Революционные комитеты


Революционные комитеты, ревкомы (РК), врем. чрезвычайные органы Советской власти, действовавшие в период Гражданской войны. В организации и деят-сти РК использовался опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917; в отличие от ВРК ревкомы существовали как самостоят. органы, сосредоточившие в своих руках всю полноту гражд. и воен. власти. Формирование РК не предусматривалось Конституцией РСФСР 1918; первонач. отсутствовали законодат. акты, регламентирующие их создание, структуру, взаимоотношения с др. органами. Только во 2-й пол. 1919 в ряде случаев РК стали создаваться на основе декретов и пост.: «Об организации гражданского управления в Сибири» (27 июля 1919), «Положение о Сибирском революционном комитете» (7 окт. 1919; см. Сибирский революционный комитет). Единая инструкция, законодательно оформившая практику создания РК, появилась с выходом положения ВЦИК «О ревкомах» (24 окт. 1919), в к-ром отмечалось, что РК — врем. органы и «при создании возможности перехода к нормальному построению местных органов власти... назначаются выборы в Советы, исполкомам которых ревкомы передают свои полномочия». Первые РК были созданы в 1918 распоряжениями территориальных Советов депутатов, парт. орг-ций и РВС фронтов. В местностях, отбитых у белых, РК формировались РВС действовавшей на данной терр. армии; подчинялись РВС армии и центр. органам Советской власти. Весной 1919 на Урале, в ходе наступления частей Восточного фронта красных, встал вопрос о методах и формах восстановления местного аппарата Советской власти: опыт показал, что Советы не способны в полн. объеме решать задачи по снабжению наступавших частей Красной Армии и обеспечению полит. контроля в волостях; в составе Советов оказалось значит. число «чуждых» (с большевист. точки зрения) людей; положение осложнялось действием остатков белогвард. частей в тылу Кр. Армии, хоз. разрухой. В создавшихся условиях ведущая роль была отведена полит. органам Третьей и Пятой армий Восточного фронта. Для работы по восстановлению местных органов власти в структуре арм. политорганов создавались спец. подразделения — крест. подотделы и секции. После взятия красными насел. пункта политорганы направляли туда своих уполномоченных, к-рые, опираясь на коммунистов и сочувствующих Советской власти, создавали РК, инструктировали назнач. лиц, помогали наладить работу. Красноармейцы — организаторы Советской власти — исполняли эти функции по неск. месяцев, следуя за своими наступавшими воинскими частями. По мере продвижения Красной Армии на В. был полностью осуществлен переход от представит. к чрезвычайным органам власти в крае. Губерн. и уездные РК создавались РВС армий, волостные и станичные — комиссарами полков. Так, политработник В. Ф. Дружицкий по мандату РВС Туркестанской армии возглавлял врем. ревком Уфы, работал в РК Златоуста, Троицка и Кустаная. В функции РК помимо хоз. работы входили: контроль за обеспечением порядка; пресечение попыток агитации против Советской власти; учет «враждебных элементов»; оказание помощи частям Красной Армии в обеспечении обмундированием, продовольствием, пополнении личного состава. Политически надежные и немногочисл. по составу, РК отличались оперативностью в принятии и реализации решений; в 1919 стали осн. формой организации управления (до упрочения Советской власти). В июне — авг. 1919 крест. подотделом 5-й армии были направлены на работу по созданию сов. органов в Верхнеуральске 2 инструктора-организатора, в Кустанае — 3, в Кургане — З. Группа инструкторов была командирована в район каз. поселений (от Чел. к Оренбургу). В Златоусте 19 июля 1919 на организационном собр. с участием представителей политотдела 5-й армии К. И. Грюнштейна и Т. Д. Дерибаса был создан ревком во главе с В. П. Сулимовым; чл. комитета стали Дружицкий (зам. предс.), Бояршинов, Смольников, В. А. Чевардин (см. Чевардины). Летом 1919 в Златоустовском уезде было сформировано 36 волостных РК, к осени — 198. Орг. 21 июля Кыштымский волревком возглавлял