Фотография


Фотография, теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствит. мат-лах; раздел науки, техники и иск-ва. История Ф. началась в кон. 18 в., когда на бумагу или холст с помощью камеры-обскуры проектировали изображения объекта и зарисовывали его. Возникновение собственно Ф. относится к 1-й пол. 19 в. В 1839 француз Л. Дагер сообщил Парижской академии о способе получения позитивного зеркального отражающего серебряного изображения, названного им в собств. честь дагерротипией (одноврем. с Дагером работу проводил Ж. Ньепс). В 1841 в Великобритании был выдан патент У. Толботу на др. способ Ф.— калотипию (печать с негативов). В 1840 венгерский оптик Й. Пецваль создал фотокамеру со спец. съемочным объективом, заменившую камеру-обскуру. Спустя 9 лет, на 1-й Междунар. выставке дагерротипов, проходившей в Париже, первую золотую мед. в области фотоискусства получил С. Л. Левицкий, родоначальник фотографич. дела на Урале: он автор одного из первых снимков, сдел. на территории нашего края, был знаком с первыми фотографами Южного Урала. Левицкий снимал представителей 4 поколений династии Романовых, создал галерею фотопортретов рус. писателей и ученых 2-й пол. 19 в. Сохранился снимок семьи одного из владельцев Кыштымских заводов М. Г. Дружинина (см. Дружинины) с фирм. оттиском на паспарту «С. Л. Левицкий». В 1888 он стал организатором 1-й Всероссийской выставки Ф., на к-рой были представлены работы урал. фотографов. В 1876 в Миасском заводе начал свою деят-сть троицкий мещанин В. Л. Метенков, впоследствии получивший звание «фотограф всего Урала». В 1880 в Миассе он открыл первое ателье. До 1910 делал съемки видов Урала, заводов и сел. Его работы отмечены золотыми и серебряными мед. Урало-Сиб. пром. выставки (1887), Всемирной фотогр. в Париже, посв. 50-летию изобретения Ф. Более 700 снимков напечатано большими тиражами в виде открыток в С.-Петербурге, Берлине, Стокгольме. В Чел. жанровую съемку производил акцизный чиновник К. Н. Теплоухов. В кон. 19 в. стали популярными жанровые фотоальбомы (первый был создан в 1885 петерб. фотографом Поляковым). Свою коллекцию тематич. фотоальбомов имела императорская семья. Фотографы сопровождали чл. царской семьи во всех путешествиях. На снимках в одном из императорских альбомов запечатлено путешествие Николам II по Самаро-Златоустовской железной дороге, в т. ч. его пребывание в Златоусте (1904; один из семейных альбомов Романовых о событиях 1914—15 хранится в Златоуст. краеведческом музее). На фото из урал. альбомов зафиксировано стр-во Транссибирской железнодорожной магистрали (архив И. П. Абросимова), история развития чаеразвесочных ф-к в Чел., деят-сть Миасской сел. лечебницы. До сер. 19 в. Ф. занимались единицы, что объяснялось техн. сложностями фотодела. Но именно тогда были заложены основы иск-ва Ф.: к каждому снимку, к-рый тщательно ретушировали (все крупные ателье имели ретушера и копировальщика), подходили как к художеств. произв., оттиски производились вручную. Распространением необходимых знаний по Ф. занималось Уральское общество любителей естествознания, почет. чл. к-рого в 1898 стал проф. К. А. Тимирязев, увлекавшийся пейзажной Ф., активный пропагандист «искусства светописи», выступавший с публичными лекциями «Фотография и чувство природы», «Возможна ли научная аргументация в области художественной фотографии». Одним из учредителей 1-го Рус. фотогр. об-ва был Д. И. Менделеев, выпустивший сб. «Уральская железная промышленность в 1899 году. Личные и фотографические впечатления». Автор благодарил 2 урал. пом. в фотогр. деле: «Между особенностями пребывания в Кыштыме считаю необходимым упомянуть о массе виденных там превосходнейших фотографий окрестных видов, мастерски снятых Василием Григорьевичем Дружининым во время его ежегодных