Театральное искусство в Челябинской области


Театральное искусство в Челябинской области. В 18—19 вв. на Южном Урале не было профес. театр. коллективов; сценич. представления осуществлялись эпизодически силами любит. кружков из числа энтузиастов Т. и. и путешествующими артистами. Так, в 1867 в Златоусте неск. театр. спектаклей было поставлено любит. труппой в самодеят. театре, построенном подрядчиками Шимборецким и И. Оларковым. Позднее, в 1910-е гг., в Златоусте действовал любит. театр «Лира»; подобные объединения существовали также в Троицке и Чел. Секр. чел. гор. думы В. А. Протасов, говоря о Чел. 1860-х гг., вспоминал о некоем Велизарии, к-рый устраивал в Чел., в районе совр. бульвара Славы (в нач. 20 в.— Пушкинский сквер), балаган с марионетками («балаган Велизария был полон, многие посещали представление по нескольку раз в день»). В нач. 1924 Протасов сообщал в письме к С. Н. Дурылину, собиравшему мат-л о культуре Чел. края, об известных ему театр. постановках в селах Челябинского уезда (последняя четв. 19 в.), в к-рых ему довелось участвовать. Так, в с. Талицком силами крест. молодежи был поставлен спектакль «Царь Максимилиан» («В латах и шлемах, оклеенных в серебряную и золотую бумагу, с копьями, щитами, тесаками за поясом, но в одеянии и обуви, не свойственной римским воинам, крестьянские парни тем не менее лицедействовали с чувством глубокого удовлетворения»,— вспоминал Протасов). В с. Птичьем был поставлен спектакль «Как гуляет староста Вавила (Сцены на почтовой станции)». Для единств. представления в волостном правлении были сделаны сцена и декорации. Позднее названные спектакли были показаны «в домах местной интеллигенции» уже без декораций, но с использованием костюмов. Эпизодически любит. спектакли ставились в чел. Клубе общест. собр. (учрежден в 1869), Клубе ж.-д. собр. (1903), Новом клубе (1911). В Чел. спектакли ставило Музыкально-драматическое общество (1903— 17), в частности его мусульм. драм. отдел. В одном из отчетов об-ва отмечалось, что «мусульманский спектакль — явление чрезвычайно редкое, и мусульмане нашего города явились пионерами этого дела». В 1911 об-во провело «6 обычных спектаклей и несколько мусульманских». В 1913 уполномоченный Театр. об-ва А. Б. Бреслин открыл при чел. Муз.-драм. об-ве местный отдел. В Троицке театр. спектакли давали участники кружка «Шарык кичляре» («Восточные вечера»); в 1909 сформировался любит. драм. кружок, переросший в 1910 в «Троицкое общество поощрения татарского сценического искусства и музыки»; в 1912 наряду со взрослой была организована детская труппа. В 1903 в Чел. по инициативе дирижера Г. Д. Моргулиса создано любит. об-во «Музыка и драма», объединившее представителей различных творч. профессий для совместной организации муз.-драм, представлений и лит. вечеров (об-во стало основой Рабиса — профсоюза работников иск-ва). В это же время в Чел. был создан любит. тат. театр. В 1916 группой любителей театра из числа служащих Бакальских рудников был организован театр на руднике Тяжёлом. Стр-во Транссиб, ж.-д. магистрали способствовало приезду в Чел. с кратковрем. гастролями профес. театр. коллективов и трупп из др. регионов России. В 1909 состоялись первые гастроли Моск. Малого театра (труппа под рук-вом Н. М. Падарина) и В. Ф. Комиссаржевской (основательницы собств. театра в С.