Индустриализация


Индустриализация (от лат. industria — «усердие, деятельность»), процесс создания крупного машинного пр-ва и на этой основе переход от агр. к индустр. об-ву. Основа И.— расшир. воспроизводство, достигаемое доминирующим положением пр-ва средств пр-ва по отношению к пр-ву предметов потребления. Значит. рост крупного машинного пр-ва наблюдался во 2-й пол. 19 в. во мн. странах, в кон. 19 — нач. 20 вв.— и в России, в частности в металлург. отрасли (см. Промышленная модернизация уральской металлургии). После Окт. 1917 в России И. осуществлялась форсированно, насильств. методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства. (См.: Раскулачивание; Спецпереселенцы.) Для социалист. И., осуществлявшейся планомерно, было характерно ускор. развитие тяжелой пром-сти, особенно пр-ва машин и оборудования. За годы довоен. 5-леток было введено в действие 9 тыс. крупных гос. пром. предпр., оснащ. передовой техникой; коренной рек-ции подверглись тысячи др. предпр. Были созданы новые отрасли пром-сти: тракторная, автомоб., станкостроит., авиац. и др. Велась подготовка квалифицир. кадров рабочих и ИТР. В 1937 по объему промышленной продукции СССР вышел на 1-е место в Европе и 2-е в мире. В 1940 валовая продукция пром-сти СССР возросла по сравнению с 1928 в 6,5 раза, пр-во средств пр-ва — в 10 раз. В несколько раз увеличился уд. вес машиностроения. И. имела решающее значение для укрепления обороноспособности страны в преддверии 2-й мир. войны. Челябинская область в годы первых 5-леток явилась одним из осн. центров И., в годы Великой Отечественной войны — оборонной пром-сти (см. Военная экономика), позднее — местом реализации Атомного проекта. (См. также Военно-промышленный комплекс.)

Новостройки первых пятилеток. Первый 5-летний план развития нар. х-ва (1929—32) был утвержден 5-м Всесоюз. съездом Советов (1929); явился продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО; предусматривал решение след. задач: превращение СССР из агр. в развитую индустр. державу, создание фундамента социалист. экономики, вытеснение капиталистич. элементов (см. Новая экономическая политика), коллективизация значит. числа крест. х-в, укрепление обороноспособности страны. Планом предусматривалось перемещение осн. пром. базы страны на В., превращение Урала в «срединную индустриальную базу Союза»: в связи с тем что «индустриализация страны не может опираться в дальнейшем только на одну южную металлургическую базу», необходимым условием И. страны было признано «создание на востоке второго угольно-металлургического центра СССР путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири» [пост. ЦК ВКП(б) «О работе Уралмета»]. Юж. Урал стал ведущим звеном вост. топливно-металлург. комплекса (см. Урало-Кузбасс), Челябинская ГРЭС — первым строит. объектом реализации плана ГОЭЛРО в крае. Стр-во ЧГРЭС было начато в 1927 по решению Совета Труда и Обороны: в нояб. был заложен фундамент гл. корпуса, 15 сент. 1930 состоялся торжеств. пуск станции. Урал получил мощную энергобазу, способную обеспечить электроэнергией заводы и стройки нового пром. района. В 1935 ЧГРЭС достигла проектной мощности 150 тыс. кВт; на 7-м съезде Советов была названа в числе лучших электростанций страны. «Знаменем страны», по выражению Г. К. Орджоникидзе, стало стр-во Магнитогорского металлургического комбината (первонач. проектной мощностью 4 млн т чугуна в год). Закладка доменной печи состоялась 1 июля 1930; домна № 1, самая мощная в Европе, выдала первый чугун 1 февр. 1932; в июле 1933 получена первая плавка стали. С вводом в строй прокатного стана «500» (авг. 1934) ММК стал предпр. с законч. металлург. циклом; в дек. 1935 отказался от гос. дотации, стал давать самый дешевый металл в стране; в кон. 1930-х гг. прочно занял место флагмана черной металлургии. 