посещений этих мест. Места там искусно выбраны, и снимки так воспроизведены, что могли бы украсить каждое издание. Приношу В. Г. Дружинину большую благодарность. Благодарность считаю должным выразить Д. П. Соломирскому, снабдившему меня прекрасными фотографиями Сысертских заводов». В урал. архиве Менделеева хранятся также снимки фотографов-любителей Дунина-Горковича и А. Верниковского. С Уралом связано творчество пионера цветной Ф. в России (редактора ж. «Фотограф-любитель») С. М. Проку дина-Горского. В 1909 он добился царского соизволения «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного Отечества — России при помощи фотографических снимков в натуральных цветах». В 1911 спец. комиссия Мин-ва просвещения, изучая возможность приобретения гос-вом всего отснятого мат-ла, резюмировала: «Когда картинам С. М. Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, как средние, так и низшие, у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное, передовое положение между культурными странами». Большая часть фонда фотомастера (1600 негативов) попала в Б-ку Конгресса США. Как свидетельствовали данные 1-й Всерос. переписи населения (1897), во всей Оренб. губ. только 1 чел. профессионально занимался Ф. Но уже в кон. 19 — нач. 20 вв. совершенствование и упрощение техники фотодела привело к открытию значит. кол-ва ателье в небольших уездных городах Оренб., Пермской и Уфим. губ. Число желающих иметь фото «на память» росло: в провинции это был единств. способ получить качеств. портрет. Ф. становилась общедоступной: обычно цена не превышала 2 руб. за дюжину снимков. В нач. 20 в. фотоателье имелись уже во всех уездных городах на территории современной Челябинской обл. В Чел. действовали ателье И. А. Белявского, Ф. Т. Катаева, В. Г. Половникова, М. С. Плотникова, А. В. Попова, В. Н. Попова; в Троицке — Валова, Ф. И. Загорского, З. К. Пржелясковского, О. Ф. Сенилова, Ф. Сенилова; в Златоусте — В. Н. Гальянова, К. К. Дунаева; в Верхнеуральске — К. П. Завьялова, Ф. К. Завьялова; в Миасском заводе — Н. П. Межова. Владельцы этих фотогр. заведений были одноврем. фотографами, осветителями и лаборантами, сами изготавливали декорации (рисов. задники и мебель) — непременные атрибуты салонной Ф. Первоклассная «мягкая» оптика, большие размеры негативов, естеств. рассеянный свет, фотобумага с громадным, по сегодняшним меркам, содержанием серебра, а гл.— умение мастера создать при портретировании особую, располагающую атмосферу — составляющие салонной Ф. нач. 20 в. Упрощение техники обогатило жанровую палитру Ф.: от пейзажей и портретов фотографы перешли к этногр. зарисовкам. Большую роль в этом сыграли любители, фиксировавшие своими камерами то, что было недоступно владельцам ателье, ориентир. на изготовление студийных портретов, заинтерес. в коммерч. развитии своего предпр. Перед 1-й мир. войной стал выходить ж. «Фотограф-любитель»; в Россию ежегодно ввозилось из-за границы ок. 25 тыс. фотоаппаратов, большая часть к-рых была любит. марок. Спросом пользовались фототовары, к-рые продавались в специализир. магазинах и отделах (в самых крупных насчитывалось до 3 тыс. наим.). На Южном Урале к наиб. крупным относились магазины бр. Я. и А. Боковых, Гальянова, И. А. Гуревича, П. В. Иванова. В нач. 20 в. появился такой жанр, как семейное фото и семейный фотоальбом. При необходимости запечатлеть к.