Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Русская традиционная архитектура

Русская традиционная архитектура. В ходе освоения края (см. Колонизация Южного Урала) на Юж. Урале появлялись традиционные для русских формы поселений, осн. из к-рых — село (поселение, где имеется церковь) и деревня, а также поселения с малым кол-вом жит.: слобода, острог, починок, погост (церковь и крест. дворы при ней), выселок (поселение на новом участке, отвед. при земельном переделе), заимка (1-дворное поселение, чаще врем.). Мн. из мелких поселений к сер. 18 в. разрослись, став селами. С кон. 16 — нач. 17 вв. строились правосл. монастыри; со 2-й пол. 17 в., когда на Урале складывался один из центров старообрядчества, возникали старообрядч. скиты (см., напр., Сунгульский староверческий скит). Для Юж. Урала характерны такие типы поселений, как город-крепость (см.: Крепости; а также Верхнеуральска архитектура; Троицка архитектура; Челябинска архитектура) и город-завод (см.: Златоуста архитектура; Кыштыма архитектура). Осн. часть поселений закладывалась вдоль рек, служивших трансп. магистралями и источниками энергии; важную роль в развитии насел. мест играли караванные пути. На Юж. Урале, где селились выходцы из разных краев Рос. Империи (сев., среднерус. зоны, Поволжье и др.), получили развитие различные традиции градообразования и нар. зодчества, адаптир. к местным условиям. (См. также: Горнозаводское население; Крестьянство; Оренбургское казачье войско: войсковое хозяйство и быт населения, раздел «Быт оренбургского казачества».) В 18—19 вв. были распространены 4 осн. типа застройки поселений: свободная (без выраж. центра и улиц, со «свободной» постановкой двора); рядовая (дворы вдоль сухопутных дорог — с 2-сторонней застройкой, у рек и озер — с 1-рядной или многорядной); замкнутая (дворы вокруг центра — церкви, площади и др.); регулярная (с улично-квартальной планировкой). Три первых типа развивались спонтанно; последний активно вводился местной администрацией после Указа Петра I о строении крест. дворов по чертежу (7 авг. 1722); получил наибольшее распространение в селениях горнозаводской зоны. Наиб. компактной была планировочная структура селений сев. и горной части края (где природные условия более суровы): улицы плотно застроены домами, объедин. крытыми дворами с хоз. постройками; как правило, отсутствуют палисадники и общест. зоны озеленения (скверы и т. п.). К Ю. планы поселений формировались свободнее; важное значение придавалось ориентации дома относительно солнца: строители стремились обратить жилище на «лето», на «полуденную», или «красную», сторону. С учетом природных факторов (ориентация по солнцу, наличие водоема, ветровой режим и пр.) сложилась характерная планировка урал. поселений: меридиональное направление осн. улиц при 2-сторонней застройке, широтное — при 1-сторонней. До сер. 18 в. гор. и сел. архитектура развивалась в одном направлении; позднее гос-во принимало меры по перепланировке сел. поселений на общих с гор. стр-вом принципах регулярности. Указы 1722, 1724, 1735, 1753 предписывали ставить дома в линию, разделяя их в целях противопожарной безопасности «указной дистанцией». В гор. и сел. застройке началось преобразование типа жилого дома: в городе обязат. стали «образцовые проекты»; в деревне преобразование коснулось в осн. фасадов изб, в композицию к-рых включались элементы стилевой архитектуры. В соответствии с нормами регулярного градостроительства сформировалось представление об обращ. к улице фасаде как о гл. До сер. 19 в. дома строились преим. из дерева, при этом им придавали вид кам. (т. о., термин «деревянная архитектура» к ним неприменим). Отмечалась тенденция к увеличению кол-ва образцовых фасадов. Спец. указом 1843 было разрешено в столичных городах придавать жилым домам «вид неединообразный». Проекты для сел в 1830—40-е гг. составлялись с учетом специфики быта разных народов (сообразно религ. и