-Петербурге), в 1910—11 — П. Н. Орленева и Р. А. Адельгейма, в 1915 и 1916 — солисток императорского балета О. И. Преображенской и Е. А. Смирновой, драматурга и актера Г. Г. Ге. Активизация создания театров в Чел. губ. и интенсивное развитие Т. и. относится к послерев. периоду. В 1919 профес. статус приобрел Троицкий тат. театр (см. Татарский театр драмы). В Чел. в 1920-е гг. активизировалась деят-сть культ. общественности; значительный вклад в развитие Т. и. внесли: Г. А. Дробинин (отец арт. М. Г. Дробининой), А. И. Завалишин, Е. П. Пантявина, С. М. Сапунов, И. М. Сметанин-Уральский (выпускник муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва; в Чел.: ведущий актер театр. трупп, режиссер и дир. театра на острове р. Миасс, занимавшийся формированием показат. драм. труппы), И. А. Фридьев, И. Н. Черницын, А. Л. Шатов и др. Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухиным был создан один из первых в стране театр для детей; в местной прессе стали публиковаться мат-лы о Т. и., напр. в газ. «Советская правда» (1920) — ст. Сейфуллиной «Не будем могильщиками культуры» (19 авг.), «О детском театре» (18 сент.), «Как приохотить к искусству» (20 окт.). В 1921 при Нар. доме в Чел. (см. Народные дома) открылся драм. театр (ныне Чел. гос. академич. театр драмы им. Н. Ю. Орлова). В 1920—21 была предпринята попытка создания постоянно действующего профес. театра в Златоусте; в 1921 труппа театра гастролировала по заводам Южного Урала. С февр. 1928 он стал постоянно действующим рабочим театром им. 10-й годовщины Октября (с 1991 «Омнибус») и наряду с драм. театром Чел. вошел в число ведущих театр. коллективов Южного Урала. Мощным стимулом развития Т. и. стала индустриализация края и привлечение на строительство пром. объектов многочисл. творч. интеллигенции. В 1930 на Магнитострое активно действовала агитбригада «Живая газета», на базе к-рой в 1931 был создан ТРАМ — Театр рабочей молодёжи. Коллектив быстро завоевал признание — уже в 1932 участвовал во Всесоюз. олимпиаде самодеят. иск-ва. (См. также «Синяя блуза».) Дальнейшее развитие театра привело к созданию на его основе в 1935 Магнитогорского драм. театра, носящего с 1937 имя А. С. Пушкина (ныне Драматический театр драмы им. А. С: Пушкина). Репертуарная политика театров Чел. обл. носила отпечаток эпохи: наряду с отеч. и в меньшем кол-ве заруб. театр. классикой в изобилии ставились пьесы сов. драматургов. Большое внимание обращалось на активное привлечение к Т. и. детей и юношества: в 1935 в Чел. открылся Театр юного зрителя; по инициативе актеров П. А. Гарянова и Н. А. Гаряновой был организован Чел. областной театр кукол, к-рый уже в 1937 стал лауреатом Всероссийского конкурса кукольных театров. С 1936 при театре работала первая в СССР уч. студия, осуществлявшая профес. подготовку актеров-кукловодов. В 1935 был осн. самодеят. театр. коллектив при клубе тракторостроителей, позднее получивший широкую известность как нар. театр ЧТЗ (см. Самодеятельное художественное творчество, разд. «Самодеятельное театральное искусство»). Поддерживались и нац. театры: в 1931 Троицкий тат. театр был переведен в Свердловск и получил назв. «Уральский областной татаро-башкирский передвижной рабочий театр». После его закрытия в 1934, в связи с расформированием Урал. обл., часть труппы перешла в Чел. тат. театр, в 1935 реорг. в «передвижной колхозно-совхозный театр» (в 1937 переведен в Троицк, в 1941 закрыт; на смену ему образован Троицкий самодеят. тат. театр, успешно действовавший до 1977). В этот период особо интенсивно развивались театр.