7 нояб. 1929 состоялась закладка электротермич. комбината (см. Челябинский электрометаллургический комбинат), состоявшего из ферросплавного, электродного и абразивного заводов. Хотя комбинат не значился ни в 5-летнем плане Уралмета, ни в первых вариантах 5-летнего плана развития Урала, потребность страны в высококачеств. сталях заставила принять решение о его скорейшем стр-ве. При проектировании предпр. сов. инженеры ориентировались на амер. оборудование, но длит. переговоры о его покупке закончились безрезультатно. Трудности возникли и с выполнением заказов герм. фирмами (нем. оборудование было рассчитано на печи меньшего размера; поставщики предполагали начать выполнение заказа только в конце окт., затем перенесли сроки на февр. 1931), что грозило срывом намеч. срока ввода в эксплуатацию 1-й электропечи. С разрешения ВСНХ СССР в Чел. была перевезена из Сатки старая электропечь фирмы «Сименс— Шуккерт». При сооружении предпр. урал. строители приобрели первый опыт бетонирования в зимних условиях. Работали в 3 смены и сдержали обещание, данное на митинге по поводу закладки фундамента комбината, — 7 нояб. 1930 электропечь дала первый металл: Чел. стал родиной первых отеч. ферросплавов. Стр-во комбината было завершено 25 июля 1931. Первые анализы показали, что чел. феррохром по качеству не уступает продукции сталелитейных заводов Круппа. В 1932 чел. электрометаллурги перекрыли проектную мощность предпр. Второй 5-летний план (1933— 37), утвержд. 17-м съездом партии (1934), предусматривал завершение создания техн. базы во всех отраслях сов. экономики. В 1933 был пущен Чел. абразивный завод (см. «Абразивные заводы Урала») — один из крупнейших в мире, в 1934 — Челябинский электродный завод. В дек. 1933 начал выпускать продукцию первенец никелевой пром-сти — Уфалейский комбинат (см. «Уфалейникель»), построенный ударными темпами; 1 мая 1937 здесь был получен и первый отеч. кобальт. 15 апр. 1935 вступил в строй Чел. электролитный цинк. завод (см. Челябинский цинковый завод), через год на предпр. началось также пр-во кадмия. В 1930-е гг., в ходе рек-ции металлург. предпр., на Златоустовском металлургическом заводе впервые была получена нержавеющая сталь, не уступавшая по своим качествам знаменитому булату П. П. Аносова; ею была облицована в Моск. метро ст. «Маяковская». На пр-во высококачеств. металла перешли Ашинский металлургический завод, Миньярский (ныне Миньярский метизно-металлургический завод), Нязепетровский (ныне Нязепетровский краностроительный завод), Катав-Ивановский литейно-механический завод, Кусинский (ныне Кусинский литейно-машиностроительный завод), «Пороги» (близ Сатки), Саткинский чугуноплавильный завод, Уфалейский завод. Серьезные изменения произошли на Карабашском медеплавильном (см. «Карабашмедь») и Кыштымском медеэлектролитном заводе. В ходе 1-й и 2-й пятилеток на Южном Урале создавалась машиностр. пром-сть. Осенью 1929 началось стр-во Челябинского тракторного завода — первенца гусеничного тракторостроения, к-рый должен был выпускать 40 тыс. машин в год (в 1,5 раза больше Сталинградского и Харьковского з-дов, вместе взятых); 1 июня 1933 состоялся торжеств. пуск ЧТЗ. В 1934 коллектив тракторостроителей освоил проектную мощность 1-й очереди, что позволило СССР не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на 1-е место в мире по пр-ву тяжелых гусеничных тракторов. В 1937 на Междунар. выставке в Париже «Искусство и техника современной жизни» трактор с маркой ЧТЗ получил Гран-при. К числу ударных строек 1930-х гг. относилось и создание в Чел. завода крупного станкостроения — первого на Урале. Предпр. предстояло выпустить 25 новых типов станков (из 