хоз. традициям, климат. условиям, обеспеченности местными строит. мат-лами). В «Атласе нормальных чертежей сооружениям по ведомству Министерства государственных имуществ» (1842) представлены проекты домов, разработ. «по обычаям северной полосы», «средней полосы» и «южной полосы». Серией проектов жилых домов для уездных городов (издана в 1853—56) впервые официально предусматривалась возможность возведения домов в «крестьянском вкусе» — с бревенчатыми стенами (без облицовки). Указ 1858, отменивший обязательность образцовых проектов, открыл возможность для развития в гор. условиях Р. т. а., осн. на традициях нар. дерев. зодчества. (См. также Градостроительство и архитектура.) На Руси, где дерево было самым дешевым строит. мат-лом, легко поддающимся обработке, из него сооружались храмы, крепости, оборонит. укрепления, колодцы, тротуары и мостовые; дерево преобладало в стр-ве вплоть до кон. 17 в., а в провинции — до кон. 19 в. Так, в Чел. до кон. 19 в. преобладала 1-этажная дерев. застройка; по сведениям Оренб. статистич. к-та, в 1870 здесь было всего 9 кам. домов. На Юж. Урале мн. образцы дерев. зодчества были уничтожены пожарами 18—20 вв. Осн. строит. породами являлись сосна и лиственница (благодаря смолистости и высокой устойчивости против гниения, прямизне ствола, плотности древесины). В юж. районах использовались береза и осина (для отд. частей здания и хозпостроек). В качестве строит. мат-ла широко применялась глина, гл. обр. для сооружения печей. В кон. 18 — нач. 19 вв., с появлением на Урале стек. з-дов, окна начали стеклить (ранее использовалась слюда). Вошедший в массовый обиход кирпич использовался в церк., пром., гор. стр-ве, с сер. 19 в.— при возведении богатых подворий (для фундамента, печей-голландок). В кон. 19 — нач. 20 вв. сооружались кам. и кирпичные «кладовые» с жел. дверями и крышами. Широко использовались кованые и литые металлич. изделия: дверные крюки, замки, заслонки, вьюшки, печные связи, скобы и пр.; в 19 в. крестьяне начали использовать в жил. стр-ве гвозди. Дерево, остававшееся осн. строит. мат-лом, употреблялось гл. обр. в виде бревен (диаметром 25—50 см, дл. 5—10 м); реже — брусьев, пластин (плах) и досок (теса), процесс получения к-рых был достаточно трудоемким. Гл. орудием был топор, к-рым срубали деревья, изготовляли бревна, брусья и доски, вынимали пазы и гнезда при вязке срубов, выполняли часть работ по украшению зданий дерев. резьбой (отсюда широкое распространение в разговорной речи глагола «срубить» в значении «построить»); использовались также скобель, или тесло (для снятия коры и обтесывания бревен), сверло, долото, молоток, пила (первонач.— в «государевых» и монастырских х-вах, в нар. обиход вошла на рубеже 18—19 вв.; «пильные мельницы» на металлург. з-дах появились в нач. 18 в.). Строит. навыки передавались из поколения в поколение в процессе коллективного выполнения (с помощью родственников, соседей) всего цикла строит. работ — от заготовки леса до декоративной отделки построек. Наиб. зажиточные застройщики нанимали плотников из Поморья («устюжан», «двинян»), Вятки и Поволжья. Традиционные конструктивные приемы и архит. формы имели местные варианты. Осн. формой конструкции является сруб из образующих стены венцов (рядов горизонтально полож. бревен, связ. в углах врубками). Сопряжение бревен в углах зданий производилось чаще всего «врубкой с остатком» («в обло»), реже — «без остатка» («в лапу», «в штап»). Паз, вынутый по длине бревна, прокладывался мхом (или по окончании рубки проконопачивался паклей). Большинство бревенчатых домов имело обшивку: в 19 в.