Наглядная агитация


Наглядная агитация, одно из средств воздействия (преим. полит.) на массы с помощью плакатов, стендов, иных визуальных носителей информ. с целью формирования общест. мнения, отношения. В России полит. плакаты появились во время 1-й мир. войны, Февр. рев-ции 1917; их использовали полит. партии в ходе выборов в Учредит. собр. Н. а. как действ. средство полит. влияния на большие массы людей использовали органы Советской власти в годы Гражданской войны. Темами агитплакатов были война («Враг у ворот», «Все на защиту Урала!», «Советская Россия — осажденный лагерь»), борьба с разрухой, саботажем и спекуляцией («Мощным ударом труда мы разрушим оковы разрухи» и др.), с эпидемиями («Товарищи, боритесь с заразой», «Следи за умывальником»). Выпускались плакаты, объяснявшие сущность белогвардейского движения и интервенции («Кто за Советы?», «Прежде и теперь», «Товарищ Ленин очищает землю от нечисти» и др.), посв. солидарности трудящихся, празднику 1 Мая, антирелиг., просветит. тематике и т. п. В дни рев. праздников улицы и площади Чел. превращались в огромные художеств. выставки. В 1920-х гг. возникли новые формы агитационного иск-ва — декоративно-архит. сооружения (арки и трибуны). К 1-й годовщине установления Советской власти в Чел. по решению праздничной комиссии, в к-рую входили худ. Н. А. Русаков, писатели Л. Н. Сейфуллина и В. П. Правдухин, на пл. Казарменной (ныне пл. Павших революционеров) была построена дерев. арка. В ее оформлении использовались изображение новой сов. эмблематики и коммунист. лозунги. В 1920 чел. художники расписали лозунгами и картинами паровоз «Красный коммунар», отправл. с Южноурал. хлебом в голодающую Москву. Широко и торжественно отмечалось в Чел. 1 Мая 1921. К празднику напротив Народного дома на пл. Рев-ции была сооружена величеств. арка, состоявшая из 2 кам. обелисков, соедин. полукруглой перекладиной (символ единения трудящихся). В овальных нишах — фигуры красноармейца и матроса с одной стороны, крестьянина и рабочего — с др. Составной частью рев. праздников являлись массовые театрализ. представления. Так, в Чел. на Алом поле проходили спектакли под открытым небом. Особо популярна была постановка по пьесе В. В. Каменского «Стенька Разин» (декорации Г. Ф. Захарова). Место театрализ. представления было оформлено агитплакатами (авт.: И. А. Мочалов, Русаков, А. Н. Самохвалов, Д. Ф. Фехнер). Пропаганде коммунист. идей служили первые сов. памятники. В 1920 в Чел. на постамент от снятого бюста царя-освободителя Александра II (неподалеку от здания совр. почтамта) был водружен чугунный бюст К. Маркса каслинского литья. На пл. Восставших сооружен бетонный монумент «Освобожденный труд» (1920, авт.— скульптор-самоучка И. В. Евдокимов). В 1920-х гг. наряду с плакатами Партиздата и РОСТА в окнах больших зданий на гл. улицах уездных центров выставлялись изготовл. вручную или через трафарет сатирич. плакаты на злобу дня. Схожую с плакатом функцию выполняли и агитпоезда: их вагоны расписывались призывно-героич. и просветит.-разъяснит. лозунгами. В текстах плакатов, лозунгов, транспарантов, панно и др. средств Н. а. 1930-х гг. нашли отражение планы первых 5-леток. Экспозиции музеев ЧТЗ, треста «Магнитострой», ЧЭМК и др. хранят такие образцы Н. а. Особое значение имела Н. а. в годы Великой Отечественной войны. Лозунги и плакаты в цехах заводов, фабрик, в колхозах и совхозах призывали тружеников города и деревни дать фронту больше оружия и продовольствия. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» стал определяющим для тружеников тыла. Среди наиболее действ. средств мобилизации трудящихся — плакаты-листовки небольшого формата, «Окна ТАСС», газетно-журнальная графика. Классикой жанра стали работы худ.-плакатистов В. Н. Дени, Н. Н. Жукова, В. В. Корецкого, Кукрыниксов, В. А. Серова, Д. А. Шмаринова и др.: «Наше дело правое, победа будет за нами», «Отстоим Москву!», «Вперед, на Запад!», «Дойдем до Берлина» и др. Их можно было видеть повсюду — в цехах, на улицах, в библиотеках и кр. уголках. После окончания Великой Отечественной войны гл. темами Н. а. стали ударный труд и мирное стр-во. В заводских музеях до настоящего времени сохранились плакаты, размещавшиеся на фасадах зданий и в цехах ММК, ЧМЗ, ЧТПЗ, др. предпр.: «Ритм, темп и качество — закон производства!», «Качество — лицо нашего цеха», «Трубоэлектросварщики! Обеспечим досрочное выполнение годового плана с отличным качеством труб!», «Рабочая совесть — сегодня понятие еще и экономическое!». На всех крупных