-л. событие фотографа нанимали и приглашали на дом. В эти годы Ф. прочно обосновалась в издат. деле. В городах Урала продавали открытки изд-в Загорского, А. Сосновского (Троицк); Гуревича, Д. П. Ефимова, Иванова, Половникова (Челябинск). Тогда же зародился новый вид фотоискусства — фоторепортаж. Родоначальниками его в России считаются К. К. Булла и его сыновья, к-рые снимали митинги, демонстрации, заседания Гос. думы, события 1-й мир. войны. Были свои фотодокументалисты и на Урале. История не сохранила их имен, но благодаря Ф. можно воссоздать события нач. 20 в. в крае. Становление любит. Ф. в первые годы Советской власти шло под лозунгом: «Как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой!» Ф. все полнее улавливала и передавала динамичную картину жизни. Социальный фоторепортаж стал мощным орудием агитации. Богатый архив документ. снимков создал М. Г. Рыжих, работавший в нач. 20 в. на заводе «Магнезит» (Сатка) сначала в должности ведущего специалиста, а затем архивариуса. Нек-рые его негативы датированы 1916. В 1918—22 существовали Моск. и Петрогр. отделы фоторепортажной съемки при Кинокомитете, фотоотдел в Центропечати и фотография ВЦИК. В больших городах появились агитвитрины с мат-лами тематич. репортажных фотосъемок. Фотоинформация по Чел. губ. концентрировалась в местном отделении Рос. телегр. агентства (см. Фотохроника ИТАР-ТАСС), к-рый отсылал мат-лы в центр, используя их перед этим в агитрекламе в городах области. Почти каждая очередная общест.-полит. кампания («Наши вожди», «На борьбу с тифом» и др.) сопровождалась тысячами листовок и снимков. С помощью Ф. не только просвещали, убеждали, агитировали, но и отчитывались: в Челябинской обл. краеведческом музее есть альбом с 80 фотоснимками — «История голода в Челябинской губернии» — отчет комиссии по борьбе с голодом 1921—22. Из мастеров репортажа нач. 1920-х гг. известен Н. М. Петров, фотограф агитпоездов ВЦИК, побывавших в Чел. губ. в эти годы. Имена др. фотомастеров не сохранились, что, возможно, объяснялось различными сложностями при оформлении авторства: на каждом позитиве должны были быть указаны фирма или имя автора, место жительства, год выпуска Ф.; без такой информ. снимки считались анонимными. Известно лишь неск. имен фотографов-профессионалов Чел. 1920-х гг.: Н. Глоба, В. Попов, Н. Шелудяков. Однако объем мат-ла, сохранившегося в архивах, свидетельствует о том, что фотографов, как любителей, так и профессионалов, насчитывалось к этому времени десятки. С 1919 частные фотоателье были переданы под опеку гос-ва, их имуществу ничто не угрожало, поэтому к сер. 1920-х гг. кол-во их как по стране, так и в Чел. удвоилось. Старые мастера по большей части продолжали совершенствоваться в портретном жанре, но обращались и к «уличной» Ф. Репортаж с мест практически исчез. Связано это с введением в 1922 своеобразной цензуры. Декрет СНК СССР запретил пр-во фотогр. и кинематографич. съемок (в т. ч. и любит.) на местах. До 1929 их выполняли только сотрудники созданного в 1922 фотокиноотдела НК. В 1928 Агитпроп ЦК ВКП(б) принял решение о включении фотолюбительства в рабселькоровское движение. Документ рекомендовал: «Использовать фотоаппарат в качестве орудия классовой борьбы и пропаганды». Первый массовый сов. фотоаппарат назвали «Фотокор». Право на его приобретение давалось политически активным представителям рабочего класса и крестьянства. Новый этап развития любит. Ф. начался в 1930-х гг. Лозунг «Всеобщая грамотность — это фотографическая грамотность в частности» был воспринят на местах как руководство к действию. Фотодело вновь стало массовым. Фототехника 1920—30-х гг. позволяла энтузиастам вести съемки только в светлое время суток, эффектные художеств. кадры им были не под силу. При этом увлеч. любители Ф. стали наст. хроникерами жизни. Один из них — И. Г. Горохов, первый дир. Чел. краеведческого музея (с 1923). Подготовка кадров фотографов осуществлялась ред. газет, на краткосрочных курсах, в фотокружках. Долгое время единств. на территории современной Челябинской обл. был фотокружок при ж.-д. клубе им. В. И. Ленина в Чел. Постепенно фотокружки стали открываться на мн. предпр., в колхозах, МТС. Урал. обл., в состав к-рой входил и Чел. округ, была в числе лидеров. В Миассе хорошо зарекомендовал себя фотокружок под рук-вом Н. Г. Селиванова. В 1928—31 массовое фотодвижение началось среди школьников. В нек-рых ср. уч. заведениях даже было введено обязат. преподавание фотодела. При участии кружковцев проходили все хоз.-полит. кампании. Для продвижения снимков в печать было создано АО «Союзфото», к-рое имело свои отделения и корпункты в 10 городах СССР, в т. ч. и в Чел. К сер. 1930-х гг. все Ф., предназначавшиеся для печати, были сосредоточены в «Союзфото». Спецкоры «Союзфото» И. Беляков, Н. Владимирцев, Ф. Кислое, А. Лебедев создали серии снимков для иллюстрир. ж. «СССР на стройке» (неск. выпусков было посв. Магнитострою и пуску ЧТЗ). Одними из первых высокохудожеств. снимки производств. процесса на Магнитке сделали А. В. Скурихин (его Ф. признаны классикой фотоискусства), Г. Г. Петрусов («Руда Магнитки»), М. В. Альперт, создавший в 1929 серию «“Гигант” и строитель» (о крест. парне Викторе Калмыкове, приехавшем на Магнитострой), названную позднее первым сов. биографич. фотоочерком. Гл. объектами съемок фотокоров стали новостройки первых 5-леток. Панорамы Магнитостроя, Челябтракторостроя, др. строящихся пром. объектов, растянувшиеся порой на 2— 3 км, снимали в неск. приемов с одной позиции («по кускам»), потом части подгоняли и склеивали. Эти снимки отражали масштабы преобразований в крае: «До сих пор фотографы только показывали действительность, а все дело в том, чтобы ее изменить»,— утверждалось в памятке «Что и как фотографировать рабкору» (1932). Появился новый жанр — «короткометражные фотосерии». Фоторепортажи В. П. Георгиева, И. Евсеева, Т. Ивановой, з. Конторовича, Д. Ларичева, В. Лисицина, Лоскутова, Н. Мезенцева, И. Г. Озорнина, В. Тишечкина, М. Шохора занимали значит. место на страницах златоуст., магнитогорских, уфалейских, чел. и др. газет, освоивших к тому времени технологию изготовления цинк. клише. Первая Ф. в газ. «Челябинский рабочий» появилась в сент. 1927, а в нояб. был опубл. первый снимок на местную тему: «Заем на индустриализацию позволит превратить пустынный берег р. Миасс в оживленнейшее место Челябинска, откуда гигант-электростанция будет питать заводы Южного Урала и Приуралья»,— гласила подпись. В 1930-е гг. положение фоторепортеров заметно улучшилось, гос. органы стали оказывать им содействие. Были сняты все ограничения на фотосъемки (запрещалось снимать только на пограничных терр. и на воен. з-дах). И хотя профессионалы по-прежнему отдавали предпочтение «академической» Ф., к-рая требовала композиционной стройности, большой подготовит. работы, не претендовала на документ. точность, отличалась «холодностью» искусств. постановки кадра, никогда в России не было произведено такого кол-ва ценного и разнообразного фотоматериала, как в 1930-е гг. С первых дней Великой Отечественной войны стиль изображения принципиально изменился; сформировалось новое направление фотодокументалистики — сов. воен. фоторепортаж. Мн. мастера Ф. стали воен. фотокорами, чей удачный снимок приравнивался к меткому выстрелу. Ген. П. И. Батов писал о фотокорах: «Им приходилось буквально лезть в самый огонь. Пренебрегая опасностью, ходили они в атаку с автоматом и фотоаппаратом». Такими были челябинцы А. Г. Ходов (фотолетописец 1-й Гвард. танк. армии), Н. Г. Чиж (фотокор и редактор бюллетеня политотдела 63-й Гвард. танк. бригады). Несмотря на то что фотосъемки велись в экстремальных условиях (кадры дублировались по 3—5 раз, пленка проявлялась в кабине боевой машины и т. п.), военкоры оставили огромное кол-во публицистически острых, профессионально выполн. фотодокументов, к-рые хранятся в гос. архивах и семейных фотоальбомах. Это не только снимки с фронта и прифронтовой полосы, но и из заводских цехов, шахт, воен. уч-щ, с колх. полей, госпиталей. На