— исключительно горизонтальную, выполн. из широкого и толстого теса; позже появилась фигурная обшивка («в елочку» и др.); нередко обшивался лишь гл. фасад крупнобревенчатого сруба — «палублена» (урал. назв.). Большинство срубов были квадратными или прямоугольными в плане; масштабные постройки, гл. обр. церкви,— 8-угольными в плане (восьмерик при той же длине бревен позволял увеличить площадь здания примерно в 3 раза); часто восьмерик ставился на 4-угольном основании (т. н. восьмерик на четверике), иногда на крестообразном в плане; для увеличения площади к зданию пристраивались дополнит. срубы (приделы со стороны юж. или сев. фасада). Срубы обычно ставились без фундамента («на пошве»); по углам, иногда по осям стен закладывались большие камни, в нек-рых случаях — дерев. «стулья» (из обрезков бревен большого диаметра). Правосл. храмы, как особо значимые здания, возводились по традиционной конструктивной схеме, осн. на комбинации 3 прямоугольных срубов (клетей): осн. (сама церковь), вост. и зап. (алтарь и притвор); в 18—19 вв. являлись архит. доминантами урал. городов и сел по высоте, объему и выразительности (достигавшейся за счет многообразия форм кровли, увенч. большим кол-вом глав). На терр. Чел. обл. сохранилось незначит. кол-во дерев. храмов, в частности в с. Лейпциг Варн. р-на — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. (Подробнее см. Храмовая архитектура.) На Юж. Урале — одном из центров горнозаводской промышленности — до 1830—40-х гг. дерево оставалось осн. мат-лом и при стр-ве производств. зданий. С 1830—40-х гг. на Урале начали широко применять кирпич и местные мат-лы (камень) в пром. стр-ве, позднее — и при сооружении гражд. зданий (культовых, общест., жилых, хоз.); при этом гл. мат-лом оставалось дерево. До нач. 20 в. из дерева строились вокзалы (в т. ч. отд. здание вокзала 4-го класса в Чел.), больницы, учреждения культуры (напр., Нар. дом в Верхнеуральске; см. Народные дома). Подавляющее большинство жилых зданий (наиб. зависимых от климат. условий) и хоз. сооружений (не подверж. влиянию художеств. или техн. новшеств) также возводилось из дерева, по традиционным конструктивным схемам. До наст. времени жилые и подсобные постройки, не составляющие единого объема, размещаются в общей системе, образуя двор. На Урале встречаются дворы 3 типов: крытый, полукрытый и открытый. С Рус. Севера пришла традиция объединения всех построек под одной крышей; сохранились, напр., 2 такие постройки (ок. 1799 и ок. 1850) в В. Уфалее (ул. Урицкого). Наиб. древний и распростран. на Урале тип — 1-рядная застройка (в нек-ром удалении от дома в 1 линию расположены погреб, завозня, скотная или черная изба и амбары; позади всех строений — скотный пригон с хлевами). Для сев. части региона обычны 2-этажные хоз. постройки (теплый хлев, над ним — «на повети» — место для хранения сена и инвентаря). В 2-ярусных усадьбах («на два коня») одна сторона — жилье, др.— 2-ярусный двор. В 19 в. появилась 3-рядная застройка: хоз. двор расположен параллельно дому на значит. удалении от него; образовавшееся пространство представляет собой дополнит. двор; дом и все надворные строения окружены со всех сторон тесовым забором (до кон. 19 в.— заплотом, т. е. забором из горизонтальных бревен, забранных в пазы столбов). Подобная схема, а также устройство повалов (выпуск бревен для поддержки свесов кровли) встречались в хоз. постройках Чел. и в 1980-е гг. В предгорной части региона открытую часть двора обычно перекрывали на осенне-зимний период; в центр., где более мягкий климат, двор оставляли частично открытым; в юж.— двор открыт и озеленен, жилой комплекс имеет большую площадь. Нар. жилище — изба — характеризуется значит. разнообразием типов. В 18 в. в крест. х-вах преобладали «черные» (курные, т. е. с беструбной печью) избы. В горнозаводской зоне и сев. части Юж. Урала строились сев. избы на высоком подклете (пол настелен на выс. 5—6 венцов, что обеспечивает изоляцию от сырой и холодной земли, предохраняет от снежных заносов; подклет и подполье использовались для хранения продуктов). В таких домах клеть была 2-этажной: в верх. хранили домашние вещи, летом спали; в ниж. находился погреб, хранился хоз. инвентарь. В нек-рых 2-этажных домах подклет углублен в землю; вдоль стен установлены рундуки (внутр. завалины, обшитые тесом) для предохранения жилища от сырости («полудомки»); более поздние жилые дома построены из камня или смеш. мат-лов (1-й этаж — камень, кирпич; 2-й — дерево). Во 2-й пол. 19 в. подклеты часто переоборудовались в дополнит. жилое помещение (под кухни, мастерские). В укрепл. поселениях ОКВ подклет поднимался выше надворных построек (для обеспечения кругового обзора). На остальной терр. Юж. Урала были распространены дома на низком подклете. В юж. части в жилых домах обычно отсутствовали структурные элементы, сопряж. с климат. условиями (подполье, чердак, нолати); выс. жилых помещений достигала 2,8 м; для летнего сна строились веранды. По конструктивно-планировочному решению на Юж. Урале выделяется неск. типов жилых строений: 4-стенок, 4-стенок с клетью (горницей); большие строения т. н. гор. типа — 5-стенок, 6-стенок, 2-этажный дом, дом с квартирой в 2 уровнях. Простейшая архаичная конструкция — 4-стенок — сруб (клеть), образующий единый объем с пристроенными сенями (напр., дом Семеиных, сохранявшийся до 1980-х гг. по ул. Труда в Чел.). В 18 — нач. 19 в. жилище такого типа было наиб. доступным и распростран. (особенно на окраинах городов и заводских поселков). Эта конструкция иногда усложнялась пристроем дополнит. клети (слабо освещ. помещения, используемого летом для сна, зимой под кладовую) или горницы (хорошо освещ. летнего помещения для сна, занятий и работы). Избы сев. типа могут объединять 2 (редко 3) жилых сруба, связ. сенями на столбах. В 19 в. на Урале появились 5-стенки (удлин. изба, раздел. на 2 комнаты поперечной, возвед. одноврем. со срубом стеной) и 6-стенок (внутр. пространство разделено на 3 помещения: избу, светелку, горницу). В кон. 19 — нач. 20 в. получила распространение, гл. обр. в каз. среде, разновидность 6-стенка — т. н. крестовик (внутр. пространство разделено 2 крестообразными капитальными стенами на 4 обычно неравных помещения: прихожую, избу (с рус. печью) и 2 горницы (отапливаемые печами-голландками). В поселках Нагайбак. р-на до наст. времени сохранились большие дома, построенные зажиточными казаками на рубеже 19—20 вв. (к их стр-ву привлекались и строит. артели из Верхнеуральска). Планировка 2-этажных домов в зависимости от семейного уклада, профес. занятий (местного промысла) представлена 3 осн. вариантами: для 1-го характерно повторение планировки 4-стенка или 5-стенка в обоих этажах, занятых родств. семьями; при 2-м — в ниж. этаже устраивается зимнее жилое помещение, в верх.— летнее; при 3-м — внизу размещены мастерская и кладовая (подполье), в верх.— жилые помещения. В 1-м и 2-м вариантах сени устраивают поэтажно, в 3-м — поднимают на столбы, вход в них устраивают через крыльцо (вход в мастерскую — со двора). Дом с квартирой в 2 уровнях имел иную функцион.-планировочную структуру: в ниж. уровне — подсобные помещения (кухня, столовая, кладовая), в верх.— жилые помещения (горница и спальни); этажи связаны внутр. лестницей. Его распростран. вариантами являются купеч. дома (с магазином или лавкой на 1-м этаже), к-рые составляли иногда целые кварталы, как в Троицке [усадьбы Четыркина (ул. Гагарина, 114), Осипова (ул. Октябрьская, 83), Урузаева (ул. Ленина, 105), Яушевых (ул. 30 лет ВЛКСМ, 12—14) и др.], или торг. улицы, как Уфим. в Чел. С развитием строит. техники менялась внутр. планировка 4-стенков и 5-стенков (появились дополнит. перегородки). В 1920—30-е гг. было практически прекращено стр-во 6-стенков и 2-этажных жилых домов. Со временем менялись конструкции крыши. До сер. 19 в. преобладали тяжелые 2-скатные кровли самцовой конструкции. У таких «безгвоздевых» крыш треугольные фронтоны набирались из бревен и скреплялись между собой дерев. шипами. В углубления по склонам фронтонов укладывались продольные слеги, на к-рых крепились «курицы» — еловые стволы с корневищами, обработ. в виде птичьих и конских голов. В богатых лесами районах крыши крыли «скальем» (сколотая