пром. предпр., в колхозах и совхозах, строит. и др. орг-циях Чел. обл. были оборудованы стенды, отражавшие результаты труд. состязания рабочих коллективов, бригад, звеньев, цехов и отд. трудящихся. В пост. Челябинского обкома КПСС как лучшие были отмечены электрифицир. стенд «Победители ежедневного социалистического соревнования» с лозунгом «План — закон, выполнение — долг, перевыполнение — честь» 2-го прокатного цеха ЗМЗ и электронные табло на ММК и Магнитогорском калибровочном заводе. На пусковых стройках области получили распространение плакаты-календари, к-рые извещали о кол-ве дней, оставшихся до ввода объектов в строй. В 1970-х гг. гл. темой Н. а. была экономия: «Прокатчик, знай! Прокатка листа только на минусовых допусках дает экономию до 3000 тонн металла в год!» (плакат в листопрокатном цехе Ашинского металлург. завода), «Бережно используй магнезит — каждый кирпич стоит 40 коп.!», «Плавильщики! Сокращайте простои печей, экономьте электроэнергию!» (ЧЭМК). Н. а. широко использовалась как средство популяризации достижений передовиков и обличения нарушителей труд. дисциплины. В коллективах выпускались «боевые листки», «молнии», «экраны»; на предпр. Златоуста, Копейска, Магнитогорска, Чел., в совхозах «Варненский», «Подовинный», «Уйский» и др. действовали комнаты труд. славы, музеи, галереи. У заводских проходных, в кр. уголках, в ДК размещались красочно оформл. стенды и Доски почета: «Ими гордится город», «Трудом красив и славен человек», «Правофланговые пятилетки», «Они опережают время», «Ветеран войны — передовик производства», «Трудовые династии» и др. Значит. место среди средств Н. а. занимали индивид. и коллективные награды: Почет. дипломы, грамоты, свидетельства, переходящие вымпелы, флаги, звезды. Для обличения отстающих использовались оперативные печатные формы сатирич. направленности: «Крокодил», «Буксир», «Окно сатиры», «Фотообвинение», «Комсомольский прожектор», «Боевой карандаш» и т. п. За Н. а. отвечали проф., комс. и парт. организации предпр., городов и районов. В 1974 вышло пост. ЦК КПСС «О повышении роли наглядной агитации в коммунистическом воспитании трудящихся». При горкомах и райкомах КПСС, парткомах предпр. были созданы советы по Н. а. При Чел. горкоме КПСС действовала межведомств. комиссия по вопросам монумент. пропаганды и художеств. оформления города. Каждые 2 года проводились гор. и районные, каждые 4 года — обл. выставки Н. а. При Чел. обкоме КПСС работала обл. 2-годичная школа художников-оформителей. Такие же школы действовали при Златоуст., Магнитогорском, Миасском, Троицком и др. горкомах и райкомах КПСС. В помощь организаторам и художникам-оформителям специализир. изд-вом «Плакат» выпускалась методич. лит-ра, готовые наборы элементов художеств. оформления, крупноформатные слайды и т. д. В постсов. время формы и содержание Н. а. существенно изменились, из полит сферы она переместилась в социально-бытовую. К полит. Н. а. прибегают в периоды проведения референдумов, выборов в Гос. думу, в органы законодат. власти и местного самоуправления, Президента; празднования юбилейных дат, больших гос. праздников (напр., 1000-летие Крещения Руси, 60-летие Победы, День нар. единства, День защитника Отечества, День знаний и т. п.), а также во время массовых выступлений общественности (экологи и чл. природоохранных орг-ций против загрязнения терр. Южного Урала: «Не дадим превратить Челябинскую область в свалку ядерных отходов!»), трудящихся за свои права («Пенсионеры против отмены льгот и мизерных дотаций!», «Шахтерам — зарплату министров!», «Государство, помни о своих обещаниях чернобыльцам!» и т. п.). Довольно часто Н. а. такого рода обращена не к массам, а к конкретному человеку. Предвыборную Н. а. (листовки, плакаты, бесплатные непериодич. изд., к-рые раскладываются в почтовые ящики избирателей, визуальные и фоновые заставки к теле- и радиопрограммам) изготавливают и распространяют партии, движения, кандидаты в деп., различные общест. структуры. На Н. а. расходуется большая доля средств из предвыборных фондов. Еще одним направлением использования совр. Н. а. является социальная сфера. Просветительские функции выполняет Н. а. медицинских учреждений (борьба с инфекциями, наркоманией, за здоровый образ жизни и т. п.), ГИБДД (информирование населения, в т. ч. детей, школьников, о правилах поведения на дорогах, дорожного движения), органы налоговые, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионные фонды и т. п. Совр. Н. а. все чаще носит характер и форму рекламы (см. Реклама).