«Расулия»


«Расулия», медресе (Троицк). Открыто при 5-й соборной мечети ишаном З. Х. Расулевым на средства казахского купца Алтынсарина (1884). В 1886 построены дерев. здания школы с уч. помещениями и общежитием для иногородних, в 1898 — кам. ограда (при материальной поддержке купцов Габбасова и Яушевых). В 1905 на деньги Расулева (19 тыс. руб.) и др. меценатов на перекрестке ул. Б. Александровской (ныне им. Крахмалева) и Мещанского переулка (ул. Еремеевская) возведены 2-этажное каменное здание медресе, хоз. объекты, позднее — библиотека; в 1910-е гг. в уч. классы и др. помещения проведено электричество. «Р.» была крупнейшим на Южном Урале мусульм. уч. заведением; в сер. 1910-х гг. здесь обучалось ок. 400 студентов (шакирдов), в осн. башкиры, казахи и татары — представители населения Урала, Поволжья, Средней Азии и др. регионов. Школа давала образование на уровне рушдии (ср.) и игдадии (выше ср.). Мн. выпускники для продолжения обучения направлялись в др. мусульм. уч. заведения России, в частности в медресе И. Гаспринского (г. Бахчисарай). В «Р.» велась профес. подготовка мулл для приходов и мугаллимов, мударрисов — для начальных школ (мектебов; см. Духовное образование мусульманское). В уч. процессе использовались традиционные (кадимистские) и новаторские (джадидистские) методы. Стоимость 11-летнего обучения составляла 8 руб. (в нач. 20 в. шакирды содержались на частные пожертвования); для зачисления в списки студентов необходимо было сдать экзамены. В 1893 были введены звуковой (фонетич.) метод преподавания и классно-урочная система, нек-рые светские предметы. В нач. 1900-х гг. в уч. курс входили след. дисциплины: всеобщая, рос., тюрк. и свящ. история, теология, мусульм. право, тат., арабский и рус. яз., математика, география, естествознание, химия, физика, зоология, рисование, чистописание, музыка, педагогика, этика, гигиена. Мн. из этих предметов были введены Г. З. Расулевым, ставшим рук. медресе (мударрисом) после отца (1905). Нек-рые дисциплины (формальная логика, суннитское богословие) преподавались с использованием первоисточников — Корана, хадисов (изречений пророка Мухаммеда), а также трудов Г. Курсави, Ш. Марджани, Суюти («Тафсир аль-Джилалейн» — комментарий к Корану) и др. Шакирды «Р.» участвовали в поэт. и муз. вечерах, театр. постановках, занимались сбором фольклора, сведений о нац. обрядах. В 1901 при «Р.» было создано просветит. «Научное общество» («Жамгияте Гыйльмия»), лидерами к-рого стали будущие поэт М. Гафури, журналист Х. Ф. Искандеров, а также М. Халиков, И. Шаркыт (Диликамов) и др. Выпускник «Р.» С. Торайгыров впоследствии стал писателем, одним из основоположников казахской лит-ры; А. Косыбай-улы — крупнейшим каракалпакским поэтом. Наиболее известные среди преподавателей «Р.»: Р. Атнабаев, Ш. Еникеев, Г. Исхаков, М. Мутагаров, Г. Насыров, Х. Терегулов, М. Хамзин, И. Юмангулов и др. После установления Советской власти «Р.» была закрыта (ок. 1919).