Самодеятельное художественное творчество


Самодеятельное художественное творчество. Включает создание и исполнение художеств. произв. любит. коллективами (лит. объединения, кружки, студии, театры), а также отд. авторами и исполнителями (литераторы, певцы, музыканты, танцоры и др.). В кон. 19 — нач. 20 вв. организовывались самодеят. художеств. коллективы (хоровые, драм.), творч. кружки; проводились выставки (см.: Клубные учреждения; Культура и искусство; Культурно-просветительная работа земств; Народные дома). После Окт. 1917 С. х. т. получило широкое развитие. В 1930-е гг. появились самодеят. хоры, ансамбли песни и пляски, театры рабочей молодежи, кружки изобразит. и прикладного иск-ва при клубах, домах (дворцах) культуры, предпр., уч. заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах. Был создан Центр. Дом самодеят. иск-ва (Москва), преобразов. в 1936 во Всесоюз. Дом нар. творчества, в 1958 — в Центр. Дом нар. творчества. В 1936 создан Чел. обл. Дом нар. творчества, осуществлявший организационное и методич. рук-во коллективами художеств. самодеятельности и народного творчества (в 1980—94 Единый науч.-методич. центр народного творчества и культ.-просвет. работы при обл. управлении культуры; ныне Чел. обл. центр народного творчества, ОЦНТ). В 1940—41 состоялся Всесоюз. смотр театр. самодеятельности. В годы Великой Отечественной войны основу репертуара самодеят. коллективов составляли произв. военно-патриотич. тематики; организовывались выступления на фронте, в госпиталях, на предпр. Звание нар. присваивается с 1959 постоянно действующим коллективам, работающим не менее 5 лет, достигшим высокого художеств.-профес. уровня, регулярно участвующим в обл. фестивалях и имеющим звание лауреата рос., регион., областных конкурсов и фестивалей. Нар. театры подтверждают свое звание через 3 года, ежегодно должны ставить не менее 2 спектаклей. Детским коллективам присваивается звание образцовых. В 1975—77 состоялся 1-й Всесоюз. фестиваль художеств. самодеят. творчества трудящихся. Проводились гор., обл. смотры самодеят. иск-ва. В настоящее время в Челябинской обл. действуют самодеят. коллективы (хоры, ансамбли, секции, кружки, театры, драм. студии, цирковые коллективы, изостудии, мастерские нар. промыслов и др.) при ДК, национально-культурных центрах, центрах (домах) нар. промыслов и ремесел (см. Центры народного творчества), дворцах, домах и центрах детского творчества (см. Дополнительное образование детей), уч. заведениях и др. В Челябинской обл. св. 270 коллективов, имеющих звания нар. и образцовых, из них св. 180 — в муниципальных учреждениях культуры. Проводятся консультации, выставки, мастер-классы по различным направлениям иск-ва. Развивается фотоискусство (см. Фотография), организуются конкурсы и фотовыставки. Образована Ассоциация центров народного творчества, в рамках работы к-рой проводятся совместные меропр. По инициативе и при поддержке ОЦНТ ежегодно организуется более 50 обл. фестивалей самодеятельного творчества: Бажовский фестиваль, «Богат талантами Урал», «Волшебный микрофон», «Весна студенческая», «Уральская жемчужина», фестиваль народного творчества ветеранов войны и труда, фестиваль самодеятельного творчества сотрудников ОВД, фестиваль творчества инвалидов и др. (См. также: Хореография; Хоровое искусство; статьи о городах и районах, разд. «Культурная жизнь».)

 

Самодеятельное литературное творчество.

В 1920—30-е гг. на Южном Урале действовало неск. лит. орг-ций. В Чел. был создан Пролеткульт (1920), к-рым подготовлен к изданию лит.-художеств. сб. «Огниво» (см. Литературные альманахи и коллективные сборники). При Чел. губерн. секции работников печати образована чел. лит. ассоциация «Челита», выпустившая 1-й на Южном Урале лит.-художеств. ж. «Сдвиг» (1923; см. также Журналы). В 1924 в Чел. организована лит. ассоциация «Перевал», стоявшая у истоков создания Челябинской ассоциации пролетарских писателей (1927). В 1930-е гг. на крупнейших стройках, пром. предпр. были созданы литературные объединения, кружки и группы. Одним из центров культурной жизни Магнитостроя стал т. н. писательский барак; при завкоме ММК действовал «кабинет рабочего автора» (рук. Светозаров). Вел. Отеч. война нашла отражение в творчестве мн. поэтов и писателей (см. Великая Отечественная война, раздел «Великая Отечественная война в творчестве южноуральских писателей»). В советский период работу самодеят. авторов курировало Чел. отделение СП СССР (см. Союз писателей России); проводились семинары, творческие встречи, поэт. праздники и др. В 1970—90-е гг. при писат. организации были созданы обл. поэт. клуб «Светунец», литературная мастерская; при ОЦНТ — лит. секция (рук. Н. И. Година). Произв. самодеят. авторов являются объектом литературной критики; мн. получают высокие оценки на ежегодном лит. конкурсе «Стилисты добра», а также литературном конкурсе им. К. М. Нефедьева, фестивале «Уральская лира». Ряд поэтов и писателей удостоены лит. пр. (см.: Литературная премия ЧТЗ; Премия им. Иоанна Златоуста; Премия им. М. М. Клайна), а также Государственной премии Челябинской области в сфере культуры и иск-ва. (См. также: Детская литература; Литературное краеведение; Мемуаристика; Художественная литература.)

 

Самодеятельное театральное искусство.

В Чел. в 1860-е гг. пользовались популярностью представления, к-рые давались в балагане, напоминающем совр. кукольный театр. С 1870-х гг. работал летний театр, размещавшийся в т. н. саду-острове на р. Миасс. В кон. 19 — нач. 20 вв. на Южном Урале действовали самодеят. театр. коллективы при клубах и общест. собр. В Миасском заводе любит. спектакли организовывались отделением Оренб. попечительства о нар. трезвости (см. Попечительства о народной трезвости), неск. клубами (дворянским, купеч. и др.); в 1916—18 действовал рус. драм. кружок напилочного завода (рук.— геолог М. Харитонов), ставивший спектакли по произв. рус. классиков («Женитьба» Н. В. Гоголя, «Дама с собачкой» А. П. Чехова и др.). В нач. 20 в. при Нар. доме в Сатке работал муз.-драм. кружок. В 1916 построен Театр на руднике Тяжёлом (Бакал); группой любителей поставлено в 1916—22 неск. спектаклей. В нач. 20 в. в Троицке любит. спектакли ставились участниками лит.-муз. собр. мусульм. молодежи «Шарык кичляре» («Восточные вечера»). В 1909 создан драм. кружок; в 1910 организовано Троицкое об-во поощрения тат. сценич. иск-ва и музыки, в составе к-рого действовал первый в Троицке струнный оркестр (рук. С. Айманов). В числе первых постановок — спектакли по пьесам Г. Камала («Первое представление», 1910; «Несчастный юноша», 1911), С. Рамеева. При об-ве была создана детская труппа; в 1912 поставлен 1-й детский спектакль «У страха глаза велики» (пер. с рус. яз.). В 1919 об-во преобразовано в профес. театр (см. Татарский театр драмы). В 1903—17 в Чел. действовало музыкально-драматическое общество, к-рое имело неск. отделов: хоровой, лит. (закрыт в 1911) и мусульм. драм. В сов. годы при клубах, избах-читальнях работали кружки художеств. самодеятельности, в т. ч. драм. В кон. 1910-х — 1920-е гг. в чел. летнем театре (сад-остров на р. Миасс) ставились спектакли по пьесам «Цена жизни» В. И. Немировича-Данченко, «За океаном» Я. Гордина, «Ревизор» Гоголя, «На дне» М. Горького и др. С 1919 в Чел. действовало мн. любит. театр. трупп, не имевших собств. сценич. площадок и выступавших в уч. заведениях, Нар. доме, клубе Ж.-д. общест. собр., гор. саду. Сезонная труппа Чел. отдела народного образования, в работе к-рой принимали участие Л. Н. Сейфуллина и В. П. Правду хин, ставила спектакли для детей. В первые годы Советской власти при Нар. доме в Сатке была создана секция любителей драм. иск-ва, такие же секции работали при клубах. В 1920-е гг. при рабочем клубе «Металлист» им. И. М. Захарова Каслинского чуг.-лит. завода действовали 3 драм. кружка (реж. Ставрогина); при ж.-д. клубе в Нязепетровске — 2 драмкружка: молодежный (рук. С. Кочетков), для взрослых (И. Шмонин); в репертуаре коллективов были постановки по произв. рус. классиков («Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «На дне» Горького и др.), муз. спектакли. В первые 10-летия Советской власти в насел. пунктах Южного Урала (Верхней Уфалей, Куса, Миасс, Нязепетровск, Сатка и др.), как и по всей стране, создавались агитационные театр. коллективы («Живая газета», «Синяя блуза»); с сер. 1920-х гг. распростран. формой стал театр рабочей молодёжи (ТРАМ). В пос. Еманжелинские угольные копи при клубах «Малый горняк» (открыт в 1934) и «Большой горняк» (1935) работали драм. кружки; в Бакале к 1940 при клубе им. Ф. Артема — 2 драм. секции (рук. А. Автух). В Чебаркуле при клубе им. Горького с 1943 действовал театр. коллектив (реж. А. Соколов, Е. Мейен). В 1945 был осн. Миасский рабочий театр, ставивший пьесы Островского, Чехова; в 1950 при гор. ДК — нар. драм. театр (реж. Л. Шандыба и Ф. Мергенев), в 1965 — театр. коллектив в ДК «Прометей» (реж. Маевский). В Златоусте к нач. 1950-х гг. драм. кружки работали при 8 клубах. В Еманжелинске театр. коллектив (рук. В. Леонтьева) был организован при ДК им. А. Пушкина (1952); агитбригада «Уголек» (рук. В. Дыдыкин) становилась лауреатом обл. и всерос. конкурсов. В 1960—80-е гг. отмечался расцвет театр. движения в Челябинской обл. В 1977 в 1-м Всесоюз. фестивале художеств. творчества (Москва — Уфа) приняли участие студенч. театр «Манекен», «Юность» (ныне «У паровоза»), театр кукол с. Октябрьского (см. ниже), Верхнеурал. нар. драм. театр. Творч. помощь нар. театрам оказывало ВТО (ныне СТД), где были созданы кабинет нар. театра и совет по нар. театрам. На рубеже 20—21 вв. в Челябинской обл. отмечается подъем театр. движения: действует ок. 100 любит. театров, театров-студий, театр. коллектив ов, в т. ч. св. 20 нар. и детских образцовых: 2 театра кукол, 6 муз. театров (2 муз.-драм., 2 театра оперетты, детские оперный и муз.); ТЮЗ, 2 агиттеатра, драм. театры. Звания нар. удостоены: театр «Наш ковчег» (Троицк, реж. Н. Богдан); ТЮЗ (с. Кизильское, реж. Г. Третьяк); театр кукол (с. Октябрьское); драм. театр при ДК вагоностроителей (Усть-Катав, реж. В. Михеева); театр «Современник» при ДК ЧТПЗ (Челябинск, реж. В. Сонин); муз.-драм. театр при центре досуга «Строитель» (Миасс, реж. Т. Максимович); Сосновский драм. театр (с. Долгодеревенское, реж. А. Гарбузов); агит-театр (с. Хуторка Увельского района); агиттеатр (экспресс-театр) «Булат» при ДК «Булат» (Златоуст); драм. театр (с. Селезян Еткульского района, реж. Е. Силаева); театр оперетты при ДК «Маяк» (Озерск, реж. заслуженный работник культуры России П. Осминов); театр оперетты (Снежинск, реж. Л. К. Солонченко); Башкирский народный театр (с. Аргаяш, реж. С. М. Султанова); театр игры и игрушки «Балаган и балаганчик» при ДК угольщиков (Копейск, реж. Ю. Юрченко); муз. молодежный театр (реж. А. Богатиков) и театр «Юность» (реж. Н. Кулиева) при ДК «Строитель» (Озерск); театр «Талия» (с. Бобровка Троицкого района, реж. Е. Крутова); драм. театр (пос. Тимирязевский Чебаркульского района, реж. Л. Крамаренко); театр «У паровоза» при ДК железнодорожников (Челябинск, реж. З. А. Александрова) и др. Звания образцового удостоены: детский оперный театр «Радуга» (Снежинск, реж. А. Коротовских); детский муз. театр при ДК «Строитель» (Озерск, реж. Н. Осминов); детский театр эксцентрики и пародии при гор. ДК (Троицк, реж. Е. А. Царева) и др. Подготовку актеров, режиссеров, клубных работников осуществляют Чел. колледж культуры (специальность «народное художественное творчество»), ЧГАКИ. Мн. любит. коллективы сотрудничают с профес. театрами. Губернатором Чел. обл. 2005 был объявлен Годом нар. театров и народный коллективов.

Драматический театр (Усть-Катав), народный коллектив (1960). Основано в 1915 учительницей Е. Клоковой. В кон. 1910-х гг. ставились любит. спектакли на шк. сцене. В 1925—26 театр работал при клубе, в 1926—52 в здании храма во имя Св. Благоверного кн. Александра Невского, затем при ДК вагоностроителей. В 1941 в Усть-Катав из Брянска был эвакуирован завод, при к-ром действовал любит. театр (рук. Б. Шавырин); артисты вошли в состав Усть-Катавского театра. В эти годы были поставлены спектакли по пьесам «Без вины виноватые» Островского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, мн. 1-актных спектаклей по пьесам о Вел. Отеч. войне; в 1950-е гг.— спектакли по пьесам: «Свадьба в Малиновке» Б. К. Александрова, «Барабанщица» А. Д. Салынского, «Свадьба с приданым» П. М. Дьяконова, «Домик на окраине» А. П. Арбузова и др. В настоящее время действуют осн., детская группы и молодежная студия. В репертуаре театра спектакли по пьесам: «Голый король» Е. Л. Шварца, «Сестры» Л. Н. Разумовской, «Давным-давно» А. К. Гладкова, «Рядовые» А. Дударева, «А что на дне колодца» О. Г. Сосина, «Остров нашей Любви и Надежды» Г. Соловского, «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера, «Урок дочкам» И. А. Крылова, «Восемь любящих женщин» Р. Тома и др. Театр — лауреат 2-го отраслевого фестиваля нар. творчества, обл. театр. фестивалей и конкурсов, фестиваля детского театр. творчества «Арлекин», обл. конкурса детского самодеят. творчества «Терра-98»; обладатель Гран-при обл. фестиваля «Весна Победы нашей», лауреат фестиваля «Две маски» (2005); награжден пр. губернатора Челябинской обл. (2000). Рук. театра: Г. Вершинин (1940—60-е гг.), С. Курышкин (1974—79), Е. Остапчук (1979—84), В. Михеева (с 1984).

Театр ЧТЗ, народный коллектив (1960). Старейший самодеят. коллектив в Чел. Основано в 1935. Организатор А. Келль. В 1946 присвоено звание «Рабочий театр». Участники — рабочие и служащие ЧТЗ и др. предпр. Чел., студенты, учителя. Первый спектакль — «Шестеро любимых» (1936) по пьесе Арбузова. За годы существования театра было поставлено св. 160 спектаклей по пьесам сов. и заруб. драматургов, а также детские спектакли. Много лет выступали на сцене театра актеры И. Бурмистров, Н. Витушкин, Э. Ласькова, В. Машинцев, В. Никитенко, А. Никифорова, Е. Прокопенко, В. Рыденков, Г. Столбушкин. В студии при театре преподавали А. Клещев, В. Сагалов. Значительная роль в творч. становлении театра сыграл художеств. рук. ДК ЧТЗ И. З. Бейлин. Мн. воспитанники студии стали профес. актерами, работниками ТВ; среди них А. Баклага, Б. И. Коганов; нар. арт. РФ Л. И. Варфоломеев; Л. Ефименко, В. Кузьмин, Ю. Могилевцев, В. Тиняков, Б. Эстрин. В 1986 ген. дирекцией и профкомом ЧТЗ учреждена пр. им. И. Шибановой (1909—1986), актрисы, к-рая проработала в театре ок. 50 лет. Пр. присуждается ежегодно за лучшую муж. и жен. роль. В настоящее время в составе труппы театра актеры: Д. Брытков, М. Подосенова, В. Сивков и др. Коллектив — дипломант Всесоюзного смотра самодеят. театров в Москве (1951). Рук. театра: И. Рукавицин (1945—52), Сагалов (1952—59), В. Оссовский (1959—62), В. Воронцов (1962—64), И. Савкин (1965—66), А. Добротин (1966—76), А. Мишутин (1977—86), Е. Андреев (1986—93), В. Рагульский (1994—95), Сивков (1995—2001, с 2004), А. А. Мордасов (2002—04).

Театр «Современник» при ДК ЧТПЗ (Челябинск), народный коллектив (1967). Создан в 1959. Основатель и 1-й рук. Т. И. Солярова. С 1984 рук. реж. В. П. Сонин. Им поставлено более 30 спектаклей по пьесам: «Варшавский набат» В. П. Коростылева, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Беда от нежного сердца» В. А. Соллогуба, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. А. Филатова, «Урок дочкам» Крылова и др.; проводятся занятия по программе театр. уч-щ. При театре создана детская студия «Чехарда», к-рая выступает в школах и детских садах города. Мн. воспитанники стали профес. артистами, рук. театров; среди них А. Александров, А. Дудов, Г. Гусев, Н. Ковач, О. Морозова, Г. Прокопьев, О. В. Сафронова, В. Хабирьялов и др. Коллектив — участник мн. фестивалей и конкурсов; обладатель Гран-при обл. фестиваля «Две маски» (2005); лауреат 3-го Всероссийского фестиваля любит. театров Сибири (Омск, 2005), дипломант 1-го и 2-го обл. фестивалей новогодних спектаклей, обл. фестиваля «Весна Победы нашей» (2004, 2005).

Театр «Наш ковчег» (Троицк), народный коллектив (1960, в числе первых 100 рос. театров). Создан в сент. 1959 при гор. ДК. Основатель и 1-й реж.— актер А. М. Крамовской. Худ.: П. Барцев, Г. Левшич (см. Левшичи). Первый театр. сезон открылся спектаклем «Пути-дороги» по пьесе Ю. Скоблина (реж. Крамовской). В 1959—61 поставлено 6 спектаклей, лучший из них — по пьесе Островского «На бойком месте» (1961). В 1962—65, 1970—78 реж. был В. Игнатьев, поставивший ок. 20 спектаклей: «Иван да Марья» В. Гольдфельда (1962, прошел св. 50 раз, из них 6 в Чел.); «Женитьба Белугина» Островского (1963, диплом 1-й степ. на зон. смотре в 1964), «Затюканный апостол» А. Е. Макаёнка (лауреат зон. смотра нар. театров РСФСР в Уфе, 1973; дипломами награждены реж. Игнатьев; арт.: В. Чернов, О. Кулик; худ. Левшич) и др. С 1983 реж. О. Полуянова, поставившая св. 40 спектаклей. Среди лучших — «Далекие окна» В. Собко (диплом 1-й степ. ЦК ВЛКСМ на 1-м Всесоюз. смотре нар. творчества, Чел., 1985), «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Филатова (диплом 1-й степ. на обл. фестивале, 1988), «Генеральная репетиция» по С. Якобсдоттиру (диплом 1-й степ. на 2-м Всерос. смотре нар. творчества, 1990); «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (1994) и «Прекрасный горбун» по Ф. А. Кони (1997) — лауреаты и дипломанты обл. смотра (Златоуст). Всего на сцене театра поставлено св. 70 спектаклей. Коллектив гастролировал в Чел., Магнитогорске, Уфе, Златоусте и Миассе, выступал на Чел. и Уфим. ТВ. В театре работали Ю. Козев (ныне артист театра в Новосибирске), Крамовской, А. Кулик (артист театра в Озерске), В. Л. Титов (ныне актер Магнитогорского театра драмы) и др. Реж. Н. Богдан.

Драматический театр (с. Миасское Красноармейского района), нар. театр, засл. коллектив С. х. т. Южного Урала (2005). Основано в 1973. Организатор и 1-й рук.— заслуженный работник культуры РФ Н. И. Кириченко. Первые спектакли: «Одной любовью меньше» и «Попытка — не пытка» А. Кузнецова, «Божественная комедия» И. Штока. В репертуаре мн. спектаклей о Вел. Отеч. войне, послевоен. периоде («Бабы» В. Балашова, «Солдатская вдова» Н. Анпилова, «Архиповна» по пьесе Н. Смеляковой «Семь мисок, семь ложек» и др.), муз. спектакли, к-рые ставятся при участии хореогр. коллективов. При театре действует детская студия. В 1993 Кириченко организовала театр. отделение и детский театр «Диалог» в ДШИ с. Миасского. Состоялись выступления драм. театра в Чел. подростковой воспитат.-труд. колонии, селах Чел. обл. Коллектив сотрудничает с Чел. ТЮЗом. Мат-лы о деят-сти театра публикуются в районной газ. «Маяк»; подготовлены передачи на местном ТВ, обл. радио. Мн. воспитанники коллектива стали клубными работниками; С. Сафронов — актер моск. театра «Современник», Н. Сырцова — преподаватель Свердловского уч-ща культуры. Театр — участник обл. фестиваля, посв. 30-летию Победы (Челябинск, 1975); обладатель Гран-при обл. фестиваля «Весна Победы нашей» (2005), лауреат 3-го Всесоюз. фестиваля народного творчества (1991), фестиваля «Театральная весна» (1989); обл.— «Театральная весна» (2003, в номинации «Актерский ансамбль), «Две маски» (2005, в номинации «Современная драматургия»; регион.фестиваля «Уральская рампа» (2006); дипломант 2-го Всесоюзного смотра самодеят. художеств. творчества (1975), 2-го Всесоюз. фестиваля народного творчества (с. Миасское, 1987), обл. фестивалей (1993, 1996), Всероссийского фестиваля любит. театров (Омск, 1999).

Театр кукол (с. Октябрьское), народный коллектив (1964). Основано в 1960 при районном ДК (рук.— дир. ДК Л. Устинов). В кон. 1970-х гг. было поставлено ок. 20 спекталей по пьесам: «Три поросенка» С. В. Михалкова; «Мальчиш-Кибальчиш» по А. Гайдару; «Таинственный гиппопотам» Р. Качанова, Э. Успенского; «38 попугаев» Г. Остера и др. Коллектив сотрудничал с Чел. обл. театром кукол. Состоялись выступления в Октябрьском районе Чел. обл., Казахской ССР. Театр — участник 1-го Всесоюз. фестиваля народного творчества (Уфа, 1977), лауреат обл., зон. фестивалей народного творчества (1977), обл. театр. фестиваля (1980); дипломант зон. фестиваля народного творчества (Пермь, 1966), обл. фестиваля художеств. творчества (1975), обл. театр. фестиваля (2005). Лауреат обл. пр. «Орленок» (1980). Награжден грамотой ЦК ВЛКСМ (1978). Рук. в разные годы: Н. Ванюкова, Ф. Манакова, В. Огорельцев, Л. В. Тараторина (с 1975), В. Винниченко (с 1981), М. Радченко (с 1987).

 

Самодеятельное музыкальное искусство.

Развитию самодеят. муз. творчества на Южном Урале способствовало создание с 1920-х гг. сети муз. учебных заведений (см. Музыкальное образование и просвещение), клубных учреждений, профес. муз. коллективов (см. Музыкальное искусство), организация с 1940-х гг. Чел. филармонией (см. Концертное объединение) муз.-лит. лекториев в Чел. и городах области, обл. университета музыкального воспитания молодёжи (кон. 1960-х гг.), филиалы к-рого работали во всех городах и районах области. Появилось мн. любит. оркестров народных инструментов (см. Народно-инструментальное исполнительство), хоровых коллективов; с 1930-х гг. получило развитие джазовое иск-во (см. Джаз). В 1952 при Чел. обл. Доме народного творчества осн. секция самодеятельный композиторов (рук. М. Д. Смирнов, позднее — И. И. Шутов, В. П. Беккер и др., в настоящее время — А. Р. Кузьмин). В 1950—60-е гг. в ее состав входило более 60 чел., в настоящее время — ок. 30. Широкую известность получило творчество А. Зябкина, О. В. Кульдяева, А. Малахова, С. Нахимовского, Ю. Рыбникова, А. Рыжова, Е. В. Степанова, Шутова и др. Самодеят. композиторы, авторы-исполнители и совр. авторы нар. музыки создают инструм. произв. (для баяна, гитары, флейты, фп), хоровые и ансамблевые миниатюры, песни, в т. ч. посв. городам, районам и селам области (см. Песни о городах Челябинской области). Шутовым (Челябинск) написано более 200 песен на стихи Л. С. Кузнецова, Н. Панкина, В. М. Юферева; инструм. произв. («Ноктюрн для скрипки с фортепиано», «Вальс-каприс для саксофона») и др. Кульдяевым (Челябинск) создано ок. 300 песен (издано более 120), Степановым — св. 200, Ю. А. Пастуховым (Миасс) — более 100 песен (в т. ч. посв. Юж. Уралу) и ок. 50 инструм. миниатюр. В фильме С. А. Герасимова «Журналист» (1965) прозвучали песни «Об уральских вездеходах» Пастухова, «Ноченька уральская» и «Дорожная» Степанова. В числе авторов песен — самодеятельный композиторы С. Л. Антропов, А. К. Танцырев (Златоуст); В. В. Блинов (Касли); Г. С. Вишнивецкий (Челябинск); Н. П. Козиненко, А. Пыжов (Копейск); С. В. Ларин (Верхнеуральск); Ю. А. Поляков (Троицк); В. Рябчич, В. Л. Титов (Магнитогорск) и др.; Л. Э. Сотченковой написано ок. 200 романсов. Создавали музыку к драм. произв.: М. Капланский (Челябинск) — к спектаклям по пьесе «Клоп» В. В. Маяковского, «Годы странствий» Арбузова; А. С. Романов, Танцырев (Златоуст) — к спектаклям театра «Омнибус». Ю. М. Важениным (Челябинск) написаны опера «Малахитовая шкатулка», а также поэма для симф. оркестра, 3 увертюры, ряд произв. для оркестров, струнного квартета, более 50 песен; Г. Любовицким (Магнитогорск) — балет «Орленок», детская опера «Комары»; О. Н. Киселёвым (Аша) — ок. 250 пьес для гитары, опубл. в России и за рубежом. Произв. Южноурал. композиторов исполняются на концертах, в т. ч. в программах Дней культуры городов и районов, включены в пед. репертуар ДМШ и ДШИ, звучат по радио и ТВ. Было подготовлено мн. радио- и телепередач с участием самодеятельный композиторов; изданы коллективные сб-ки: «Песни» (1955), «Сборник песен самодеятельных композиторов Южного Урала» (1957), «Сторона уральская» (1960), «Уральский вечер» (1965), «В Урале Русь отражена» (1971) и др.; авторские сб-ки: «Лирические песни» (1962), «Над селом опускается вечер» (1965), «Новые песни» (1969) Шутова, «Родина моя» (1961), «Танкоград — наша доблесть и честь» (2001), «Город любимый, слава тебе!» (2004) Кульдяева и др. В 1970—80-е гг. произв. композиторов Чел. обл. публиковались в сборниках, выходивших в моск. изд-вах. В 2002 издан сб. «Дорогая моя глубинка» (2002), в к-рый включены песни В. Елинека, В. Вишневецкого, Н. Григорьева и др., в 2005 — сб-ки песен «Была война», посв. 60-летию Победы. Танцыревым подготовлены к изданию авторские сб-ки произв. для ансамблей баянистов: «Семеновна» (1998), «Играет “Экспромт”» (1999), «Малахитовая шкатулка» (1999), «Музыкальный калейдоскоп» (2002). Титовым издано 3 песенных сб-ка: «Город юности моей» (1999), «Песни Виталия Титова на стихи магнитогорских поэтов» (2000), «Магнитка — любовь и песнь моя!» (2001). В Челябинской обл. проводится большая муз.-просветит. работа: организуются гор. конкурсы песни, фестивали, праздники, конкурсы самодеят. творчества и др. Центр нар. музыки «Гармонь» содействует развитию нар.-муз. исполнит. традиций. С кон. 1960-х гг. получила распространение авторская песня. С нач. 1970-х гг. создавались клубы самодеятельной песни во мн. городах Чел. обл. В числе известных авторов-исполнителей: Ю. Г. Зыков, А. Г. Крамаренко, О. Г. Митяев, Т. В. Фоменко, Н. Н. Якимов и др. В Чел. КСП был организован художеств. сектор (рук. М. Я. Вейцкин), в к-ром велась работа с начинающими композиторами, гитаристами, поэтами, проводился отбор лучших авторов и исполнителей для участия в Ильменском фестивале авторской песни (с 1973) и др. Пятьдесят чл. КСП Урал. региона прошли обучение на базе курсов повышения квалификации при Чел. обл. управлении культуры (1987—88). Педагогами на курсах были Т. и С. Никитины (исполнит. анализ), Вейцкин (аранжировка в авторской песне), А. Городницкий, Л. Сергеев, М. Столяр и др. В Магнитогорском КСП проводили занятия профес. актеры и музыканты. Организовывались творч. семинары, мастер-классы известных авторов и исполнителей. В настоящее время в Челябинской обл. проводится более 30 фестивалей авторской песни, нек-рые организуются св. 20 лет: «Листопад» (Снежинск), «Морозко», «Озерск», «Черная скала» (Златоуст), Магнитогорский фестиваль авторской песни, а также фестивали популярной и рок-музыки (см.: «Арт-платформа»); «Арт-старт».

 

Самодеятельное изобразительное искусство.

В дорев. период на Южном Урале самодеят. изобразит. иск-вом занимались отд. любители; сведений о проведении выставок не сохранилось. В 1917—20 в Чел. функционировало 10 художеств. студий. Первая появилась в 1918 (рук.: И. К. Мрочковский, А. Н. Самохвалов). В 1920-е гг. открылись изостудии в Нар. доме, летнем театре (в саду-острове на р. Миасс), ж.-д. им. В. И. Ленина и красноарм. клубах, к/т «Луч» и «Спартак» (Челябинск). Студийцы были свободны в выборе форм и методов обучения; писали плакаты и лозунги, оформляли агитпоезда, создавали монумент. панно для общест. праздников. Под рук-вом Н. А. Русакова при губерн. отделе народного образования была создана школа изобразит. иск-в с отделениями живописи, лепки, театр.-декорационного и агитационного иск-ва (функционировала до сер. 1920-х гг.). В 1926 открылась художеств. студия при златоуст. клубе «Металлист». В 1930-е гг. по линии народного образования финансировалось более 70 внешк. учреждений области, в т. ч. художеств. В 1930—40-е гг. повсеместно открывались детские изостудии; возрос интерес к самодеят. изобразит. иск-ву. Преобладала полит. и индустр. тематика (в духе метода социалист. реализма), предпочтение отдавалось станковым формам. В Магнитогорске было организовано об-во художников-любителей, ставившее перед собой задачу создания произв. пролет. иск-ва (1931; 1-е занятие провел худ.-график Н. М. Аввакумов). Вплоть до 1960-х гг. подготовка к учебе в профес. художеств. уч. заведениях в осн. осуществлялась на базе изостудий. Открылись станция художеств. воспитания детей при ДК Копейска (1935); при Златоуст. инструм. заводе им. В. И. Ленина — Дом художеств. воспитания детей (ДХВД), к-рый позднее был реорганизован вместе с Домом пионеров во внешк. комбинат (в 16 кружках занималось св. 670 чел.). А. М. Сосновский организовал изостудию в СШ № 4 Златоуста (с 1935 художеств. мастерская); основам изобразит. иск-ва в ней обучались будущие худ. А. И. Шатров, П. П. Якушев и др. Изостудия при Чел. обл. ДХВД (рук. О. П. Перовская) была оборудована мольбертами, наглядными пособиями, были созданы натюрмортный фонд и гипсово-формовочная мастерская. Занятия проводили ведущие художники города: в 1930-е гг.— Русаков, В. Л. Талалай, А. Е. Тарасов (живопись, рис.); Т. В. Щелкан-Руденко (рис., скульптура); М. А. Данилова, М. К. Русакова (декоративно-прикладное иск-во); в 1940-е гг.— П. С. Кусков, М. М. Лошаков, М. В. Орловская и др. В 1940 из состава обл. ДХВД было выделено 2 филиала — при клубах ЧГРЭС и ЧТЗ, а также гор. Дом пионеров. В нач. 1940-х гг. в обл. ДХВД действовало 120 кружков (в осн. эстетич. направления), где занималось св. 3 тыс. чел. В 1941 предполагалось создать детскую художеств. школу на базе изостудии при обл. ДХВД. С 1949 преемником этого учреждения стала студия при чел. Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской; ее последовательно возглавляли: В. Ф. Подгорное, Р. В. Мельников, В. Т. Шаров, Ю. В. Демаков, И. И. Архипцев, С. М. Удалов, В. Г. Серегина и др. (см. Изостудия им. И. И. Архипцева). Во 2-й пол. 1930-х гг. в области действовало 3 изостудии для рабочих: при клубе ЧТЗ (1934; см. Изостудия ДК ЧТЗ), при отделе по делам иск-в Чел. облисполкома (1935) — в Чел.; изостудия при ДК металлургов в Магнитогорске (1938). В первых двух студиях занятия велись по программе ВЦСПС. Рук. изостудии ЧТЗ в разные годы: А. П. Сабуров (1934—40), В. А. Яранцев (1941), С. Э. Блажевич (1946—66), Ю. М. Бунов (1966—96). Помимо рис., живописи, композиции студийцы изучали историю иск-в, эстетику; лучшие ученики направлялись в творч. командировки в Москву и Ленинград. Блажевич был чл. методич. совета по самодеят. изобразит. иск-ву при респ. Доме нар. творчества, разработал авторскую уч. программу. Изостудия стала образоват. центром, клубом самодеят. художников; мн. чл. изостудии работали в мастерских при Чел. отделении СХ. Студийцы занимались оформлением цехов и отделов ЧТЗ, избират. участков, школ, общежитий; стенда ЧТЗ на ВДНХ (1953) и др. В 1946—62 в студии обучалось св. 3,6 тыс. чел.; 9 тыс. работ 2,5 тыс. участников экспонировалось на респ. и обл. художеств. выставках. Коллектив студии ЧТЗ занял 1-е место среди изокружков автотракторных заводов на Всесоюз. олимпиаде (Харьков, 1936). На 1-й Всесоюз. выставке работ самодеят. художников (1954) 1-е место было присуждено Н. И. Черкасову, работа П. С. Панарина «Вертолет в Тундре» из живописной серии «Новые силуэты Тундры» была представлена на профес. выставке «Советская Россия», репродукция опубл. в ж. «Художник» (1960). Мн. воспитанники окончили художеств. учебные заведения, стали профес. художниками, педагогами. Обучение в изостудии при оргбюро Челябинские отделения СХ (первый рук. Русаков) проводилось в соответствии с принципами академич. школы изобразит. иск-ва. Изучались рис., живопись, уделялось значит. внимание композиции, работе над натюрмортом, портретом, с обнаж. моделью. В числе учащихся были преим. рабочие предпр. Чел. (в 1938 — 63 чел.). Занятия вели худ.: И. Л. Вандышев, Русаков, Тарасов, В. И. Челинцова, П. Г. Юдаков. Студию живописи и рис. в Магнитогорске возглавляли: Г. Я. Соловьёв (с 1938), Д. А. Пятков (1946—48), В. П. Панов (1958—84), Е. П. Белицкий (с 1984). В Чел. и Магнитогорске действовали также изостудии, на базе к-рых проходили дополнит. подготовку художники. В 1930-е гг. сложилась осн. форма отчета работы изостудий и кружков: выставки самодеят. художников; 1-я состоялась в Магнитогорске в мае 1935. В Челябинске были организованы выставки: посв. 18-й годовщине Окт. (1935; силами изокружковцев ЧТЗ); картин рабочих-художников (1936; были отмечены работы: «Сборка “Сталинца-60”» Никольского, «Сталелитейный цех» И. В. Мальцева и др.); детского рис. (1936; в фойе драм. театра). Работы юного скульптора Н. Белугина (изостудия ДХВД Златоуста) были представлены на Междунар. выставке детского творчества (Москва, 1936). В 1939 профес. и самодеят. художники Чел. и Магнитогорска провели совместную выставку, посв. 18-му съезду ВКП(б). В февр.— мае 1941 в ЧОКГ состоялась самая крупная предвоен. обл. выставка нар. изобразит. творчества, на к-рой было представлено 447 работ 79 самодеят. авторов (М. Г. Демина, сотрудника Управления ЮУЖД; А. Ф. Черепановой, домохозяйки; И. А. Шарина, управляющего делами «Миассзолота»; А. А. Щербины и Яранцева, работников ЧТЗ, и др.). В годы войны мн. рук. студий, педагоги были призваны на фронт; самодеят. коллективы продолжали работу в обновл. составе. Так, кружок рисования при ДК им. В. Володарского в Пласте (1935, позднее самодеят. студия) после того, как рук.— самодеят. худ. И. А Аристов — ушел на фронт (сов.-финляндская война), продолжил работу под рук-вом его брата Н. А. Аристова; когда тот был призван на фронт в годы Великой Отечественной войны — под рук-вом Н. С. Качинского. Значительная роль в возрождении самодеят. изобразит. иск-ва в послевоен. годы сыграли художники-фронтовики. В их числе дир. Дома пионеров с. Уйского А. Н. Дёмин, рук. созданной им изостудии (среди воспитанников — С. А. Микулич, И. М. Сафошкин, В. Н. Соловьёв); в 1978 им был организован кружок изобразит. иск-ва при Чебаркульском рем.-механич. заводе (с 1983 нар. студия). И. А. Аристов возглавлял изостудию в ДК им. С. Орджоникидзе (Магнитогорск); воспитанники принимали участие в выставках различного уровня. Изостудия при ДК ЧМЗ была создана худ. А. О. Григоряном и В. Т. Егоровой. С 1974 коллектив возглавляет заслуженный работник культуры РФ А. П. Плеханова. Работы студийцев (произв. скульптуры, живописи) отмечены дипломами и призами на респ., Всесоюз., междунар. выставках, экспонировались в Англии, Австралии, Вьетнаме, Германии, Франции и др. странах. Никольский организовал при ДК автомобилестроителей (Миасс) изостудию, к-рая под его рук-вом (1965—91) получила статус народный коллектива (1975); с 1991 изостудию (ныне носит имя Никольского) возглавляет С. В. Федосеев. Состоялись отчетные выставки ее чл. в Екатеринбурге, Златоусте, Миассе, Чел. В разные годы нар. изостудией в Чебаркуле руководили профес. худ.: Д. А. Буйлов (1983-86), Р. Г. Ганеев (1987—88), В. В. Бубнов (1989—91), Н. Л. Матвеев (1991—92), Н. Н. Сафонов (1992—95); В. В. Балясников (с 1995). Работы студийцев хранятся в музеях страны и за рубежом. В Троицке инициаторами послевоен. возрождения самодеят. изобразит. иск-ва стали супруги Левшич, организовавшие творч. мастерские, музей изобразит. иск-ва. В Аше дир. музейно-выставочного центра Н. М. Гусенкова привлекла к сотрудничеству худ. О. И. Бондаря, Н. И. Усанову, В. А. Хорошавина, работников культуры Миньяра, Сима и др. городов горнозаводской зоны. В (Кизильском районе под рук-вом М. П. Решина действует клуб, объединивший 14 художников-любителей. Нар. изостудия при ДК ЧТПЗ (рук. В. Г. Горелов) выступила с многочисл. творч. инициативами: было создано объединение художников-любителей «Горный пленэр» (1980); приобрет. на средства студийцев дом в пос. Саргазы стал творч. центром для художников Аши, Миасса, Сатки, Чел. и др. городов области. Чл. клуба художников-любителей (с. Агаповка; Л. В. Винокурова, В. П. Дырин, Е. Н. Кухтевин, В. В. Сафронов, В. Д. Фатеев, Ю. Д. Хаустов), орг. в 1985 Н. И. Загоруйко, провели ряд выставок в Доме культуры, краеведческом музее; участвовали в районных выставках художников и мастеров декоративно-прикладного творчества, в меропр., посв. 250-летию Кизильской креп. (1993), фестивале «Богат талантами Урал» (1997). Состоялось 6 персон. выставок Загоруйко (районные ДК и краеведч. музей, Магнитогорская карт. гал., ОЦНТ). Загоруйко совм. с рук. районного отдела культуры, Агаповской ДШИ был организатором художеств.-графич. отделения ДШИ (1982). ОЦНТ выпущен буклет «Мастера Агаповского района» (1997). В постсов. период из-за недостатка финансирования были закрыты мн. изостудии при проф. дворцах, клубах, центрах и станциях. В ОЦНТ проводятся консультации, работают клубы и мастер-классы по различным направлениям изобразит. иск-ва, организуются выставки работ самодеят. художников. Выставки творч. объединений «Радуга» (Трехгорный, 1997; рук. А. М. Долбня; образовано в 1967) и «Художник» (Снежинск, 1999), художников-любителей из Озерска (1997) состоялись в Выставочном зале ЧОСХ, а также в Златоусте, Миассе, Сатке, Усть-Катаве, Чебаркуле и др. городах Чел. обл. Работы мн. самодеят. художников отличает высокий профессионализм. Чл. СХ РФ стали участники выставок Г. Н. Жихарев, О. В. Сухорученкова, Е. А. Черепанов, О. В. Черепанов, молодые худ. В. П. Губарев и Ю. В. Мельников. Произв. магнитогорцев «Мои товарищи» (В. Г. Климанов), «Военная музыка» (П. Д. Яцун), серия работ об Индии (К. Ф. Хабаров) были представлены на всерос. художеств. выставках; цикл графич. иллюстраций В. Н. Аристова приобрел Музей М. Ю. Лермонтова в Тарханах. Более 150 воспитанников детской изостудии «Ау» (Магнитогорск; рук. Л. Г. Демьянова) — дипломанты междунар. конкурсов. Работы воспитанников детской изостудии ДК железнодорожников — дипломантов обл. конкурса «История моего Отечества» (1992) — стали основой фондов музея детского творчества, формируемого ЧОКГ. Работы Южноурал. худ.-ветеранов — М. В. Важениной (Карталы); Г. П. Докукина (Пласт); А. Д. Демина, Э. В. Мальцева, А. Д. Ожегина (Чебаркуль); Е. Д. Зайцева, И. А. Моторина, Пястолова (Челябинск); В. И. Кузнецова (с.