Художественное образование


Художественное образование, система подготовки специалистов художеств. профессий; совокупность учреждений образоват. и воспитат. типа. На Южном Урале Х. о. начало развиваться в кон. 19 в. в монастырях и на пром. предпр. Изготовление предметов декоративно-прикладного иск-ва, необходимость выполнения гравюр по металлу, техн. чертежей и рис. для выпуска продукции на заводах Златоуста, Кусы, Каслей и др. сделали востребованными школы художников (см.: Графика; Живопись). На рубеже 19—20 вв. начальную подготовку специалистов художеств. профессий осуществляли художники-педагоги общеобразоват. учебных заведений Чел. (из них к 1917 более 10 чел. окончило художеств. уч. заведения), к-рые в совершенстве владели профес. знаниями и навыками. Они же выступали организаторами выставок, являлись ядром творч. интеллигенции города. В 1917 в Златоусте, Миассе, Троицке открылись первые изостудии, в Чел.— более 10. Активной пед. и организаторской деят-стью занимались Е. Т. Володин, С. В. Кукурудза, Н. Д. Лебедев, П. К. Любченко, С. В. Орлинков, Н. А. Русаков, Д. Ф. Фехнер и др. В 1918 в Чел. А. Н. Самохвалов и И. К. Мрочковский открыли «вечерний класс живописи и рисования». Их стараниями 24 июля 1918 была организована 1-я художеств. выставка в Чел. Местная «общественно-литературная и социалистическая» газ. «Власть народа» опубликовала на 1-й полосе сообщение о том, что «в помещении Николаевского училища по Уфимской улице во дворе магазина Иванова открылась выставка картин группы любителей рисования. Вход бесплатный. Продаются каталоги». Корр. газеты Н. Молочковский в краткой рецензии на эту выставку отмечал: «В дни, когда стихия небывалой доселе войны поглощает весь досуг каждого гражданина, отрадно встретить людей, которые уделяют время служению Великому искусству. Все доставившие на выставку картины — люди из народа». Далее рецензент резюмировал, что «выставка превзошла все ожидания и особенно хороши произведения И. Мочалова, Г. Захарова, М. Чучелова». Первый чел. вернисаж способствовал не только сплочению местных художеств. сил, но и приобщению к иск-ву гор. обывателей. 11 сент. 1918 та же газета (корр. Молочковский) информировала об открытии 1-й выставки юных студийцев: «Летом текущего года группа руководителей художественного искусства при Совете профессиональных Союзов в лице И. К. Мрочковского и А. Н. Самохвалова открыла класс живописи и рисования, надеясь объединить в Челябинске лиц, желающих заниматься искусством и получать теоретические познания по живописи и рисованию. Через 2 1/2 месяца этот класс преобразовали в школу. Настоящая выставка является наглядным показателем успехов учеников. На выставке представлены работы 27 авторов. Принимая во внимание непродолжительность учения и юный возраст — есть учащиеся 11, 12 и 13 лет, надо признать, что многие из учеников выказали художественное чутье в рисунке и незаурядное для их возраста дарование. К числу удачных экспонатов надо отнести портреты А. А. Молоденковой, И. А. Мочалова, З. П. Яковлева, П. В. Шаклеина, И. Лаптева; гимназисток В. Процкевич — портреты и пейзажи, В. Шефгель — типы Горького, В. Милициной — наброски». В советское время эта школа была преобразована в Дом художеств. воспитания детей. Самохвалов первым в своих выступлениях в местной прессе сформулировал серьезные образоват. цели и задачи, к-рые они ставили перед своими учениками. Однако в целом преподавание изобразит. иск-ва в это время как в массовой