большими пластинами береста), «драницей» (расколотыми бревнами) и «топорным тесом» (получался путем обработки драницы). В лесостепных районах кровельным мат-лом служили также хворост, земельный дерн, иногда солома. С сер. 19 в., с внедрением в обиход пилы и досок, получили распространение более легкие, «гвоздевые» стропильные 2-, 3- и 4-скатные (шатровые) кровли, крытые «пиленым тесом», в зажиточных х-вах — железом. Железо особенно широко использовалось в горнозаводских поселках и ближних к ним селах и деревнях; там же делали жел. водосточные трубы. В застройке преобладали 1-этажные дома с 2-скатной и вальмовой (4-скатной) крышей. Для защиты бревенчатых стен от влаги крыши делались с большим выносом; позднее, с заменой теса кровельным железом, уклон крыши и вынос карниза уменьшались. Переход от бревенчатой стены к дощатому щипцу закрывали карнизной доской, позднее — напуском вертикальной обшивки щипца. Впечатление органич. единства построек в урал. городах и селах усиливалось за счет однотипных конструктивных решений, применения одного мат-ла (дерева). Живописность поселений горного Урала подчеркивалась террасным размещением построек (с учетом рельефа), умелым сочетанием местных строит. мат-лов (дерева и камня-плитняка, к-рый широко применялся для сооружения цоколя, надворных построек и оград, мощения дворов). Выразительность внеш. облика жилища достигалась декоративной обработкой конструктивных элементов и деталей, архит. резьбой. Оформление фасадов испытало влияние профес. зодчества; в то же время пластич. решения крыш, оград, ворот отличаются местным колоритом, самобытностью форм, особенно при использовании резного или просечного кованого металла (в Златоусте, Каслях, Кыштыме встречаются нарядные дымовики, водостоки, решетки ограждения). Традиционно декорировались наличники и ставни окон, причелины (доски, к-рые закрывают выступающие торцы обрешетки крыши), подзоры (доски, прикрепляемые по линии потолочных перекрытий), карнизы. Обычно использовались солярные символы (для украшения дверей, ворот) или зооморфные фигуры (конь, утка, петух, лебедь, дракон). Осн. приемом обработки элементов и деталей урал. жилища традиционно была резьба, чрезвычайно разнообразная по технике исполнения, сюжетам, расположению резных элементов. Элементы, находящиеся на уровне глаз (наличники, ставни, детали ворот), декорировались плоской рельефной резьбой с мелкими, тщательно выполн. деталями; элементы, располож. выше (детали кровли, наличники 2-го этажа и пр.),— пропильной или скульпт. резьбой с более крупными и менее проработ. деталями. В Чел., напр., преобладала глухая резьба, отличавшаяся тонкостью по сравнению с более поздней «выпиловкой» (пропильной резьбой). С сер. 19 в. глухая резьба сочеталась с накладной и пропильной. К этому времени относится распространение т. н. барочных наличников, увенч. 2 волютами (завитками) в технике накладной, позже — пропильной резьбы, в т. ч. наличников с навершием. Со временем пропильная резьба стала отличит. чертой рус. стиля, особенно в постройках из дерева. Часто при стр-ве нового дома переносились или воссоздавались по образцам резные украшения фасада со старой избы. (См. Промыслы и ремёсла.) Характерно для Юж. Урала отражение в дерев. декоре нац. черт татаро-башк. орнамента (см.: Башкиры; Татары). В 19 в. появилась традиция украшать росписью внутр. часть крест. дома (стены, потолки, двери, полати и др.). Основу композиции составляли всевозможные растит. и зооморфные мотивы, изображения людей (бытовые и ист. сценки), выполн. в огранич. цветовой гамме (кр.-оранжевой, сине-голубой, зеленой, охристой). Росписью занимались вятские красильщики, а также тюменские (кармакские) мастера. Т. о., на Юж. Урале происходило развитие и взаимообогащение традиций нар. зодчества разных типов (сев. и среднерус.); формировался самобытный архит. облик насел. мест края.

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика