Музыкальное искусство


Музыкальное искусство, основа музыкальной культуры; создание, исполнение, пропаганда муз. произв. всех жанров. Музыка (от греч. musike, букв.— «искусство муз») — вид иск-ва, к-рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысл. и особым образом орг. звуковых последований, состоящих в осн. из тонов (звуков определ. выс.). М. и.— важнейший компонент культуры (см. Культура и искусство); тесно связано с др. видами иск-ва — театр., хореогр. и др. (См.: Авторская песня; Балет; Самодеятельное художественное творчество; Театральное искусство.) В 1903—17 в Чел. проведением музыкальных вечеров и концертов занималось Музыкально-драматическое общество. До 1935 организация концертной деят-сти в Челябинской обл. не носила централиз. характера и осуществлялась концертно-эстрадными бюро при театрах и др. учреждениях; с 1936 — Госэстрадой, Радиокомитетом (по линии радиовещания), домами Красной Армии (по линии обслуживания Кр. Армии). С 1937 ведущим учреждением в Челябинской обл., занимавшимся организацией концертов, пропагандой академич. и эстрадных жанров М. и., стала Чел. гос. филармония (ЧГКО). В Магнитогорске в 1938 на базе гор. оркестров был создан симф. оркестр, в 1944 — Магнитогорская гос. хоровая капелла, в 1949 — отделение обл. филармонии. С 1940-х гг. на базе обл. филармонии в Чел. и др. городах области проводились муз.-лит. лектории. В 1966 открылся Дом музыки в Магнитогорске (первый в РСФСР), в 1971 —Дом музыки в с. Миасском Красноарм. района и др. В кон. 1960 создан обл. университет музыкального воспитания молодёжи (ректор М. Ф. Ненашев), филиалы к-рого действовали во всех городах и районах области. В 1970—80-е гг. в структуру обл. ун-та муз. воспитания молодежи входил филармонич. лекторий. Значительная роль в развитии М. и. играли муз. театры. В 1920—30-е гг. на Южном Урале действовали передвижные оперные труппы; в сер. 1930-х гг. были созданы театр оперы и балета (1936—41) и Театр оперетты (1933—50), выступавшие в Чел. и городах области. В 1956 открыт Театр оперы и балета им. М. И. Глинки в Чел. (гл. дирижер И. А. Зак), репертуар к-рого составили лучшие произв. оперной и балетной классики. В 1976 в Магнитогорске создан муз. театр нар. творчества; устраивались театрализ. представления-концерты; в 1998 организован театр оперы и балета. В 1990 — нач. 2000-х гг. расширился репертуар этих театров, активизировалась концертная деят-сть. В 2004 возобновились симф. филармонич. концерты в Концертном зале им. С. С. Прокофьева; состоялось открытие филармонич. киноконцертного зала в Магнитогорске. Профес. композиторы на Южном Урале создавали свои произв. с кон. 1930-х гг., особое развитие их деят-сть получила с 1960-х гг. Организация в 1983 Челябинские отделения Союза композиторов России открыла возможности для систематизации, издания и распространения сочинений Были созданы произв. разных жанров: оперы, балеты; симф., камерные, для народных инструментов, хоровые, камерно-вокальные и камерно-инструм. произв.; песни; музыка для драм. спектаклей, для детей и юношества (см. Музыкальная литература). В создании муз. произв. принимают участие самодеятельный композиторы, авторы-исполнители и совр. авторы нар. музыки. Мн. авторы-исполнители создают инструм. произв. (для баяна, гитары, флейты, фп), хоровые и ансамблевые миниатюры, песни. Произв. Южноурал. композиторов исполняются на филармонич. авторских и отчетных концертах, в фестивальных и праздничных программах, на исполнит. конкурсах; включены в пед. репертуар муз. вузов, ср. спец. муз. учебных заведений, ДМШ и ДШИ; звучат по радио и ТВ. Самодеят. авторы работают в секциях под рук-вом профес. композиторов при обл. Центре народного творчества. В Челябинской обл. сформировалась разветвл. система подготовки музыкантов на базе ДМШ и детских школ искусств, ср. спец. учебных заведений и вузов. (См. Музыкальное образование и просвещение.) В рамках программы поддержки одар. детей «Новые имена» организуются концерты юных исполнителей, совм. с Чел. гос. концертным объединением — концерты известных музыкантов. В городах и районах Челябинской обл. ведется большая муз.-просветит. работа: проходят конкурсы и фестивали.

Музыкальный фольклор, нар. музыка, вокальное (преим. песенное), инструм. и вокально-инструм. коллективное творчество. На территории Южного Урала нар. музыка в теч. длит. периода бытовала и передавалась благодаря существовавшим исполнит. традициям. Муз. фольклор русских, башкир, татар, нагайбаков, украинцев и др. народов тесно связан с труд. деят-стью, религ. верованиями, мифологией, нар. традициями, обрядами и праздниками (см. Фольклор). Получили развитие осн. виды рус. муз. нар. творчества: песни, эпич. сказания (былины), танц. мелодии, плясовые припевки (напр., частушки), инструм. пьесы и наигрыши. Древним жанром башк. муз. фольклора были эпич. кубаиры (былины); позднее появились протяжные песни, баиты (песни-сказы), мунажаты, деревенские, рекрутские, зимагорские песни, инструм. марши и лирич. танц. мелодии; после Окт. 1917 — такмаки (частушки), игровые песни. На основе звукоподражания у башкир развилось сольное 2-голосное гортанное пение. Муз.-песенное творчество нагайбаков, проживающих в Нагайбакском районе), содержит образцы сложного, развитого многоголосия. В песенном творчестве казаков Оренбургского казачьего войска соединились великорус., юж.-рус., малорос. песенно-муз. традиции, фольк. традиции урал. (яицких) казаков. Каз. песни явились средством сохранения и передачи бытовой культуры и воен. традиций, ист. памяти народа. Записи Южноурал. фольклора публиковались со 2-й пол. 19 в. (см. Музыкальная литература). В 1960—70-е гг. сформировалась чел. школа фольклористики, к-рую возглавил А. И. Лазарев, занимавшийся подготовкой к изданию сборников урал. нар. песен. Специалистами ЧГИК (ЧГАКИ) и ЧелГУ собраны мн. произв. фольклора Чел. обл. Нар. муз. инструменты представлены в Музее национальных музыкальных инструментов и этнографии (Челябинск). Широкое распространение получило любит. музицирование на рус. нар. инструментах; мн. коллективов было создано в клубах, дворцах культуры и уч. заведениях. В 1988 был осн. Центр нар. музыки «Гармонь», в составе к-рого работают коллективы: «Бедовые ребята» (с. Долгодеревенское), «Митрофановна» (с. Кременкуль), «Уральская гармонь» (Чел.) и др.

Оркестры русских народных инструментов. На Южном Урале широкое распространение получили самодеят. оркестры рус. нар. инструментов, сложились традиции оркестрового исполнительства. Действует мн. оркестров: профес. коллектив — гос. рус. нар. оркестр «Малахит» (рук. нар. арт. РФ В. Г. Лебедев); муниципальные оркестры рус. нар. инструментов в Еманжелинске, Магнитогорске, Миассе, Озерске. В числе наиб. известных исполнителей: баянисты-аккордеонисты В. Бабюк, В. Г. Герасимову Л. В. Герасимова, В. Грехов, Ник. Прок, и Нат. Петр. Ищенко, Н. Н. Малыгин, Б. П. Потеряев; балалаечники Ш. С. Амиров, В. Медведев, Г. Шадрин; гитаристы В. В. Ковба, В. В. Козлов; дуэт классич. гитар (П. Попов, Ю. Семенов); Трио гитаристов Урала (Ковба, Козлов, Ш. Х. Мухатдинов). Получили известность ансамбль педагогов ЧГИК под рук-вом В. Шпехт (1980-е гг.), анс. «Россы» под управлением В. Гурского (1990-е гг.). Действуют студенч. оркестры и ансамбли нар. инструментов (в вузах). В 2004 создан оркестр нар. инструментов «Калинушка» (П. Цокало) в Магнитогорске. (Подробнее см. Народно-инструментальное исполнительство.)