Ф. воен. поры — врачи, учителя, железнодорожники, строители, крестьяне, артисты, взрослые и дети. Фотокоры Г. Титов (Златоуст), Б. Н. Ерофеев, Н. Нестеренко, П. Петров (Магнитогорск), Д. Чернов (Верхнеуральск), П. Кунц (Копейск), А. Гладштейн, Ф. Дубинский, И. Ершов, И. Лукин, В. Чернышева (Челябинск) опубликовали в газетах городов и районов области сотни снимков, на к-рых жизнь области и страны запечатлена в условиях воен. времени. В 1950-е гг. продолжили профес. работу фотокоры Тишечкин, Георгиев, П. Щучкин; возвратились к мирной работе военкоры; заявило о себе молодое поколение мастеров, осваивавших новые жанры, напр., постановочный фоторепортаж, репортажный портрет. Тематика и герои таких «постановочных снимков» в 1950-е гг. были четко регламентированы: стахановец, передовик пр-ва за работой, в кругу семьи; человек и техника; комбайн на уборке хлеба; приезд делегации; собр. или заседание; выборы в Советы; выступление оратора; архит. и пром. пейзаж. Послевоен. Ф. «поэтизировала» дела человека, а не саму личность, что было характерно для Ф. 1920—30-х гг. Южноурал. фотожурналисты работали в русле общих тенденций: на их снимках новое стр-во, передовые бригады и победители социалист. соревнования, спорт. меропр. и т. п. Фоторепортажи наряду с опытными фотожурналистами снимали молодые фотокоры Ю. Ардашев, Е. Карпов, Г. А. Обрезков, Ю. Л. Теуш; фототекстовой репортаж осваивали И. Буевич, Е. И. Ткаченко, фотоколлажи-фельетоны — П. Гапоненко. К кон. 1950-х гг. чел. фотожурналистика сложилась в самостоят. школу; в 1959 был создан Челябинский фотоклуб, один из первых в стране. С сер. 1950-х гг. чел. фотографы (Георгиев, В. Дьяков, В. Ислямов) делали фотоэтюды; вновь завоевала позиции художеств. Ф. Как и раньше, фотографов приглашали домой, в школы, детские сады, чтобы запечатлеть событие, юбилей, праздник. Мн. фотодокументалисты занялись художеств. Ф. В 1960—70-е гг. все чаще стали употреблять термин «фотоискусство» вместо «фотодело». Сыграла свою роль науч.-техн. рев-ция, к-рая расширила возможности фотомастеров и любителей. Появились новые модели фотоаппаратов, повысилось качество пленки, добавив в Ф. цвет. И хотя большинство фотографов продолжали работать в черно-белой графике, на всесоюз. и междунар. выставках более 15% снимков были уже представлены в цвете. Во 2-й пол. 20 в. Ф. стала доступна всем — и профессионалам, и фотолюбителям, грань между к-рыми начала стираться. Их зачастую отличало только одно: любитель волен был снимать то, что хочет, а фотокор снимал и по заданию ред., изд-ва. В 1960—70-е гг. открылись курсы по подготовке фотожурналистов на ф-тах журналистики столичных и провинциальных вузов. В Чел. курс фотоискусства читался в ЧГПИ. В 1950—80-е гг. начали создаваться фотокружки при детских техн. станциях, центрах детского творчества. Работу с детьми вели люди, добившиеся признания как фотомастера высокого уровня: П. И. и Т. А. Заболотновы (Аша), С. И. Вотинов (пос. Магнитка), Н. С. Кобелев (с. Петропавловка), Е. А. Зубов, Б. Н. Козлов, О. Д. Мухамеджанов (Куса), Б. Банников, Г. Богданюк, А. Горшков (Сатка), Е. Макеев (детская фотостудия «Ритм», Миасс). Уник. детскую сел. фотостудию «Олимпик» со своим выставочным залом, съемочным павильоном, оригинальной методикой преподавания (с использованием разных видов иск-в: живописи, музыки, кино) создал в с. Злоказове (1989) призер зон. и всесоюз. выставок Р. Мансуров. Студийцы стали лауреатами неск. междунар., всесоюз., обл. выставок. Во мн. городах Южного Урала начали работу фотогр. объединения, фотоклубы: «Булат» (Златоуст), «Импульс» (Миасс), «Иремель» (Катав-Ивановск), «Каменный пояс» (Челябинск), «Луч» (Челябинск), «Полёт» (Челябинск), «Сатка» (фотографы А. Верзаков, Е. Крохин, В. Новокшенов, А. Н. Утробин, В. Шанин) и