И. В. Гузынин (см. Гузынины), Каслинский — А. Г. Мамкин. РК были организованы также во всех горнозаводских поселках. В Чел. 27 июля 1919 был создан врем. уездно-гор. ревком (предс. Ф. И. Голощёкин), к-рый с образованием Челябинской губернии (3 сент. 1919) был реорганизован в Челябинский губревком; в его состав вошли: М. Х. Поляков (предс.), Е. В. Плотников (секр.), Н. В. Соколов, Д. Е. Сулимов. В Челябинском уезде в июле — авг. 1919 РК появились в каждой из 71 волостей и станиц, в Троицком уезде — в 89 крест. волостях и в каз. станицах. Процесс создания РК на Южном Урале в осн. завершился к концу нояб. В Чел. губ. насчитывалось 277 волостных и станичных РК, св. 1,5 тыс. сел., поселковых и ж.-д. РК. На губерн. съезде представителей уездных, волостных, станичных и сел. РК (Челябинск, 1—3 окт. 1919) присутствовало 154 делегата. Создание разветвл. сети РК позволило РКП(б) в сжатые сроки установить контроль за положением в отдал. от гор. центров районах и начать работу по реализации сов. политики. Особое внимание уделялось подбору кадров в сов. органы власти. Уездные и губерн. РК (в отличие от сел. и волостных) комплектовались только чл. РКП(б). Как правило, руководящие работники чрезвычайных органов одноврем. являлись парт. рук. (так, Поляков совмещал должности предс. ревкома и предс. губкома партии). Для рук-ва работой в Троицком и Верхнеуральском уездах (терр. 2-го и 3-го воен. отделов ОКВ; см. Военные округа) РВС 5-й армии образовал уездные РК, во главе к-рых были поставлены выходцы из каз. сословия — А. Н. Карпов (Троицк), Н. Д. Каширин (Верхнеуральск; см. Каширины). В Троицкий ревком (орг. 4 авг. 1919) вошли Ф. П. Свешников (чл. Казачьего отдела ВЦИК), М. А. Леонтьев, Н. Г. Тарасов, В. С. Шумских; в Верхнеурал.— В. А. Константинов, П. Д. Каширин (см. Каширины), Н. К. Шкаев. На сов. работу был направлен демобилиз. личный состав полка им. Степана Разинаи Верхнеурал. кав. полка (приказом ставились задачи: «очистить войсковые отделы и станицы от контрреволюционной буржуазии», восстановить Сов. власть, ввести «справедливые коммунистические порядки»). Демобилиз. красноармейцы были обязаны по первому призыву явиться в распоряжение воен. комиссаров. Для охраны РК 2-го и 3-го каз. отделов было выделено по 3 пулемета и 100 винтовок. В Чел. уезде волостные РК возглавили: В. П. Пахомов (пос. Смолино), П. И. Евдокимов (с. М. Дюрягино), А. Е. Саломатов (Б. Рига), Д. Я. Масалин (Травянское), Семов (Шумиха). Среди первого состава волостных и сел. РК изредка фигурировали и представители прежней власти (так, в с. Галкино Шадринского уезда ревком возглавил С. Р. Иванищев, бывший предс. волостной управы). В условиях отсутствия законодат. базы политотделы армий самостоятельно разрабатывали инструкции. Уездные РК создавались из 5—7 чл., в составе неск. отраслевых отделов, подразделявшихся на подотделы. Штатный состав волостных ревкомов был определен в 3 чел. Для реализации принятых решений при РК создавался исполнит. аппарат; в случае необходимости — дополнит. отделы и комиссии. Так, при формировании Чел. ревкома были образованы отделы: управления, воен., социального обеспечения; комиссии — чрезвычайная и по учету продовольствия и имущества, захвач. у белых. 6 авг. 1919 ревкомом был создан уездный совнархоз, 15 авг.— отдел здравоохранения; в теч. месяца — отделы народного образования, труда и земельный; 4 сент.— комдез (см. Комиссии по борьбе с дезертирством). В Златоусте уездный ревком включал отделы: управления, экон., прод., труда (и 14 подотделов); в Кыштыме — прод., коммунального х-ва, народного образования, социального обеспечения; в Каслях — труда, продовольствия, земледелия, милиции, просвещения; в Шумихе — соцобеспечения, образования, воен., финанс., земельный. В соответствии с Положением ВЦИК Южноурал. РК действовали как тыловые. Они взяли в свои руки управление пром. предпр.; принимали меры по восстановлению нар. х-ва; решали вопросы улучшения материальных и бытовых условий жизни населения, социального, мед. обслуживания, культ.