Симфоническая и камерная музыка. Симф. муз. произв.— предназнач. для исполнения симф. оркестром (иногда с привлечением хора, певцов-солистов). Понятие «симфоническая музыка» распространяется и на произв. для солирующего инструмента или инструментов и оркестра, оркестровые эпизоды оперы (симф. картины, интермеццо). Включает крупные монумент. произ. и небольшие пьесы; осн. жанры: симфония, сюита, увертюра, симф. поэма. Камерная музыка — разновидность М. и., отличающаяся от театр., симф. и концертной музыки; камерные произв. пишутся для небольших инструм. составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля), предназначены для исполнения в небольших помещениях (отсюда назв.). Первый в Чел. симф. оркестр (дирижер Г. Д. Моргулис) проводил вечера, концерты классич. музыки для широких слоев населения (см. Оркестры). В 1938 в Чел. состоялся первый концерт объедин. симф. оркестра (дирижер Е. А. Филиппова); в Магнитогорске прошел первый концерт гор. симф. оркестра под управлением С. Г. Эйдинова. В 1944 был создан симф. оркестр при Магнитогорской хоровой капелле (см. Магнитогорская хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова). Дирижерами симф. оркестра Чел. обл. филармонии были: Л. Катсон и С. Ароцкер (1938—39), Н. Г. Факторович (1939—50). В 1930—50-х гг. большое значение придавалось пропаганде музыки сов. композиторов. В 1956—87 проходили симф. концерты оркестра Чел. театра оперы и балета. Организовывались симф. концерты в рамках муз. лекториев, на к-рых исполнялись произв. заруб. и отеч. композиторов, в т. ч. южноурал. В 1989—2004 отд. симф. концерты проходили в Чел. театре оперы и балета. В 1994 по инициативе засл. арт. России А. А. Абдурахманова был создан камерный оркестр «Классика», в репертуаре к-рого мн. программ старинной, классич. и совр. музыки, в т. ч. произв. композиторов Юж. Урала. Академич. симф. и камерную музыку исполняют коллективы муз. учебных заведений: симф. оркестр ЧГАКИ, оркестры Чел. ин-та музыки и МаГК. В Чел. побывали с гастролями известные симф. коллективы под управлением Ю. Башмета, В. Гергиева, Е. А. Мравинского, В. Спивакова и др. Большой популярностью пользуются вечера камерной музыки; в Челябинской обл. действует мн. камерных ансамблей. Исполнит. традиции в 1950—60-е гг. заложили пианистка Р. Г. Гитлин и скрипач А. З. Рахмилевичу воспитавшие неск. поколений музыкантов. С 1950-х гг. проходили концерты камерной музыки в рамках муз.-лит. лекториев, организовывавшихся на сотнях сценич. площадок области. Активную концертную деят-сть в этот период вели исполнители: Л. Азерская (сопрано), М. Н. Берх, А. Геккер (баритон), Гитлин (фп), Б. Инякин (бас), вокальный дуэт В. Я. Курочкин и В. Поляков; позднее — Э. Зусин, М. Ивашков, А. В. Макаренко, Д. Михеев, А. Ю. Нечаев, А. В. Пушненкова, Н. Рыбакова, А. П. Ханжин (фп); К). Волгин, Т. Ю. Галкина, В. Гольдфельд (см. Гольдфельды), В. Ферапонтов, В. А. Шехтман (скрипка); А. Расин, Н. П. Татаринская (альт); Н. Е. Александрова, А. Ю. Смирнов, Б. Шагинян (виолончель); Л. Тимшина, В. В. Хомяков (орган); Д. Северинов, Г. Смирнов (кларнет); Абдурахманов (флейта); певцы А. А. Беркович, Г. Г. Гудкова, Г. С. Зайцева, Н. А. Заварзина, В. В. ЗюзиНу Л. Н. Ильинская, В. Меньшенин, М. В. Новокрещенова, В. В. Олейникова, В. М. Пыхонин, Н. Ф. Сурикову Г. П. Чернакова, Г. В. Чубарова и др.; концертмейстеры Н. Андреева, О. В. Бычик, Л. Гончукова, Э. Г. Гуляк, Ф. Данилко, Р. Ильясова, Т. Савельева, Т. Семиног, А. Уринсон, Л. Яновская, О. П. Яновский; солист и концертмейстер В. П. Галицкий и др. В 1987 открылся Концертный зал камерной и органной музыки, где установлен орган нем. фирмы Hermann Eule (г. Баутцен, Германия), один из лучших в Европе. В Чел. и области в разные годы побывали на гастролях исполнители: Э. Г. Гилельс, Г. Гинзбург, Б. Давидович, В. Мержанов, Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, Н. Перельман, С. Т. Рихтер, П. Серебряков, М. Федорова (фп); Х. Ахтямова, Г. Баринова, А. Ливонтас, М. Лубоцкий, Ю. Ситковецкий (скрипка) и др.