др. На заседаниях клубов проходили встречи с фотомастерами, изучались вопросы постановки кадра, выбора темы, ракурса; обсуждались работы, предназнач. для выставок разного уровня. Чл. фотоклубов из Златоуста, Магнитогорска, Сатки, Свердловска, Уфалея, Уфы, Чел. регулярно обменивались опытом на слетах, к-рые проходили у подножия Таганая («Тесьма») и на берегу озера Тургояк («Золотая извилина»). Неплохие связи у урал. фотомастеров и любителей существовали с Прибалтикой, Москвой. Регулярно проводились обменные фотовыставки, мастер-классы. Они свидетельствовали о том, что у южноурал. фотографов появились свой стиль, творч. почерк. Темы, к-рые осваивали фотожурналисты и фотолюбители в эти годы, достаточно «протокольны»: руководящая и направляющая роль КПСС, сов. человек, наука и пр-во, битва за урожай. Раскрывать эти темы фотографам помогала идея профес. фотомастеров 1920—30-х гг.— тематич. серии, к-рые подчиняли неск. кадров осн. замыслу. Снимки из цехов, с полей строились по одному сценарию, целью к-рого было нагрузить кадр смысловым подтекстом, сочетать типичное и неповторимое, общест. и индивид., выбрать новый, неожиданный ракурс. В этих случаях выигрывали кадры, отснятые широкоугольными объективами, позволявшими создавать перспективу. Чтобы не потерять индивидуальность, сделать Ф. узнаваемой в ряду однотипных и однотемных, лучшие фотомастера стали использовать «мозаичный метод» составления кадров, где каждый фотомомент отражал лишь часть события, явления, а слож. вместе они создавали новый образ. Одним из признанных мастеров в этом деле был челябинец В. В. Белковский. Его снимки передавали состояние, характер каждого участника действия; кадр становился объемным, живым, реальным, правдивым. В эти годы большое внимание фотографы обращали на подготовку к съемке: общались с героями своих репортажей до начала съемок, выбирали фон. Снимки южноурал. фотографов печатались в Праге («Ревю фотография»), Софии («Болгарское фото»), Москве («Советское фото»), в центр. изд. Были отмечены призами всесоюз. («Семилетка в действии», «Страна моя») и междупар. (Женева, Москва, Прага, Росток и др.) выставок. В 1978 Чел. стал центром первого в СССР Всесоюз. фотофестиваля: в течении нескольких дней прошло 6 выставок, более 100 фотографов со всех уголков страны приняли участие в семинарах и дискуссиях. «Важно, что в Челябинске нашли возможность объединить всех: и фотожурналистов, и фотолюбителей, что, мне кажется, и послужило причиной подъема уровня мастерства и качества публикуемых фотографий»,— отмечал один из ведущих фоторепортеров Советского Союза, 1-й заместитель председателя Всесоюз. фотокомиссии Г. Копосов. Рядом с репортажными работами достойное место заняла художеств. Ф. Она принесла гл. награды всесоюз. и междунар. конкурсов и фестивалей. Кол-во выставок с участием фотомастеров Чел. обл. [Д. М. Бойко, В. В. Гнеушев, Д. Г. Графов, Ю. И. Ермолин, А. П. Заев, Б. М. Клипиницер (см. Клипиницеры), А. А. Князев, А. Б. Кондратюк, А. А. Минаев, В. Ю. Окулов, А. Т. Осипов, В. А. Попов, С. У. Сафиуллин, Ю. Д. Штрайзент] исчислялось десятками. В списках авторов все чаще стали появляться жен. фам.: Л. Бородулина, Е. Виноградова, И. Воробьева, Н. Дряхлова, Г. Позднякова, Л. Хотиенко, Л. Чуносова. В 1997 в Чел. состоялся Рос. фестиваль «100 лет уральской фотографии». В 1986 была предпринята попытка межведомств. объединения фотолюбителей Чел. обл., в 1991 были созданы (при участии урал. мастеров) Союз фотохудожников России и его территориальная чел. орг-ция (предс. В. И. Богдановский). В кон. 20 в. за Ф. закрепилось право на предоставление объективной информ. Она стала самостоят. произв., а не илл. к написанному. Все большее влияние Ф. стала оказывать на смежные виды иск-ва, в частности, на журнальную и книжную илл., декоративно-прикладные, рекламно-оформит. жанры, на эстетику быта. Этому способствовало появление и широкое распространение цифровых фотокамер, внедрение в фотодело компьютерной техники. Все чаще Ф. с пленок или электронных носителей распечатывались в профес. фотостудиях и фотоателье, оборуд. совр. фотокопирующей техникой. В Чел. и др. городах области организовано неск. конкурсов: «Из странствий возвратясь», «Современница» (Сатка) и др., гл.