-муз. жанры: в 1936 на базе Театра малых форм сатиры был создан Чел. театр муз. комедии (см. Театр оперетты), дававший буффонадные спектакли и имевший разъездной характер работы. В 1939 был создан Чел. укр. совхозно-колх. театр, труппу к-рого составили артисты, приглаш. с Украины. Театр гастролировал в Чкаловской и Куйбышевской обл., в Уфе. Осенью 1940 коллектив был направлен на уборочную кампанию в сел. районы области. С 1 янв. 1941 решением комиссии отдела иск-в и филармонии, рассмотревшей результаты деят-сти театра, ему было предоставлено помещение в г. Каменске. В годы Великой Отечественной войны театр. жизнь в Челябинской обл. активизировалась благодаря эвакуации на Урал ряда центр. театров. В 1941—44 в Златоусте находилась труппа Орловского драматического театра им. И. С. Тургенева; в 1941— 42 в Чел.— Малый театр, показавший почти весь свой репертуар на сцене обл. драм. театра, временно перевед. в Шадринск; в Копейске работал Воронежский драматический театр, в Магнитогорске — Московский театр сатиры. Все театры, эвакуир. в Челябинской обл., а также находившийся в Перми Ленингр. гос. академ. театр оперы и балета им. С. М. Кирова с успехом выступали на чел. театр. сценах. Находившийся в эвакуации на Урале реж. Л. М. Прозоровский (Малый театр), возглавивший Магнитогорский драм. театр, осуществил на его сцене эксперимент. постановку муз. спектакля «Снегурочка». Широко практиковались выступления театр. бригад с шефскими концертами и спектаклями на оборонных предпр. города. Сборы от концертов шли в Фонд обороны. Для развития театр. дела, образования и просвещения населения большое значение имели циклы творч. вечеров ведущих актеров центр. театров страны. Послевоен. период стал временем подъема и расцвета Т. и. в Челябинской обл. В 1945 Чел. драм. театр получил статус респ.; звания засл. артистов РСФСР были присвоены И. Е. Рагозину, А. С. Лесковой-Кирьяковой, к-рая в 1952 первой из актеров области удостоена звания нар. артистки РСФСР. В 1951 драмтеатру была присуждена Гос. пр. СССР за спектакль «Любовь Яровая» (реж. Н. А. Медведев). Интенсивно шел процесс расширения сети театр. учреждений, формировались новые театр. коллективы в городах области. В 1948 в Озерске открылся драм. театр им. М. Горького (с 1991 носит назв. «Наш дом»); при нем в 1951 создан театр кукол «Золотой петушок». В 1956 премьерным спектаклем «Князь Игорь» (муз. А. П. Бородина) начал работу Чел. театр оперы и балета. Демократизация жизни в период 1960-х гг. способствовала появлению наряду с офиц. гос. театрами самодеят. творч. объединений: в 1963 при ЧПИ был организован СТЭМ (Студенч. театр эстрадных миниатюр), носящий с 1966 назв. «Манекен»; в том же году при чел. Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской создан молодежный театр-студия «Юность» (в 1968 переведен в помещение Дворца культуры железнодорожников, с 1983 носит назв. «У паровоза»). В 1966 в Чел. был возрожден Театр юных зрителей, в 1976 — детский оперный театр «Радуга» в Снежинске, в 1978 — молодежный театр-студия в Магнитогорске, в 1979 — самодеят. драм. театр при Доме пионеров и школьников в Златоусте (в 1998 преобразован в детскую театр. студию «Диалог»), В 1973 в Магнитогорске открыт театр куклы и актера «Буратино». Развивались также невербальные формы Т. и.: в 1981—92 действовала студия пантомимы при Дворце культуры ЧТЗ, преобразов. в 1987 в мим-театр «Проспектъ» В театр. коллективах шла активная учеба молодых артистов. Все профес. театры области в той или иной мере стремились следовать опыту гл. театров страны в создании производств. структуры, в творч. манере и репертуарной