Хоровая музыка. В России исторически складывались традиции светской и духовной хоровой музыки. С 1890-х гг. развивалось любит. хоровое пение. Одним из первых прославл. хоровых коллективов, приезжавших на Южный Урал с гастролями, была «Славянская капелла». В 1930-е гг. создавались самодеят. хоровые коллективы в клубах и дворцах культуры, на пром. предпр. и в уч. заведениях. В 1958 по инициативе дир. муз. уч-ща Б. М. Белицкого осн. обл. отделение Всерос. хорового об-ва, к-рое занималось пропагандой хорового иск-ва (см. Всероссийское музыкальное общество). Позднее организован Центр хорового иск-ва (Чел.). В 1950—80-е гг. созданы рабочая хоровая капелла «Металлург» (рук.: О. Свидзинский, М. Капланский, В. Д. Стрельцов), хор рус. песни при ДК ЧМЗ (К. Е. Габрик, Л. И. Шутова), капелла ЧТЗ (рук. Е. П. Соколов), академич. хор ДК им. С. Орджоникидзе (Ю. Галкин, В. М. Македон), хор ЧТПЗ (В. Гвоздев, Н. Г. Ерёмина, В. Еременко), хоры театра ЧТЗ (Е. В. Степанов), ДК им. С. Орджоникидзе (А. Печенкин), ДК ЧТПЗ (А. Швидь), ДК им. Колющенко (И. А. Игнатьев) и др. В Магнитогорске были осн. коллективы на базе Центр. клуба строителей, ДК металлургов, учебных заведений; значит. вклад в развитие хорового любит. иск-ва внесли В. Васильева, В. Ф. Лекарчук, Б. Ляшко, Б. Марьяскин, М. Маташов, А. В. Никитин, С. В. Синдина, А. Федотова (Малиновкина), В. А. Чернушенко и др. Получили известность хоры рус. песни в пос. Варламово (Чебаркул. р-н) и Миассе, фольклорный хор ДК им. М. Горького (Кыштым) и др. Ведущими хоровыми коллективами Чел. обл. являются Гос. академич. Магнитогорская хоровая капелла им. Эйдинова (художеств, рук. и гл. дирижеры в разные годы: Эйдинов, К). М. Иванов, Н. П. Иванова и др.) и Камерный хор ЧГКО (В. В. Михальченко). Высокий профес. уровень отличает хор Чел. театра оперы и балета, к-рый не только участвует в спектаклях, но и представляет собств. концертные программы. Значит. развитие получило детское хоровое пение в общеобразоват. школах, ДМШ и ДШИ области. В 1972 организована школа-студия «Мечта» (рук. В. А. Шереметьев), в 1979 — хор мальчиков (позднее школа хорового иск-ва «Молодость», рук. Македон). Действуют хоры каз., русские народные песни, хоры ветеранов войны и труда и др. (См. также Хоровое искусство.).

Джазовая, популярная и рок-музыка. Развитие джазового иск-ва на Юж. Урале связано с именами Ю. П. Варфоломеева, И. В. Додюка, М. В. Папашики, О. В. Тергалинского, Хайкиных, P. Х. Хатипова и др. В 1969 был создан «Уральский диксиленд» (рук. И. В. Бурко; см. «Уральский диксиленд Игоря Бурко»). В кон. 1960-х — нач. 1970-х гг. в Чел. появились джазовые импровизаторы: трубач С. Хилько, саксофонисты В. Подкорытов, В. Плотников, пианисты В. А. Петров, О. Плотников, И. Дорохов, гитаристы А. Н. Панафидин и В. П. Сундарев, барабанщики В. Мосунов и В. Барташев и др.; позднее — саксофонисты В. С. Нагорный и А. Тимшин, флейтист Г. П. Анохин, трубач В. Д. Лысенко. Джазовые произв. составили значительная часть репертуара чел. коллективов «Джаз-отель», «Маэстро Аккордеон» и др. В 2004 создан чел. муниципальный биг-бенд «Джаз-Академия» (рук. С. В. Бережное). С 1999 в Чел. проходит Междунар. джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». (Подробнее см. Джаз.) С 1970-х гг. при Чел. обл. филармонии действовали эстрадные коллективы: ВИА «Веселые подруги», эстрадный коллектив «Мелодия» (художеств, рук. С. Белоклоков) и др. В 1980-е гг. получил известность жен. ВИА «Катерина» (художеств, рук. В. П. Веккер). В золотой фонд отеч. эстрады вошли вариации и аранжировки нар. песен, произв. совр. композиторов в исполнении ВИА «Ариэль». В 1989 создана группа «Иваныч» (рук. В. И. Ярушин), в 2000 — «Новый Ариэль». Определ. развитие получили поп- и рок-музыка (группы «Веселый Роджер», «Гараж», «Градский прииск», «Детский мир», «Другая жизнь», «Резиновый дедушка», «Роли-поли», «Сплав», «Томас» и др.); стали популярными исполнители: Г. Ананасов, Ю. А. Богатенков, Ю. Е. Князев, Д. И. Локтионов и др.

Фестивали и конкурсы. Важной формой совершенствования исполнит. мастерства являются профес. конкурсы; они проводятся в разных городах Чел. обл. Традиционной формой представления М. и. разных жанров широкому кругу слушателей стали музыкальные фестивали. С 1966 в Чел. проходит фестиваль «Уральские зори». С 1990-х гг. фестивальное движение в области получило значит. развитие. Проводятся фестивали: «Ирина Архипова представляет...», «В честь Екатерины Максимовой», «Рождественские вечера», «Новое органное движение», «Арт-старт», Уральский фестиваль камерной музыки, фестиваль оперных дирижеров, фестиваль оркестров и ансамблей народных инструментов памяти Р. Я. Розенфельда, фестиваль баянистов-аккордеонистов, конкурс-фестиваль исполнителей на духовых инструментах «Уральские фанфары», Ильменский фестиваль авторской песни, фестиваль детского вокального творчества «Волшебный микрофон» и др.