250, пр-во к-рых планировалось внедрить на предпр. страны во 2-й пятилетке; год. объем продукции определялся в 106 млн руб. Строит. площадка была развернута в районе оз. Смолино в 1931, в мае 1935 первые цехи «Станкомаша» начали давать продукцию. В ходе пром. рек-ции Чел. завод дорожных машин им. Д. В. Колющенко (см. «Челябинские строительно-дорожные машины») был переведен на выпуск тракторных плугов, прицепов и культиваторов. Кусинский завод начал выпускать водяные и возд. экономайзеры для паровых котлов; Усть-Катавский специализировался на пр-ве платформ узкой колеи и трамвайных вагонов, Кыштымский рем.-механич.— горного оборудования для предпр. цветной металлургии. В области металлообработки Каслинский завод совершенствовал технологию пр-ва художеств. литья (см. Каслинское литье), Миньярский освоил выпуск холоднокатаной ленты и метизных изделий, Нязепетровский осуществлял ремонт различных стальных и чугунных частей строит. механизмов. Модернизировалось пр-во на Златоустовском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина, Миасском напилочном (ныне Миасский инструментальный завод) и др. Развивались и др. отрасли пром-сти. В 1931 вступил в строй Магнитогорский коксохим. комбинат; в 1933 — Ашинский лесохим., к-рый по объему пр-ва являлся крупнейшим в Европе. В 1930-е гг. появилось 20 новых угольных шахт, начал действовать угольный разрез «Коркинский», где добыча велась открытым способом. По добыче угля Чел. обл. занимала ведущее место на Урале. Дальнейшее развитие получило ж.-д. х-во края: перестраивался Чел. ж.-д. узел, ставший центром ЮУЖД. Модернизация пр-ва, ввод в эксплуатацию новостроек первых 5-леток (ММК, ЧТЗ, чел. ферросплавного, станкостроит. и цинк., Уфалейского никелевого и др. з-дов) позволили Сов. гос-ву в 1930-е гг. выйти на мир. пром. уровень, Чел. обл.— превысить в 3 раза общесоюз. показатели темпов роста производства. В целом на Южном Урале за годы 1-й пятилетки было построено 13 предпр. союз. и респ. значения, в период 2-й пятилетки кол-во крупных заводов увеличилось с 618 до 911. В 1937 Чел. обл. занимала 1-е место в СССР по пр-ву тракторов, магнезита и никеля; 2-е — по добыче руды и выпуску ферросплавов; 3-е — по выплавке чугуна и стали.

Использование зарубежного технического опыта на предприятиях Южного Урала. Приоритетное развитие ферросплавной, электродной, абразивной, цинк., металлобр. отраслей, гусеничного тракторостроения и в целом машиностроения велось с использованием передового техн. опыта заруб. стран. Отношения с иностр. фирмами складывались непросто: сказывалось влияние полит. и экон. факторов, в частности конкуренции на мир. рынке. Сооружение первого в стране завода по пр-ву тяжелых гусеничных машин — ЧТЗ, к-рый по производств. мощности должен был превзойти в 1.5 раза Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, вместе взятые, было возможным только при использовании передового мир. опыта тракторостроения. Разработку генерального плана ЧТЗ и проекта осн. цехов решено было произвести в США, хотя эскизный проект, выполн. группой инженеров Ленингр. Гипромеза, получил высокую оценку амер. фирм «Катерпиллар» и «Альберт Кан» (см. А. Кан). В янв. 1930 группа советских специалистов вместе с нач. стр-ва К. П. Ловиным и гл. инж. И. В. Ивановым выехала в США, где посетила фирмы «Аллис Чалмерс», «Алиганс» и др. В ходе переговоров фирма «Катерпиллар», тип трактора к-рой был взят за основу, выдвинула неприемлемые для сов. стороны условия. Вознаграждение за проект, представл. на англ. яз. и в амер. (неметрич.) системе мер, должно было составить 3,5 тыс. долл. Кроме того, СССР не имел права экспортировать в теч. 20 лет тракторы типа «Катерпиллар». Компания также отказалась предоставлять техн. информ. о