политике (опора на сценич. реализм, рус. и заруб. драматургич. классику, совр. сов. пьесу; стабильность и высокий уровень актерской труппы). К 1970-м гг. провинциальный рос. драм. театр стал прежде всего театром режиссерским: гл. режиссер (художеств. рук.) театра определял его индивидуальность, творч. лицо. В этот период благодаря творч. успехам театров кукол области, в частности чел. и магнитогорского «Буратино», сформировался «феномен уральской кукольной зоны». В 1970— 80-е гг. в репертуаре этих коллективов появились пьесы Ж. Ануя, Б. Брехта, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, Е. Шварца, У. Шекспира; шел поиск новой стилистики, художеств. решений; работу актеров не только с куклой, но и «вживую» отличало острое чувство современности. Для приобщения детей к Т. и. в 1970—80-е гг. при участии ТЮЗа проводились «Уроки театра» в ряде школ Чел. Мн. театр. коллективы были награждены обл. молодежной пр. «Орлёнок». Общую координацию деят-сти театр. коллективов области осуществляло созданное в 1938 Чел. отделение Всерос. театр. об-ва (с 1997 его правопреемник — Чел. обл. орг-ция Союза театральных деятелей). Под его рук-вом проводились профес. конф. «Образ советского рабочего в драматургии и театре» (1982), «Современный театральный процесс и идейно-художественные задачи театров» (1983), Всерос. конф. театр. критиков «История и современность на сцене сегодня» (1989); организовывались театр. фестивали и конкурсы различного уровня (обл., регион., всерос., междунар.), стимулировалась деят-сть актерских клубов. В 1975 на базе обл. театра кукол прошел 1-й фестиваль кукольных театров Урала (в развитие этой традиции ныне проходит традиционный фестиваль «Соломенный жаворонок»), В 1975 был открыт Дом актёра при Чел. отделении ВТО, регулярно проводивший творч. отчеты ведущих мастеров сцены; гостями Дома актера были известные рос. театр. деятели. Мн. профес. вопросы решает созданный в 1990-е гг. совет дир. театров Чел. В 1987—88 состоялись обл. фестивали театров пантомимы «Карусель», в 1989 — всесоюз. фестиваль любит. театров и студий пантомимы «Премьеры». Больших успехов достиг Чел. театр драмы под рук-вом гл. реж. Н. Ю. Орлова: в 1975 за спектакль «Русские люди» (реж. Орлов) он был удостоен диплома 1-й степ. Мин-ва культуры СССР, в 1986 театру было присвоено звание академич. Новые тенденции в Т. и. области проявились в эпоху перестройки: в 1980-е гг. при обл. кукольном театре действовало эксперимент. творч. объединение «Черный театр» (создатели: А. В. Борок, С. Ю. Плотов). В 1988 при озерском театре «Наш дом» была создана актерская компания «Тринтет» (муз.-театр. иск-во), в 1989 при ДК «Октябрь» Озерска — самодеят. коллектив, оформившийся в 1994 как самодеят. театр оперетты; в 1989 в Чел. открыт Камерный театр, в 1990 в Снежинске при ДК «Октябрь» — театр-студия «У Марины»; действует муниципальный театр «Вымысел» в В. Уфалее; в 1992—2000 в Чел. существовал муниципальный театр драмы «Ковчег». Театр. коллективы стремились к обновлению и расширению репертуара, творч. экспериментам. Все чаще театры приглашали для осуществления сценич. постановок известных рос. режиссеров-постановщиков, балетмейстеров, организовывали антрепризные спектакли ведущих театр. артистов России. Расширилась сфера деят-сти творч. коллективов: так, Новый художественный театр (НХТ, существует в Чел. с 1993) кроме театр. постановок занимается также организацией гор. массовых праздничных театрализ. представлений. В 1998 открылся Магнитогорский театр