Керамика


Керамика, изделия и мат-лы, получ. за счет спекания глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганич. соединений. К керамич. изделиям и мат-лам относятся посуда, кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульпт. детали, художеств. изделия, а также керамич. покрытия. Осн. технолог. виды К.: терракота, майолика, фаянс, кам. масса, фарфор и др. Изготовление керамических изделий на Южном Урале началось в конце неолита (см. Гончарство). К. наим. подвержена разрушению в условиях длит. нахождения в земле, служит ценным источником для изучения культур древности и средневековья. Благодаря обилию природных залежей глин древние керамич. изделия встречаются на большей части терр. совр. Чел. обл. Южноурал. К. имеет ряд общих признаков со среднерус.: строгая пропорциональность и лаконичность форм, округлых объемов, контррельефная орнаментация в виде пояса прямых и волнистых линий на плечиках и под горлышком сосуда. Значительный вклад в изучение древней К. Южного Урала в нач. и сер. 20 в. внесли: С. Н. Дурылин, Н. К. Минко, М. П. Черноскутов; археологи О. Н. Бадер, В. Ф. Генинг, К. В. Сальников. Позднее исслед. в этой области продолжили: Н. Б. Виноградов, Г. Б. Зданович, В. А. Иванов, Л. Я. Крижевская, Г. Н. Матюшин, В. С. Стоколос, Е. Н. Черных и др. Новый этап пр-ва керамических изделий на территории Челябинской обл. связан с началом освоения Рос. гос-вом Южноурал. земель (см. Колонизация Южного Урала). Коренное население местности — башкиры — не занималось изготовлением глиняной посуды. Конструкция гончарного круга (ручного и ножного) и технология пр-ва К. были заимствованы у переселенцев из рос. областей. Обширные залежи различных глин (от высококачеств. белых до низкосортных «кирпичных») позволяли удовлетворять потребности в К. в быту, стр-ве, пр-ве. В 1752 началась добыча и обработка глины для отделки печей, изготовления посуды и др. изделий. Лучшая глина, добывавшаяся в районе Верхнеувельской сл. и в 5 км к северу от Чебаркуля, отправлялась на фабрики С.-Петербурга. По данным губерн. канцелярии за 1830, ремесленники-гончары Нижнеувельской сл. (близ совр. Южноуральска) производили домашнюю посуду — миски, горшки, корчаги. Ремесл. центры сформировались в Бродокалмаке, окрестностях Чебаркуля и др. местностях, богатых запасами высококачеств. белых глин. Гончары производили продукцию для нужд местного населения, продавали свои изделия на Троицкой ярмарке (см. Ярмарки и базары), жит. др. мест. К нач. 20 в. сложилась специализация ремесленников-гончаров с выделением мастеров, подмастерьев, учеников; появились заводские и фабричные производства. По статистич. данным (1906—15), керамич. продукция выпускалась на кирпичном заводе бр. Кудрявцевых (близ Чел. ж.-д. вокзала). В справочнике урал. пром. предпр. (1910—16) указан завод В. В. Лоренсова (после Окт. 1917 преобразов. в керамический завод В. В. Лоренсова), производивший посуду, кирпич и др. Прейскурант завода включал 20 разновидностей изразцовых печей и каминов, цветную глазурь. Для пр-ва изразцов использовалась белая глина месторожд. близ с. Долгодеревенского и ст. Полетаево. На карте Чел. нач. 20 в. отмечено расположение керамич. мастерских — в заречной части города по левом берегу р. Миасс: в районе ул. Керамической (ныне Вострецова), Горшечной (Калинина), Горшечных рядов (8-го Марта), пос. Керамического (за цинк. з-дом). Расширялось пр-во К. в Троицке, Верхнеуральске, Пласте, на территории совр. Чебаркул., Картал., Уйского, Бродокалмак. р-нов. Из белой и кр. глины изготавливались сосуды устойчивой традиционной формы: горшки, корчаги, кринки, кружки, кувшины. Наиб. разнообразными были кринки: приземистые и вытянутые, с уплощ. или объемным туловом, с малым или широко отогнутым венчиком. При оформлении использовались разноцветная глазурь, контррельефный орнамент. Во 2-й пол. 1920-х