школе, так и в специализир. уч. заведениях не отличалось последовательностью и систематичностью. Сказывалось также влияние широко распространяемых в нач. 1920-х гг. теории «свободного воспитания», идей Пролеткульта о формировании «особой советской культуры», предполагавшей отказ от классич. наследия, перенесение формалистич. тенденций изобразит. иск-ва в процесс преподавания. Важную роль в развитии Х. о. в 1930-е гг. сыграло появление на территории Челябинской обл. крупных пром. предпр. (ЧТЗ, ММК и др.). Пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало свободное развитие художеств. группировок и положило начало утверждению метода социалист. реализма. Формалистич. поиски в иск-ве были признаны идеологически чуждыми. В связи с этим актуализировалась проблема обучения методам реалистич. изображения, что повлекло за собой реорганизацию Х. о., осн. на жесткой централизации и единых методич. установках для всех звеньев системы. В окт. 1932 была воссоздана Всерос. АХ (ВАХ). Помимо высшего уч. заведения в ее состав вошли НИИ архитектуры и НИИ живописи, скульптуры и графики. Методич. работу в ВАХ возглавлял академич. совет, к-рый разрабатывал программу вуза, корректировал по отношению к ней программы техникумов, труд. школ, изокружков: в целях создания идеологич. и пед. единства программа высшей художеств. школы была методически увязана с программами ср. и низшего звена. Преподавание в изостудиях проф. дворцов и клубов в 1930-е гг. велось в соответствии с типовой программой студии, разработ. ВЦСПС. В стране появились ср. художеств. школы. Перестройка системы Х. о. коснулась и массовой школы, призванной в условиях индустриализации готовить технически грамотные кадры для пром-сти. К примеру, программа по рисованию и лепке (1933) характеризовала графич. грамотность учащихся как «основное средство художественного, общего, политического образования». Наиб. подготовл. рук. изостудий разрабатывали авторские программы, целью к-рых являлась подготовка профес. художников. Изостудия при оргбюро ССХ Чел. обл. (1935, рук. Русаков), ориентир. на академич. школу изобразит. иск-ва, по своей структуре была ближе всего к уч. заведению. Несмотря на стесненные материальные условия, уровень подготовки в ней был достаточно высокий. Помимо Русакова в изостудии преподавали: И. Л. Вандышев, А. Е. Тарасов, В. Н. Челинцова, П. Г. Юдаков. В 1938 здесь занимались 63 чел. В примечании к уч. программе Русаков писал: «По своим техническим знаниям и навыкам юноши, окончившие студию, смогут работать преподавателями ИЗО в средней школе, клубными художниками, оформителями, художниками кино. Лица, имеющие среднее образование, смогут поступать в изоинституты» (10 студийцев в 1938 поступили в художеств. уч-ща, 2 — в изоинститут). В кон. 1930-х гг. в Чел. предполагали открыть художеств. уч. заведение. Обл. рук-во направило в Москву заявку на постройку «школьного здания на 780 человек, для намеченного к открытию Художественно-промышленного техникума». К проблеме создания спец. уч. заведения в Челябинской обл. обратились в 1941, после конф. по ср. художеств. образованию в Москве, где говорилось о низкой профес. подготовке абитуриентов. На конф. было принято решение о расширении сети детских изошкол. Соответствующий документ был направлен 9 апр. 1941 в Чел. В служебной записке, составл. А. П. Сабуровым (май 1941), сообщалось: «Организация в Челябинске детской изошколы заслуживает большого внимания и требует положительного