оперы и балета — единств. в России муниципальный театр такого профиля, где работают одноврем. оперная и балетная труппы, ставятся концертные программы. В 1996 в Чел. появился центр иск-в «Театр плюс кино», объединивший под одной крышей к/т им. А. С. Пушкина и театр «Манекен». В 2000 выпускницей кафедры Т. и. ЧГАКИ, а ныне проф. Е. В. Калужских организована мастерская новой пьесы «Бабы», творчество к-рой ориентировано на театр. авангардизм, т. н. документ. театр. Междунар. известность получил чел. Театр современного танца (рук.: О. Н. Пона, В. Р. Пона; коллектив дважды награжден высшей театр. пр. «Золотая маска»), Система театр. уроков для школьников внедрена театром «Омнибус» в Златоусте. С 2005 реализуется совместный проект НХТ и ГИБДД Чел.— игра-представление «Букварь Светофора». Образование в сфере Т. и. осуществляется на базе ЧГАКИ, МаГК, Чел. колледжа культуры. Работает обл. лаборатория режиссеров самодеят. театров (под рук-вом А. А. Мордасова) при обл. центре народного творчества. Совершенствованию Т. и. служат многочисл. фестивали, проводимые с сер. 1980-х гг. в области: с 1988 — междунар. театр. фестиваль «Театральные опыты», с 1989 — обл. театр. фестиваль «Театральная весна» (с 1999 носит назв. «Сцена»), с 1992 — междунар. театр. фестиваль «Камерата» (с 1997 «Камерата-Транзит» проводится в Чел. и Озерске), с 1993 — междунар. театр. фестиваль «Театр без границ» на базе Магнитогорского театра драмы им. А. С. Пушкина, с 2000 — междунар. оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет...», с 2001 — балетный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой», с 2002 в В. Уфалее — открытый фестиваль муниципальных театров Урала «Новый взгляд». С нач. 2000-х гг. проводятся фестивали детского самодеят. театр. творчества «Арлекин» под эгидой златоуст. театра «Омнибус», смотр-конкурс детских театр. коллективов образовав учреждений Чел. «Серебряная маска». Театр. коллективы области активно участвуют во всерос. и междунар. конкурсах, доказывая свой высокий профес. уровень. В 1999 Чел. театр драмы победил во Всерос. конкурсе «Окно в Россию». Для социальной поддержки деятелей Т. и. разработана обл. целевая программа «Жилье — актерам». Заслуги губернатора Челябинской обл. П. И. Сумина в деле развития Т. и. на Южном Урале отмечены Всерос. театр. пр. «Золотая маска» (2005). Т. и. области представлено целой плеядой деятелей культуры; в их числе автор оригинальной поэт. драматургии К. В. Скворцов; режиссеры, работавшие в разные годы в крупнейших театрах области: В. Б. Ахадов, Ю. И. Бобков, В. А. Вольховский, Б. С. Горбачевский, В. А. Зуев, Т. А. Махарадзе, В. Н. Мещанинова, Т. И. Никитина, В. Г. Панаев, Ю. В. Пронин, В. Л. Шрайман; нар. арт. РСФСР и РФ: Л. И. Варфоломеев, Г. М. Вяткина-Борейко, Н. А. Заварзина, Г. С. Зайцева, В. В. Качурина, П. В. Конопчук, Лескова, В. И. Милосердов, Б. Н. Петров, О. В. Телякова, Ю. В. Цапник; засл. арт. РСФСР и РФ: М. Ю. Аничкова, А. В. Антипова, А. А. Беркович, Г. А. Бреславский, А. В. Булдаков, С. П. Бадова, И. М. Васильева, Н. Ф. Суриков, З. П. Чечёткина, В. М. Чечёткин, А. И. Шибкое, В. Н. Ширяева, Л. А. Щендирова, В. А. Южнов; заслуженный работники культуры РФ: К. И. Антонова, С. И. Чадов; лауреат Государственной премии РФ Л. М. Вишневская; театр. критики и искусствоведы: Д. В. Бавильский, М. Р. Брандесова, А. Р. Валеев, Т. В. Жилякова, С. С. Загребин, Г. Н. Затевахина, Т. И. Марьина, И. И. Моргулес, Е. Ю. Радченко, Т. М. Синецкая, В. Г. Спешков, Л. А. Фёдорова и др.