— «Фотография года» (учрежден Урал. представительством Междунар. гильдии фотографов СМИ России, Чел. фотоклубом, компанией «Техсоюз», предпр. «Фотоцентр» при поддержке администрации г. Чел.; номинации: «Приз им. В. Белковского», «Золотой объектив», «Приз им. Ю. Теуша», «Вечная тема», лучшая Ф. в жанре пейзажа, архитектуры, рекламы; среди лауреатов: магнитогорские фотохудожники В. И. Дурманов, И. Лагунов, А. Серебряков, А. Тепляков, Е. Рухмалев; чел.— В. Басков, С. В. Белковский, С. Г. Васильев, Ю. Р. Катаев, Б. Г. Каулин, А. Ковалев, А. В. Колющенко, В. Процук, И. Филонов, И. Шутов и др.).

Фотоальбомы. Первое богато иллюстрир. изд. о Чел. обл.— фотоальбом «Челябинская орденоносная» (авт.— заслуженный работник культуры РСФСР С. Раскин; художеств. ред. Я. Н. Мельник) — вышло в 1970 в ЮУКИ тиражом 30 тыс. экз. Большой иллюстративный мат-л предварял очерк В. Белобородова об истории, настоящем и будущем края. В 1982 моск. изд-вом «Советская Россия» тиражом 500 тыс. экз. был издан фотоальбом «Опорный край державы» (авт.-составители: В. Белковский, Н. Карташов; худ. В. Иванов). Фотографии чел. фотохудожников и фотокоров рассказывали об истории, памятных событиях, природных богатствах Южного Урала, его мощном пром. потенциале, городах и селах области, о труде и отдыхе южноуральцев. Отд. раздел изд. посв. обл. центру, превращению провинциальной Челябы в город-миллионник. Одна из первых попыток рассказать средствами Ф. о культуре южноурал. края была сделана творч. объединением (ТО) «Каменный пояс» в 1995. В небольшом по формату и объему иллюстрир. каталоге «Культура. Искусство. Творчество. Челябинская область» были представлены ведущие творч. организации и коллективы, художеств. вузы, театры, музеи, названы имена тех, кто прославил область далеко за ее пределами. В 1997 изд-вом «Каменный пояс» осуществлен выпуск фотоальбома «Ландшафты Южного Урала» с фотографиями Богдановского. Фотоальбом — результат многолетнего участия художника в пешеходных, автомоб., лыжных эксп. по Уралу. Идея проекта изд. принадлежала кинодраматургу, чл. Союза писателей России В. Д. Петрову. Авт. историко-природоведч. очерков М. С. Фонотов, худ. В. Г. Витлиф. В 1999 ТО «Каменный пояс» подготовило и издало фотоальбом «Челябинская область». В него вошли фотоматериалы о природе (нац. парках «Таганай», «Зюраткуль»; оз. Увильды и др.), городах (Златоуст. Касли, Коркино, Магнитогорск, Миасс, Чел.) и селах области, представл. 24 фотомастерами Южного Урала. Ф. снабжены подробными сопроводит. текстами и статьями очеркового плана на рус. и англ. яз. В 2004 ТО «Каменный пояс» выпустило 5-томное документ. изд. «Челябинская область в фотографиях». Многотомный фотоальбом отразил историю края на протяжении 20 в. Использование документ. Ф. предоставило возможность создать летопись событий и галерею действующих лиц далекого и недавнего прошлого области. Авторами изд. стали фотомастера Южного Урала. Ф. предоставлены музеями и архивами городов области, использованы также семейные архивы, открытки из коллекции А. Л. Каплана. Авт. проекта изд. Богдановский. Очерки написаны К. А. Шитовым, А. В. Лушниковой, Фонотовым; тексты на 2 яз.