гг. была проведена разведка природных ресурсов Челябинского округа. Как наиб. ценные и перспективные для фарфоровых и фаянсовых пр-в отмечены месторожд.: Синеглазовское, Смолинское, Полетаевское, в районе оз. Первое, Кременкульское. По данным геол. разведки, наличие сырья для кирпичного пр-ва было почти повсеместным. Известными были гончарные мастерские в Верхнеуральске; сс. Варламово, Кундравы и дер. Шабунина (ныне Чебаркул. р-н); сс. Бродокалмак, Шумово, ст-це Есаульской (Красноармейский район); пос. Кацбахский и Ждановский (Кизильский район), Варшавка (Карталинский район), Владимировка (Варненский район). Пластич. свойства глины позволяли производить посуду различных форм и емкостей: кружки, сливочники, кринки, корчаги, кувшины, лотки, горшочки для меда и др. Посуду крутили на самодельных ножных гончарных кругах, обжигали в горнах, декорировали. Повсеместно производились поливные изделия (покрытые легкоплавкими свинцовыми глазурями или стекловидными сплавами). Наряду с посудой изготавливались игрушки-свистульки в виде птиц (гоголь, петух, курица) и ж-ных (лошадь). Известны имена гончаров того периода: бр. Рухмалевы (Верхнеуральск); Н. А. Бекленищев, Г. В. Лузин, Г. Ф. Бабин, бр. Чухаревы (с. Бродокалмак); А. П. Пашнин (дер. Шумово); А. В. Журавлев и Ложкин (Челябинск). В 1940—60-е гг. на сырье местных месторожд. работал Бишкильский фарфоровый завод, выпускавший 0,9 млн изделий в год. В кон. 1950-х — нач. 1960-х гг. в Челябинской обл. начался период крупномасштабного развития керамич. производства. В 1957 введен в эксплуатацию Южноуральский арматурно-изоляторный завод, в гл. изоляторном корпусе к-рого располагался эксперимент. цех, где проводились опытные работы по использованию керамич. сырья. В 1963 выпустил первую продукцию Южноурал. фарфоровый завод (ЮФЗ; см. «Уральский фарфор»). Крупное фарфоровое пр-во для хоз. нужд стало возможным благодаря наличию хорошей сырьевой базы, ж.-д. ветки, рабочей силы, размещению предпр. в центре района потребления. В 1-й пол. 1980-х гг. на ЮФЗ производилось 23 млн изделий в год. В заводском музее представлена посуда разнообразных форм и расцветок, в т. ч. высокохудожеств. образцы, разработ. худ.-керамистами заводских мастерских П. Э. Дербиным, Н. Н. Камиловым, С. А. Мусаковым, А. Л. и В. Н. Пановыми, Н. И. Садовой. В теч. 5 лет на предпр. работала худ. Е. А. Щетинкина, имя к-рой ныне известно в России и за рубежом. В нач. 1970-х гг. в Челябинской обл. началось формирование художеств. направления благодаря творчеству А. П. Кудрявцева, В. Ф. Тайницкого, И. Цейгер, Б. Г. Чернышёва, Щетинкиной и др. В 1980-х гг. создавались детские и взрослые коллективы, занимавшиеся изготовлением глиняных игрушек. Одной из первых в Чел. появилась нар. студия скульптуры и К. под рук-вом В. Т. Егорова, участники к-рой (И. Н. Зелинская, А. С. Пурик) на основе рус. традиций создают свои игрушки. Рук. детской студии «Керамика +» Пурик разработал авторскую программу, направл. на раскрытие творч. способностей детей. В настоящее время в Чел. и области действует мн. подобных коллективов (при школах, детских садах, домах нар. творчества). Педагоги дополнительного образования О. Н. Бондарь и А. В. Колмогоров (Коркино) осуществляют обучение гончарному иск-ву по разработ. ими программе. В 1990-е гг. сформировалось новое поколение художников-керамистов, большинство из к-рых — выпускники Красноярского художеств.-графич. ин-та: С. Китова, Е. Пензина, В. Хаар, Э. Ф. Шарафутдинова. Для нового направления характерно обращение к древним знаковым системам. Во 2-й пол. 1990-х гг. в Челябинской обл. художеств. уч-ще открылось отделение керамики (рук. А. Р. Хамидуллин); первый выпуск состоялся в 2003. Большие коллекции Южноурал. К. хранятся в фондах ЧОКМ, археол. лабораториях ЧелГУ, ЧГПУ. Результаты исслед. коллекций отражены в науч., уч. и популярной лит-ре.