решения. Считаю, что педагогические силы для школы имеются». Вел. Отеч. война отодвинула решение вопроса на неск. лет. До кон. 1960-х гг. художеств. кадры готовили только изостудии. Св. 60 воспитанников изостудии при ДК ЧТЗ (рук. С. Э. Влажевич) окончило художеств. уч. заведения; среди них ставшие известными художниками, педагогами: В. И. Александров, В. В. Бубнов, М. И. Бунов, Ю. М. Бунов, Ю. И. Данилов, Н. И. Дегтянникова, В. Н. Дятлов, И. М. Кравченко, Ф. И. Куличенко, В. Г. Курбатов, В. И. Никаноров, Е. В. Никольский, Л. А. Обухова, А. А. Пастухов, А. И. Пирогов, В. Ф. Подгорнов, В. В. Пястолов, В. И. Титов, В. И. Фёдоров, И. И. Черкасов, В. Ф. Щербаков и др. Бурное развитие пром-сти, архитектуры, стр-ва, транспорта в 1950—60-х гг. повлекло за собой коренные изменения в художеств. творчестве, техн. эстетике, качестве наглядной агитации, подготовке художников. Однако в массовой школе Х. о. оставалось на низком уровне. В ответ на критику Чел. обл. отдел народного образования отмечал в одном из отчетов: «Недооценка такого предмета, как рисование, устранена в большинстве городов и районов». Ежегодно с 1947 проводились отчетные выставки детского изобразит. творчества, к-рым предшествовали районные смотры. В дек. 1949 в области прошел семинар учителей рисования. На обл. совещаниях преподавателей рисования пропагандировался опыт работы лучших школ и учителей. В июле 1950 состоялась 4-я обл. выставка детского изобразит. творчества. В ней приняли участие 682 чел., представивших 982 экспоната (рис., скульптура, резьба по дереву, вышивка, вязание, плетение). На 5-й и 6-й Всесоюз. выставках творчества детей экспонировалось 17 работ учащихся из Копейска, Златоуста, Троицка и Увельского района. Итоги свидетельствовали о том, что в небольших городах и сел. районах сумели достичь лучших результатов, поскольку там была более тесная связь с истоками, с традициями нар. творчества. Массовая же практика шк. эстетич. образования была ориентирована на передачу детям частичных знаний об иск-ве, ремесл. умений и навыков. Пост. Сов. Мин. (1962) «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» положило начало массовому распространению в стране дизайна. СХ СССР создал Центр. уч.-эксперимент. студию (рук. Е. А. Розенблюм), где начали развивать опытное проектирование, обучались кадры дизайнеров. В Челябинской обл. внедрялась система Х. о. из 3 ступеней: начальной (детские художеств. школы, ДХШ), ср. (спец. уч. заведения — школы, уч-ща, техникумы) и высшей (художеств. ин-ты). Первое время в распространении и внедрении новых методик и подходов к обучению значительную роль еще играли изостудии (см. Самодеятельное художественное творчество). Студией ЧТЗ с 1969 руководил Ю. М. Бунов, к-рый по окончании живописного отделения Свердловского художеств. уч-ща, Моск. полиграф, ин-та прошел стажировку в студии Розенблюма, хорошо владел методикой преподавания живописи, композиции и основ дизайна, в практич. деят-сти делал ставку на самобытность письма, индивидуальность автора. В 1970—80-е гг. на базе руководимой им студии и Чел. художественного училища (ЧХУ) были созданы и работали гор. и обл. очно-заочные 2-годичные школы художников-оформителей, программы к-рых основывались на методич. разработках студии Розенблюма. Выпускники школы-студии Ю. М. Бунова стали первыми мастерами и пропагандистами дизайна в Челябинской обл., рук. изостудий; среди них худ.