— рус. и англ. В 2000 вышел в свет 1-й (период 1900—20), в 2001 — 2-й (1920— 40), в 2002 — 3-й (1940-60), в 2003 — 4-й (1960-80), в 2004 — 5-й т. (1980-2000) Проект отмечен пр. «Книга года» ежегодного конкурса издателей России (2003), получил высокую оценку на книжных ярмарках в Москве и Франкфурте-на-Майне (Германия, 2004). В 2003 ТО «Каменный пояс» выпустило фотоальбом Богдановского «Южный Урал. Времена года» (отпечатан в Италии, тираж 3,5 тыс. экз.). Книга — итог многолетней работы известного фотохудожника в гл. для него жанре пейзажа. Ф. сопровождаются строками из произв. писателя Н. В. Верзакова. Кроме фотоальбомов, посв. истории края, в 1970—2000 вышло неск. тематич. изд., содержащих текстовую и фотоинформацию о ведущих предпр. области, памятниках природы и культуры, самобытных художеств. промыслах и др. Среди них: «Уральский автомобильный завод» (Москва, 1969), «Челябинский ордена Трудового Красного Знамени металлургический завод» (Москва, 1974), «Магнитка: сталь и люди» (Москва, 1979), «Искусство каслинских мастеров» (Челябинск, 1983; в 2 т.), «ЧТЗ — моя биография» (Челябинск, 1983), «Ильменский заповедник» (Челябинск, 1991), «Мечел» (Челябинск, 1993), «Гравюра на стали из Златоуста» (Челябинск, 1994), «Фотография на память: история развития фотолюбительства горнозаводского края Южного Урала. 1960—1996 гг.» (Москва, 1996), «Лик Златоуста. Мастерские декоративно-прикладного искусства “Лик”» (Москва, 2004), «Зеркала души. Владимир Садырин» (Москва, 2007). В 1986— 2008 издано неск. фотоальбомов, воссоздающих ист. прошлое, сегодняшний день и перспективы развития обл. центра — Чел. В год празднования 250-летия Чел. (1986) сотрудниками ин-та «Челябинскгражданнроект» был подготовлен первый фотоальбом «Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра», изданный ЮУКИ (тираж 30 тыс. экз.). В него вошли изобразит. мат-лы о дорев. и совр. Чел., о разработке и осн. проектных решениях генерального плана развития города и пригородной зоны. Составитель альбома С. Н. Поливанов, фото Теуша; тексты на рус. и англ. яз. Фотоальбом «Челябинск» (составитель Богдановский, авт. текста А. П. Моисеев, худ. Витлиф), вышедший в год 260-летия Чел., также издан ЮУКИ. Илл. подготовлены ТО «Каменный пояс»; тексты на рус. и англ. яз. В 2000 вышел фотоальбом «Челябинск-2000» в 2 т.: «Время и люди», «Деловая элита». Проект администрации Чел. (рук. 1-й зам. главы города Е. А. Елисеев) при финанс. поддержке предпр. и учреждений города осуществлен изд-вом «Каменный пояс». Тексты на рус. и англ. яз., тираж 10 тыс. экз. Первый том фотоальбома — «Время и люди» — содержит иллюстрир. рассказ о различных сторонах жизни города и горожан (лит. обработка текста 1-го т. Фонотова, худ. Витлиф). Второй том — «Деловая элита» — отражает состояние финанс.-пром. и интеллектуального потенциала города на пороге нового 1000-летия. Здесь помещена информ. о предпр. города, их инвестиционных возможностях и выпускаемой продукции, биографич. справки о рук. (лит. обработка мат-лов Шишова, В. А Черноземцева; худ. В. В. Плотников). В книге представлены авторские работы 34 фотохудожников Чел. Том снабжен именным указателем. В этом же изд-ве в 2008 вышел фотоальбом (тираж 50 экз.) «Старый Челябинск в открытках и фотографиях» (авторский проект Графова; очерки написаны В. С. Боже, Капланом, Г. Х. Самигуловым). Использованы Ф. и почтовые открытки из фонда ЧОКМ, ГАЧО, ЦИКНЧ, домашнего альбома акцизного чиновника Теплоухова, семейных архивов А Х. Еналеева, Е. Б. Рохацевич, собрания коллекционера Каплана. В 2005 ТО «Каменный пояс» изданы: фотоальбомы «Одна на всех Победа!» (авт.-составитель Богдановский, тексты А А Золотова, А. К. Окорокова, В. Д. Павленко), где представлены снимки и стихи, созд. участниками Великой Отечественной войны; фотоальбом «Петров М. Н. Избранные фотографии» (составитель Богдановский, авт. текстов Фонотов), в к-ром собраны снимки известного фотожурналиста, опубл. на страницах центр. и чел. СМИ.