-просвет. работы, ликвидации неграмотности. В Златоусте 19 авг. 1919 ревком принял решение о мобилизации рабочих и служащих на уборку хлеба и доставку его к ж.-д. путям. В Кыштыме ревком провел сбор добровольно пожертв. хлеба в пользу голодающего центра (в Петроград было направлено св. 800 пуд хлеба). При участии РК проходили мобилизации и формирование пополнения для частей Красной Армии. Так, первонач. вопросы обеспечения Красной Армии всем необходимым входили в функции учетно-реквизиционной комиссии, сформир. на 2-м заседании Чел. ревкома. С 22 авг. работу по формированию частей Красной Армии и проведению мобилизаций взял на себя воен. комиссариат, созданный как отдел ревкома; воен.-организационной работой в станицах и волостях занимались военные комиссариаты, входившие в состав РК. Чел. и Троицкий уездные РК направили в поселки и станицы для мобилизационной работы 14 агитаторов. Под рук-вом РК проводились и адм.-территориальные реформы: в Троицком уезде в 1919 кол-во волостей и станиц было сокращено (со 180 до 38 станиц и 11 волостей). РК оказывали помощь семьям красноармейцев и мобилизованных. Чел. губревком для обеспечения семей мобилизованных выделил Троицкому ревкому 1 млн руб., Кустанайскому и Курганскому РК — по 5 млн (на эти средства приобретались одежда, продовольствие, семена и пр.). В Златоусте ревком своим решением (июль 1919) выделил семьям мобилизованных квартиры «бежавшей буржуазии». В Верхнеуральске, Оренбурге, Троицке, Чел. РК действовали совм. с Воен. советами созданных здесь укреп-районов: через свой аппарат вели разведку, выясняли положение в станицах, принимали меры для ликвидации вооруж. формирований (см. Повстанческое движение). Представители РК входили в состав Воен. советов. Возлагавшиеся на РК задачи зачастую решались принудит. мерами (конфискации, прод. реквизиции, мобилизации, труд. повинность), что вызывало недовольство и сопротивление со стороны населения. (Подробнее см.: Военный коммунизм; Продотряды; Продразвёрстка.) Так, в пос. Смолино Челябинского уезда жит. были предупреждены, что за отказ исполнять приказы ревкома они будут преданы суду воен. трибунала (см. Революционные трибуналы). Отсутствие законодат. базы, подбор кадров по принципу рев. целесообразности и полит. лояльности, спешка при формировании чрезвычайных органов нередко приводили к злоупотреблениям властью работниками РК. Так, за короткий период в Белокатайском ревкоме (Златоуст. уезд) за различные злоупотребления были отстранены от работы по решению губревкома 6 чел. (предс. С. Шамсутдинов арестован по обвинению в систематич. незаконных реквизициях и пьянстве, сменивший его З. Фазихов отстранен по обвинению в злоупотреблениях властью). Под трибунал были отданы также работники Кыштымского волревкома Огурцов и Глазков, чл. Курганского уездного ревкома А. Ф. Дмитриев. В протоколе съезда представителей РК в Чел. (1 окт. 1919) записано, что в Троицком уезде «все председатели наскоро состряпанных ревкомов отстраняются и на их место ставятся сознательные работники». В кон. 1919 — нач. 1920 на Южном Урале началась подготовка к выборам в местные Советы. Избират. комиссии, создававшиеся при РК, разрабатывали инструкции, составляли списки избирателей (из к-рых с особым вниманием исключался «контрреволюционный элемент»), К выборам в местные Советы Чел. губ. было решено приступить с нояб. 1919. С 28 нояб. по 4 дек. 1919 работал Чел. уездный съезд Советов, избравший исполнит. к-т; к марту 1920 уездные съезды прошли в Кургане, Кустанае, Троицке, Верхнеуральске. Губерн. съездом Советов (24 апр.— 3 мая 1920) был завершен переход от чрезвычайных к конституционным органам власти. В Троицке ревком был упразднен 22 дек. 1919 (после 1-го уездного съезда Советов), в Верхнеуральске — в марте 1920. Деят-сть РК позволила правящей партии упрочить свое положение и мобилизовать все ресурсы для разгрома противника. Опыт внеконституционных органов, имевших широчайшие полномочия, был использован при массовых полит. репрессиях 1920—40-х гг.