новейших усовершенствованиях своих машин после сдачи проекта. В марте Ловин сообщил в Чел., что «остается мало надежд на благоприятный исход переговоров с “Катерпиллером”... придется работать силами собственного бюро с помощью другой, второстепенной тракторной фирмы и отдельных американских специалистов». В апр. в Детройтском центре автотракторной пром-сти США было создано спец. проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», куда вошли 40 сов. и 12 амер. специалистов. С учетом последних достижений в области тракторостроения бюро внесло значит. изменения в эскизный проект ЧТЗ. По предложению фирмы «Альберт Кан» было решено строить 3 отд. корпуса (механич., литейный и кузнечный) вместо намеч. 20 цехов. Компании рекомендовали заменить ж.-б. опорные колонны цельнометаллич., что позволяло увеличить шир. пролетов, а также менять объекты производства. Переход на выпуск танков в начале Великой Отечественной войны подтвердил правильность принятых решений. К началу июля проектировщики закончили работу и телеграфом передали в Чел. ген. план завода. План разбивки будущего предпр. оказался настолько точен, что произвед. по нему закладка фундамента в дальнейшем не потребовала переделок. В оснащении ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 фирм из Англии, Германии, США, Франции. При наладке тракторов консультантами были нем. инж. Грэфф, амер. специалист Л. Фини и др. В 1934 первая очередь ЧТЗ вышла на проектную мощность, что позволило стране занять 1-е место в мире по пр-ву тяжелых гусеничных тракторов. Новейшие достижения заруб. науки и техники были использованы и при сооружении Чел. ферросплавного завода, к-рый вошел в ЧЭМК, объединивший неск. пр-в: ферросплавов, угольных и графитир. электродов (необходимых для выплавки электростали), абразивов (для обдирки стальных, жел. и чугунных слитков при обработке металла на машиностр. з-дах). Проект ферросплавного завода был разработан группой сов. инженеров во главе с К. П. Григоровичем в Моск. горной академии летом 1929. Еще до начала стр-ва Сов. прав-вом был заключен с концерном «Крупп» договор, по к-рому св. 300 чел. получили возможность пройти практику на нем. заводах, выпускавших качеств. сталь и ферросплавы. Нем. фирма «Альтебауг», взявшая на себя (нояб. 1929) общее рук-во сооружением гл. корпуса будущего завода, затягивала сроки работ, и от ее услуг отказались. Проект ферросплавного завода составлялся с расчетом на амер. оборудование, однако договориться о его поставках не удалось. Размеры нем. электропечей — фирм «Сименс — Шуккерт», «Зиммеринг», «Бергер и Крупп», «Рансон» — были больше, чем у амер., что требовало дополнит. работ и замедляло стр-во. В августе 1930 гл. инж. С. В. Семенов и гл. металлург А. П. Сергеев обнаружили на одном из заводов Сатки старую электропечь фирмы «Сименс — Шуккерт». ВСНХ СССР разрешил перевезти ее в Чел. За 2 мес, работая в 3 смены, строители и монтажники выполнили масштабный объем работ: демонтаж и отправку саткинской электропечи в Чел., рек-цию части гл. корпуса для ее установки, монтаж и др. 7 нояб. 1930 электропечь дала первый металл. Эта дата считается днем рожд. отеч. ферросплавной пром-сти. Чел. феррохром, как показали анализы, по качеству не уступал продукции знаменитых литейных заводов Круппа. В 1932 чел. электрометаллурги перекрыли проектную мощность завода, до кон. 1933 ЧЭМК являлся единств. поставщиком ферросилиция, феррохрома и ферровольфрама нар. х-ву страны. В 1930-е гг. оборудование заруб. фирм широко эксплуатировалось в горнорудной пром-сти: в Бакальском рудоуправлении — экскаваторы фирм «Марион» и «Менк-Гамбран», компрессоры пр-ва «Борзинг» и «Майер». Иностр. специалисты работали на стр-ве ММК, Уфалейского никелевого завода и др.