-педагоги: В. Г. Горелов, А. И. Гречущев, В. И. Шамкин и др. Чел. ГПТУ № 64 первым (1962) начало подготовку по профессии, связ. с иск-вом («исполнитель художественно-оформительских работ»; преподаватели: Александров, Бунов). Открылись ДХШ в Чел. (1966), Магнитогорске (1969); художеств.-графич. отделение в пед. уч-ще Златоуста [1967; среди его педагогов Ю. М. Эйбушитц, А. П. Дудин, В. З. Жарикова (см. Жариковы), Н. Н. Минегалимов, чл. СХ РФ Ю. П. Азеев, Н. И. Гарус, В. И. Зозуля, Г. И. Мануш, Р. А. Сафин; в 1970 выпущены 50 первых специалистов]. В МГПИ на базе ф-та педагогики в 1966 открылось художеств.-графич. отделение (в 1969 оно реорганизовано в художеств.-графич. ф-т). Деканами ф-та являлись: Ю. И. Найда (1969—72; 1979—81); Р. И. Гардт (1973—79); Э. Я. Комиссарова (1981-83); Б. Г. Гагарин (1983-85; 1991 — 95); Л. В. Выходцева (1985—87); В. М. Белый (1987—89; 1995—2000); А Я. Козляков (1989— 91; с 2000). На ф-те работают 70 преподавателей, в т. ч. 1 д-р и 15 канд. наук, 20 чл. СХ России и 6 чл. Союза дизайнеров России. Среди ведущих педагогов: Гагарин, Р. А. Гильман, Н. С. Жданова, Н. Н. Исаев, Л. И. Киреева, Козляков, В. И. Колякина, А. П. Крючков, Л. А. Кузнецова, Ф. А. Мустаева, Л. В. Неретина, А. В. Портнова (см. Портновы), Г. П. Плахов, В. С. Рычкова, Р. А. Сафиулин. При ф-те работает Регион. центр развития художеств. образования, к-рый активно сотрудничает с образоват. учреждениями Оренб., Курганской обл. и Ханты-Мансийского автономного округа; проводит регион. и всерос. науч.-практич. конф. по проблемам совр. Х. о. Важным звеном в системе Х. о. в Челябинской обл. стало ЧХУ (1975). В обучение студентов включился большой круг худ.: Н. А. Аристов, Л. П. Байнов, Бубнов, В. М. Ваксман, И. В. Винокур, А. О. Григорян, Дегтянникова, И. С. Ли, Б. А. Маганов, В. П. Мещеряков, В. А. Неясов, Пастухов, В. Н. Питиримов, С. В. Селиверстов, В. Н. Соловьёв, А. М. Смирнов, А. П. Суленев, Н. Ф. Сурин (см. Сурины), Федоров, М. И. Цепелев (см. Цепелевы), В. Г. Шаповалов, Ю. Г. Шубин и др., к-рые в короткий срок вывели уч-ще в число ведущих в стране. Уч.-методич. центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и иск-ва Чел. обл. совм. с ЧХУ проводили выставки работ педагогов и учащихся, конкурсы, выезды на пленэр, конф. и семинары, к-рые выявляли важные методич. и организационные проблемы Х. о., содействовали их решению. В марте 2004 состоялся 9-й обл. ежегодный конкурс программных работ ДХШ и ДШИ по академич. дисциплинам — рис., живописи, станковой композиции, пленэру, скульптуре. Сравнит. анализ, оценка шк. заданий на конкурсе помогали преподавателям обновить формы организационной, воспитат. и методич. работы, групповых и индивид. занятий, активизировать профориентационную работу с учащимися и их творч. активность. Этим же задачам служит открытый Урал. регион. конкурс им. Н. М. Аввакумова, к-рый проводят магнитогорские специалисты. Зон. туры этого конкурса организуют: в Магнитогорске — Л. А. Эслингер, Н. Н. Ерофеева; в Южноуральске — Ю. В. Хорев, Л. Б. Хоба; в Кыштыме — В. А. Москвин, Л. Г. Вязникова; в Златоусте — В. С. Пронин, Е. В. Курганова. Хороших результатов добиваются педагоги: Ерофеева, Н. А. Панкратова, Т. Г. Тюлюсева, Т. С. Шустикова, Е. А. Шабанова (Магнитогорск); В. Л. Козлова, Е. Н. Сорокина, М. Г. Неволина, Ю. В. Соловьева, Л. Л. Торжкова, О. М. Холодова, В. А. Чежегов (Челябинск); С. Д. Осипова, Г. П. Самойлова (Златоуст); В. И. Светкина, И. В. Боярских (пос. Зауральский); М. М. Ботова (с. Миасское), У. Ф. Кулушева (с.