм. кладбище. К 8-угольному в плане молельному залу (площадь ок. 40 м2) примыкают с С. и Ю. 2 квадратных в плане (4,5×4,5 м) помещения, имеющие отд. входы,— комната имама и молельный зал для женщин. Осн. объем имеет плоскую кровлю, увенчан куполом со шпилем. Гл. вход выделен порталом с аркой, окна арочные. По периметру здания выполнены карнизы с декоративным оформлением. Стены кирпичные, декорированы фигурной кладкой; цоколь облицован гранитом. При М. в 1999 открыто медресе для детей и взрослых, изучающих исламскую культуру. Оно занимает отдельно стоящее 2-этажное здание (33×12 м), выполн. из кр. кирпича. Арочная форма больших окон 1-го этажа и меньших по размеру — 2-го подчеркнута аналогичными фигурными завершениями стен. Во внутр. отделке использованы роспись по штукатурке с мотивами нац. орнамента, дерево и шитье. Оба здания построены по проекту арх. А. И. Кузьмина, инж. С. Ю. Антонов. В 2004 выполнен проект минарета (выс. 30 м). М. и медресе, составляющие мусульм. религ.-культ. центр, принадлежат религ. организации мухтасибата № 900 Курчатовского района Чел. (рук. Махмутов). В 1999—2001 в с. Агаповка по проекту ЗАО «Магнитогорскгражданпроект» возведена М. махалля № 1 (до этого богослужения проводились в спец. приспособл. здании). Стр-во осуществляли ЗАО «Магнитогорскстройспецмонтаж» (рук. Н. В. Смирнов) и «Агаповпромэнерго» (Т. Т. Саттимиров). Одноэтажное прямоугольное здание М. под скатной кровлей расположено в северной части села, на ул. Правобережной, ориентировано длинными сторонами по оси В.—З. Выполнено из кирпича и шлакоблока, оштукатурено в светло-зеленой цветовой гамме. Высокий цоколь облицован серовато-дымчатым мрамором. Декоративное решение фасадов сдержанно: композиционный акцент гл. фасада — крупномасштабный вход-портал; над простыми прямоугольными окнами цветом выделены перемычки. В южной части над осн. объемом храма возвышается 3-ярусный металлич. минарет (шестиугольник переменного сечения), увенч. шпилем с 2 шарами и полумесяцем, выполн. из нержавеющей стали. Ядро интерьера — большой молитв. зал с белыми стенами. Михраб оформлен изречениями из Корана. Деят-стью мечети руководит имам. На 1 сент. 2004 в области зарегистрировано 68 мусульм. религ. орг-ций. В ведении ЦДУМ по Челябинской обл. находятся 93 действующие М. (данные на 1 февр. 2005); в ведении Духовного управления мусульман азиат. части России по Челябинской обл.— 1 действующая мечеть в с. Миасском и 1 молельный дом. Администрацией Чел. выделена терр. в Ленинском районе под стр-во нового мусульм. храма. Одна М. (Калининский р-н Чел.) принадлежит местной религ. организации, находящейся в ведении Духовного управления мусульман — «Ассоциации мечетей России».